Воспитательная программа « Личность через театр»
методическая разработка на тему

Сухопрудская Лариса Ивановна

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманистического характера воспитания, сформулированные в Законе РФ (1996) «Об образовании», в которых определены конкретные цели и задачи воспитания, направленные на создание благоприятных условий для взаимодействия учащихся, семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.    Воспитание детей и молодежи российского общества реализуется в современных условиях экономического и политического реформирования.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, активность. А наиболее активны дети в игре. В игровых ситуациях складывается и совершенствуется самоуправление пове­дением. Проработав методику игровых технологий В. В. Репкина, «Сам Самыч» я разработала идею конструирования воспитательной системы, которая  предполагает использование игры с элементами театральной педагоги и характеризуется высоким уровнем мотивации, осоз­нанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соот­ветствием социальным нормам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon воспитательная программа366 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2 с. Приволжье

муниципального района Приволжский Самарской области

Воспитательная программа « Личность через театр»

                                                                                                                            Автор:                                                       

                                                                                      Сухопрудская Лариса Ивановна,

                                                                           учитель начальных классов

                                                                                         высшая квалификационная категория

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманистического характера воспитания, сформулированные в Законе РФ (1996) «Об образовании», в которых определены конкретные цели и задачи воспитания, направленные на создание благоприятных условий для взаимодействия учащихся, семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.    Воспитание детей и молодежи российского общества реализуется в современных условиях экономического и политического реформирования.

      Государство ставит перед обществом, задачу  развитие целостной, гармонично развитой личности учащихся, способной адаптироваться в современной социальной среде.

      Выполняя социальный заказ общества, учитель  выполняет задачу по  формированию у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Воспитание - одна из ведущих позиций образования.

      Воспитание уже не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но глубинное   межчеловеческое взаимодействие,  сотрудничество, со-бытие взрослых  и детей в сфере совместной   жизнедеятельности. В рамках начальной школы моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права на самореализацию. Выстраивая воспитательный процесс, стремлюсь создать условия для развития каждого ребенка и классного коллектива в целом.

      Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, активность. А наиболее активны дети в игре. В игровых ситуациях складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Проработав методику игровых технологий В. В. Репкина, «Сам Самыч» я разработала идею конструирования воспитательной системы, которая  предполагает использование игры с элементами театральной педагоги и характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Смысл игровых ситуаций состоит в возможности, играя, решать предлагаемые задания  полнее раскрывать свои творческие возможности, на основе здоровьесбережения.

      А школьный театр, вооруженный приемами театральной педагогики, становиться тем клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство – сопереживание учебный театр объединяет детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс.

      Необходимо помнить, что театрально-образовательный процесс в силу своей уникальной синтетической игровой природы является мощнейшим средством воспитания именно через проживание духовных культурных образцов человечества. Прежде чем учить творчеству, надо самому понять и почувствовать, что есть творческое состояние, где таятся собственные творческие ресурсы, как их открывать и пополнять и каковы могут быть результаты. Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.

      Работая в школе продолжительное время, наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что, став школьником, ребенок психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. К большому сожалению 25% детей  к этому   психически  не подготовлены. Это отрицательно сказывается на нервной системе школьников, порождает «уход в болезни», школьную дезадаптацию.

      Спецификой этого возраста является « кризис 7 лет», связанный с феноменом обобщения и переживаний. Цепь неудач приводит к формированию устойчивого комплекса и усугубляет неподготовленность детей к школьной жизни.

      Современное развитие средств массовой информации и коммуникации резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В результате этого на детей обрушился поток низкопробной продукции, пропагандирующий насилие, вседозволенность, бескультурье и аморальность. Детские фильмы насыщены стрельбой, дракой, убийствами и жестокостью. Да и каждый выпуск новостей не обходится без сводки убийств, терактов и прочих катастроф. Это негативно сказывается на неокрепшей психике детей.

      Родители, занятые работой, в погоне за высокой зарплатой порой забывают о своих детях. Их больше интересуют мировые проблемы, нежели события, происходящие рядом с ними. Вместо бесед с детьми, они предпочитают просмотр детективных сериалов, фильмов, пропагандирующих насилие и различные развлекательные шоу-программы. Учащиеся предоставлены сами себе, и их воспитание проходит вне дома.  Конечно, в настоящее время существуют и платные кружки, секции и бассейны, но не все родители могут позволить себе оплачивать эти занятия. И детям приходится самим искать себе развлечения. Улица – не самый лучший наставник, но выбирать не приходится, здесь правила игры подсказывает сама жизнь, заставляя действовать по волчьим законам, т.к. выживает – сильнейший. Жизнь ребенка на улице негативно воздействует на формирование его личности, разрушает здоровье, вовлекает в противоправную деятельность.

