Прощание с Азбукой
методическая разработка (1 класс) на тему

Закупра Ольга Александровна

Конспект праздника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_azbukoy.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «Прощание с Азбукой»

Цели:

  1. в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «По дороге к Азбуке»;
  2. воспитывать умение общаться, помогать друг другу;
  3. создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
  4. способствовать раскрытию талантов у учащихся;

Оборудование: класс украшен шарами, рисунками и поделками детей, аудиокассеты с записью песен, презентация

Ход праздника

1 слайд «1 класс пригласил на праздник вас»

Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! 1 класс заканчивает своё веселое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня они прощаются с самой главной книгой в жизни любого человека. Как называется эта книга?
Дети. Азбука!

                                                 2 слайд «Прощание с азбукой»

Учитель. Праздник мы посвящаем именно ей.

 Сейчас ребята расскажут гостям, чему они научились за это время в школе.

1.Мы в школе полгода уже проучились,
Мы много успели и много смогли.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги  прочли.

2.А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.

3. Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.

4. Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,

Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

5. Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишком,

А для тебя они - ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах.

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах...

Тебе чудесные края

Откроет путь от "А" до "Я".

Учитель. Первая учебная книга «Азбука» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя - Азбуки- нет.

Ой, ребята, я забыла. Азбука придёт к нам, если мы, прослушав песню, скажем, каких букв там не хватает.

                                            3 слайд «Алфавит» (песня Заходера)

Учитель. Ребята давайте позовём азбуку. Скажем все вместе
 Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!


Входит Азбука.
Азбука. Здравствуйте, дети. Спасибо, что вы меня вспомнили и позвали.

Я – «Азбука», учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
-А вы знаете, сколько мне лет?
Почти 400.

-А кто скажет, почему именно так меня назвали?

                                                              4 слайд «А,Б»

Ребята, ваши родители, бабушки, дедушки тоже учились читать по азбуке.  Мы им сейчас загадаем загадки, а они постараются их отгадать.

А - лягушку проглотил

Л - тележку покатила

О - жужжит и больно жалит

П - в лесу деревья валит

М - спасается от кошки

Ц - в горшочке на окошке

Ч  - с собою домик тащит

Э - откликнется из чащи

С - по шёрстке мы погладим

Ё - мы к празднику нарядим

И - в лесу на курьих ножках

Г - лежат у нас в лукошках

Р - вокруг луны летает

Х - к обеду на столе

Я - на каждом корабле


Азбука.  Настала пора совершить увлекательное путешествие по стране «Букв и звуков».Я смотрю все готовы. Отгадайте, на чем мы отправимся?

                                                   5 слайд «Братцы…» (загадка)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

Учитель: Догадались? (на поезде)

Азбука.. Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем классе – праздник!
«До свидания, Азбука!»

Учитель.Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы.
По степям до синих гор,
На зеленый светофор

                                              6 слайд «Паровоз Букашка»

Под песню «Паровоз Букашка» дети изображают движение поезда, припев поют.

Учитель. Догадайтесь, в какой город мы с вами совершим путешествие?

Был на речке, на Чернильной.

 Город маленький, непыльный,

С незапамятных времен

Алфавитом звался он.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный, незлобливый,

Дружный и трудолюбивый.
Азбука. Молодцы, ребята! Нас ждёт с вами  страна «Букв и звуков». Но попасть туда сможет только тот, кто знает алфавит. Все знаете? Давайте вместе с паровозиком споём его.

                                                    7 слайд «Паровоз-алфавит»

Итак, путь открыт. Отправляемся в путешествие по замечательной стране. Давайте познакомимся с её жителями.

                                                  8 слайд «Путешествие в сказку»

Мультфильм.

Учитель. Ребята, скажите кто главнее в этой стране гласные или согласные?

Азбука. Чтобы путешествие наше было интересным, звуки и буквы приготовили для нас разные задания. Готовы их выполнять? Тогда вперёд.

 Первая наша станция ЗВУКОВАЯ.

                                                     9 слайд Станция «Звуковая»

-Что мы с вами слышим и произносим?
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие? (Гл. и Согл.)

- А что вы про них знаете?

Ученик 1. Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет-
Звук получается гласный.

Ученик 2. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не жалеют свистеть и ворчать.

Ученик 3. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

                                                       10 слайд картинки

Азбука. А теперь задание. Посмотрите на схемы и угадайте слова.

Самая большая ягода.

Зверёк, который запасает на зиму орехи.

Игрок, который бьёт по мячу ногой.

Не портной, а с иголками.

Его боятся мыши.

