Главные вкладки

    Рабочая программа по кружку "Речь"авт. Т.Н. Соколова
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Выскуб Светлана Николаевна

    Кружковая деятельность направленная на развите речи, углубление знаний по русскому языку и литературному чтению

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rech.docx38.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Введение

    Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь». Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

    Рабочая программа к курсу «Развитие речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.

            Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

            Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

    Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

            Цель программы: развитие речи первоклассников, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

            Цель занятий: 

    -способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

    - совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

    - повышать уровень языкового развития школьников,

    - воспитывать познавательный интерес к родному языку,

    - решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

    Задачи курса:

    - обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

    - создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

    - формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

    Занятия построены следующим образом:

    1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
    2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
    3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
    4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

                    

            Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

    • коммуникативные:

    Учащиеся научатся:                                                                                                                                                                                                                                                    - - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);                                                                                                                      - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;                                                                                                                                                      - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;                                                                                                                                                                     - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;                                                                                                   - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;                                                                                                                                                         - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.                                                                                                                                     - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;                                                                                                                            - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;                                                                                            - владеть монологической и диалогической формами речи.

    • познавательные:

    Учащиеся научатся:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;                                             - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);                                                                                                                                                    - использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)                                            - выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.                                                                                                                                             - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;                                                                                                 - пользоваться словарями, справочниками;                                                                                                                                                                                                      - строить рассуждения.

    • личностные:

    У учащихся будут сформированы:

    - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);                                                                                                                                                                                                                                                                                          - осознание роли речи в общении людей;                                                                                                                                                                                                             - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;                                                                                                                                                                                                                                                                                      - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.                                                                               - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;                                                - интерес к изучению языка.

    • Регулятивные

    Учащиеся научатся на доступном уровне:

    - адекватно воспринимать оценку учителя;                                                                                                                                                                                                     - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;                                                                                                                                                       - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.                                                                                                                                                                                                                                                             - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;                                                                                                                                                - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

                    Занятия выстроены следующим образом:

    1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
    2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
    3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

            Форма занятий по развитию речи учащихся специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг (33 занятия в год)

    Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать  в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

    Требования к уровню подготовки обучающихся.

    К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

    знать:

    - многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

    - изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,

    олицетворение, эпитеты;

    - стили речи: разговорный и книжный;

    К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

    знать:

    - многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

    - изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,

    олицетворение, эпитеты;

    - стили речи: разговорный и книжный;

    - типы текстов;

    уметь:

    - уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

    - выразительно читать небольшой текст по образцу;

    -определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

    - вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

    -быть хорошим слушателем;

    - определять лексическое значение слова;

    - отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

    - редактировать предложения;

    - определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

    - сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

    - распознавать типы текстов;

    Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи

    3 класс

    Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.

    Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

    Слово

    Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов.  Изобразительно- выразительные

    средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение,  использовать при создании текста в художественном стиле.

    Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

    Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами  словообразования.

    Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

    Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

    Предложение и словосочетание

    Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно  употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

    Текст

    Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

    Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение

    определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

    Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях.

    Умение составлять повествование с элементами описания.

    Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

    Культура общения

    Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование (34 ч.)

    Наименование разделов и тем

    Кол-во часов

    Использование ИКТ

    Использование проектной деятельности

    Использование исследовательской деят-ти

        1

    Слово

    16

    2

    Текст

    10

    3

    Стили речи

    6

    4

    Резерв

    2

    Календарно-тематическое планирование

    уро

    ка

    Наименование

    тем  уроков

    Кол-во

    час.

    Дата проведения

    понятийный аппарат

    УУД

    По плану

    По факту

    Слово (16 часов)

    1

    Многозначные слова.

    1

    Знакомство с многозначными словами.

    П: Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. Уметь  находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.                                                         Р:  Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль.                                             К: оформлять свои мысли в устной   форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. 

     

    2

    Омонимы, омоформы омофоны.

    1

    Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

    3

    Фразеологизмы.

    1

    Познакомить с понятием «фразеологизмы».

    4

    Сравнения.

    1

    Познакомить  с понятием «сравнение».

    5

    Олицетворение.

    1

    Познакомить с понятием «олицетворение».

    6

    Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

    1

    Познакомить с эпитетами, их назначением.

    7

    Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

    1

    Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

    8

    Откуда приходят слова.

    1

    Познакомить с заимствованными словами.

    9

    Этимология.

    1

    Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

    10

    Как тебя зовут?

    1

    Познакомить с происхождением и значением имен.

    11

    Как тебя зовут?

    1

    Познакомить с происхождением отчеств.

    12

    Наши фамилии.

    1

    Познакомить с происхождением фамилий.

    13

    Топонимы.

    1

    Знакомить с топонимами.

    14

    Устаревшие слова.

    1

    Исследовать устаревшие слова.

    15

    Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

    1

    Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

    16

    Проверочная работа.

    Текст 10 ч

    17

    Типы текстов.

    1

    Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

    П. Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. Уметь различать картинный план, цитатный план. Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. Уметь  находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.                                           Р:  Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль.                                             К: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.  

    18

    Темы текстов. Опорные слова.

    1

    Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

    19

    Связь предложений в тексте.

    1

    20

    Цепная связь предложений в тексте.

    1

    Обсуждение признаков текста.

    21

    Цепная связь предложений в тексте.

    1

    Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

    22

    Параллельная связь предложений в тексте.

    1

    Обсудить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте.

    23

    Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

    1

    24

    Единый временной план текста.

    План текста  развернутый план простой план текста

    25

    Единый временной план текста.

    26

    Единый временной план текста.

    27

    Стили речи.

    1

    Знакомство с понятием о временной   соотнесенности глаголов в повествовательных текстах.

    П. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.   различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

    Р:  Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.                                                       К: оформлять свои мысли в устной   форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    28

    Стили речи.

    1

    29

    Культура общения.

    1

    30

    Научный стиль.

    1

    Знакомство с понятием «стиль речи» и с разно -видностями стилей речи. «Монолог» и «Диалог».

    31

    Словари.

    1

     Словари Виды словарей (толковый, орфографи- ческий и т.д)

    32

    Проверь себя.

    2

    Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

    33

    Резерв

    1

    34

    1

    Учебно – методическое обеспечение:

    1.  Школа развития речи: Курс «Речь»:Методическое пособие.Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.-80 с.
    2. Т.Н.Соколова «Школа развития речи». Рабочая тетрадь, 1-2 части.2013 год.
    3. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Методическое пособие, 3класс. –М.: Издательство РОСТ. 2013.
    4. В.Волина «Весёлая грамматика»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

    Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

    Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

    Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

    Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

    Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

    Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.

    Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

    Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

    Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...