      Таким образом, цель моей  воспитательной деятельности  состоит в формировании и раскрытии творческой индивидуальности ученика, создание условий для развития и саморазвития согласно возрастным  и индивидуальным типологическим особенностям.

      Чтобы реализовать данную цель, определены следующие задачи: 

1.  Создать условия для интеллектуального,     нравственного     и эмоционального      самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в артистической, художественной,   управленческой,   литературной деятельности.

2.Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.

3.Способствовать созданию условий для формирования  ученического   самоуправления

4.Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых   воспитательных   дел классе.        

5.Сформировать  круг традиционных дел в классе, позволяющий   оптимально   распределить учеников по способностям.

      Ключевым в моей воспитательной работе, способствующей творческому самовыражению учащихся и их родителей  является участие всех субъектов (учителя, родители и дети) в коллективных творческих делах, их   взаимодействие, сотрудничество, со -бытие.

       Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях.

Направления

Цели

1.Направление «Учение и труд»

1.Развитие познавательной активности, трудовых навыков.

2.Осознано вести ребенка к выбору, какой- либо профессии.

2.Гражданско-патриотическое направление

1. Воспитание свободной демократической личности.

2. Воспитание гражданской ответственности, толерантности.

3.Профилактика противоправного поведения.

4. Приобщение к духовно- нравственным ценностям

3.Направление развития творческого потенциала

1. Развитие умений и навыков в сфере общения.

2. Развитие творческой активности.

4.Спортивно- оздоровительное направление»

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

      Но главным условием успешного воспитания является вера в успех каждого ребенка и всего класса в целом.

Понятно, что начальная школа является не единственным этапом в личностном смысловом развитии каждого ребенка, но фундамент закладывается именно здесь.

      От того, насколько серьезно будет заниматься этой проблемой классный руководитель в начальной школе, зависит дальнейшее развитие личности каждого школьника.

      Воспитательная работа строится  с учетом возрастных психологических особенностей детей этого периода, в частности-ортодоксальности неопытного малыша, стремительно входящего в контакт с социальной жизнью, не знающего его законов, а потому, напрямую исполняющего то, что ему предписывают. Здесь важно не навредить, не сломать тонкую душу малыша.

№п/п

Класс

Цели воспитательной работы

1.

1

Формирование качеств личности,

2.

2

Обучение коллективной деятельности

3.

3

Формирование культуры личности.

4.

4

Формирование самосознания.

1 -й класс.

       Определение целей обучения и воспитания, а также качеств, которые необходимо развивать у учащегося, опирается на 3 основные группы задач, которые я ставлю перед собой в начале первого года работы с детьми.

     Социальные задачи включают в себя защиту ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.

      Диагностические задачи включают - изучение личностных качеств учащихся,

особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.

      Воспитательные задачи связаны с воспитанием и развитием учащихся.

Свою работу в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, я строю с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу.

      Каждый первоклассник приобретает новую социальную роль (я - ученик), но, прежде всего, перед ним встает вопрос - кто я? (в классе), что я могу? что я умею? какой я? Следовательно, у ребенка формируется интерес к самому себе, что необходимо поддерживать педагогам на протяжении школьного обучения.

      Впервые переступая порог школы, каждый верит в успех, в свои собственные силы верит в то, что у него получится, что он будет хорошим учеником и найдет много надежных друзей.

      Первоклассник приходит в школу с интересом к новой жизни, к новым условиям, с мотивом проявить свои умения, пережить новые эмоции. В тоже время каждый ребенок испытывает потребности в общении.

      При этом  в самом начале 1 класса я ставлю цель и перед    детьми, что, несмотря на то, что каждый из них особенный, необходимо научиться дружить и жить вместе, т.к. класс — это единое целое.

      Исходя из интереса к самому себе мотивации, у первоклассника появляется желание действовать, совершать поступки, которое приводит к желанию самореализации. Классный руководитель поддерживает  эти желания  и  помогает одноклассникам правильно и по-доброму относиться к действиям каждого из них.    

