Стеклянное чудо
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Занятие познавательной  направленности. Имеет корекционно-воспитательное значение. Посвящено украшению группы к Новому году. Содержит интересные исторические сведения об истории стеклянной елочной игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 14»

Разработала и провела Андреева А.А., воспитатель, I кв/категория. г. Амурск, Хабаровского края

Тема: Стеклянное чудо. Новогоднее оформление группы (Младший, средний возраст)  

Программные задачи: Расширять знания о новогодних традициях. Познакомить с историей создания елочных игрушек - стеклянных шаров. Вызвать желание украсить сделанными своими руками игрушками, группу к Новому году; Воспитывать интерес к национальной культуре нашего народа, творческой деятельности, аккуратность, усидчивость; Развитие кругозора, воображения. Коррекция мелкой моторики, эмоциональной сферы.

Материал и оборудование: Елочные игрушки - стеклянные шары различной окраски и размера (красивая коробка), иллюстрации к рассказу воспитателя, бумажные круги, имитирующие елочные шары, различного диаметра по количеству детей, краски, кисти, нарисованные веточки ели из бумаги, либо вырезанные из цветной бумаги, или нарисованные заранее на стекле, зеркале, стене.

Ход занятия

Вводная часть

Умственная гимнастика: Давайте решим задачку:

Мы нарядили елку в квартире.

Шариков разных - 3x4.

Звездочка - здесь же.

Рядышком - шишка.

Есть еще ежик,

Мишка да мышка...

Сколько на елке

Будет игрушек,

Если повесить

Десять хлопушек?

Молодцы, справились с заданием. Приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник - Новый год. Совсем скоро лесная красавица елка по праву воцарится в нашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато сколько радости и веселья с собой принесет.

Наряжать елку - одно удовольствие. Вот из коробок появляются всевозможные игрушки, и елочка протягивает ветки навстречу ярким украшениям.

Воспитатель достает из коробки елочные игрушки, показывает их, рассматривает вместе с детьми:

Игрушки бывают разные: из ваты, бумаги, стекла... Стеклянные фигурки и шарики хоть и хрупкие, зато самые привлекательные. Глядя на их блеск и радужные переливы, невольно подумаешь: «Интересно, а как их делают?» Хотите узнать? Садитесь поудобнее, и слушайте.

Основная часть.

1. Рассказ воспитателя, показ иллюстраций.

Недалеко от города Клина, где деревни расположены как бы по кругу, был построен заводик. Назывался он стеклянным. И вовсе не оттого, что стены были стеклянными, а потому, что делали на том заводе стеклянные предметы: пузырьки, бусы и другие мелочи.

И работал на том заводике мастер по имени Григорий. Очень талантливый выдувальщик - умел такие бусы из стекла выдувать, какие никому не удавалось. Брал, бывало, Григорий свою кружку-горелку, стеклянную трубочку разогревал и начинал чудеса делать. Люди только дивились на его работу. Спрашивали частенько: «Что за хитрость такую знаешь?» Он только в ус улыбался да отмалчивался. А секрет был.

Передал ему этот секрет отец. Позвал однажды к себе и говорит: «Гриша, поведаю я тебе свою тайну выдувания. Будешь лучшим мастером, коль все усвоишь». И стал Григорий делать, как отец научил. Выдует он пронизь (так бусы в народе называли), глаз не отвести. А все дело в том, что умел мастер с природой разговаривать. Если понадобятся бусы из зеленого стекла выдуть, шел он собирать ароматы зеленого луга. Нужно янтарного цвета, добавит сияние солнечных лучей. Для серебристых бус наберет блестка снега, для прозрачных - сверкание утренней росы, а для разноцветных - радуги добавит. И не было ему в этом мастерстве равных.

И вот в одну предрождественскую ночь возвращался он домой. Вдруг всхлипывает кто-то тихонечко. Посмотрел, стоит мальчонка: шапка-ушанка, валенки не по размеру, тулупчик не по росту. А на глазах слезы.

