Воспитательное мероприятие "Берегите хлеб!"
классный час (4 класс) на тему

Иванова Валентина Михайловна

Данный материал подобран с учетом возрастных особенностей (для обучающихся 4 класса) и может быть использован в качестве классного часа или воспитательного мероприятия в 1-4 классах, удобен тем, что некоторые пункты плана можно менять  с учетом целевой аудитории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_meropriyatie_beregite_khleb.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Номинация «Сценарии воспитательных мероприятий»

Воспитательное мероприятие

«Берегите хлеб!»

denxleba

Слава миру на Земле!

Слава Хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Автор-составитель:

Иванова Валентина Михайловна

учитель начальных классов,

учитель иностранного (немецкого, английского) языка,

классный руководитель 1а класса

тел.школы 8(3902)34-32-91

личный 8-906-953-98-73

(моя почта) iwanowa0306@mail.ru

(почта школы) school_19_012@mail.ru

Дом.адрес:

Республика Хакасия г.Абакан

665003 ул.М.Жукова, 88 кв 9

Абакан 2014

Пояснительная записка

С незапамятных времён хлеб был символом благополучия и достатка. Наши предки отводили хлебу самое важное место на столе. В честь него устраивали праздники, которые сопровождались определёнными ритуалами, песнями.

Хлеб является одним из самых древних продуктов. Его изготовление началось еще в каменном веке. Тогда это была лишь лепешка, испеченная из крупы и воды. Позже, результатом случайного эксперимента стала вкусная поджаренная смесь, состоящая из воды и муки. По сей день жители некоторых стран все также выпекают лепешки, напоминающие первый хлеб.

В наши дни Международный день хлеба отмечается 16 октября. А день хлеба в России празднуется 1 августа!

         Эта дата была выбрана не случайно, ведь было обычаем именно первого августа выходить в поле всей семьей, где глава срезает первые хлебные колосья, проводя своеобразный обряд начала сбора урожая.

Хлеб играет немаловажную роль в христианском таинстве Святого Причастия. А Воскресение Христово отмечается выпеканием пасок. Хлеб в жизни человека играет достаточно важную роль, поэтому День хлеба считается одним из главных праздником.

Но в наше время, в век «кибернетики и информатики», «век научных открытий», мы как-то совсем забыли о хлебе. Дети все более неуважительно относятся к хлебу, забыли ценность и совсем не знают, с каким большим трудом он приходит к нам на стол. Сейчас появились заводы и фабрики, которые изготавливают хлеб без особых усилий. Но сколько нужно был сил и времени, чтобы  на стол попал хлеб в далекие 30-ые гг., а как доставался хлеб во время Великой Отечественной Войны, во время блокадного Ленинграда.

   В 4а классе, руководителем которого я и являюсь 22 человека: любознательных, активных, смотрящих на мир широко распахнутыми глазами.  Важно, чтобы они смогли увидеть главное, вырасти настоящими гражданами своей страны, настоящими патриотами. Но патриотизм – емкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову. Поэтому с детьми нужно говорить не только о патриотах, участвовавших в различных битвах и сражениях, тут нужен доверительный разговор также о патриотизме в целом – и на земле, и даже в небе, в космосе. Патриотизм проявляется в отношении к хлебу, в геройских буднях полиции, в труде летчиков и космонавтов, и естественно, в мире и дружбе на Земле.

        До этого дети сами искали информацию о хлебе, искали интересные факты о нем, был объявлен конкурс рисунков и конкурс стихотворений собственного сочинения о хлебе, составлены правила пользования хлебом, представлены поговорки и пословицы о хлебе  и т.д..  Представляемое мероприятие «Берегите хлеб» стало финальным аккордом в работе, посвященной теме про хлеб.  Используя разнообразные формы работы, учащиеся получают возможности для самореализации и самовыражения. А главное продолжается формирование классного коллектива. Используя игровые моменты, школьникам предоставляется возможность проявить разные стороны активности: познавательную, креативную, интеллектуальную, логическую. В результате расширяется общий кругозор, происходит всестороннее знакомство с информацией о производстве хлеба, выявление знатока и, как следствие, воспитание любви к хлебу, а также развитие внимания, наблюдательности, познавательного интереса к истории, культуре, жизни своей Родины.