      Доброжелательное отношение одноклассников (без приклеивания ярлыков) приводит любого ребенка к эмоциональному равновесию, в последующем к формированию адекватной самопризнанию

        |Как уже было сказано, каждый первоклассник испытывает потребность в общении далеко не каждый умеет общаться, не каждый может завоевать положительный авторитет среди сверстников.

      Неумелые, неуклюжие действия, поступки влекут за собой неудачи, обиды друг на друга.

      Очень важно научить младших школьников прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать, уметь терпимо относиться к разным людям, принимать одноклассников    такими, какие они есть, и помогать им, стать лучше.

      С другой стороны, опираясь на потребность в общении, я даю возможность ребенку высказываться, отстаивать свою точку зрения. Это  способствует формированию умения слушать и слышать других, развитию коммуникативности, а значит, и культуры общения, что, в совокупности с развитием умения управлять своими эмоциями, спокойно выходить из конфликтных ситуаций, создает условия для воспитания толерантности и уважения чужого мнения.

        Именно в начальной школе (особенно в 1-м классе) учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, быть активными участниками всех мероприятий, которые предлагает педагог; первоклассники желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, свои достижения, при этом веря в свои силы. Очень важно не погасить эту веру в себя у каждого ребенка, а создавать условия для успешного воспитания этих качеств. Поддерживать проявления инициативы, давать возможность активно участвовать во всех делах (предоставив при этом право выбора), действовать самостоятельно при решении проблем, не давить силой своей власти, не загонять «в угол», заставляя подчиняться определенным правилам. На этом воспитывается ответственность, трудолюбие, самостоятельность.

          Развитие умения действовать самостоятельно, формирование коммуникативности приводит в последующем к умению управлять самим собой. А способность трудиться активно, с удовольствием и радостью помогает школьнику оставаться  в дальнейшем любознательным и быть вовлеченным в деятельность.

От начального этапа работы по формированию качеств личности в 1-м классе, зависит и дальнейшее становление личности каждого школьника.

Именно здесь закладываются первые шаги, основа сформированности указанных качеств, а работа продолжается на протяжении всего обучения в школе.

2-й класс

            Во 2-м классе я уделяю внимание обучению коллективной деятельности, что является и главной целью работы с восьмилетними детьми.

Обучение коллективной деятельности невозможно без опоры на заложенные в ребенке природой стремления к развитию, взрослению и свободе. Ребенок не может не развиваться - духовно, нравственно, умственно, физически, причем развитие происходит в процессе преодоления трудностей, противоречий. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для этого периода. Что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, утеряно.

            Но ребенок рождается не для того, чтобы остаться ребенком, а для того, чтобы стать взрослым. Дети стремятся быть более взрослыми, чем они есть. Отсюда вытекает одна из задач воспитателя — предоставить ребенку возможность чувствовать себя взрослым там, где он еще ребенок. Стремление к взрослению порождает стремление к свободе. Ребенку не нравится постоянное или открытое опекунство взрослых, он зачастую не принимает запреты, не слушает наставления. Это не говорит о том, что ребенку можно дозволить все, но детей нельзя постоянно «держать в руках», нельзя воспитывать в запрещающей атмосфере, нельзя только заставлять и принуждать. У каждого ребенка должно быть чувство и право свободного выбора.

Во 2-м классе очень важно, чтобы каждый ребенок убедился в следующем:

  • работать сообща приятно и интересно;
  • коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться одному;
  • в совместной работе возникают теплые чувства к партнерам и хорошие отношения, которые сохраняются и по ее окончании.

          Эти убеждения являются одной из важнейших предпосылок создания сплоченного дружного коллектива.

Свою работу, как классный руководитель, я строю, исходя из 3-х основных потребностей, которые складываются к началу второго класса, а именно:

  • потребность в значимости, самореализации
  • потребность в лидерстве
  • потребность в совместной работе.

          Младшие школьники хотят чувствовать себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Во 2-м классе они уже более сознательно и ответственно относятся к порученному им делу, и если классный руководитель уделит достаточно внимания к распределению поручений в классе, то и на средней и старшей ступенях дети с удовольствием будут выполнять поручения.