-Посмотрите на картинки и скажите, в каком слове больше всего звуков?

-А где меньше всего?

                                                        11 слайд картинки

-Посмотрите на другие картинки

Самое большое животное на суше.

Летом шубка рыжая, а зимой серая.

Его боится заяц.

Зимой спит в берлоге

Лучший певец

Не будильник, а всех будит

С крыльями, а не самолёт

Кто на себе свой дом носит?

- Найдите лишнее слово

Азбука. Чтобы паровозик отправился дальше, надо прочитать слово и объяснить, что оно значит. Очень важно уметь не только читать, но и понимать смысл прочитанного.

Задания на карточках.

                                                   

Азбука: Отправляемся дальше.(дети изображают движение  поезда). Куда же мы приехали?

Следующая станция  ТЕАТРАЛЬНАЯ.

                                                        12 слайд станция «Театральная»(басня)

Азбука. Ребята,  книга - это огромная ценность. И относиться к ней надо бережно, а не так, как один из учеников в басне М. Ильина «Две книжки», которую нам расскажут ребята...

Дети инсценируют басню.

Автор. Однажды встретились две книжки, Разговорились меж собой.

Вторая книга. Ну, как твои делишки? -
Автор. Одна спросила у другой.

Первая книга. Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой

Обложки вырвал с мясом!

Да что обложки... вырваны листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей...

Боюсь, лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Вторая книга. Твои мне незнакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу -

О них и говорить-то неприлично...

Зато и я его учу,

Не как-нибудь, а на... «отлично».

Первая книга. Ну, мой на «тройках» едет еле-еле

И даже «двойку» получил на той неделе...

Автор. В басне нет загадки:

Расскажут напрямик

И книги, и тетрадки.

Все. Какой ты ученик.

13 слайд Станция «Многозначных слов»

Азбука Отправляемся дальше. У нас впереди станция МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ

Я приготовила для вас  слово, но буквы решили над вами пошутить и поменялись местами. Вот что получилось. Ваша задача составить слово. А,Я,О,В,С,Н,К

Давайте посмотрим и послушаем двух друзей! Встретились два друга Дима и Сергей.

Д. А у меня получилось слово овсянка!

С. Подумаешь, у меня тоже получилось «овсянка»!

Д. Люблю я овсянку.

С. И я люблю.

Д .Она жёлтая, красивая такая!

С. И вкусная. Особенно с молоком!

Д. Как это – вкусная? Как это с молоком?

С. Да так! А ещё хороша с маслом и сахаром.

Д. Да ты про что говоришь?

С. Как про что? Про овсянку! А ты про что?

Д. И я про овсянку.

С. Ты про какую овсянку?

Д. Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

С. Каша песни пела?

Д. Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка. Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне – мою овсянку слушать.

С. А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Учитель. Ребята, кто больше вспомнит многозначных слов? (иголка, каток, лук, кран, коса, плитка, язык, лисички, ручки, лист, ключ, хвост, кисть)

Азбука. Молодцы ребята. Отправляемся с вами дальше. Следующая станция ИГРОВАЯ.

                                                               14 слайд Станция Игровая

Игра первая  « Узнай сказочного героя.»

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота,
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Добрый доктор
…(Айболит) 

2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали её?
(Красная Шапочка)

3. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он ни птица,
Ни тигренок, ни лисица,
Ни котенок, ни щенок,
Не волчонок, не сурок.
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется
….(Чебурашка)

4. Он  круглый и румяный,
он  ловкий и упрямый,
В лесу он  задержался,
С лисою разбирался.
(“Колобок”)

                                           15 слайд Станция Игровая

Игра «Подскажи словечко». 

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот)

Михаил залез на дуб
чтобы врач не вырвал… (зуб)

В реке большая драка
Поссорились два…(рака)

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф)

И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по … (животикам)

                                                 

Азбука: . Игра «Собери портфель!»

Я все знаю, всех учу;

А сама всегда молчу;

Чтоб со мною подружиться.

Нужно грамоте учиться.

(Книга)

2. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (тетрадь)

3. Отгадай что за вещица
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке,
На листах твоей тетрадки.

Что это? (ручка)

4. Пишет он , когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (карандаш)

5. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши.
Ручки, перья, скрепки, кнопки-
Что угодно для души. (пенал)

6.  Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(Линейка.)

                                                16 слайд  Станция Игровая

Игра. Составь пословицу.

Кто много читает …..                        Мало сделаешь……..

Поздно встанешь……                        Все перетрут………..

Книгу читаешь……..                         Тот много знает……

Ученье и труд………                         Как на крыльях летаешь…..