        Современные технологии позволяют сделать любое ваше мероприятие более зрелищным, объемным.        Хочется верить, что в ваших сердцах нашелся отклик, что вы пристальнее всмотритесь в знакомые места, и сделаете для себя пусть маленькое, но открытие. Хочется верить, что нам удалось зажечь в душах детей огонек любви к отчему краю, а значит ко всему, что связывает нас с ним. Надеемся, что с годами он не погаснет, а станет гореть еще ярче, и пламенем их любви будет согрета наша большая Родина – Земля.

В заключении напоминаю ребятам слова из стихотворения «Живой хлеб» В.Макаров (отрывок).:

Дороже злата и серебра
Он – всем и всему голова.
У хлеба значенье особое
Державные держит права.
И так повелось это исстари:
Изба пирогами красна
Хлеб – наиглавная исповедь
Пред жизнью во все времена.

Данный материал подобран с учетом возрастных особенностей (для обучающихся 4 класса) и может быть использован в качестве классного часа или воспитательного мероприятия в 1-4 классах, удобен тем, что некоторые пункты плана можно менять  с учетом целевой аудитории.

Берегите хлеб!

Задачи:

  • формировать культуру взаимоотношений учащихся;
  • умение работать в парах, группах;  
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • развивать логическое мышление, внимательность и наблюдательность обучающихся,;
  • создать условия для положительной мотивации к учению путем применения игровых форм обучения;
  • способствовать развитию памяти обучающихся путем заучивания стихотворений;
  • дать возможность читать стихотворения наизусть эмоционально, с артистизмом, используя мимику и жесты;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
  • способствовать достижению образовательной цели по многим учебным предметам (расширение кругозора);
  • дать возможность детям увидеть, какой долгий и трудоемкий путь проходит хлеб о зернышка, упавшего в землю до нашего стола;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих этот хлеб.

Оформление: на центральной стене плакат с изображением каравая, плакат «Слава миру на Земле!», колосья, картины с изображением хлеба. Пословицы, правила пользования хлебом. На столе, накрытом скатертью, каравай, солонка, изделия из муки.

Оборудование: проектор, презентация, каравай, выпечка, видеоматериалы по теме.

В данном мероприятии задействованы практически все обучающиеся класса.

Ход мероприятия

 «Хлеб» Григорий Виеру (читает ученик)
Положит в землю человек зерно,
Прольется дождь – зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.

- Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем беседовать?! Конечно, о хлебе! Ребята, а вы знаете, что это такое? (Еда, без которой мы не сможем долго прожить, еда, которая требует очень много хлопот и забот, времени и сил, прежде чем он придет к нам на стол.)

- Вот  сейчас мы и посмотрим, и внимательно послушаем, как же достается хлеб.

Вдруг выходит ученик в костюме ученого (очки, галстук, папка).

                      Хлеб? Вот невидаль, какая! Я по вкусу покупаю

                      Белый, серый и ржаной!

                      По дороге, между прочим, хлеб горячий вкусен очень.

                      Я пока пройду свой путь, не могу не отщипнуть

                      А потом его не ем – не люблю его совсем!

                      Мне о хлебе все известно!

                      Больше знать неинтересно.

Выходит группа из 8 человек и читает стихи.

  1. Нет, товарищ наш ученый, ты послушай хоть бы раз,
  2. Про обычный хлеб печеный немудреный наш рассказ.
  3. Ведь обед нам не обед, если к супу хлеба нет.
  4. И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше!

  1. Гусь без хлеба ерунда!
  2. Хлеб – кормилец -  пища наша,

Все: Хлеб насущный – сила наша,

  1. Молодецкая еда, -

Говорит народ всегда.

8. На работе и в походе у народа хлеб в почете!

Все: С хлебом русский человек –

Богатырь из века в век!

 (Слова учителя к мальчику, рассказавшему стихотворение «Хлеб? Вот невидаль, какая!»

-  Мой читатель, мой дружище, человек немногих лет, видишь –

Хлеб не только пища, без которой жизни нет.

Он – мерило дружбы верной, службы воинской примерной

У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»

- А теперь давайте посмотрим сценку про хлеб!

