программа внеурочной деятельности в 3 классе на 2014-2015 учебный год "Блистательный Петербург"
рабочая программа (3 класс) на тему

Макарова Юлия Аркадьевна

Рабочая программа "Блистательный Петербург" рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой культурологической направленности.

В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга – одному из прекраснейших городов мира, уникальному  культурно-историческому комплексу, в судьбе которого огромную роль сыграли многие исторические личности, деятели культуры и искусства. Программа курса позволяет почувствовать нашу сопричастность к исторической и культурной судьбе Санкт-Петербурга, ощутить непрерывность связи времен и поколений. Использование воспитательного потенциала курса во многом является гарантией успешного выполнения поставленных задач, создания необходимых условий этического и интеллектуального выживания и развития детей, их существования в современном многомиллионном городе, что способствует созданию образа города, постоянно изменяющегося во времени, запечатленного в его замечательной архитектуре и скульптуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №400

им. Александра Невского

Т.Ф.Конорева

Программа внеурочной деятельности

для 3 класса

Я познаю мир

«Блистательный Санкт-Петербург»

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

Макарова Юлия Аркадьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности для 3 класса Я познаю мир «Блистательный Санкт-Петербург» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой культурологической направленности.

В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга – одному из прекраснейших городов мира, уникальному  культурно-историческому комплексу, в судьбе которого огромную роль сыграли многие исторические личности, деятели культуры и искусства. Программа курса позволяет почувствовать нашу сопричастность к исторической и культурной судьбе Санкт-Петербурга, ощутить непрерывность связи времен и поколений. Использование воспитательного потенциала курса во многом является гарантией успешного выполнения поставленных задач, создания необходимых условий этического и интеллектуального выживания и развития детей, их существования в современном многомиллионном городе, что способствует созданию образа города, постоянно изменяющегося во времени, запечатленного в его замечательной архитектуре и скульптуре.

Цель программы

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Отличительные особенности программы

Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся. В курсе обучения предусмотрен хронологический подход к изложению материала с упоминанием наиболее значимых дат и важнейших периодов в развитии города. В программу включены темы, создающие у учащихся представление об основании Петербурга, его великолепном скульптурном убранстве, государственных символах, музеях и театрах города. Значительная роль отводится наиболее важным этапам формирования культуры «северной  столицы», а также городского быта. Учащиеся ознакомятся с тем, как строился Петербург, складывались его великолепные архитектурные ансамбли;  кто такие петербуржцы и как они жили на берегах  р. Невы в течение ХVIII-ХХ веков, каковы были их занятия и интересы. Темы выстроены таким образом, чтобы родители могли в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть с детьми все, о чем шла речь на занятиях.

Адресность

Программа адресована учащимся младшего школьного возраста (7-10 лет).

Условия набора

Данная образовательная программа предполагает групповые занятия с учащимися младшего школьного возраста. Группы комплектуются по возрастному признаку, принимаются все желающие.

Срок реализации программы

Программа внеурочной деятельности «Блистательный Санкт-Петербург» рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Обучение по данной образовательной программе осуществляется в группе в форме традиционного, комбинированного и зачетного занятий, а также бесед, экскурсий, слайд-занятий, коллективного рассказа-эстафеты по определенной теме, кроссвордов, рассказов с пропусками, уроков вопросов и ответов, работы с картой и фотоматериалами, выполнения творческих домашних заданий.

Режим занятий –1 раз в неделю по 2 акад. часа (68 академических часов в год).

Вариативность часов обусловлена занятостью учащихся во внеурочное время и пожеланиями родителей.

Продолжительность академического часа – 45 минут.

Наполняемость групп – 15 человек.

Ожидаемые результаты

В результате успешного освоения программы «Блистательный Санкт-Петербург»

  • углубят свои знания об истории и культуре Санкт-Петербурга;  
  • приобретут навыки культурного поведения;
  • сформируют уважительное отношение к историческим личностям;
  • приобретут способности художественно-образного восприятия города;
  • сформируют умение самостоятельно выполнять контрольные и тестовые задания;
  • повысят уровень развития творческих и коммуникативных способностей;
  • сформируют бережное отношение к историческим, архитектурным, скульптурным памятникам и чувство любви к родному городу в лучших традициях петербургской культуры.

