Гражданское воспитание через театр.
материал на тему

Конон Наталья Владимировна

Гражданское воспитание через театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskoe_vospitanie_cherez_teatr.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Некрасов

Я считаю, что гражданин - это не звание и не особое преимущество. Граждане - это, прежде всего, простые, обычные люди, но, как вы теперь понимаете, быть гражданином совсем непросто.

      Главный закон человеческого существования - это объединение с другими людьми. Совместная жизнь людей называется общественной жизнью. Потребность в общении называется общественным чувством. Чтоб быть гражданином, надо обладать развитым общественным чувством, постоянно ощущать себя активным соучастником жизни как близких, так и не очень близких, а иногда и очень далёких людей.

   Неограниченные возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет ученику реализовать себя как личность, проявить свои индивидуально-творческие способности, даёт уверенность ребёнку в своих силах, повышает степень гражданской устойчивости. 

Значимое место в гражданском воспитании занимает искусство, художественная деятельность учащихся. Воспитательный аспект их в гражданском воспитании очевиден. Цель не в том, чтобы обучить школьников художественному «ремеслу», а в том, чтобы дать образное видение мира, воспитать нравственные качества человека-гражданина.

Программа «Волшебный мир театра», являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла. А также включает в себя аспекты гражданского воспитания. В содержание программы входят темы, которые создают благоприятную почву для воспитания гражданина.

* С первых же шагов работы над ролью ученик понимает, как важно, что и как он говорит зрителям и партнерам, т.е. он сам приходит к необходимости овладения словесным действием, занятиям техникой речи.

Работая над такими темами курса как формирование сценической речи, элементы речевой выразительности, работа над артикуляцией широко используется русский фольклор.(заклички, приговорки, считалки , потешки и др.) Таким образом осуществляется принцип народности, учёт национальных особенностей, что так необходимо для воспитания гражданина.

* Гражданское воспитание школьников в процессе обучения осуществляется через разнообразие методов. Творческим исполнением жизни называют игру. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры в гражданском воспитании: игра имеет тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся, проявлению их гражданских качеств.

   Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Помочь ребёнку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Театр».

 Актёрский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

                                                                                                                                                                               

*Не менее важно и то, что театральное искусство предполагает коллективное творчество. Спектакль как произведение искусства существует только благодаря усилиям многих людей, которые объединены общей целью. Это воспитывает ответственность, взаимовыручку, умение слышать другого человека.

Такие Гражданские ценности необходимо изучать с раннего возраста, так как именно в начальной школе ребёнок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознаёт свою ответственность перед другими людьми. Чрезвычайно трудно научить взрослого человека доверию к людям, если он в детстве не приобщался к сочувствию, не пережил детскую непосредственность и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку, поэтому на каждом этапе обучения  ведётся работа по формированию навыка коллективной работы.

*Когда-то Станиславский сказал: «По действиям и поступкам мы судим о людях, изображенных на сцене, и понимаем, кто они». Следовательно, сценическое искусство в особой степени требует внимания и чуткости к поступкам людей в жизни, умения видеть, «читать» смысл, значение, цель действий другого человека.

Поэтому достаточное количество времени отводится на формирование представления о характере как об особенном поведении. На занятиях ведётся работа по формирование навыка эстетической оценки. Обсуждаются выполненные на занятиях упражнения. Побуждение ребёнка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. На основе выполненных упражнений, этюдов, просмотра спектаклей идёт обучение коллективному целенаправленному действию: умение излагать свои мысли; формулировать вопросы собеседнику, отвечать на вопросы; отстаивать свою позицию или разумно менять её; соблюдение социальной дистанции в общении.

   *Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде — составная задача общей системы воспитания гражданина. Труд — основа человеческого бытия. Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности.

Наиболее важными свойствами гражданской направленности трудолюбия являются:

1. Осознание труда как условия развития человека и общества, как основного средства в достижении жизненного успеха.

2. Осознание своих трудовых прав и обязанностей как человека и гражданина России.

3. Уважение к людям труда. Проявление честности, порядочности, ответственности.

Есть в программе темы, «Волшебные краски чудесной страны», или в мастерской художника ,«На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа  или музыка в театре»,   которые повторяются в разные годы обучения, но даются на различном уровне сложности, с разным объёмом информации и подбором творческих заданий. На каждом этапе обучения, в ней рассматриваются различные театральные профессии, деятельность театральных мастерских.

Труд школьника имеет особую значимость.

На занятиях дети как бы включаются в работу существующих в театре технических мастерских: музыкального цеха, цеха по изготовлению декорации и реквизита, костюмерного цеха т. д., где они не просто смотрят и слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т. д.

Театр нами рассматривается в контексте других видов искусства. А сам ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это главное чудо театра, одновременно и творец, и материал, и инструмент, а главное – труженик.

*Так или иначе качественные особенности в воспитании Гражданина оказывает среда. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно «работать» на воспитание гражданственности.

Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театров или просмотр спектаклей (один раз в месяц) и анализ увиденного в группе. Для этого группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может корректироваться и включать в себя премьеры, гастрольные и фестивальные спектакли. На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки.

*В конце каждого года обучения отводятся часы для итоговых представлений - творческих отчётов.

Инсценировка небольших произведений: К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Путаница»; С. Я. Маршак «Теремок»; С. В. Михалков «Как медведь трубку курил». Инсценировка стихов, сказок, пьес. Фольклорные праздники, календарные праздники.

Вообще, Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как долг, добро, справедливость, совесть, честь, смелость. Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Сказки, былины, сказания формируют у детей чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к защите её от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти. Таким образом, воспитываем патриота и соответственно гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование гражданской активности через социальное проектирование

В статье представлена моя работа по формированию гражданской активности учащихся. Выступление на городском МО....

педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущ...

Воспитательная программа « Личность через театр»

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Выражением государственной политики в области восп...

Текст доклада выступления на муниципальном семинаре на тему "Патриотическое и гражданское воспитание школьников через опыт реализации социального проекта «Популяризация герба и флага России»

Текст доклада выступления в рамках семинара«Эффективные практики получения новых знаний как модель позитивной социализации учащихся»...

Статья "Формирование конструктивного гражданского поведения через социальные практики в рамках ФГОС"

           Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественн...

Формирование общероссийской гражданской идентичности через осознание понятия «Родина»

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная жизнь молод...

Методическая разработка " Через театр - к звёздам!"

Цель работы: создать сборник произведений и ресурсов, которые подходят для использования в обучении иностранному языку учеников начальной школы во время урока и во внеурочной деятельности....