Урок и презентация по окружающему миру.
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Луг -  природное сообщество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lug_-_prirodnoe_soobshchestvo_1.pptx2.69 МБ
Microsoft Office document icon lug_-_prirodnoe_soobshchestvo_1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО Автор: Михайлова Т.Г.

Слайд 3

НА ЛУГУ РАСТУТ ТОЛЬКО ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: НИВЯНИК, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КЛЕВЕР, ТЫСЯЧЕЛИСТНИК, МЫШИНЫЙ ГОРОШЕК, МЯТЛИК, ТИМОФЕЕВКА, ЛИСОХВОСТ.

Слайд 4

КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ НА ЛУГУ НЕ ЖИВУТ, ЗАТО МЕЛКИХ – МНОЖЕСТВО: ОБИТАЮТ МЫШИ И ПОЛЕВКИ, НАСЕКОМЫЕ И ЖАБЫ, ЯЩЕРИЦЫ И ЧЕРВИ.

Слайд 6

ЖИВОТНЫЙ МИР ЛУГА Насекомые Птицы Звери

Слайд 10

НА ЛУГУ СОВМЕСТНО ОБИТАЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ И ЗАВИСЯТ ДРУГ ОТ ДРУГА ПОЭТОМУ ЛУГ НАЗЫВАЮТ ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ

Слайд 11

1 9 8 3 2 4 5 6 7 К Л Е В Е Р У З Н Е Ч И К А Л И В Н Ы Е М А Х А О Ч Л У Ж А Й К А Ю Т И К Д Е Р Г А М Я Т Л И Ы Ш Ь Р О Т К Н З О Р Ь А 1. (по горизонтали) Растения с белыми, красными или розовыми цветами. 1. (по вертикали) Стрекочущее насекомое. 2. Луга, заливаемые во время половодья. 3. Бабочка с «ласточкиным хвостом». 4. (по горизонтали) Небольшой участок с травянистой растительностью. 4. (по вертикали) Ядовитое растение. 5. Коростель (другое название) 6. (по горизонтали) Растение с длинными узкими листьями. 6. (по вертикали) Мелкий зверек – постоянный житель луга. 7. Мелкий зверек. 8. Птица, быстро летающая за насекомыми. 9. Красивая бабочка.

Слайд 12

До свидания, луг!



Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Окружающий мир» в 4-ом классе.

Авторы: учителя ГБОУ СОШ № 169 г.Санкт-Петербурга
                 Ефимова Анна Валерьевна,
               Михайлова Татьяна Геннадьевна

Тема урока:  «Жизнь луга. Луг – природное сообщество.»

Цели урока.

Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.

Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать,

обобщать и делать выводы.

Ход урока.

Организационный момент.

Повторение. (работа в группах)

Сгруппируй по ярусам:

1.Клён                                7. Смородина

2. Брусника                        8. Кислица

3.Орешник                         9. Грибы

4.Ромашка                         10. Дуб

5.Лиственница                  11. Вяз

6. Ива                              

Сгруппируй животных:

1. Лось                                7. Глухарь

2. Бабочка                           8 .Жук

3. Стрекоза                         9. Летучая мышь

4. Медведь                         10. Дятел

5. Лиса                               11. Муравьи

6. Клёст

Сообщение темы урока.

- Разгадаем кроссворд и узнаем тему урока (работа в группах).

  • Мягкий известняк. (мел)
  • Выплавляют из железной руды. (чугун)
  • Полезное ископаемое: хорошо горит, даёт тепло. (уголь)

 

Работа над новой темой.

  • Внимательно рассмотрите тему «Луг»:

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ – как ёлка.

А еще? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Грамофончики-вьюнки,

Еще много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

                          Г. Лагздынь.

  • Кто был на лугу?
  • Чем отличается луг от леса?
  • Какие растения растут на лугу?
  • Что объединяет эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы)

Луг – безлесое пространство, занятое травой. На лугах нашего края около двухсот видов растений. Одни употребляют в пищу, другие – на корм скоту, третьи – на изготовление лекарств. Из некоторых выведены красивые сорта садовых и комнатных растений. Среди луговых растений есть и ядовитые.

