Ты должен этому учиться
план-конспект занятия на тему

Сорокина Анна Васильевна

«Ты должен этому учиться»

Цель: формирование навыков и привычек правил культурного поведения; отработка правил культурного поведения различными видами деятельности.

Задачи:

Образовательная: закрепить навыки культурного поведения. Обогатить знания детей по правилам культурного поведения в различных жизненных ситуациях.

развивающая: развитие устной речи, долговременной памяти, устойчивого внимания, логического мышления, слухового и зрительного восприятия, обогащение словарного запаса.

Воспитательная: воспитывать навыки культурного поведения.

Оборудование: высказывания «Делай добро, и ты растворишь зло», «Поведение – показатель воспитанности»; книжная выставка «Искусство жить красиво»; «Ералаш»; песня «Давайте говорить друг другу комплименты» Б. Окуджавы; зеркала, фломастеры, альбомные листы, лист ватмана в центре доски, сюрпризные солнышки.

Тип урока: урок «защита знаний»

Ход урока.

I. Организация учебного процесса.

Психологический настрой.

Ребята, встаньте пожалуйста, поприветствуйте наших уважаемых гостей, которые пришли познакомиться с нами и побыть вместе с нами на нашем уроке. Благодарю вас, садитесь.

(Звучит песня «Улыбка». На фоне музыки).

Настал новый день.

Светит яркое солнышко.

Я улыбнулась вам, а вы улыбнетесь друг другу.

И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Мы все здоровы.

 

Закройте глазки, подумайте о чем-нибудь хорошем. Пожелайте здоровья своим родителям, близким, друзьям.

Откройте глазки, и пожелайте всего хорошего друг другу.

 

II. Игра-ассоциация «Человек – солнышко»

(учитель, напевая детскую песенку)

«Точка, точка, запятая, вышла рожица смешная,

Ручки, ножки, огуречик, получился …ЧЕ-ЛО-ВЕ-ЧЕК.

(на доске прикрепляет человечка)

Вопрос: Что можно о нем сказать?

Можно ли сказать, что он воспитанный, культурный, приятный для окружающих?

(Нет, мы о нем ничего не знаем).

Учитель: Да, ребята, он еще не наделен правилами культурного поведения, т.е. – он не воспитан.

Вопрос: А какими положительными качествами должен обладать этот ЧЕЛОВЕЧИК, чтобы его можно было бы назвать культурным и воспитанным?

(Дети называют. Учитель вокруг игрового человечка составляет кластер – положительные качества воспитанного человека).

 

Честный отзывчивый

 

добрый ласковый Скромный

 

опрятный трудолюбивый

 

терпимый вежливый

 

приветливый правдивый

Красивый

 

Учитель: Да, ребята, если он будет обладать этими качествами, он, действительно, будет красивый.

Молодцы, ребята! Вы назвали многие положительные качества воспитанного, вежливого человека, хотя их значительно больше.

Давайте вместе их прочитаем. (На доске написаны карточки с вежливыми словами)

Посмотрите внимательно, ребята. Что же представляет собой воспитанный человечек? – (СОЛНЫШКО).

Учитель: Да, ребята, это солнышко для других людей, для окружающих – греет, светит, улыбается.

(Значение слова «культура» - культ солнца)

Учитель: Все эти качества надо воспитывать, вырабатывать в себе с детства и всю свою жизнь, чтобы быть воспитанным, культурным человеком.

 

Викторина:

Учитель: А начнем мы с разминки викторины «Правильно ли это…»

Я буду задавать вам вопросы, вы внимательно слушайте и отвечайте хором короткими словами – «да», «нет».

1. В общественном транспорте можно расчесываться? Нет

2. После еды оставлять ложку в тарелке? Нет

3. Ходить в театр в спортивном костюме? Нет

4. Уступать место старшим? Да

5. Можно ли назвать культурным, вежливым человеком того, кто обижает животных, рвет цветы на клумбе или в лесу, в парке, ломает ветки деревьев? Нет

6. Случайно задев кого-то или наступив на ногу вежливо извиниться? Да

7. Будет ли настоящий вежливый человек лгать, хвастаться, грубить другим людям? Нет

Молодцы, ребята! Все очень хорошо справились с разминкой. .