Формы подведения итогов реализации программы

В ходе реализации данной программы предусмотрены:

  • промежуточная аттестация– в форме зачетного занятия;
  • проектная деятельность по графику;
  • итоговая аттестация (май) – в форме зачетного занятия.

Оценка результатов может также проводиться в форме защиты фронтальных опросов, зачетных занятий и конкурсов.

Тематика занятий

I. Мир города – 4 часа.

II. Удивительный Санкт-Петербург – 22 часа.

III. Блистательный Санкт-Петербург – 22 часа.

IV. Прогулки по Санкт-Петербургу – 22 часа.

Итого: 68 часов.

Используемая литература:

  1. Л.К. Ермакова И.М. Лебедев «Чудесный город» Петербургская тетрадь, Санкт-Петербург 1998.
  2. Р.П. Андреева «Прогулки по Санкт-Петербургу» Справочник-путеводитель по истории города 1-4 классы


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по программе

«Блистательный Санкт-Петербург»

(34 недели 2ч./нед. 68 часов)

Тема занятия

К-во час.

Сроки

Словарь

Примечание

1.

I  Мир города

«Живой город»

«Сосуды города»

«Клетки города»

«Легкие города»

2

Проспект

Переулок

Улица

Площадь

Перекресток

Реки, каналы

Набережные

Фундамент

Фасад

Фронтон

Дворец

Церковь

Лесопарки

Сады парки

скверы

Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева

«Чудесный город»

Петербургская тетрадь

С.8-18

2.

«Город и горожане»

«Жители города»

«Болезни города»

2

Чтение стихотворения

С. Михалкова «Моя улица»

Проект «Настоящий горожанин не будет…»

С.19-23

3.

II Удивительный Санкт-Петербург

«Визитная карточка города»

 

(возраст города, герб города)

2

Герб, щит

Санкт-Петербург

Петроград

Ленинград

Проект «Герб Санкт-Петербурга»

С.24-29

Презентация «Домик Петра I»

4.

«Отличительные черты Санкт-Петербурга»

«Санкт-Петербург – город рек и каналов»

2

Нева, наводнение

Большая и Малая Нева

Большая Невка

Средняя Невка

Малая Невка

Рукав, протока

Приток, Фонтанка

Мойка

Обводный

Екатерининский

каналы,

канал Грибоедова

Работа с контурной картой с.184-185

С.32-38

5.

«Санкт-Петербург – город мостов»

2

Мосты

Работа с картой-схемой «Санкт-Петербург с высоты птичьего полета»

Самостоятельная работа с.43 з.3

6.

«Санкт-Петербург – город островов»

2

Острова:

Адмиралтейский

Аптекарский

Васильевский

Елагин

Заячий

Каменный

Крестовский

Новая Голландия

Декабристов

Петровский

Петроградский.

Видеофильм «Санкт-Петербург – город мостов»

С.38-43

7-8

«Сказочный город Санкт-Петербург»

1.Решетки мостов

2.решетки и ограды садов и парков.

4

Архитектор

Декоративное убранство

Пилястры

Колонны

Штукатурка

Глазурованный кирпич

Гранит мрамор

Парапет

Решетка

Трезубец

С.44-60

Задание с.5 (1,2)

Проект «Твоих оград узор чугунный…»

(рисование чугунной ограды моста в технике «графика»)

9.

«Сказочный зверинец»

2

10.

«Богатства города»

Город-труженик

Город музеев

Театры города

2

Морской порт

вокзалы

гардероб

фойе антракт

зрительный зал

оркестровая яма

портер

амфитеатр ложа бенуар ярусы

С.61-63

Правила поведения в музее и театре

11.

Петербургские храмы

«Александро-Невская лавра»

Храм «Александра Невского»

2

С.64-65

12.

«Хранители мыслей»

«Храмы науки»

2

Университет

Институт

Академия художеств

Академия наук

13.

