Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
материал (2 класс) на тему

поплавская марина леонидовна

В помощь учителям начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год.

                          Классный руководитель: Поплавская М.Л.******

     Основной целью работы в этом году  было моделирование и построение воспитательной работы в классе, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

   Исходя, из основной цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Дальнейшее создание ученического коллектива через массовые и коллективные мероприятия, а также через коллективные поручения в микрогруппах,  как разовые, так и постоянные, и индивидуальные разовые поручения.
  2. Развитие умения работать в микрогруппах , а также самостоятельно.
  3. Воспитание любви к школе, к классу через цикл бесед, мероприятий.
  4. Воспитание внимательного чуткого отношения к одноклассникам, к своим родителям, к людям пожилого возраста; воспитание умения сопереживать, сочувствовать и приходить на помощь в трудную минуту.
  5. Развитие умения анализировать и оценивать свои поступки и действия; адекватно реагировать на критику со стороны своих товарищей по классу и взрослых.
  6. Дальнейшее сплочение родительского коллектива с ученическим,  через общие мероприятия, через совместные диспуты-собрания.

Воспитательная работа в классе велась на основе системно-ролевого подхода. Планировалась и осуществлялась работа по семи направлениям. Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, экскурсии, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все учащиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем, т.к. ребята еще не в состоянии самостоятельно создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение, хотя я как классный руководитель старалась провести дело так, как будто все придумали сами ребята, а учитель их поддержал. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо.

В новом учебном году  продолжили работу по основным направлениям:

1.«Осмысление вечных проблем» (по программе Н.Е.Щурковой).

2.Организация разновидовой предметной деятельности (по программе Щурковой Н.Е.)

3. Индивидуальный корректив.

4.Педагогическое взаимодействие с родителями.

5.Работа по профилактическим программам.

6. Формирование здорового образа жизни.

7. Организация классного самоуправления.

Проанализируем каждое направление:

  1.  «Осмысление вечных вопросов жизни»

В течение года в этом направлении  с учащимися велась непрерывная работа, а именно в классе проводились тематические  классные часы:

1.»Какой Я? Какой Ты? (12.09)

2. «Наш характер» (17.10)

3. «Добро и доброта. Добрый ли ты?» (14.11)

4. «Что такое дружба, или учимся дружить». (05.12)

5.  «Моё заветное желание». (16.01)

6. «Наша школьная страна». (06.02)

7. «Наши права и обязанности» (13.03)

8. «Познай себя». (03.04)

9. «Роли моей жизни» (15.05)

Дети позитивно относились  к темам классных часов, учились размышлять, высказывать своё мнение, проводить самоанализ   собственных  состояний, поступков,  анализировали  возникшие ситуации, делали выводы. Проведённые классные часы показали, что в основном  у всех учащихся  на достаточном уровне  сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Работу по данному направлению следует продолжать и в 3 классе на основании системности воспитания. Т.к. классный час занимает ключевое положение в воспитательной работе, поскольку содействует развитию осмысленного отношения школьника к жизни, деятельности и самому себе.

  1. Организация разновидовой предметной деятельности.

Работа по этому направлению проводится также согласно программе Щурковой Н.Е. в форме подготовки школьных проектов или мероприятий.

В этом году ребята активнее включались в организацию праздников, проявляли большую самостоятельность и творческую активность.

В начале учебного года ребята приняли  участие  в концерте, посвящённому «Дню учителя». Они исполнили очень добрую и душевную песню «Мой добрый учитель». Приняли активное участие  в конкурсе «Художественное слово» . За исполнение стихотворений  на тему «Родина»  Матвейкова Олеся и Конькова Валерия заняли призовые места. Также ребята с большим интересом отнеслись,  к уже ставшему традиционным,  проекту «Осенняя инсталяция».  Лавренкова Полина и Калинчев Александр придумали осеннюю композицию из природного материала  и провели мастер-класс , за что получили грамоту за самую многоэлементную композицию. Кроме этого, в классе также была проведена выставка работ из природного материала «Это я сделал сам». Ребята остались довольны. 12 декабря наш класс принял  участие ещё в одном школьном проекте «Святой Сергий Радонежский». Вместе с другими учащимися начальной школы они рассказали о детстве Сергия Радонежского и послушали учащихся старших классов. Кроме этого, с ребятами  была проведена предварительная работа:  в классе прошёл классный час,  на котором они рассматривали  иконы, репродукции картин, беседовали  о Сергии Радонежском и читали художественную литературу о нём. Ещё одно традиционное школьное мероприятие не  осталось без внимания нашего класса. 21 февраля ребята участвовали в конкурсе «Смотр строя и песни», который был приурочен к Олимпиаде в Сочи 2014. Перед компетентным жюри ребята показывали строевые упражнения, декламировали речёвку, девиз, исполнили песню на спортивную тематику. Ребята выступили достойно, хотя и не заняли призового места. Много эмоций ребята получили когда были участниками школьной акции «Пичужкина столовая». После классного часа «Покормите птиц зимой» дети вместе с родителями принялись мастерить кормушки. В ходе проведённой работы, они узнали правила изготовления кормушек. В дальнейшем, до конца зимы они следили, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми.  Кроме этого учащиеся 2 класса активно участвовали и в других не менее значимых школьных мероприятиях, таких как 8 марта , проекте «В мире танца», в конкурсе военной песни, выступили на митинге у памятника Неизвестного солдата.