Инсценировка литовской сказки

Косил мужик траву на лугу. Уморился, присел пол кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду. Выходит из лесу голодный волк. Видит, мужик под кустом сидит и что-то ест. Подошел к нему волк и спрашивает:

Ты что ешь?

Хлеб!

А вкусный он?

Страсть какой вкусный!

— Дай мне попробовать!

—Милости прошу!
Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет.  Потом землю надо пробороновать.

— Тогда и хлеб будет?!

 —Ишь какой скорый! Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет: взойдет, холодную зиму перезимует, весною вырастет, потом уж заколосится, потом наливаться начнет, потом зреть!
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её сжать. Потом снопы связать, а уж снопы в крестцы поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, вот тогда вези на ток.
— И есть можно хлеб?
— Какой нетерпеливый! Первым делом надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, мешки на мельницу отвезти да муку помолоть.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдет(поднимется). Тогда в горячую печь сажать..
— А когда испечёшь, можно есть?
— Ага, вот тогда и наешься вволю!
Подумал волк, подумал и говорит:
— Нет! Не по мне эта работа – и долго, и хлопотно, и трудно… Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

- Ну, что ребята! Долгая дорогая хлеба к нашему столу?!(Да!)

- А какой бывает хлеб?(ответы детей)

Ученики читают стихотворение.

Хлеб не только белый, серый,

Сдобный, докторский, ржаной.

Он еще сказать к примеру,

Трудовой и даровой.

Легкий – тяжкий,

Горький – сладкий,

Хлеб различен меж собой.

У него свой повадки,

У него характер свой.

Горький хлеб тебе неведом –

Подневольного труда.

Он знаком лишь нашим дедам

В те минувшие года,

Той порою, когда босые

Шли пешком и ночь и день

По своей земле – России –

Люди нищих деревень!

Шли – искали место, где бы

Заработать в мире хлеба.

Хлеб слепой судьбы бедняцкой

Горек был и тяжек был…

Шел народ в огне сражений за свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

Пышный, мягкий,

Пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой,

Шел к тебе издалека.

И пора мой друг взглянуть

На нелегкий этот путь.

- Сейчас, конечно, поля убирают машины – комбайны. А люди, которые управляют этими машинами, называются – комбайнерами. А в целом те люди, которые делают хлеб, называются – хлеборобы!

(видео №1, №2, №3 – в зависимости от целевой аудитории)

- Ну, вот, вы стали настоящими свидетелями, как делается хлеб! А кто сможет пересказать путь хлеба к нам на стол?!

- Молодцы! А теперь с помощью загадок мы проверим, насколько хорошо и внимательно вы все слушали и за всем наблюдали!

1. Белая беляна по полю гуляла,
Домой пришла, в сусек легла.
МУКА
2. Стоят столбы точеные, головки золоченые.
КОЛОСЬЯ В ПОЛЕ
3. Сидела баба на пече, на коленом кирпиче,
Не могла стерпеть, начала пыхтеть.
КВАШНЯ

4. Возьму пыльно, сделано жидко.
Брошу в пламень, будет как камень.
ХЛЕБ ПЕКУТ
5. Мешен, квашен, вялен на стол поставлен.
Всем нужен, да не всякий сделает.
ХЛЕБ
6. Загадаю загадку, закину за грядку;
Моя загадка в год пойдет, колосом взойдет.
ЗЕРНЫШКО

7. И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей…
ХЛЕБ
8. Две недели зеленится, две недели колосится,
Две недели отцветает, две недели поливает,
Две недели подсыхает.
КОЛОСЬЯ

9. Вырос в поле колоском,

 На столе лежит куском

ХЛЕБ

10. Вырос в поле дом

Полон дом зерном.

Стены позолочены

Ставни заколочены!

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят

Ходит дом ходуном на столе золотом.

КОЛОС

        - Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вашему вниманию случаи из нашей повседневной жизни. Каждый из вас отвечает самостоятельно, доказывает свое мнение (или работа в группах).

1) Ты обедал за столом. Твой приятель выхватил у тебя хлеб и сунул в чай. Твои действия:

  • Ударишь его;
  • Сделаешь ему замечание;
  • Не скажешь ничего;
  • Пожалуешься учителю;
  • Примешь свои меры.

