ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ «СЕРГЕЙ ЕСЕНИН»
методическая разработка (4 класс) на тему

Семёнова Людмила Степановна

Литературный журнал дает возможность детям познакомиться с жизнью и творчеством Сергея Есенина

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ «СЕРГЕЙ ЕСЕНИН»

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

С. Есенин

(Тихо звучит песня «Над окошком месяц» (грамзапись). На фоне песни открывается первая страница литературного журнала.)

I страница «Мой край, задумчивый и нежный!».

Ведущий. В ста семидесяти километрах южнее Москвы начинается древняя рязанская земля – «Страна березового ситца».

Современная автотрасса пересекает широкую долину реки Вожи, недалеко от районного центра – города Рыбное Рязанской области. В далеком 1378 году русское войско во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем, впоследствии названным Донским, впервые за 140 лет гнета татаро-монгольских завоевателей одержало победу над войском хана Мамая.

Сразу же за долиной этой исторической реки дорога выходит на просторы полей с островами березовых рощ.

Ученик.  Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе,

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Ведущий. Родина великого русского поэта С. Есенина – старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки.

Ученик.  Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Ведущий. В самом центре села, перед спуском к Оке стоит обычный деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин».

II страница «Есенин о себе».

1-й ученик. В октябре 1925 года поэт писал о себе: «Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново.

2-й ученик. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти все мое детство.

3-й ученик. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел, и очень крепко держался за холку.

4-й ученик. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками…

5-й ученик. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

6-й ученик. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Чтец.                                   

В ХАТЕ 

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки пепелищ,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

(1914 г.)

1-й ученик. Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

2-й ученик. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16–17 годам.

Вот уж вечер, роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой,

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки,

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.          

 (1910 г.)

3-й ученик. В эти годы я поступил в Университет Шанявского (в Москве), где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню… Что касается остальных биографических сведений, – они в моих стихах…».

III страница «Сергей Есенин и отчий край».

Ученик.  Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Ведущий. С. А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам С. Есенин писал о родных местах:

Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.

Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом.

Ученик.  А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню,

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь.

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

Ведущий. Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звездам» он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова».

Жизнь поэта протекала в самые смутные годы истории России, в канун множества войн, революций, лишений. Все это отразилось в его стихах. «Милая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Здесь, в Константинове, все было мило его сердцу. На чем бы Есенин не добирался до отчего дома – пешком или на лошадях, он с волнением преодолевал знакомый путь.

Ученик.  Мелькают часовни, колодцы,

Околицы и плетни,

И сердце по-старому бьется,

Как билось в далекие дни.

Ведущий. С особенной остротой переживал поэт встречи с родным селом в последние годы жизни, когда в крестьянском быте происходили сильные перемены. По приезде он шел на высокий берег Оки, вдыхал полной грудью воздух, смотрел и не мог наглядеться на необъятный простор родной земли.

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Один из сверстников, товарищ по деревенским играм, вспоминал, что Сергей Есенин очень любил цветы: «Для него цветы – это живые друзья были». Особенно любил поэт бывать в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, переливы тальянки, кругом слышались шутки и смех.

Ученик.   Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров,

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

Ученик. Вместе с деревенскими ребятами взрослый Есенин изредка отправлялся в ночное, ездил на Оку поить лошадей. Сам поэт вспоминал: «Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

Ведущий. За свою недолгую жизнь поэт побывал во многих близких и дальних странах, но больше всего его стихов – о родном крае, отчем доме, о природе села, где он родился и куда любил приезжать. Одно из них так и называется «Возвращение на родину». Чуткое сердце поэта не могло не заметить перемены, происходящие в родных краях в те переломные годы.

Ученик.   Я посетил родимые места,

Ту сельщину, где жил мальчишкой,

Где каланчой с березовою вышкой

Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там,

В их бедном, неприглядном быте.

Какое множество открытий

За мною следовало по пятам.

Отцовский дом не мог я распознать;

Приметный клен уж под окном не машет,

И на крылечке не сидит уж мать,

Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала…Да, стара.

