Главные вкладки

    Статья на тему:
    Процесс воспитания младших школьников в современной школе.

    Лутохина Наталья Александровна

    В статье предоставлен опыт работы по теме"Процесс воспитания младших школьников в современной школе" 

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комитет образования

    Балаковского муниципального района

    Муниципальное  автономное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №28»

    Процесс  воспитания

    младших школьников

     в современной школе.

     

                                          Из опыта работы учителя начальных классов

    МОУ « Средняя общеобразовательная школа №28»

    Лутохиной Натальи Александровны

    г. Балаково

    март 2013

             Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит,  направляет, но и воспитывает. Что же такое воспитание?  (Слайд 2)

            Воспитание  – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

    Воспитание  – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение,   самосовершенствование.

    Воспитательная работа в школе включает в себя 3 взаимозависимых и взаимосвязанных блока: (Слайд 3 )

    1. Воспитание в процессе обучения.
    2. Внеурочная деятельность.
    3. Внешкольная деятельность.

    Воспитание в процессе обучения.

           Вечная задача педагогики  –  воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Учебный процесс несёт огромный воспитательный потенциал. На уроке воспитываются ценностные отношения к человеку, труду, науке, прекрасному. Ребёнок познаёт:  жизнь, истину, человека.

         (Слайд 4)  

          В.А. Сухомлинский писал: «Обучение - важнейшее средство умственного воспитания. Успех умственного воспитания определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы, духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция. (Слайд 5) Культура, содержание учебных программ, характер методов обучения, организация умственного труда учащихся на уроке и дома». Уроки должны формировать гражданскую и нравственную позицию младшего школьника.

           Первый шаг к познанию Родины – изучение семьи.   (Слайд 6)  

           Целью такой работы является изучение семейных реликвий, традиций, профессий членов семьи, вклада   семьи в дело  Победы в Великой Отечественной войне, трудового вклада членов семьи в развитие страны. На уроке окружающего мира в 3 классе дети работали над проектом «Моя родословная». Дети знакомились с  историей своей семьи, готовили  рассказы и презентации «Моя семья», «Традиции нашей семьи», «Откуда я родом», «История моего имени и фамилии». Составляли семейное древо.  

            Сочинения на тему «Моя Родина – Россия!», «Кем я хочу быть?» способствуют воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

            Основой патриотического воспитания младших школьников является изучение родного края. Краеведение есть не что иное как, как важное средство связи школы с жизнью. Так при изучении темы  «Наш край» по окружающему миру дети знакомились с историей своего края, с его природой и культурой. Составляли сообщения и презентации о Саратовской области и городе Балаково: «Моя маленькая Родина», « Имя Саратова на карте страны», «История моего края», «Кто прославил наш край», «Балаковцы в годы войны».

              По словам Д.С.Лихачёва «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

    Внеурочная  деятельность.  

          Принципы, на которых строится  учебно - воспитательный процесс в школе, находят своё продолжение во внеурочной работе. Соблюдение преемственности между учебной и внеурочной работой - одно из важнейших условий организации и руководства внеурочной жизнью детей.

                                                                                                                                                                                1

              Начальная школа – это начало формирования человеческой личности.    (Слайд 7)                                                

              Внеурочная деятельность в школе осуществляется по ряду важнейших направлений:

    • Воспитание познавательных интересов. 
    • Трудовое воспитание. 
    • Гражданское воспитание. 
    • Спортивно - оздоровительное воспитание. 
    • Духовно - нравственное воспитание. 
    • Эстетическое воспитание. 

    Воспитание познавательных интересов.

          Успешное овладение знаниями  младших школьников невозможно без интереса детей к учёбе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок.  В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать, углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы – олимпиады по предметам. Олимпиады способствуют воспитанию познавательного интереса у детей и помогают определить их уровень знаний. Привить любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить – вот задача каждого учителя. Ученики моего класса активно принимают участие в различных предметных олимпиадах (Слайд 8)  и часто занимают призовые места в параллели. А у нас  в параллели 5 классов. (Слайд 9) Олимпиада в собственной школе – это первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня. В 2006 - 2007 учебном году моя ученица Леонтьева Алёна в конкурсе «Русский медвежонок» набрала 106 баллов и заняла 4 место в регионе.

            Младшие школьники с интересом  и энтузиазмом принимают участие в различных викторинах, конкурсах, марафонах по предметам. Традиционными в нашей школе стали предметные недели. В начале недели проводится линейка по параллелям дети готовят газеты (Слайд 10 ), затем олимпиады в классе и по параллелям. Завершает неделю тематический праздник. (Слайд 11)  Так в феврале у нас прошла неделя окружающего мира и была проведена маршрутная игра «Знатоки природы». Ученики 4 классов были организаторами и помощниками на станциях, ребята из 2 и 3 классов с интересом путешествовали по станциям «В мире животных», «Эти загадочные растения», «Экологическая полянка» и т.д.