2) Вышла из магазина женщина и уронила булку хлеба. Ты:

  • Сделаешь замечание;
  • Не скажешь ничего;
  • Примешь свои меры.

3) Как ты поступишь, если кто-то из одноклассников кинул в тебя хлебом:

  • Ударишь его;
  • Сделаешь ему замечание;
  • Не скажешь ничего;
  • Пожалуешься учителю;
  • Примешь свои меры.

4) После завтрака у вас осталось полкусочка хлеба. Как вы с ним поступите:

  • Выбросите;
  • Оставите и доедите после;
  • Свои меры.

- Молодцы, ребята! Я вижу, что каждый из вас уже осознал значение хлеба на земле и изменил свое отношение к нему в лучшую сторону! Но давайте посмотрим историю из Ералаша с тем, кто неправильно относился к хлебу! Что же из этого вышло – смотрим внимательно!

Видео №4 «Однажды в булочной»

(Обсуждение видео: мальчик берет хлеб руками, а не специальными щипцами; играет с ним; небрежно смотрит его, откидывает)

- А сейчас мы посмотрим еще одну сценку! Она называется «Хлеб святой!»

Принесла бабушка из магазина хлеб, а Катя не была голодна, откусила кусок и даже поморщилась:

- Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

- Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. А если невкусный, то говорят, что хлеб плохо выпечен.

- А Юра тоже хлеб не уважает, - насупилась Катя. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Сережкой стали его футболить.

- Ай! Как нехорошо!  - разгневалась бабушка. – Ты так никогда не делай и Юрику не позволяй! А если не доела – положи в хлебницу, после доешь, а если кто бросит на землю, вели поднять хлеб, ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой!

Катя задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

 - Я больше никогда не буду плохо говорить про хлеб! И разбрасывать не буду! Юрику тоже не позволю! Только не надо на меня сердиться…

Бабушка погладила внучку по голове, ласково обняла ее.

- А теперь вопрос: за что рассердилась бабушка на Катю и Юру?!

- Каждый раз, беря кусочек хлеба за обеденным столом, проникнись глубоким уважением к труженикам полей.

              -  Помни! Через какой колоссальный труд прошел этот кусочек, попав к тебе на стол. И где бы ты не встретил хлебороба, низко поклонись ему.

Читает ученик                     

О хлебе

Три паренька по переулку

Играя будто бы в футбол,

Туда сюда гоняли булку,

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул;

И на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом насупившись сердито

Он долго пыль с нее сдувал,

И вдруг спокойно и  открыто

При всех ее поцеловал.

Вы кто такой? – спросили дети

Забыв на время про футбол.

- «Я пекарь», - человек ответил,

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом,

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

И если приметишь кусок в небреженье

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье –

Поднять и спасти это чудо земли!

( Е. Благинина).

- Нет ничего горше и обиднее, чем боль и обида, нанесенная хлебу. Кто не ценит хлеб, тот не уважает людей и уже только потому не достоин уважения сам, кем бы он ни был.

- А теперь предлагаем прослушать рассказ М.Глинской «Бережем хлеб»!

Читают ученики, возможна инсценировка старшеклассниками.

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
- Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

- А в годы Великой Отечественной Войны хлеба не было. Его получали примерно один раз в неделю по 200 граммов на одного человека. И кто как не ветераны лучше знают ценность хлеба, и как он им дорог.

Читают ученики, возможна инсценировка старшеклассниками.

«О хлебе»
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем — спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны.
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» — только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
Автор: Нина Самкова

         - Да, ребята! Горькая правда того времени. Но глядя на вас, я поняла, что вас это стихотворение тронуло до глубины души. А теперь задания для вас в группах: соберите правильно разрезанные пословицы о хлебе! ( Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – всему голова. Из одной муки хлеба не испечешь.) Объясните значение пословиц!

        - Итак, ребята! О чем же мы говорили сегодня, что вы узнали нового о хлебе? (Ответы детей) Какую ценность несло для вас данное мероприятие? (Ответы детей) Какие правила пользования хлебом ты открыл для себя и возьмешь с собою в жизнь?!

Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.

Не играй с хлебом.

С уважением относись к тем, кто выращивает хлеб.

Из черствого хлеба умей приготовить вкусное блюдо.

