Внеклассное мероприятие для учеников 2 класса «Художественный вернисаж" по творчеству В. М. Васнецова.
классный час (2 класс) на тему

Зрилина Елена Петровна

Внеклассное мероприятие для учеников  2 класса  «Художественный вернисаж" по творчеству

 В. М. Васнецова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vernisazh.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учеников  2 класса  «Художественный вернисаж" по творчеству

 В.М. Васнецова.

Цели: Создание условий, для знакомства учащихся с творчеством В.М. Васнецова.

Задачи:

  • через знакомство с творчеством В.М. Васнецова пробудить у учащихся интерес к русским художникам, воспевающим красоту, былинность, сказочность России;
  • активизировать духовное развитие детей;
  • развить эстетическое внимание, творчество, чувство ритма, цвета;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся 

 

Оборудование: Репродукции картин «Автопортрет», « Богатыри», «Аленушка», «Иван царевич на сером волке», «Снегурочка», «Витязь на распутье»,  «Ковёр самолет», выставка книг.

 Наш сегодняшний разговор посвящен  изобразительному искусству, художнику В. Васнецову. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное. Рисовать люди научились еще в глубокой древности. На стенах пещер, в которых они жили, были найдены первые рисунки. Сначала при помощи рисунков люди рассказывали об увиденном (солнце, дерево, лошадь). Позднее художники научились с помощью рисунка передавать свои мысли и чувства.

Посмотрите на книги о известных художниках. Имена и картины этих художников знает весь мир. Рафаэль, Леонардо, Боттичелли - они жил более 500 лет назад в далекой стране Италии. На этой полке находятся книги о русских художниках. Александр Иванов писал картины на библейские сюжеты, Айвазовский  любил рисовать море, Шишкин любил изображать леса, реки, деревья. Все это называется - пейзаж. А я  вас сегодня хочу познакомить с  жизнью и творчеством выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

   Перед нами автопортрет Васнецова.

 Ученики  

1  Виктор Михайлович Васнецов родился15 мая в 1848 году      в глухой в те времена Вятской губернии . Его отец  был священник. Отец   страстный любитель природы, с детства прививал это чувство своим сыновья , будущим художникам Виктору и Аполлинарию.

 2 Когда Виктору исполнилось 10 лет, его отдали в Вятское духовное училище, откуда он перешел в семинарию учиться на священника. Но в училище и семинарии ему было очень скучно, приходилось без конца зазубривать священные тексты.

 3 А Васнецов любил родную природу, леса, в которых вырос. Любил слушать былины о богатырях и старинные предания о борьбе народа с врагами   из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Много сказок рассказывала детям стряпуха. Поэтому тема сказок для него была самой любимой.

 4  С ранних лет будущий художник пытался зарисовать то, что видел вокруг. С годами страсть к рисованию крепла. И в 1867 г. Васнецов, отказавшись от сана священника, отправился в Петербург. Он был принят в Академию художеств и учился настойчиво и упорно.

5  Картины Васнецова знают почти все. Васнецов на своих полотнах воспевал силу, красоту и величие русского народа. Это был талантливый человек.   Васнецова называют сказочником. А на его картинах    мы встречаемся с героями русских народных сказок и былин.  

Учитель С одной из картин  (репродукцией) Васнецова мы Уже встречались на уроках.

-Рассмотрите картину, лежащую перед вами.

-Вспомните, как называется эта картина? («Богатыри»)

 Васнецов писал эту картину  почти 20 лет. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.  

- Кто изображен? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич)

- Где происходит действие? (В сказочное время, в Древней Руси)

-  Кто из богатырей находится в центре?  (В центре картины мы видим Илью Муромца).  

 - Как вы думаете почему? ( Он старше других, самый главный на заставе)

- Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь)   (Мужество, сила, мощь, рост -   огромный, громадный .Лицо - мужественное, спокойное, суровое, красивое, решительное. Глаза - большие, сосредоточенный взгляд. Нос - прямой, губы - крепко сжаты )

– Куда смотрит богатырь? (Он смотрит вдаль)

-Какие доспехи у Илье Муромца?(   голова защищена воина  шлемом,  шею защищает бармица так называется часть шлема, защищающая шею, шлем-  высокий, остроконечный,     грудь,   спина и руки защищены у  богатыря  кольчугой.     Кольчуга- это старинный русских доспех в виде рубашки из металлических колец )

  -Что вы можете сказать про коня Ильи Муромца?  Какой он? (вороной, могучий, статный, сильный)

- Кто из богатырей находится слева?  (Слева от него – Добрыня Никитич. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча).