В классе проходили не менее интересные мероприятия, такие как «День матери», «Новогодние посиделки». К международному дню пожилых людей была проведена беседа, а на уроках технологии детьми были изготовлены открытки для своих бабушек и дедушек. Был проведён познавательный классный час ко Дню Космонавтики.

Мероприятия в классе проходили  на высоком уровне, дети с удовольствием готовились к ним.

Также  на протяжении учебного года , ребята участвовали в акциях «Сделаем наш школьный двор  чистым!» ( ходили на субботники).

      Ребята сумели прочувствовать важность данных мероприятий. Все  проведённые мероприятия способствовали сплочению коллектива, воспитанию товарищеских взаимоотношений ,раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.
   Планируя работу в следующем учебном году по направлению «Организация разновидовой предметной деятельности», необходимо направить усилия на развитие художественного вкуса учащихся, творческих способностей и видения прекрасного.

  1. «Индивидуальный корректив»

Работа по этому направлению проводилась в следующих формах:

посещение учащихся на дому, с целью сбора информации для составления актов обследования на питание и подписей родителей под нормативными документами, занятость на каникулах, занятия ОПТ). С учащимися проводились индивидуальные беседы по выявлению самооценки, «Почему бывает трудно жить?», «Что обо мне расскажут друзья?» В классе была проведена самопрезентация  «Мои главные правила»,  дискуссия « Сколько у меня ролей?»,  конкурс рисунков «Моя любимая роль», где конечно же большинство видят себя ребёнком своих родителей. Детям были даны рекомендации с целью коррекции их развития. На протяжении учебного года постоянно проговаривались :

-вопросы дежурства по классу, столовой;

-вопросы дисциплины и готовности к занятиям (со всеми учащимися);

-в конфликтных ситуациях также были проведены беседы (чаще всего с Волковым Алексеем, Солохиным Владимиром, Егоровым Яшей), а также со всем классом. Есть положительная динамика. По сравнению с 1 классом конфликтных ситуаций в классе стало меньше.

  1. «Педагогическое взаимодействие с родителями».

Основной формой взаимодействия с родителями , как и в предыдущем классе, были родительские собрания, посещения на дому и индивидуальные беседы. На совместных мероприятиях родители  смогли увидеть своих детей во внеучебной деятельности, их активность, их способности.

В 2013 - 2014 г. проведено 7 родительских собраний, 4 заседания родительского комитета, организованы индивидуальные консультации для пап и мам по вопросам обучения и воспитания детей.
В основном все родители посещали собрания. Родителям были предложены следующие тематические собрания: «Особенности развития детей в начальной школе. Отметка – это стимул», «Садимся за уроки. Как помочь ребёнку хорошо учиться», «Межличностные взаимоотношения между детьми и родителями», «Единство требований в школе и дома – основа успеха воспитания», «Система запретов и поощрений как фактор воспитания в семье», «Основы социализации младших школьников. Роль семьи», «Наши успехи и достижения за 2 класс» . Собрания проводились  с использованием ИКТ и памяток для родителей.
В течение года родители помогали в организации учебного процесса, в подготовке  к праздникам, организации сладких столов, с удовольствием посещали мероприятия, подготовленные ребятами.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых, наоборот,  не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было  обращено внимание .

5. «Работа по профилактическим программам».

В течение года проходили  беседы о правилах поведения в общественных местах, на улице, об ответственности за совершение правонарушений, о вреде курения, наркомании, токсикомании, алкоголя. Так же составляли режим дня школьника. Проводились инструктажи по ТБ, ПДД, ППБ.

29 ноября 2013 г. был проведён день профилактики. Студенты мед.училища провели с учащимися беседу на тему «Уши – орган слуха». Затем разговор с детьми продолжила инспектор по делам несовершеннолетних. Она провела разъяснительную беседу с учащимися по вопросам правопорядка.

 Были проведены классные часы:

- Основные правила поведения учащихся на улице, дороге; (06.09)

-Элементы улиц и дорог; (03.10)

-Движение пешеходов по улицам и дорогам; (01.12)

-Что ты знаешь о себе; (18.11)

-Правила перехода улиц и дорог; (26.12)

-Регулирование дорожного движения; (30.01)

-Дорожный знак; (27.02)

-Обязанности пассажиров; (09.03)

-Обязанности пешеходов; (21.03)

- Ответственность пешеходов за нарушение ПДД; (25.04)

-Игры по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах . (22.05)

  1. «Формирование здорового образа жизни».