III. Игра-драматизация «Здравствуйте»

Учитель: Медленной тяжелой походкой идет учительница. В одной руке тяжелый портфель, в другой сумка с продуктами. Учительницу обгоняет, весело насвистывает е1 ученик. Останавливается. Вежливо здоровается. Бежит дальше. Учительница продолжает свой путь.

Вопрос: Вежливым ли был этот ученик, ребята?

(Одни говорят «да», некоторые говорят, что это был не совсем вежливый мальчик – здороваться умеет, а учительнице не помог.)

Возникает возражение: А если он торопился. Может мама послала его за хлебом и велела быстро вернуться.

(Обсуждение)

Вывод: Мальчик должен был не только вежливо поздороваться, но и объяснить причину, почему он не может помочь учительнице.

Учитель: Я согласна с вашими предположениями. А теперь давайте посмотрим ещё раз, как правильно должен был поступить ученик.

(Обыгрывается ситуация)

Учитель: Какой вывод мы можем сделать, посмотрев эти ситуации?

/Нужно помогать старшим, родны, знакомым, учителям, малышам, если требуется ваша помощь./

IV. «Сложная ситуация»

Учитель: Ребята, бывают в жизни такие ситуации, когда трудно одному принять решение, выбрать правильный ответ, и тогда на помощь приходят родители, друзья, одноклассники, ваши учителя, воспитатели. И сейчас мы будем работать в группах.

(Каждой группе дано задание)

Вы должны в группах обсудить его, подумать и выбрать правильный ответ из трех вам предлагаемых. Необходимо в группе выбрать спикера, который будет отвечать, защищать ваш ответ. Читайте, думайте, советуйтесь. Даю вам на это 2минутки. А я буду хранителем времени. Готовы? (отвечает по очереди спикеры групп)

(По улице шла женщина с покупками. Один сверток у неё упал, а она не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом. Что он должен был сделать?

1. Поднять сверток и отдать женщине.

2. Окликнуть женщину и сказать, что у неё упал сверток.

3. Пройти мимо.

Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

1. Предложить ему выпить чай вместе с тобой.

2. Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому допить чай на кухне.

3. Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.)

V. Физминутка.

К солнышку мы потянулись

Лучики расправили.

Нежно землю обогрели

Улыбнулись солнышку и тихонько сели.

VII. Учитель: Продолжая обучение в школе правильного поведения, мы отправляемся с вами в знакомую вам сказку. «Три медведя»

Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.

Вы сейчас должны внимательно слушать разговор Маши с медведями и сказать – разговор какой Маши вам понравился больше всего. Доказать почему. Обсудить все три варианта разговора. (выходят три девочки и каждая говорит).

Маша (1)

Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой!

Маша (2)

Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините меня за беспокойство, беспорядок, я помогу вам все убрать.

Маша (3)

Медведи! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины.

Вывод: Значит вторая Маша самая воспитанная, добрая, трудолюбивая и вежливая.

VIII. Видеосюжет «Ералаш»

А теперь дадим работу нашим глазам и посмотрим видеосюжет из журнала «Ералаш».

Смотрим очень внимательно. Обратите внимание на поведение детей.

(после просмотра)

Вопросы для обсуждения?

1. Какие поступки детей вы расцениваете как правильные?

2. Какие не правильные?

3. Какой вывод можно сделать, посмотрев и обсудив этот сюжет.

Учитель: А хотели бы вы сейчас поиграть?

Тогда становитесь вокруг меня в круг.

Игра «Кто больше знает вежливых слов»

(Учитель обращается к любому из участников игры и задает ему вопрос. Игрок, который не нашел и не знает ответа, выбывает из игры)

1. Какие слова нужно говорить, когда встречаешься с людьми? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, здорово)

2. Какие слова мы произносим прощаясь? (прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания, чао)

3. Какие слова мы произносим, когда мы извиняемся перед кем-нибудь? (извините, простите, прошу прощения)

(учащиеся садятся за парты)

Учитель: Молодцы! Вы так много знаете вежливых слов.