-Кто из богатырей находится   справа?  (Справа самый младший из богатырей – Алёша Попович)

- Как вооружен Алеша Попович? (Лук да стрелы. На одной руке наготове держит лук со стрелами, а другой, опущенной - плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то тонкое, поэтическое и задорное.)

Богатыри написаны на фоне степного пейзажа, Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от врагов.

 Я  приглашаю посетить  наш вернисаж.

Ученики  

Немало сказок сложено о русских богатырях, который заступается за обиженных и борется со злом. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского воина в полном снаряжении:  со щитом, с копьем, с луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Богатырь стоит перед камнем. На камне написано: «Как прямо ехати – живу не бывати, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». За камнем – болотистое гиблое место, кругом белеют кости, летает черное воронье, тёмная туча. Немало полегло здесь бесстрашных воинов. Склоненные позы коня и человека передают сложность выбора ( по какой   дороженьке дальше ахать?)

  "Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова. Васнецов  выразил  давнюю мечту народа о свободном полете. В чудесном небе   изобразил Васнецов  летящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей. От  неё   идет  яркое сияние.  Вечер. Земля засыпает.   В реке отражаются  кусты,   и туман, и легкий свет месяца.  

В 1889 году Васнецов написал картину «Иван царевич на сером волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю .  На картину  видим  как  Иван- царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке.   Действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый волк большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу . Но Елена Прекрасная находится в крепких объятиях своего спасителя Ивана- Царевича . Волка Васнецов изобразил в картине сказочно огромным и могучим, он резво перепрыгивает топкое болото с кувшинками. Справа на переднем плане картины   зацвела яблонька, говорящая о  том, что всё будет хорошо.

На картине Виктора Васнецова «Аленушка» мы видим героиню   сказки Аленушку  Она совсем одна в дремучем лесу.  Пригорюнилась, присела на круглый старый камень у черного пруда.  Алёнушка обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Грустно сидит она, положив голову на руки.  Она пришла в темный, но совсем не страшный лес (Аленушка выросла среди этих деревьев, цветов и полян).   Алёнушка грустит. Ее отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют работать на них с утра до ночи,  бьют, морят голодом и обижают.  

Природа, изображенная на картине, отражает внутреннее состояние девочки.  Тяжело нависло низкое осеннее небо. Неподвижен  темный пруд. В  лишь   отражается сарафан Аленушки. Но не все мрачно в пейзаже, окружающем Аленушку. В отдалении видны елочки,  чуть ближе — стройные осинки. Осинки стоят совсем недалеко от девочки и   осыпая Аленушку золотыми листьями, словно шепчут ей: «Не плачь, не горюй!»  

На этой картине Виктора Васнецова  мы видим Снегурочку. Картина  Васнецова так и называется “Снегурочка».  Художник изобразил тихий зимний вечер. Все  окутано нежным голубым светом. На заснеженную поляну в красивой боярской шубке, в узорных рукавичках вышла Снегурочка. Вышла  она из зимнего царства Деда Мороза и остановилась. Снегурочке очень хочется идти вперёд к людям (повеселиться вместе с ними, поводить хороводы). Но  как примут ее люди? Зимнее  волшебство поражает нас своим великолепием.  Хочется верить в чудеса сказочного мира!

Викторина. 

1. Какому художнику-сказочнику посвящено наше занятие?

2.  Кто такой Аполлинарий Васнецов?

3.  Кем был отец Васнецова?

4.  Почему Васнецов не стал священником?

5. Как называют художников которые  рисуют иллюстрации к  сказкам?

6.  Как называется картина Васнецова, на которой бедная девушка-сирота грустит у лесного пруда?

7. Что в картине  «Иван царевич на сером волке», говорит нам о том, что всё будет хорошо?

8. На что похож полет ковра-самолета?

 9.  Кто самый молодой из богатырей ?

10.  Попробуй догадаться к какой сказке Васнецов нарисовал этот сюжет?

  Ребята, вы все молодцы, вы показали хорошие знания по изобразительному искусству и творчеству художника Васнецова. Хочется верить, что, посетив наш вернисаж вы приобщились к чуду васнецовского таланта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Беседа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». (внеклассное мероприятие)

Цель:1.     Познакомить детей с биографией художника М. В. Васнецова, его картиной «Алёнушка».Задачи:1.     Рассказать детям о художнике и раскрыть содержание к...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....