Ты чего, удалец, ревешь? - спрашивает Григорий. - Кто тебя обидел?

И рассказал мастеру мальчик, что сын местного барина дал ему новые заморские стеклянные шары подержать, хвастался, что привезены они для елки из самой Германии. А шары чудесные: посеребренные и позолоченные. Засмотрелся парнишка и выронил один шар. Что началось! Слуги забегали, хозяева заохали, все стали кричать на мальчонку. А тот от страха и другие шары разбил. Одни кусочки на полу остались. Прогнали, да еще пригрозили, что его батьку в тюрьму повезут. Сказал так и залился слезами.

Послушал эту историю Григорий и говорит:

Иди, малец, домой. Поздно уже, спать пора. А об отце не тревожься. Придумаем, как твоему несчастью помочь.

Попрощался Григорий, а сам пошел в мастерскую. Достал горелку, стеклянную трубочку, с помощью которой бусы выдувал, и стал работать. Решил он на этот раз сделать бусинки такие же большие, как и шары елочные, которые мальчонка разбил. Добавил в стекло дыхания морозной ночи, тепло мерцающего в печи огня и сверкание рождественских звезд. А к этому еще прибавил мастер свою доброту. Всю ночь работал, а утром завернул готовые игрушки в тряпицу и отнес барину вместо тех, что разбились. Там ткань развернули и ахнули. Не шары, а чудо сверкало. С заморскими не сравнить.

С тех самых пор стали в тех местах мастера игрушки елочные выдувать: Григорий научил. А маленькая мастерская превратилась в большую фабрику.

Такая вот история. А как же нынче игрушки делают? Да почти так же как в старину. Только старые газовые горелки, раздуваемые мехами, заменили на современные. Все так же мастер, с любовью трудясь над фигуркой, вместе с воздухом как бы вдувает в игрушку частичку своей души. Поэтому до сих пор славятся клинские мастера-выдувальщики своим умением. В каждом цеху своя работа: в первом из стеклянных трубочек выдувают заготовки, во втором художники каждую игрушку вручную расписывают. Красота! В следующем - в печке закаливают, а уж потом - упаковывают. И игрушки у них чудесными получаются.

Держа на ладони яркие шарики, я подумала - а не украсить ли нам нашу группу замечательными расписанными вашими руками шариками? Вот здорово бы получилось?

Физминутка. 

Практическая работа детей.

Ребята, прежде чем приступить к работе, продумайте замысел своего рисунка. Может это будут портреты ваших любимых сказочных героев, а может - узоры, которые так любит рисовать мороз на окне или это будут фантастические птицы, рыбки, звери. Проявите фантазию и выдумку, вложите частичку себя в игрушку, как это делал клинский мастер Григорий.

Заключительная часть.

Подведение итога изодеятельности детей: Какие замечательные шары у вас получились, мне кажется, что если украсить такими игрушками наши еловые веточки, то группа станет еще наряднее и веселее!

Воспитатель с детьми развешивают шары на ветки.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир за стеклянным берегом

урок для 1 класса по теме "Мир за стеклянным берегом" о жителях аквариума и уходе за ними...

Методическая разработка по теме "Стеклянных дел мастера" для 3 класса.

Методическая разработка по теме "Стеклянных дел мастера" для 3 класса. (по курсу "Наш край")...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: « Чудеса в стеклянной банке»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА   «Чудеса в стеклянной банке» Цель: изготовить в домашних условиях имитированную икру и использовать её, как полноценный продукт питания....

Мир за стеклянным берегом

Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Перспектива" 1 класс...

В стеклянной стране

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по формированию целостной картины мира, расширению кругозора...

урок окружающего мира 1 класс. Мир за стеклянным берегом

Цель урока: формирование  представлений об аквариуме, как о созданном руками человека водном сообществе.Задачи урока:·         Образовательные: н...

​Фрагмент урока «Мир за стеклянным берегом»

Учитель вспоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке». (На экране изображение золотой рыбки. Жил старик со своею старухойУ самого синего моря;Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года...