«Петербуржцы»

2

Мемориальные (памятные) доски

«Почетный гражданин»

Коренной петербуржец

Петербургский стиль поведения

С.66-75

Задание с. 70 (1,2,3)

c.71 (5)

Проект «Сувенир»

Перспективное задание-проект с.74

14.

III Блистательный Санкт-Петербург

«Дворец Славы Российской»

2

Зимний дворец

Франческо Бартоломео

Рострелли

Памятник истории

Памятник культуры

Эрмитаж

С.76

Задание с.83 (1)

С.86 (4)

Чтение книги Л.Ф.Шиф

«Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком»

с.86 (5)

Творческое задание

15-16.

«Непреступная твердыня»

Рождение крепости

Жизнь крепости

Петропавловский собор

4

Куртина

Казематы

Равелин

Кронверк

Гарнизон

Гауптвахта

«Плясовая площадка»

Монетный двор

Тюрьма

Комендант

Купол колокольня

Шпиль пилястры

Портик волюта

Звонница

Куранты

Доменико Трезини

Иконостас иконы арка аллегория

Барельеф усыпальница

С.90-107

С.90 (1,2,3)

c.95 (3,4)

c.103 (1)

c.107 кроссворд

17-18.

«Владыка морей»

Центральное здание старинного Петербурга – Адмиралтейство. Адмиралтейский сад.

Скульптуры Адмиралтейства

4

Андриян Дмитриевич Захаров

Постамент

Флагшток

Куранты

Пьедестал

Нимфы

Верфь

Глассис

Штаб

училище

С.117-133

Видеофильм «Адмиралтейство»

С. 125 (1)

С.129 (4)

С.130 (6,7)

С. 132 (12)

19-20.

«Стрелка на Неве»

Ансамбли стрелки.

Храм торговли.

Маяки

«Созвездие музеев»

4

Купцы порт

Маяки пакгаузы

А.Д. Захаров

Жан-Франсуа Тома де Томон

С.134-153

С.147 (1)

С.150 (4)

С.151 (11)

21-22.

23.

«Хоровод достопримечательностей»

Площадь Декабристов.

Медный Всадник

Здание Сената и Синода

«Собор соборов»

Исаакиевский собор

4

2

Морис Фальконе

Сенат

Синод

Карл Иванович Росси

Горельеф

Витраж

Мозаичные иконы

Огюст Рикар де Монферан

С.154-163

С.164-172

24.

«Нева – часть ансамбля».

 Площадь хранит память

2

Чиновники священнослужители

Корабельные мастера

Вольнодумцы

Декабристы

С.177 (1)

Задание 1 - письменно

25.

IV Прогулки по Санкт- Петербургу

Памятники Петру I

Памятник Екатерине II

2

Видеофильм

26.

Памятник Николаю I

Александру III

2

27.

Памятники полководцам и не только…

2

А.В. Суворов

М.И. Кутузов

М.Б. Барклай де Толли

А.С. Пушкин

И.Ф. Крузенштерн

Н.М. Пржевальский

Памятник жертвам

 9 января 1905

Памятник «Стерегущему»

28.

Ленинград в годы ВОВ

2

Презентация

29.

Пригороды Санкт-Петербурга

«Село царей»

2

Видеофильм

30.

31.

Павловск

Гатчина. «Замок-призрак».

2

2

32.

Петергоф – родина фонтанов

2

33.

Необычные места

 Санкт-Петербурга

2

34.

Викторина

 «Знай и люби свой город»

    2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа  по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

Справка по итогам выполнения учебных программ и их практической части по внеурочной деятельности во 2 четверти 2014-2015 учебного года

Справка по итогам выполнения учебных программ и их практической части по внеурочной деятельностиво 2 четверти 2014-2015 учебного года...

Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.

Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4е класс на 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 4 Е КЛАССЕ:ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКАУМНИКИ И УМНИЦЫШКОЛА ЮНОГО ПЕШЕХОДАСТУПЕНЬКИ ДОБРАМОДЕЛИРОВАНИЕ...

Отчет о реализации курса внеурочной деятельности «Радуга творчества» за 2014-2015 учебный год

Отчет о реализации курса внеурочной деятельности «Радуга творчества» за  2014-2015 учебный годРуководитель: Горохова Н.А....