           Очень важно поручать каждому ребенку то, что он может сделать наверняка. Порученное школьнику дело и успешное его выполнение помогает приобретению уверенности в себе, ощущения значимости, что способствует дальнейшему формированию чувства ответственности, а, следовательно, чувства единства с коллективом.

          Если ребенок чувствует себя уверенным и значимым в классном коллективе, то он, как правило,  не боится проявлять инициативу, а значит, сознательно будет проявлять внимание к одноклассникам, следовательно, научится распознавать эмоции партнеров, видеть, что нравится другим, а что нет.

            Большинство конфликтных ситуаций в детском коллективе возникает из-за присущей потребности лидировать, быть первым. Но далеко не каждый ребенок может это делать так, чтобы не вызывать противоречия у одноклассников. Значит, мне, как классному руководителю необходимо помочь детям раскрыть лидерские качества, выявить лидерские способности и формировать умение лидировать, вести за собой, а не слепо командовать, подчиняя себе остальных.

         Формируя привычку согласовывать личные интересы с интересами других и развития эмоциональной сферы личности, второклассников можно обучать разрешению конфликтов и умению, выходить из них, гасить их па ранних стадиях.

         Исходя из потребности детей в совместной работе и потребности лидировать, я обучаю школьников умению работать сначала в парах, затем в микрогруппах, потом в группах.

         Соответственно меняется и характер деятельности (от простого к сложному).

Совместно-индивидуальная деятельность: дети выполняют индивидуальные задания, которые потом объединяют так, что они образуют - единое целое. Например, - город, собранный из домов, книга, составленная из отдельных листов, плакат для праздика.

Совместно-последовательная деятельность: группа детей получает задание создать общее произведение. Например, выполнить рисунок, сочинить рассказ и др., выполняя работу пошагово, в порядке очередности.

        Организация групповой работы и совместно-последовательной деятельности учит детей коллективно принимать решения, согласовывать свои планы, свои интересы, чувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников, а значит, даст возможность создавать совместные проекты и участвовать в общешкольных мероприятиях,

        В ходе обучения коллективной деятельности функции классного руководителя меняются от роли организатора до роли помощника.

1.        Классный руководитель - организатор

Задачи: обеспечить безопасность, комфорт, поддержать неуверенных, распределить обязанности, приучить вести себя в рамках социальных норм.

2.        Классный руководитель - посредник

Задачи: регулировать взаимоотношения, комментировать действия и события, разрешать спорные ситуации.

3.        Классный, руководитель- генератор идей

Задачи: предлагать идеи, наиболее конструктивные методы, способы организации работы

4.        Классный руководитель - знаток и эксперт

Задачи: оценивать, анализировать ситуации и работу детей, предлагать способы исправления и предупреждения ошибок, совершенствования работы.

5.        Классный руководитель - старший товарищ

Задачи: в ситуации выполнения коллективной творческой работы, многие дети, не имеющие достаточного опыта, чувствуют себя неуверенно, боятся сделать что-нибудь неправильно, вызвать агрессивную реакцию со стороны труппы. Присутствие учителя и его внимание к происходящему, помогают преодолеть страх и неуверенность, почувствовать себя защищенным.

Обучение совместной коллективной деятельности, обучение сотрудничеству продолжается и в следующие годы, но начало этому закладывается во втором классе.

3-й класс.

         После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы  в 3-м классе является формирование культуры личности.

            Для детей становится актуальной задача - научиться быть воспитанными, г.к. к 10 годам (при благоприятных условиях воспитания) ребенок только начинает осознавать связи между мотивом и результатом действия, между поступком и свойством своей личности. Нравственное чувство, возникающее в результате поступка, становится основанием для его анализа и оценки, совершения других поступков. Норма начинает играть особую роль в межличностных отношениях выступать средством контроля и оценки своего поведения и поведения других, ребенок осознанно проявляет свою воспитанность и замечает недостатки поведения у сверстников.

Главными условиями воспитательной работы в 3-м классе становятся гармония и сотрудничество.

          Учебно-познавательную деятельность и сознательное поведение стимулируют не только интересный учебный материал и увлекательные внеклассные мероприятия, но и та атмосфера, в которой протекает учебно-воспитательный процесс.

         В гармоничной доброжелательной обстановке школьник охотно и легко принимает учебно-познавательные и воспитательные задачи. В атмосфере сотрудничества и доверия, где ценятся личностные достоинства ученика - его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, упорство, он начинает стремиться к решению более сложных задач.