    Трудовое воспитание

               (Слайд 12)  

              Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования сознательного отношения к труду: трудолюбия, аккуратности, добросовестности, стремление к достижению более высоких результатов, проявлению инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи.

              Кроме навыков учебного труда у младших школьников необходимо развивать   навыки самообслуживания и коллективного труда. По этому направлению мною также ведётся большая работа – это организация ежедневного дежурства детей в классе, операция «Чистюля» в конце  каждой четверти, участие в акции « Чистый город» (Слайд  13)

              С целью знакомства с профессиями родителей,  развития  у детей чувства гражданского самоопределения и  выборе трудового пути в будущем,  наш класс в прошлом году работал над проектом  «Все профессии важны – выбирай на вкус!». Были проведены беседы, классные часы о различных профессиях; экскурсии на предприятия города. Дети готовили сообщения и презентации, рисунки и сочинения «Моя будущая профессия». (Слайд 14 ).

             Совместно с родителями  была сделана выставка поделок, фото - газеты (Слайд 15) о работниках школы и «Профессии наших родителей». Завершающим этапом работы над проектом стал общешкольный праздник, на котором  в игровой и занимательной форме дети представили разные профессии. (Слайд 16)

             Большую помощь в организации праздника оказали родители: они шили костюмы, приносили свои фотографии, поделки, рассказывали детям о своей профессии.

                                                                                                                                                                               2

    Формирование основ гражданственности и патриотизма

    Гражданско – правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.

    Основы гражданственности составляют: любовь к родине, родному краю, городу; осознанная правопослушность, нравственная чистота в деятельности и отношениях, глубокое чувство патриотизма и толерантности.  Это раскрытие перед учеником его гражданских прав и свобод, воспитание необходимости их соблюдения.  

    (Слайд 17)

    Можно выделить следующие важные направления в работе по воспитанию патриотизма у младших школьников:

    • воспитание любви к своей Родине;
    • приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии;
    • разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей;
    • воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им.

           Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное  уважительное отношение к её истории. Уважение к родной стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.

    Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.

            С целью формирования таких нравственных качеств как доброта, отзывчивость, милосердие ребята ежегодно принимают участие в общешкольных социально-значимых акциях (Слайд 18) «Милосердие», «Малютка», «Дети – солдатам России».

            Важную роль в патриотическом воспитании  играют беседы и классные часы по изучению символики  и истории российского государства. Беседы  «Кто такой патриот?», «Что значит быть гражданином своей страны?» заставляют задуматься, поразмышлять над этими вопросами.  

              Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться,  учитывая возрастные психологические особенности на основе активности самих  учащихся. Смотры строя и песни, инсценировки песни на военную тематику, игра «Зарница» - всё это строится  на детской моторной активности. А сколько положительных эмоций приносят такие мероприятия детям и взрослым!

     (Слайд 19)

     В прошлом году наш класс принял участие в общешкольной игре «Зарничка» и заняли призовое место. Игра состояла из нескольких этапов: «Сапёры», «Метание гранат», «Связисты», «Санитары», «Разведчики», которыми ребята успешно справились и проявили взаимовыручку. 

                  Экскурсии по изучению родного края (Слайд 20 ), в краеведческие музеи ( Слайд  21), музеи, которые знакомят с боевыми (Слайд 22), трудовыми достижениями граждан нашей страны, а также достижения станы в целом, играют важную роль в гражданском становлении школьников.

      В нашей 28 школе работают четыре музея.

                (Слайд 23)

    • Комната «Быт народов России»   -  кабинет 124 руководитель Сафронова Наталья Павловна

           (Слайд 24)

    • Комната Боевой славы  –    кабинет 217 руководитель Журбина Татьяна Валентиновна

     (Слайд 25)

    • Экспозиция военной техники в миниатюре – кабинет 132 руководитель Черватюк Александр Сергеевич

    (Слайд 26)

    • Музей «Страницы летописи балаковского образования» -   руководитель Грустливая Анна Михайловна

    Отличительной особенностью школьного музея является то, что вся его деятельность непрерывно связана с жизнью того места, где живёт ребёнок.                                                                                         3

             Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является проведение читательских конференций по книгам, где раскрывается подвиг русского народа в годы войны. (Слайд 27)

           Большую помощь в этом оказывает наш школьный библиотекарь Зяблина Елена Геннадьевна. Всем классом мы часто бываем в библиотеке, где для младших школьников организуются интересные викторины, беседы, выставки книг.

           На современном этапе развития российского общества патриотическое воспитание школьника становится предметом государственной политики и обязательной частью образования, начиная с начальной школы. Уважение к историческому прошлому своей страны. Понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки, культуры, спорта служат основой для развития личности ребёнка.

    Духовно-нравственное воспитание

         (Слайд  28)

          Теснейшим образом с гражданским воспитанием связано нравственное воспитание.

    Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у школьников морального сознания, нравственных чувств, навыков и привычек поведения. Важно воспитать в детях чувства уважения к старшим, родителям, сверстникам;  выработать умение сопереживать, сочувствовать окружающим людям, готовность помочь слабому. Большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Раз в месяц по данному направлению я провожу с детьми беседы на темы: « Об отношении к Родине», «О товариществе и дружбе», «О доброте, отзывчивости и скромности», «О честности и умении держать слово». «О счастье», «Что такое справедливость», «Хороший ли я друг?». Цель таких этических бесед:  поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора. После беседы дети обсуждают в группах факты из жизни класса или самих детей, дают нравственную оценку поступкам людей.

    Развитие культуры речи  и культуры поведения школьников – есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания. Основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников: на уроках, во время перемен, в столовой, во время посещений театров, кино, в общении друг с другом и взрослыми.

         Детей также нужно учить любить окружающую природу, бережно относится к ней.(Слайд 29)

    Это может быть изготовление кормушек и помощь птицам  зимой, (Слайд 30) общение с животными. Совместные добрые дела сплачивают детский коллектив, способствуют формированию нравственных ценностей.

    Спортивно-оздоровительное воспитание

         

             Спортивно-оздоровительное воспитание – неотъемлемая часть воспитательного процесса.

            Для укрепления и сохранения  здоровья детей, формирования знаний о здоровом образе жизни, правильном питании,  развития двигательной активности учащихся я в своём классе  уже третий год веду кружок «Азбука здоровья. (Слайд 31) Здесь дети не только играют в подвижные игры, участвуют в соревнованиях и эстафетах, но и получают теоретические знания о  спорте и здоровом образе жизни.  

          Ребята с увлечением работали над проектом  «Вредные привычки»: участвовали в конкурсе рисунков, готовили сообщения и презентации. (Слайд  32)

          (Слайд 33)

           Горячее питание детей, витаминизация,  чистая вода, озеленение класса, физминутки,  организация подвижных игр на перемене, игры на свежем воздухе, посещение бассейна, экскурсии в природу  – всё это способствует сохранению и укреплению детского здоровья.

             

    Эстетическое воспитание

         (Слайд 34)

             Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.

    Эстетическое воспитание не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств. Духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.                                                                                 4

               Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется, прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе  кружков, студий, группах художественной самодеятельности. Ребята активно участвуют  в конкурсах «Алло, мы ищем таланты!», конкурсах чтецов, рисунков, плакатов.

            Посещение театров, кино, (Слайд 35) обсуждение прочитанных книг, экскурсии на  художественные выставки (Слайд 36),посещение концертов филармонии (Слайд 37),  экскурсии в природу  -  всё это развивает эстетический вкус детей, учит видеть  и воспринимать прекрасное.

             Большое значение в организации внеклассной работы с младшими школьниками имеют развлекательно-познавательные мероприятия.  (Слайд 38)

    Очень интересно прошёл в нашем классе  праздник «Осень в гости к нам пришла» .

    Традиционными и очень любимыми детьми стали праздники «День именинника» (Слайд 39), «Новый год» (Слайд 40),  «8 марта» (Слайд 41)

            Перед Новым годом  среди 4  классов нашей школы прошёл конкурс «Мисс Снежинка» (Слайд 42), где девочки показали не только своё умение красиво выглядеть, красиво двигаться, но и свой  талант и интеллект.

           Такие мероприятия способствуют развитию у детей чувства прекрасного, развивают творческие способности детей, сплачивают коллектив.

    Внешкольная деятельность  (семья, учреждения дополнительного образования)

    Внешкольная деятельность -  учреждения дополнительного образования и семья.

              Сегодня школа и учреждения дополнительного образования - партнёры в образовательно - воспитательном процессе. (Слайд 43)

               45 % учащихся моего класса посещают кружки и секции  учреждений дополнительного образования и занимают призовые места на муниципальных и региональных конкурсах. (Слайд 44)

             Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися,  самими учащимися и семьёй в целом. Поэтому важно отметить, что основой воспитательной работы является союз трех сердец: учитель – дети – родители. (Слайд 45)

    Союз семьи и школы - это важнейшее условие воспитания в современных условиях.

    Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что воспитательный процесс тогда достигнет своих целей, если он будет систематическим.

                                                                                                                                                                                                                                                   

    5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно - нравственное воспитание младших школьников в современных условиях.

    Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Фе...

    Педагогический проект "Духовно-нравственное развитие и воспитания младших школьников в современной школе"

    Содержание 1.     Актуальность.2.     Анализ ситуации.3.     Цель и задачи.4.     Программа реализации проекта.5....

    Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе.

    Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе....

    Патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях

    Изменения, происходящие в современной России, такие как демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития...

    Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях

    Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Принципиальным отличием школьных стандартов компетентстного подхода является их ориентация...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях. Курс «Основы религиозных куль¬тур и светской этики»

    Духовно-нравственное воспитание младших школьниковв современных условиях.Курс «Основы религиозных куль­тур и светской этики»...

    Статья "Использование технологии продуктивного чтения в литературном образовании младших школьников в современной школе"

    Статья  с обобщением опыта работы по технологии продуктивного чтения (типа правильной читательской деятельности) на  уроках литературног чтения....