Рабочая программа по кружку "Речь"авт. Т.Н. Соколова
рабочая программа (3 класс) на тему

Выскуб Светлана Николаевна

Кружковая деятельность направленная на развите речи, углубление знаний по русскому языку и литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Введение

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь». Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Рабочая программа к курсу «Развитие речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.

        Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

        Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

        Цель программы: развитие речи первоклассников, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

        Цель занятий: 

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

                

        Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:                                                                                                                                                                                                                                                    - - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);                                                                                                                      - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;                                                                                                                                                      - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;                                                                                                                                                                     - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;                                                                                                   - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;                                                                                                                                                         - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.                                                                                                                                     - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;                                                                                                                            - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;                                                                                            - владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;                                             - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);                                                                                                                                                    - использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)                                            - выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.                                                                                                                                             - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;                                                                                                 - пользоваться словарями, справочниками;                                                                                                                                                                                                      - строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);                                                                                                                                                                                                                                                                                          - осознание роли речи в общении людей;                                                                                                                                                                                                             - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;                                                                                                                                                                                                                                                                                      - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.                                                                               - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;                                                - интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;                                                                                                                                                                                                     - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;                                                                                                                                                       - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.                                                                                                                                                                                                                                                             - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;                                                                                                                                                - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

                Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

        Форма занятий по развитию речи учащихся специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг (33 занятия в год)

Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать  в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,

олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,

олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи

3 класс

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.

Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов.  Изобразительно- выразительные

средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение,  использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами  словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно  употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение

определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях.

Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование (34 ч.)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деят-ти

    1

Слово

16

2

Текст

10

3

Стили речи

6

4

Резерв

2

Календарно-тематическое планирование

уро

ка

Наименование

тем  уроков

Кол-во

час.

Дата проведения

понятийный аппарат

УУД

По плану

По факту

Слово (16 часов)

1

Многозначные слова.

1

Знакомство с многозначными словами.

П: Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. Уметь  находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.                                                         Р:  Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль.                                             К: оформлять свои мысли в устной   форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. 

 

2

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

3

Фразеологизмы.

1

Познакомить с понятием «фразеологизмы».

4

Сравнения.

1

Познакомить  с понятием «сравнение».

5

Олицетворение.

1

Познакомить с понятием «олицетворение».

6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Познакомить с эпитетами, их назначением.

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

8

Откуда приходят слова.

1

Познакомить с заимствованными словами.

9

Этимология.

1

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

10

Как тебя зовут?

1

Познакомить с происхождением и значением имен.

11

Как тебя зовут?

1

Познакомить с происхождением отчеств.

12

Наши фамилии.

1

Познакомить с происхождением фамилий.

13

Топонимы.

1

Знакомить с топонимами.

14

Устаревшие слова.

1

Исследовать устаревшие слова.

15

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

16

Проверочная работа.

Текст 10 ч

17

Типы текстов.

1

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

П. Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. Уметь различать картинный план, цитатный план. Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. Уметь  находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.                                           Р:  Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль.                                             К: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.  

18

Темы текстов. Опорные слова.

1

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

19

Связь предложений в тексте.

1

20

Цепная связь предложений в тексте.

1

Обсуждение признаков текста.

21

Цепная связь предложений в тексте.

1

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

22

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Обсудить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте.

23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

24

Единый временной план текста.

План текста  развернутый план простой план текста

25

Единый временной план текста.

26

Единый временной план текста.

27

Стили речи.

1

Знакомство с понятием о временной   соотнесенности глаголов в повествовательных текстах.

П. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.   различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

Р:  Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.                                                       К: оформлять свои мысли в устной   форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

28

Стили речи.

1

29

Культура общения.

1

30

Научный стиль.

1

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разно -видностями стилей речи. «Монолог» и «Диалог».

31

Словари.

1

 Словари Виды словарей (толковый, орфографи- ческий и т.д)

32

Проверь себя.

2

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

33

Резерв

1

34

1

Учебно – методическое обеспечение:

  1.  Школа развития речи: Курс «Речь»:Методическое пособие.Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.-80 с.
  2. Т.Н.Соколова «Школа развития речи». Рабочая тетрадь, 1-2 части.2013 год.
  3. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Методическое пособие, 3класс. –М.: Издательство РОСТ. 2013.
  4. В.Волина «Весёлая грамматика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...