         К началу 3-го года обучения в школе у ребенка уже должны быть достаточно сформированы следующие качества личности:    

  • интерес к самому себе;
  • уважение к школе;
  • любознательность;
  • чувство прекрасного;
  • трудолюбие;
  • бережное отношение к своему здоровью и природе.

           В этом возрасте у детей особо пытливый ум, они жадно стремятся к познанию, бурной активности. Ребенок стремится вступить в широкий круг социальных отношений. Главными критериями оценки себя и других становятся нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с окружающими.

          Интерес ребенка к самому себе и уважение к школе являются предпосылкой к формированию чувства собственного достоинства, на котором строится уважение к одноклассникам, взрослым и к людям вообще.

         При  этом у школьника через постепенное осознание позиций Я -человек,

Я-личность формируется самоуважение и, следовательно, своя нравственная позиция.

          На основе такого качества как любознательность у ребенка развивается познавательный интерес, который при поддержке со стороны педагога перерастает в познавательную активность, и в будущем - познавательную потребность

          Представление о красивых и некрасивых поступках, критическое отношение к некрасивым явлениям, а также элементарное понимание эстетического в природе, жизни людей, в сочетании с предметами окружающего мира, музыки и изобразительного искусства, сознательное чувство прекрасного способствуют воспитанию эстетического вкуса.

          В процессе учебной и внеучебной деятельности я учу детей видеть прекрасное в природе, в жизни людей, развивать эмоциональные чувства и активизировать эстетическое восприятие, которое в последующем станет основой эстетической культуры личности и даже эстетического мировоззрения.

          Воспитание трудолюбия у младшего школьника, начало которому заложено ранее, подпитывается развитием интереса к труду, активизацией трудовой деятельности, что помогает «вырастить» в каждом ученике потребность в трудe, а это, в свою очередь, станет необходимым звеном в формировании культуры личности.

          Сформированное на предыдущих этапах бережное отношение к природе и своему здоровью помогает развивать у третьеклассника экологическую грамотность, затем экологическую культуру, которая впоследствии приведет к экологической потребности.

       Организация просветительской работы с учащимися по вопросам сохранения, и коррекции здоровья, формирование привычки соблюдения правил личной гигиены способствуют сохранению физического здоровья, а также помогает развитию нравственного и психического здоровья у младших школьников.

          При условии сформированности элементарной нравственной позиции, познавательной потребности, эстетической культуры, потребности в труде, а также представления о физическом и нравственном здоровье и происходит становление Человека, а именно: Человека благородного, познавательно-активного и творческого, с присущими ему соответствующими качествами: ответственность, забота, добросовестность, бережливость, честность, доброта, отзывчивость, искренность, трудолюбие, наблюдательность, внимательность, догадливость, усердие, сила воли, умение строить планы, стремление к новому и т.д.

         На основе начального уровня сформированности выше указанных качеств, можно говорить о формировании активной жизненной позиции, где особую роль начинает играть развитие таких компонентов личности как самоанализ, самооценка, caмoсознаниe, которые, в свою очередь, являются началом пути к сознательному стремлению к совершенству, итогом которого станет самовоспитание

4-й класс.

          Моральная самооценка поведения, поступков, действий, оценка других, взаимная оценка, взаимные требования соблюдать нравственную норму делают необходимым переосмысление ребенком своих возможностей и своей значимости в коллективе.

         Четверокласснику уже необходимо чувствовать себя в школе не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью. Ребенок постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказываться, выдвигать предположение, делать выбор, не вызывая при этом насмешки и агрессии со стороны коллектива и педагога.

         При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания.

          Через различные виды групповых дискуссий (классные часы, беседы, обсуждение художественных произведений и т.п.) на уроках и во время внеурочной деятельности, просветительской работы, становятся актуальными знания о нравственных нормах, умение видеть связи между мотивом и результатом действия, а потом и между поступком и свойством своей личности.

        А высказывание различных точек зрения учит каждого ребенка задуматься над своей позицией, умению осуществлять моральный выбор, а значит видеть взаимосвязи нравственных ценностей, что в конечном итоге приведет к осмыслению нравственной нормы, а это станет предпосылкой к самопознанию.

         Сравнивая себя с другими, ученик вырабатывает отношение к самому себе. Поддержание в ребенке позитивного самоотношения, веры в свои возможности - условие эффективного нравственного воспитания личности.

