Классный час о ВОВ.
классный час (1 класс) на тему

Воспитывать патриотические чувства детей, на примерах героизма, храбрости русских людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vov.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Великая Отечественная война».

Цели: воспитывать патриотические чувства детей, на примерах героизма, храбрости русских людей; расширять знания детей о Великой Отечественной войне.

Задачи: рассказать о женщинах и детях, которые помогали русской армии во время Великой Отечественной войны. 

Оборудование: презентация, проектор, тетрадные листы, ручки.

Ход беседы.

  1. Великая Отечественная война.

Учитель: Ребята! Вы родились, и живёте в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, рушатся жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идёт ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.                                                    Вторая мировая война – самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашисткой Германии, 47 – на стороне антифашисткой коалиции). Свинцовый и огненный смерч пронёсся над огромными пространствами Азии, Африки, Австралии, Европы.

Учитель: Что же это за война? (Ответы детей.)

Учитель: Не обошла страшная беда и нашу страну.

1 ученик. Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

2 ученик. Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

3 ученик. Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

4 ученик. Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

5 ученик: Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года Германия вероломно напала на наше Отечество. Был нанесён удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз сразу на большом пространстве – от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим сёлам и городам, самолёты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию – почти 5 миллионов человек, свыше 4 тысяч танков, и столько же самолётов, почти 50 тысяч пушек и миномётов и все силы Германия бросила на нашу страну 22 июня. Так началась война между Россией и Германией – Великая отечественная война.

Учитель: Почему война называется Великой Отечественной? (Ответы детей.)

6 ученик: Слово «великий»  означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

        Отечественной войной она называется потому, что эта война – справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

  1. Женщины на защите Отечества.

Учитель: Война принесла в каждый дом горе и слёзы. С фронта стали приходить похоронки. Матери оплакивали сыновей, дети – отцов, жёны – мужей, сёстры – братьев. Стон стоял на русской земле. Все сильные, молодые, здоровые мужчины ушли на фронт, защищать Отечество. В городах и сёлах остались старики, женщины и дети.

        На хрупкие женские плечи легла тяжёлая, неженская работа. Солдат нужно было накормить, одеть, сделать для борьбы с врагом оружие и боеприпасы. Главное место в деревнях и сёлах заняли женщины! Они распахивали поля, сеяли зерно, убирали урожай, ухаживали за скотом, заготавливали для коров, коз и лошадей сено.

        Техники в деревнях было мало. Машины отправляли на фронт, а для комбайнов, тракторов и сеялок, и других механизмов не было запчастей, ни горючего.

        «Всё для фронта, всё – для победы!» - эти слова выражают главную суть того лихого времени!

        Женщины работали не только в поле, они трудились на военных заводах, где делали оружие для фронта. На фабриках они шили обувь и одежду для бойцов.

7 ученик: На хрупкие женские плечи

Обрушилась тяжесть войны.

Хрупкие женские плечи,

Вы оказались сильнее!   

                   

8 ученик: Воинов вы поддержали

В ожесточённом бою.

Вы для детей отстояли

Землю родную свою!   

Учитель: Молодые девушки и женщины добровольцами уходили на фронт.

        Отважные, упорные, они воевали рядом с мужчинами. Стреляли из снайперских винтовок, водили тяжёлые грузовики с боеприпасами, сражались в воздушных боях с вражеской авиацией, спасали раненных бойцов, работали связистками и минёрами. 

        Раненым на полях сражениях бойцам помогали женщины санитары, медицинские сёстры, фельдшеры, врачи. Санитарки выносили солдат с поля боя, перевязывали раненных. Отправляли их в госпитали.

        В военных госпиталях раненных бойцов выхаживали медицинские сёстры, фельдшеры и врачи. Военные хирурги делали операции: извлекали осколки, лечили раны.

        Женщины во время Великой Отечественной войны освоили также нелёгкую профессию снайпера. Кто такие снайперы? (Ответы детей.)

        В 1942 году в нашей стране были созданы женские курсы снайперской подготовки.

        Ветеран войны, одна из лучших снайперов – Лобковская Н.А. вспоминает: «Часами мы учились ползать по-пластунски, быстро и искусно окапываться, маскироваться, стрелять по движущимся мишеням.

Командиры старались закалить нас, создать тройной запас выносливости, чтобы в боевой обстановке хватило сил для выполнения задачи.

Девушки-снайперы сражались стойко и мужественно наравне с мужчинами, меткими выстрелами уничтожали вражеских солдат».

Отважные женщины-летчицы на лёгких самолётах-бомбардировщиках сбрасывали бомбы на вражеские позиции. Они бомбили немецкие аэродромы, железнодорожные станции, склады с боеприпасами. Немцы прозвали этих бесстрашных русских женщин «ночными ведьмами», ведь летали они по ночам, когда в темноте враги не могли их заметить и сбить.

Имена отважных женщин-лётчиц навсегда сохранились в народной памяти. Это и Екатерина Воронок, и Татьяна Бабеношева, и Елизавета Казакова, и Елена Морозкина, и Марина Раскова и многие, многие другие. Многие из них стали героями Советского Союза, награждены орденами и медалями за мужество и отвагу.

  1.  Дети и война.

Учитель: Трудные, голодные и холодные военные годы. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

        Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, дети потеряли родителей во время бомбёжек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвёртые оказались на оккупированной врагами территории, пятые – в плену у немцев.

        Дети – слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

9 ученик: Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

10 ученик: Война — не место для детей!

 Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

11 ученик: И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Учитель: Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,—вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь, вспоминает Вера.

         Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

На станках работали женщины и дети 13-14 лет. Некоторые не доставали до верстаков, и им делали специальные подставки из ящиков. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома.

12 ученик: Война - ты мачеха  злая!

Малых детей обижала,

Страхом душу терзая,

Детство у них отнимала.

13 ученик: Война - ты мачеха  злая!

Досыта есть не давала,

С белого света  сживая,

Радость у них отбирала.

14 ученик: Война - ты мачеха злая!

Вволю поспать не давала,

Рано детей поднимая,

Тяжким трудом донимала.

15 ученик: Мы соберем все силы -

Прогоним злую старуху,

Чтоб детям оно не грозила

Голодом, смертью, разрухой!    

Учитель: Дети, отправленные в глубокий тыл, продолжали учиться в школах. Они, как могли, старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Давайте и мы представим, что очутились в то суровое время и напишем письма бойцам, воюющим на фронте.

(Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы. Дети пишут письма.)

  1. Подведение итогов.

 Зачитывание писем и обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...