IX. Рефлексия

Звучит музыка «Давайте говорить друг другу комплименты»

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Посмотрите ещё раз на нашего веселого Человечка. Вспомните, какими качествами должен обладать культурный человек?

Давайте ежедневно воспитывать в себе вежливость, тактичность, предупредительность по отношению к другим. Давайте учиться доброте. Умению различать , сто такое хорошо и что такое плохо.

Давайте говорить друг другу комплименты!

Пусть каждый из вас будет маленьким солнышком, чтобы людям рядом с вами было тепло.

X. «Свет мой зеркальце…»

А теперь возьмите в руки зеркальце и внимательно посмотрите на себя, какие вы красивые, какие у вас красивые лица, глаза. Улыбнитесь себе и скажите:

«Это я!, « Я человек», «Я должен быть культурным и воспитанным», « Я этому учусь».

Положите зеркало. Спасибо.

XI. Нарисуй настроение.

Посмотрите на эти смайлики. Они отражают разное настроение. Возьмите фломастер и нарисуйте свое настроение, которое было у вас на уроке.

Я рада, что у вас всех хорошее настроение, веселое настроение, и верю. Что вы будете хорошими, добрыми людьми.

 

Пусть каждый день

И каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет умным ум у вас,

А сердце добрым будет!

 

XII. Итог урока

Учитель: Молодцы! Вы все принимали активное участие на уроке (оценивание). Дарю каждому из вас по маленькому солнышку, и пусть его лучики согревают вас своим теплом и дарят хорошее настроение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty-dolzhen_etomu_uchitsya.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Ты должен этому учиться»

Цель: формирование навыков и привычек правил культурного поведения; отработка правил культурного поведения различными видами деятельности.

Задачи:

Образовательная: закрепить навыки культурного поведения. Обогатить знания детей по правилам культурного поведения в различных жизненных ситуациях.

развивающая: развитие устной речи, долговременной памяти, устойчивого внимания, логического мышления, слухового и зрительного восприятия, обогащение словарного запаса.

Воспитательная: воспитывать навыки культурного поведения.

Оборудование: высказывания «Делай добро, и ты растворишь зло», «Поведение – показатель воспитанности»; книжная выставка «Искусство жить красиво»; «Ералаш»; песня «Давайте говорить друг другу комплименты» Б. Окуджавы; зеркала, фломастеры, альбомные листы, лист ватмана в центре доски, сюрпризные солнышки.

Тип урока: урок «защита знаний»

Ход урока.

I. Организация учебного процесса.

Психологический настрой.

Ребята, встаньте пожалуйста, поприветствуйте наших уважаемых гостей, которые пришли познакомиться с нами и побыть вместе с нами на нашем уроке. Благодарю вас, садитесь.

(Звучит песня «Улыбка». На фоне музыки).

Настал новый день.

Светит яркое солнышко.

Я улыбнулась вам, а вы улыбнетесь друг другу.

И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Мы все здоровы.

Закройте глазки, подумайте о чем-нибудь хорошем. Пожелайте здоровья своим родителям, близким, друзьям.

Откройте глазки, и пожелайте всего хорошего друг другу.

II. Игра-ассоциация «Человек – солнышко»

(учитель, напевая детскую песенку)

«Точка, точка, запятая, вышла рожица смешная,

Ручки, ножки, огуречик, получился …ЧЕ-ЛО-ВЕ-ЧЕК.

(на доске прикрепляет человечка)

Вопрос: Что можно о нем сказать?

Можно ли сказать, что он воспитанный, культурный, приятный для окружающих?

(Нет, мы о нем ничего не знаем).

Учитель: Да, ребята, он еще не наделен правилами культурного поведения, т.е. – он не воспитан.