         Возлагая на ребенка некоторые обязанности взрослого человека, (например, проведение каких-либо мероприятий, организация проектной деятельности, осуществление контроля и помощь в приготовлении домашних заданий другим детям, контроль дежурства в классе и столовой, самостоятельное распределение поручений, наставничество над слабыми учениками, организация игр с младшими детьми и т.п.). тем самым я создаю предпосылку развитию самонаблюдения, умения рассматривать, оценивать свои действия и мысли как бы со стороны, т.е. самоанализу, рефлексии.

           Возможность самостоятельной организации мероприятий предоставляет учащимся возможность практически совершенствовать ранее приобретенные им качества личности; «осознать собственное Я» не в силу внутренней необходимости, а под влиянием внешних факторов, что развивает умение и навык мгновенно анализировать ситуации, действовать при неожиданно изменившихся обстоятельствах и прогнозировать последствия событий, реакцию окружающих, а значит и оценивать происходящее вокруг.

           Оценка ситуации окружающими и несоответствие мнения о себе стимулирует младшего школьника самостоятельно оценивать себя: следовательно, развивается способность признавать свои ошибки и недостатки, возрастает желание стать лучше, т.е. у ребенка формируется рефлексивная самооценка.

            Эмоциональное переживание, связанное с применением нравственных норм, понимание их необходимости в коллективной деятельности ведет к принятию их личностью, а, следовательно, и саморегуляции.

           Коллективные творческие дела совершенствуют понятие нравственной нормы, учат сознательно планировать свою деятельность и ставить цели в соответствии с интересами и возможностями окружающих, а значит, у каждого школьника возрастает ответственная зависимость по отношению к коллективу, что делает необходимым осуществлять взаимоконтроль, на основе которого школьник приучается к самоконтролю, г.е. постоянно контролировать свои действия, поступки.

Понятие самоорганизации личности состоит из 3-х указанных компонентов, а  именно:

  • самопознания;
  • саморегуляции;
  • самоконтроля,

а также становится базой для самоуправления и саморазвития коллектива.

является главной конечной целью каждого классного руководителя, а дружный,

активный, сплоченный коллектив является фундаментом личностно- смыслового развития_ ребенка. И от того насколько прочным окажется этот фундамент, зависит дальнейшее становление Человека.

        При этом  необходимо помнить, что стиль его взаимоотношений с детьми, созданная им изначально атмосфера в классе определяют характер отношений между детьми, а значит и успех в формировании коллектива в целом и личности каждого ребенка в отдельности.

          Анализируя, особенности воспитания, развития и взросления ребенка на каждой ступени модель своей воспитательной программы я выстраиваю на следующих принципах:

1. Принцип гуманистической направленности воспитания: отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития.

2. Принцип природосообразности: понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов воспитания сообразно возрасту учащихся, формирование ответственности за собственное развитие.

3. Принцип эффективности социального взаимодействия: расширение сферы общения, формирование навыков социальной адаптации, самореализации.

4. Принцип культуросообразности: воспитание на общечеловеческих ценностях, ценностях национальной культуры.

5. Принцип интеграции и дифференциации: определение общих целей педагога и учащихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

         Сочетание вышеперечисленных принципов во всех направлениях воспитательного процесса приводит к позитивному формированию ценностей ( по В. Франклу):

      Конструирование воспитательной программы предполагает определенные формы работы в каждом направлении и характеризуется формированием ключевых компетентностей.

Направления

Формы работы

Результат

1. Учение и труд

Экскурсии в музеи, поездки в город, участие в олимпиадах,  интеллектуальных боях и марафонах,  рейды по проверке учебников, дневников, ведение календаря памятных дат, организация праздников, совместные интеллектуальные игры с родителями, классные часы, конкурсы рисунков, часы интересного общения, проведение праздников

« Прощания с Азбукой», « Праздник первой оценки», литературных вечеров, проведение дискуссий, устных журналов, игровые программы экскурсии на предприятия.