Одним из важнейших направлений воспитательной работы я считаю  работу, направленную на укрепление здоровья ребенка, которое рассматривается  как важнейшая  личностная  и общественная  ценность, тесно связанная с нравственным здоровьем каждого человека.

 Работа по сохранению и укреплению здоровья школьников и учебно-воспитательная работа составляет одно единое целое. Важнейшая составляющая процесса здоровьясбережения - строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения.

         Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения риска здоровья учащихся в классе особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для деятельности учащихся. Образовательный процесс  протекает с учётом психофизиологических особенностей внимания и динамики работоспособности детей.  

В течение года проводилась утренняя зарядка, физминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости. Классные часы «Режим дня», «Твое здоровье – что это?», «Можно ли самому «творить здоровье?», «Сменная обувь – зачем она?», правила личной гигиены» помогли ребятам в составлении своего распорядка дня, воспитанию соблюдений правил гигиены.

 Традиционный День здоровья, проведённый в сентябре был отмечен беседой на классном часе «Как ты растёшь». В этот же день состоялся школьный кросс «Золотая осень». Праздник был открыт торжественной линейкой, затем учитель физкультуры провёл с ребятами динамическую разминку, после чего команды отправились к линии старта. У всех поднялось хорошее настроение, и весь день прошёл на одном дыхании. Также в классе были проведены следующие мероприятия: 

-Конкурс «Путешествие в страну здоровья» (15.11)

-Прогулка «Лыжня зовёт» (30.12)

-Беседы с учащимися  о здоровом  питании;

-Организация подвижных игр на свежем воздухе.

Таким образом, по итогам 2 класса:

  1. У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
  2. Учащиеся имеют элементарные представления о значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
  3. Учащиеся имеют первоначальный  личный  опыт здоровьесберегающей деятельности .
  4. Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
  5. Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  1. «Организация классного самоуправления».

 Работает актив класса: Матвейкова О., Гурбик А., Степанов А., Калинчев А., Волков А.  Являются хорошими помощниками Конькова В., Барышева В., Стрелкова А. Остальные ученики класса также по мере своих способностей всегда готовы принять участие в делах класса.

  В этом направлении требуется дальнейшая кропотливая работа, т.к. дети ещё не до конца осознали смысл работы самоуправления.

На протяжении всего учебного года с учащимися проводилась диагностико-аналитическая работа.

Проведенный итоговый срез уровня воспитанности показал, что по классу уровень воспитанности хороший. Высокий уровень воспитанности – 3 человека(    ), хороший уровень- 4 человека (       ), средний уровень – 11 человек (    ).

Для определения предпочтения  учебных предметов  была  проведена диагностическая методика «Настроение». Она показала, что больший интерес вызывают такие предметы, как окружающий мир, изобразительное искусство, физкультура, математика, литературное чтение.

Диагностическая методика «Солнце, тучка и дождик» позволила определить, как себя ощущает ребёнок в различных ситуациях. Выявилось, что психологический климат учащихся дома, в школе, с друзьями в основном благоприятный.

  1. Анализ развития коллектива класса.

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение лидеров. Затем дети стали более терпимы друг к ругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения.  Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

В начале учебного года я, как классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем дети постепенно стали сами координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории и т.д.

В следующем году необходимо продолжить работу по развитию детского коллектива, воспитанию чувства коллективизма. Необходимо продумать новые формы по воспитанию этических норм поведения, продолжить работу по воспитанию у ребят трудолюбия через трудовые поручения, организацию дежурства в классе, классные часы, работу с родителями по данным проблемам. Особое внимание уделить воспитанию негативного отношения к курению и профилактике правонарушений.

Подводя итоги года, можно сделать вывод о положительном результате воспитательной работы в классе. Ребятам  в школе  интересно, у них развиты мотивы учебной деятельности. Несмотря на возникающие иногда проблемы, они дружны, терпимы друг к другу, стараются не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ребята помогают друг другу,  доброжелательны, неравнодушны к чужой беде, отзывчивы, сопереживают чувствам других людей. Они адаптированы, умеют договариваться с одноклассниками и учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год (2 класс)

Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год (2 класс)...

Анализ воспитательной работы за 2013 -2014 уч.год

       В 2013-2014 учебном году   работа с коллективом учащихся  3 «А» класса была направлена на:а) формирование познавательных интересов, добросовестного отн...

Анализ воспитательной работы за 2013-2014 уч. г.

В материале дан анализ воспитательной работы в 4 классе за год....

Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год

Анализ воспитательной работы.Анализ работы с родителями....

Характеристика класса и анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год.

Характеристика класса и анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год....

Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год

Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год...