  • Давайте поближе познакомимся с растениями луга.(Работа в группах с гербариями и атласами определителями.)
  • Найдите цветковые растения. Что вы узнали о них из атласа-определителя? (Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник, он внесен в Красную Книгу, а у ромашки совсем листья. Растение хлопушка – это смолевка обыкновенная. Тысячелистник используется как лекарственное растение. Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения и горошины у него маленькие. Герань луговая растет не только на лугах, но и на пустырях и у обочин дороги.)
  • Рассмотрите травы. Что вы о них узнали? (Колоски мятлика образуют метёлку. Этот злак – кормовое растение.)
  • Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Каким вы представляете животный мир луга? (Животные должны быть маленькими, чтобы спрятаться в траве или жить в земле.)
  • Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь. (Звучит запись голосов животных луга.)
  • Кого вы услышали?
  • Богат луг разнообразием животных. Всюду много насекомых. Сегодня на уроке со своими друзьями нас познакомит муравей. (Презентация.) В траве стрекочут кузнечики. На цветущих растениях собирают нектар пчёлы, осы, шмели. Здесь же находят корм разноцветные бабочки. Среди них очень красивые: махаон, зорька, голубянка. Махаон – одна из самых красивых наших бабочек. Сзади на крыльях у неё есть два отростка, которые во время полёта бабочки напоминают хвост летящей ласточки. За это сходство махаон в народе названа «ласточкиным хвостом». Красива и голубянка. Как голубые огоньки мелькают они на лугах. Нижняя же сторона крыльев бабочки темно-серая. Сядет голубянка на траву, сложит крылышки – погаснет огонёк, трудно увидеть её в это время.

Физкультурная минутка.

Бабочка вспорхнула,                                                                                                                                                                                                  

Крыльями взмахнула.

Тут кузнечик скок-скок,

Пчёлка перелетает

С цветка на цветок,

Трясогузка хвостиком трясёт,

Перепел из земли червячка достаёт.

Дружно все вздохнули,

Мы немного отдохнули.

- На лугах гнездятся и находят себе корм некоторые птицы. В густой траве лугов в небольшой ямке устраивает своё гнездо перепёлка. Перепел похож на небольшую курочку. Неохотно летает, спасается от врагов быстрым бегом. Большую часть жизни проводит среди луговых трав коростель. Эта птица, как и перепел, быстро бегает, ловко пробирается среди травы, часто меняет направление. Поэтому её трудно внимательно рассмотреть, но зато можно услышать. Коростель издаёт скрипучий отрывистый крик: «Дёрг, дёрг». За этот крик коростеля зовут еще дергачом.

- О других животных вы узнаете, рассмотрев иллюстрации на стр.184-185  вашего учебника.

- Предлагаю прочитать статью на стр. 186-187. О каких животных говориться в статье? (Об осах, бабочках, кузнечиках. О жуках навознике и могильщике. О жабах, ящерицах и мышах. О разных птицах: перепеле, коростеле, трясогузке. На лугах даже растут грибы.)

- Крупные звери не живут на лугу. Луг – открытая местность. Здесь трудно скрываться от врагов. Зато мелкие зверьки – мыши, кроты – постоянные жители лугов.

- Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели леса? (Они живут сообща.)

- Как поэтому можно назвать луг? (Природное сообщество.)

Луг – природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой. Например, растения погибающие осенью, на зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастаю новые.

- Запишите в свою тетрадь названия растений и животных луга, которые вам запомнились.

- А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека. Самостоятельно прочитайте статью «Луга и человек». Перескажите содержание текста друг другу в парах.

- Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.

- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

- Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, ведь в конечном итоге он пострадает сам.

Закрепление изученного материала.

- Используя иллюстрации на стр. 184-185 учебника, запишите две-три цепи питания, сложившиеся на лугу. (Взаимопроверка в парах.)

- Презентация (Кроссворд.)

Подведение итогов.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией по Окружающему миру во 2 классе УМК "Школа России" на тему :"Какой бывает транспорт?"

Урок в игровой форме знакомит учащихся с транспортом прошлого и настоящего, формирует представление о назначении транспорта....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

Разработки уроков и презентаций по окружающему миру 2 класс

Уроки разработаны в соответствии с современными требованиями. Деятельностный метод обучения и технология развития критического мышления через чтение и письмо способствуют развитию мышления , познавате...

План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".

Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру, тема Африка

КОНСПЕКТ УРОКА  «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ И ОКЕАНАМ. АФРИКА» УМК «Гармония», О. Т. Поглазова «Окружающий мир» 4 класс...