Формируются потребности в самообразовании; развиваются умения и навыки в учебной и трудовой деятельности; выявляются индивидуальные способности; формируется интеллектуальная культура учащихся, развивается их кругозор и любознательность, закладываются первоначальные представления о значимости профессий

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

-Организация родительского сообщества

-Участие в проекте «Гражданин»

-Родительские собрания

-Проведение Дней открытых дверей

-Организация родительских консультаций по  предметам

-Индивидуальные беседы с учителем,

психологом

-Помощь в организации  классных часов, посвящённых  различным профессиям:

-Организация и проведение экскурсий на производство

-Организация встреч с людьми различных профессий

2.Гражданско- патриотическое направление

Встречи с ветеранами ВОВ, участие в КТД

« Галерея памяти», «Зарничка», «Это нашей истории строки»; классные часы,

участие в районных  конкурсах рисунков, фотоконкурсы,

проведение праздников, связанных с русскими традициями, беседы-диалоги, деловые практикумы,  экскурсии в природу, участие в проектной деятельности, практикумы с элементами деловой игры, экологические утренники, инсценировки стихотворений, участие в месячнике военно-патриотической работы «День защитника Отечества», проведение уроков в природе

Создается система гражданско- патриотического и нравственно- правового воспитания учащихся, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, формируется активная жизненная позиция, развивается умение решать задачи, связанные с нормами права и проблемами морального саморазвития

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

-Участие в КТД.

-Помощь в организации встреч с ветеранами войн

-Помощь в организации и проведении экскурсий

3.Направление развития творческого потенциала

Выборы органов самоуправления класса, планирование работы, посещение  детских спектаклей театра « Муравей - Ник», организация праздников, инсценировок сказок, театральных постановок и спектаклей, мюзиклов, вечеров – встреч, развивающие ролевые игры «Планета друзей», фестивали, конкурсы поделок

Создаются условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы, творчества, и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

-Изготовление декораций и костюмов для театрализованных импровизаций для спектаклей для показа на школьном и  районном уровне

-Организация и совместные   поездок на цирковые представления, посещение театра

« Муравей - Ник», кино, в г. Самара

- помощь в организации фестивалей, праздников, вечеров – встреч, организация и проведение выпускных балов

4.Спортивно- оздоровитель

ное направление»

Спортивные игры, праздники, веселые старты, индивидуальные беседы о здоровом образе жизни, дискуссии, участие в акциях «Мы выбираем жизнь», « Веселая переменка», импровизация сказок

проведение Дней здоровья, деловых практикумов с элементами тренинга

 « Умей сказать «Нет!», фотоконкурсы,  викторины, классные часы.

Формируется культура сохранения и совершенствования собственного здоровья; развивается чувство необходимости занятий физкультурой и спортом, приобретаются навыки и умения организовать активный отдых.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

-Участие и проведение туристических походов

-Участие и проведение веселых стартов, спортивных игр для районных мероприятий:  «Зов джунглей», «Папа, мама, я спортивная семья».

-Организация и проведение совместных внеклассных вечеров, утренников,

-Участие и проведение Дней здоровья между учащимися начальных классов школы и школ района

Одной из форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся является классное самоуправление. В начальной школе закладывается основа развития классного самоуправления.

Самоуправление  в моем  классе  можно рассматривать  в двух   аспектах:

1)внутреннее, своими  собственными силами управление делами класса;

2)управление личности собой.

       В основе самоуправления лежит  принцип сотрудничества.

       Главным  органом самоуправления является классное собрание, на  котором  решаются все важные дела класса. Нет  большого количества «назначенных командиров», которые, «обретя за год должность», сразу же чувствуют своё превосходство  над другими детьми. В течение месяца 2-3 раза каждый ученик становится  ответственным  за организацию  дел и выполняет  их хорошо, так как эту  ответственность чувствует не только  перед учителем, но и перед  одноклассниками.

       Для решения творческих  задач в классе используется технология КТД, которая прекрасно учитывает  психологию младшего  возраста, является эффективным инструментом формирования социальной адаптации, так как,  проигрывая разные роли, ребёнок  устанавливает и расширяет  свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе, принимать  социальные нормы и соответствовать им.

      На большом классном собрании планируется КТД,  детьми определяется целеполагание. Творческое дело оценивается классным руководителем и родителями. Формируется малое классное собрание, деление класса на микрогруппы. Это  именно те ребята, кого заинтересовала выбранная творческая задача. Затем постепенно  через временные  малые  творческие  группы вовлекаются в работу остальные ученики. Выбор же степени активности каждый  ученик делает сам. (Схема самоуправления прилагается)

Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, я опираюсь на следующие ведущие принципы: 

  • Выборность и сменяемость
  • Демократизм
  • Согласие

Каждая микрогруппа имеет основные формы работы и отвечает за порученное дело.