(Свои правила!)

        - Ну, что ж, ребята! Вот и подошло к концу наша встреча! Хотелось бы, что все, что мы сегодня здесь узнали и чему научились, осталось в ваших сердцах!

Читают ученики.

 До большого магазина

где торгует тетя Зина

и откуда в этот раз

начинали мы рассказ,

добрый хлеб идет нескоро

со степных земных просторов.

Это в сказках да в стихах

все бывает в двух словах.
На муку размелют зерна.
Много сит мука пройдет.
Белый, серый, сдобный, черный
хлеб нам пекарь испечет.
Покупай себе любой -
лишь бы только трудовой!
И не надо нам другого
ни на раз,
ни про запас.
Мы не любим дарового -
не в почете он у нас.
На работе силы пробуй,
находи по сердцу путь.
Но дороги хлебороба,
мой читатель,
не забудь!
Помни верные слова:
Все герои (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!».

- Спасибо, вам, ребята! А теперь мы с удовольствием выслушаем вас, а  потом насладимся ароматными булочками за чаем!!! (дети читают стихотворения наизусть)

«Пахнет хлебом»
На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня,
Светит, но не греет.
По утрам седой туман,
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей.
Выцветает небо…
А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом….
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.
Нож поточен о брусочек,
- Папа, дай кусочек!
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.
Автор: Г.Виеру.

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Автор: В. Орлов

«Пшеница»
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь — зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Автор: Аким. Я.

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».

Автор: Н Тихонов.

«Зерно»

Когда сравнишь ты

с золотом зерно,

смотри чтоб не обиделось оно!

А что такое золото? Металл…

Зато зерно – начало всех начал!

Скажи с чем зерна

Сравнишь ты цвет?

Знай, что сравним с ним

Только солнца свет!

Хоть точность есть в сравнении таком –

Внимательно подумай о другом:

Лишь цвет от солнца зерна обрели,

А внутренняя суть их — от земли!

Но, этот вывод сделав не спеши –

Заслугу всю земле не припиши.

Зерно мертво до той поры, пока

Его не тронет теплая рука.

Но и тогда, хлеба взрастив, он

До дна не исчерпает суть зерна:

Рука творит деянья не сама,

Она слуга желаний и ума…

С начала дней суть хлебного зерна,

Как истина проста, как жизнь сложна!

Дороже злата и серебра
Он – всем и всему голова.
У хлеба значенье особое
Державные держит права.
И так повелось это исстари:
Изба пирогами красна
Хлеб – наиглавная исповедь
Пред жизнью во все времена.

 

         Литература

  1. Недаром помнит вся Россия…: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4классы/авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2008.- 106с.
  2. http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/
  3. http://belochka34.ru/stixi-o-xlebe/
  4. http://holidayscenario.com/istoriya-xleba-zhivoj-xleb/
  5. видео с http://www.youtube.com/
  6. Берегите хлеб! – Конспект студентки педагогического колледжа Ивановой Валентины Михайловны.- 2002г. – 10с.

P.S. За основу мероприятия взят материал конспекта (собственного!), который был воплощен в жизнь в 2002 году, затем прошел доработку и реализован в 4а классе в 2012-2013 уч.г. в октябре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."

Наблюдая за детьми, я  выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...

Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."

Наблюдая за детьми, я  выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...

Урок-игра по кубановедению Хлеб мой вкусный, хлеб душистый

Урок - ирга  по кубановедению, где  учащиеся  знакомятся с  трудом  хлебороба. Учащиеся  делятся  на  группы  и  соревнуются....

Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!

Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....

Воспитательное мероприятие по теме: "Хлеб - всему голова!"

Воспитывать любовь к родному краю, труду людей, бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям...

Сценарий воспитательного мероприятия - классный час "Хлеб всему голова - не просто слова"

Занятие для обучающихся начальной школы, направленное на расширение кругозора в области профессий и развитие бережного отношения к хлебу, как национальной ценности, и к труду человека....

Открытое воспитательное занятие "Хлеб - всему голова!"

Методическая разработка открытого воспитательного занятия "Хлеб - всему голова!" для учащихся начальных классов с целью формирования у учащихся нравственной позиции к хлебу и людям, выр...