                                                   17 слайд Станция Игровая

Игра «Собери слово». 

Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.

1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке,
Рядом громко зарычит. /Р/

2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а мае на березе
Жук её узнать поможет. /Ж/

3. С этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.
День за днем назло недугам,
Даже под дождем идем. /Д/

4. Эту букву паровоз
На своей трубе привез
Губы вытяни в трубу
И получишь букву /У/

5. Эта буква знаменита -
Стоит в начале алфавита. /А/

 6. Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.
И бодает буква букву
Будто баловник баран. /Б/

Азбука:

Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать.
ДРУЖБА

18 слайд Стих

Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба  книги и ребят!
                                       

Азбука. Следующая станция МУЗЫКАЛЬНАЯ

                                            19-28 слайд Станция Музыкальная

Песня «Азбука»

Текст песни: "Азбука"

(слова З.Петровой, муз. А.Островского)

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!

Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Припев.

Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.

Дети поют частушки.

Ученик 1. Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно,
Изучили алфавит.

Ученик 2. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся.

Ученик 3. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Ученик 4. Тысячу слов в минуту нынче
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку,
Одним махом проглочу.

Ученик 5.Ах, ты бабушка, моя,

 Снова не согласна!

 Ты запомни навсегда,

 Есть лишь десять гласных.

Ученик 6.С Азбукой кто не в ладу,

 С тем я дружбу не веду.

 У меня характер круг –

 Уважаю с детства труд!

Ученик 7.Почему у малышей

 Мокрые реснички?

 Потому что в Азбуке

 Кончились странички.

Ученик 8. Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.

Азбука. Следующая станция Грамотеев.

                                                      29 слайд Станция Грамотеев

А на последней станции нужно проверить наших первоклассников. Хорошо ли они выучили буквы и всем ли можно вручить удостоверение об успешном окончании их первой книги Азбуки.

                                                 30 слайд Алфавит для маленьких

Учитель. Ребята, вы должны быстро назвать букву и вспомнить стишок .

 Азбука: Наше путешествие по стране Грамотеев подходит к концу.  Возвращаемся в класс. (дети показывают движение поезда)

Настала пора расставаться.

                                                   31 слайд Как хорошо уметь читать

Ученик 1.В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.

Ученик 2.Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
По ним учились мы читать.

Ученик 3.Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
« Умею я теперь читать!»

Ученик 4. Из года в год, из века в век
Работал много человек,
Писались сказки, их не счесть
И я их всех смогу прочесть.

                                                               32 слайд Спасибо Азбуке

Ученик 5. Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы до свидания!

Здравствуй! – новой книге говорим!

Скажем Азбуке мы «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.

Трудно было нам с тобой в начале,

Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

Ничего на свете лучше нету,

Чем прочесть журнал или газету,

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!

Азбука. Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

За вас я , ребята, абсолютно спокойна. Вы многому научились, немало узнали. Я вам уже не нужна.  Теперь вас будет знакомить со сказками, рассказами, стихами, мой младший брат учебник «Литературное чтение» На слайде появляется учебник.

                                                            33 слайд Литературное чтение

Литературное чтение: Я знаю ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.

Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплет не выгибай

И корешок не поломай.

Меня в обложку оберни,

Где взял меня – туда верни.

Запомни, я – твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.
 

                                                                  34 слайд Тобой…

                                                                              

Учитель: 

Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю – Удостоверения!
В том что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.

                                                    35 слайд Прощай Азбука                   

Но дальше будет ещё интереснее!
Вы познакомитесь с баснями и песнями.
"Азбуку" вам заменит "Литературное чтение"
С ним так интересно вам будет .
И библиотека откроет вам двери,
И самые лучшие книги доверит
Гляди веселее и посмотри,
Столько чудесного ждет впереди.

В самом деле?
Нет вопросов!
Михалков, Маршак и Носов,
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков,
Паустовский, Маяковский,
Горький, Пришвин и Сладков,
Лев Кассиль и Лев Толстой,
Пушкин, Лермонтов...
Постой,
Перечислить всех нельзя -
ВСЕ ТЕПЕРЬ НАШИ ДРУЗЬЯ

Теперь я сам смогу прочесть
Какие реки в мире есть,
Какие в мире чудеса,
Что неизведанно пока.


Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал

Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал.

А хочешь ты узнать о бегемотах,
Слонах, ужах и о болотах
И о синичке, и о пчёлке.
Возьми об этом книгу с полки.
Тебе не надо никого
Теперь просить прочесть её.

                                                                36 слайд картинка

Учитель. Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы : «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...