Я с грустью озираюсь на окрестность:

Какая незнакомая мне местность.

Одна, как прежняя, белеется гора,

Да у горы высокий серый камень.                  (1924 г.)

IV страница «Есенин и Россия».

Ведущий. Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут годы, и он станет поэтическим сердцем России… Судьба Родины, народа всегда волновала Есенина. Вот что главным образом определяло художественное своеобразие его стихов и поэм. Еще в 1914 году юный поэт писал:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» –

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Есенин остался верен этой юношеской клятве до последних дней своей недолгой жизни. Россия, ее будущее всегда волновали поэта.

Ученик.  Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, –

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

1-й ученик.  Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть,

Звени, звени, златая Русь.

2-й ученик.  О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

3-й ученик.  Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь!..

V страница «Есенин и музыка».

Ведущий. Больше всего любил Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Он знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную, современную. Есенин понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать Татьяну Федоровну на песнь. Споет она, а он говорит: «Вот это песня! Сестры так не умеют. Это старая песня». Может, потому вся поэзия С. Есенина так мелодична, музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться…

Многие композиторы создавали музыкальные произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина (грамзапись.)

Особенно глубоко звучат есенинские строки в исполнении народных хоров. (Грамзапись песен.)

VI страница «Есенин – нежное имя».

Ведущий. Творчество Сергея Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях многие литераторы писали о сильном впечатлении, произведенном на них поэтическими строками Есенина.

1-й ученик. «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души»   (А. Толстой).

2-й ученик. «Какой чистый и какой русский поэт!»   (М. Горький).

3-й ученик. «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь. Есенин – это вечное, как это озеро, это небо…»   (Н. Тихонов).

4-й ученик. «Есенину я обязан многим. Он научил меня видеть небогатую и просторную рязанскую землю – ее синеющие речные дали, обнаженные ракиты, пожухлую крапиву, перепадающие дожди, молочный дым над селами, мокрых телят, пустынные, неведомо куда ведущие дороги»   (К. Паустовский).

5-й ученик. «Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться. Есенин же входит в сердце, просто и спокойно остается в нем где-то рядом с тем чувством, которое не поддается описанию и которое принято называть любовью к России». (Л. Васильева).

VII страница «…Еще я долго буду петь…».

Ведущий. Вот и перевернута последняя страница нашего устного журнала. Поэзия Есенина вечна, потому что писал он о Вечном – Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Как никогда его не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.

(Участники праздника слушают песню Е. Мартынова на слова А. Деменьева.)

У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Мне приснился сон о Есенине,

Ведь родился он в ночь осеннюю.

Догорает лес, золотит закат,

Как листки стихов,

Листья вдаль летят.

У Есенина день рождения.

В звонком золоте

Даль осенняя.

Словно музыка вдохновения,

Над землей шумит листва.

Выходила мать за околицу,

Сердцем верила, он торопится,

Рядом с нею ждал

Золотистый клен,

Как похож листвой на Сережу он.

Вновь звучат стихи

Синей полночью,

Все хорошее с ними вспомнится.

По-есенински я хочу любить,

Чтобы с песнею всюду рядом быть.

Осень празднует день рождения,

Гроздья красные,

Даль осенняя.

У Есенина день рождения,

День рождения любви!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Урок в 4 классе по литературному чтению.Сергей Есенин "Лебёдушка".

Данный мтериал содержит конспект урока по чтению в 4 классе по УМК "Школа России"....

Устный литературный журнал "Сергей Есенин"

Данный литературный журнал направлен на формирование у обучающихся умения определять эмоциональное состояние лирического героя, развитие ярких образных представлений на основе читаемых стихотворений, ...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Презентация к уроку литературного чтения "Сергей Есенин"

Презентация к уроку литературного чтения "Сергей Есенин"...

Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...

Литературная гостиная "Сергей Есенин - гениальный певец России"

Литературная гостиная "Сергей Есенин - гениальный певец России" знакомит учащихся с мелодичными стихами Сергея Есенина, на которые написаны прекрасные романсы....