Вопрос: А какими положительными качествами должен обладать этот ЧЕЛОВЕЧИК, чтобы его можно было бы назвать культурным и воспитанным?

(Дети называют. Учитель вокруг игрового человечка составляет кластер – положительные качества воспитанного человека).

Честный отзывчивый

добрый ласковый Скромный

опрятный трудолюбивый

терпимый вежливый

приветливый правдивый

Красивый

Учитель: Да, ребята, если он будет обладать этими качествами, он, действительно, будет красивый.

Молодцы, ребята! Вы назвали многие положительные качества воспитанного, вежливого человека, хотя их значительно больше.

Давайте вместе их прочитаем. (На доске написаны карточки с вежливыми словами)

Посмотрите внимательно, ребята. Что же представляет собой воспитанный человечек? – (СОЛНЫШКО).

Учитель: Да, ребята, это солнышко для других людей, для окружающих – греет, светит, улыбается.

(Значение слова «культура» - культ солнца)

Учитель: Все эти качества надо воспитывать, вырабатывать в себе с детства и всю свою жизнь, чтобы быть воспитанным, культурным человеком.

Викторина:

Учитель: А начнем мы с разминки викторины «Правильно ли это…» 

Я буду задавать вам вопросы, вы внимательно слушайте и отвечайте хором короткими словами – «да», «нет».

1. В общественном транспорте можно расчесываться? Нет

2. После еды оставлять ложку в тарелке? Нет

3. Ходить в театр в спортивном костюме? Нет

4. Уступать место старшим? Да

5. Можно ли назвать культурным, вежливым человеком того, кто обижает животных, рвет цветы на клумбе или в лесу, в парке, ломает ветки деревьев? Нет

6. Случайно задев кого-то или наступив на ногу вежливо извиниться? Да

7. Будет ли настоящий вежливый человек лгать, хвастаться, грубить другим людям? Нет

Молодцы, ребята! Все очень хорошо справились с разминкой. .

III. Игра-драматизация «Здравствуйте»

Учитель: Медленной тяжелой походкой идет учительница. В одной руке тяжелый портфель, в другой сумка с продуктами. Учительницу обгоняет, весело насвистывает е1 ученик. Останавливается. Вежливо здоровается. Бежит дальше. Учительница продолжает свой путь.

Вопрос: Вежливым ли был этот ученик, ребята?

(Одни говорят «да», некоторые говорят, что это был не совсем вежливый мальчик – здороваться умеет, а учительнице не помог.)

Возникает возражение: А если он торопился. Может мама послала его за хлебом и велела быстро вернуться.

(Обсуждение)

Вывод: Мальчик должен был не только вежливо поздороваться, но и объяснить причину, почему он не может помочь учительнице.

Учитель: Я согласна с вашими предположениями. А теперь давайте посмотрим ещё раз, как правильно должен был поступить ученик.

(Обыгрывается ситуация)

Учитель: Какой вывод мы можем сделать, посмотрев эти ситуации?

/Нужно помогать старшим, родны, знакомым, учителям, малышам, если требуется ваша помощь./

IV. «Сложная ситуация»

Учитель: Ребята, бывают в жизни такие ситуации, когда трудно одному принять решение, выбрать правильный ответ, и тогда на помощь приходят родители, друзья, одноклассники, ваши учителя, воспитатели. И сейчас мы будем работать в группах.

(Каждой группе дано задание)

Вы должны в группах обсудить его, подумать и выбрать правильный ответ из трех вам предлагаемых. Необходимо в группе выбрать спикера, который будет отвечать, защищать ваш ответ. Читайте, думайте, советуйтесь. Даю вам на это 2минутки. А я буду хранителем времени. Готовы? (отвечает по очереди спикеры групп)

(По улице шла женщина с покупками. Один сверток у неё упал, а она не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом. Что он должен был сделать?

1. Поднять сверток и отдать женщине.

2. Окликнуть женщину и сказать, что у неё упал сверток.

3. Пройти мимо.

Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

1. Предложить ему выпить чай вместе с тобой.

2. Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому допить чай на кухне.

3. Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.)

V. Физминутка.

К солнышку мы потянулись

Лучики расправили.

Нежно землю обогрели

Улыбнулись солнышку и тихонько сели.

VII. Учитель: Продолжая обучение в школе правильного поведения, мы отправляемся с вами в знакомую вам сказку. «Три медведя»

Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.

Вы сейчас должны внимательно слушать разговор Маши с медведями и сказать – разговор какой Маши вам понравился больше всего. Доказать почему. Обсудить все три варианта разговора. (выходят три девочки и каждая говорит).

Маша (1)

Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой!

Маша (2)

Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините меня за беспокойство, беспорядок, я помогу вам все убрать.

Маша (3)

Медведи! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины.

Вывод: Значит вторая Маша самая воспитанная, добрая, трудолюбивая и вежливая.

VIII. Видеосюжет «Ералаш»

А теперь дадим работу нашим глазам и посмотрим видеосюжет из журнала «Ералаш».

Смотрим очень внимательно. Обратите внимание на поведение детей.

(после просмотра)

Вопросы для обсуждения?

1. Какие поступки детей вы расцениваете как правильные?

2. Какие не правильные?

3. Какой вывод можно сделать, посмотрев и обсудив этот сюжет.

Учитель: А хотели бы вы сейчас поиграть?

Тогда становитесь вокруг меня в круг.

Игра «Кто больше знает вежливых слов»

(Учитель обращается к любому из участников игры и задает ему вопрос. Игрок, который не нашел и не знает ответа, выбывает из игры)

1. Какие слова нужно говорить, когда встречаешься с людьми? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, здорово)

2. Какие слова мы произносим прощаясь? (прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания, чао)

3. Какие слова мы произносим, когда мы извиняемся перед кем-нибудь? (извините, простите, прошу прощения)

(учащиеся садятся за парты)

Учитель: Молодцы! Вы так много знаете вежливых слов.

IX. Рефлексия

Звучит музыка «Давайте говорить друг другу комплименты»

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Посмотрите ещё раз на нашего веселого Человечка. Вспомните, какими качествами должен обладать культурный человек?

Давайте ежедневно воспитывать в себе вежливость, тактичность, предупредительность по отношению к другим. Давайте учиться доброте. Умению различать , сто такое хорошо и что такое плохо.

Давайте говорить друг другу комплименты!

Пусть каждый из вас будет маленьким солнышком, чтобы людям рядом с вами было тепло.

X. «Свет мой зеркальце…»

А теперь возьмите в руки зеркальце и внимательно посмотрите на себя, какие вы красивые, какие у вас красивые лица, глаза. Улыбнитесь себе и скажите:

«Это я!, « Я человек», «Я должен быть культурным и воспитанным», « Я этому учусь».

Положите зеркало. Спасибо.

XI. Нарисуй настроение.

Посмотрите на эти смайлики. Они отражают разное настроение. Возьмите фломастер и нарисуйте свое настроение, которое было у вас на уроке.

Я рада, что у вас всех хорошее настроение, веселое настроение, и верю. Что вы будете хорошими, добрыми людьми.

Пусть каждый день

И каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет умным ум у вас,

А сердце добрым будет!

XII. Итог урока

Учитель: Молодцы! Вы все принимали активное участие на уроке (оценивание). Дарю каждому из вас по маленькому солнышку, и пусть его лучики согревают вас своим теплом и дарят хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей — это большой и сложный труд; этому надо постоянно учиться.

Воспитание детей — это большой и сложный труд; этому надо постоянно учиться....

мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...

Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...

Урок – презентация по основам пожарной безопасности. Познакомить с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии

Роль огня в жизни человека: как положительная, так и отрицательная. Знакомство с профессией пожарного, Составление  памятки, как вести себя при пожаре...

Что должен и что не должен делать учитель.

Мои рассуждения на тему  "Что должен и что не должен делать учитель"....

Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Материалы для классного часа....