№п\п

Название центра

Основные формы работы

1.

Юные патриоты

-тематические классные часы

-организация встреч с представителями правовых структур, ветеранов войн, органов правопорядка;

-участие в акциях

-посещение, памятников славы воинам ВОВ и воинам - интернационалистам

-организация конкурсов, викторин по правовой и патриотической тематике;

-проведение праздников дня Конституции;

-интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;

-проведение конкурсов, концерты, вечеров – встреч посвященные правовой и патриотической тематике;

-проведение походов, праздников, часов интересного общения, посвященные правовой и патриотической теме, а также с целью изучения родного края

-проведение уроков в природе.

-участие в военно-спортивных мероприятиях.

2.

Центр здоровья

 – организация массовых спортивных праздников (эстафета, веселые старты, спортивные игры, лыжные кроссы и др.);
 – пропаганда здорового образа жизни в школе;
– участие в    спортивных  мероприятиях.

- участие и проведение уроков здоровья, театрализация сказок

-организация и проведение Дней здоровья

3.

Учебный центр

– поиск путей повышения качества обучаемости через изучение мотивации учебной деятельности, комфортности, воспитанности;
– организация научно-исследовательской деятельности, развитие творческих потенций учащихся через организацию секций, кружков, охватывающих все возрастные категории учащихся;
 – пропаганда и популяризация научных знаний;
 – организация системы познавательных игр

содействие уменьшению количества правонарушений в школе;
– пропаганда правовых знаний в школе;
 – разрешение конфликтных ситуаций (ученик – ученик, ученик – учитель и др.);
 – оказание психологической помощи учащимся в кризисных ситуациях;
 – организация дежурства по школе.

4.

Центр досуга

– организация культурно-массовых мероприятий (праздники, фестивали, литературно-музыкальные салоны,  посвящения, презентации и т.д.);
– организация поисковой работы;
– организация и проведение творческих конкурсов;
– помощь в организации культурной жизни класса;

 организация гласности в школе (выпуск классных газет, работа классного уголка гласности, обновление информационных стендов);
– проведение конкурсов классных стенных газет, боевых листков, молний
– своевременное освещение общешкольных дел, акций, десантов;
– проведение социологических опросов;

– содействие в оформлении рекреаций и кабинетов;

– участие в  конкурсах и программах.

Еще в 1-м классе  вместе с родителями составляем портрет будущего выпускника начальной школы, которого мы хотим увидеть в своих детях через 4 года.

Таким образом, мой   выпускник начальной школы обладает:

  • прочностью и глубиной знаний;
  • самостоятельностью;
  • организованностью;
  • следование нормам и правилам человеческого общежития;
  • личность с гуманистическим мировоззрением, которая следует нормам и правилам человеческого общежития способная к саморазвитию
  • личность, которая умеет видеть прекрасное;
  • творческая, физически и психически здоровая личность

Определить результативность моей воспитательной деятельности позволяет мониторинг воспитательной работы. ( прилагается)

Я считаю, что данный опыт является одной из оптимальных форм для применения учителями начальных классов с целью  всестороннего развития и воспитания детей. Считаю, что современному педагогу следует знать и помнить, что "образование XXI века - это образование через ощущения; игра - метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии", а "если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, зачахнет".

Я хочу, чтобы мои дети становились сильнее, вырастали,  выходили  в большую жизнь не только знающими, но и здоровыми людьми. Смотреть в их детские глаза и видеть в них радость от встречи, от каждого  нового урока - это то ради чего стоит жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры личности через проектную деятельность"

Материалы выступления на городском методическом обьединении учителей начальных классов...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Формирование личности на основе системно-ролевой модели»

Воспитательной программа направлена на создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося....

Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».

Современное российское общество переживает период  долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...

Гражданское воспитание через театр.

Гражданское воспитание через театр....

Методическая разработка " Через театр - к звёздам!"

Цель работы: создать сборник произведений и ресурсов, которые подходят для использования в обучении иностранному языку учеников начальной школы во время урока и во внеурочной деятельности....

Реализация программы «Школа социально успешной личности» через внеурочную деятельность

Реализация программы «Школа социально успешной личности» через внеурочную деятельность...