Приемы этнопедагогики в учебно-коррекционном процессе школы- интерната VIII вида
проект на тему

Шадорина Татьяна Юрьевна

Программа "Возвращение к истокам" адаптирована для учащихся начальной школы. Она основана на изучении календарного обрядового календаря.Малые жанры фольклора: пословицы,поговорки,потешки,загадки, а также народные игры, хороводы,хороводные, песни - входят в эту программу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vozvrashchenie_k_istokam.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы «народной педагогики»

                в практике коррекционной школы.

Программа «Возвращение к истокам» как

взаимообусловленный процесс образования и воспитания.

Теоретическое обоснование программы.

Причины возникновения:

Идея разработки программы «Возвращение к истокам» для учащихся 1 ступени

коррекционной школы пришла не случайно. Уже имеющиеся программы «Народная словесность» Н.Н. Костанян, «Путешествие к истокам» Е.Евладовой

и Т. Петраковой, а также практический материал учителя Боголюбовской средней

школы Владимирской области Бритиковой Е.А. рассчитан на учащихся 5-9 классов.

Есть программа интегрированного курса «Вслед за солнышком идем» для учащихся

начальных классов, разработанная Русско-славянской гимназией г. Магнитогорска.

Адаптация этого богатейшего материала к условиям коррекционной школы позволит решить несколько важных, на мой взгляд, проблем.

            Развитие технических средств, стандартизация, унификация форм социального общения, обезличивание жилищ, одежды, предметов быта, а также быстрое и глубокое расслоение общества - ведет к нивелированию общественного сознания, поведенческих стереотипов, широкому распространению псевдокультуры и вместе с ней – культа насилия и вседозволенности. В конечном счете, все это способствует  бездуховности , потере  национального самосознания. И «особые дети», не развитые в силу или своей социальной запущенности или интеллектуальной и эмоциональной недостаточности особенно нуждаются в том,

чтобы среда, которая их окружает была нравственна и созидающа. «Народная педагогика» может сыграть в этом главную роль. Ею определяется здоровье нации,

с нею связаны исторические корни духовной жизни народа. В современных условиях «народная педагогика» функционирует в различных формах и видах:

праздники народного календаря, произведения устного народного творчества, игры, игрушки. Приобщение детей к этнокультурному наследию даст возможность

в современной жизни создать оптимальную систему трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний, умений, навыков.

Теория вопроса:

В период становления педагогической мысли в России принцип «народности» педагогики был сформулирован К.Д.Ушинским  «народность коренится в характере

народа и сказывается в чувстве любви к Отечеству, которое так прочно в сердце человека, что при общей гибели всего святого и благородного, оно гибнет последним…» Педагогическая программа К.Д. Ушинского ориентирована на серьезное и систематическое постижение действительного уклада и устроения народной культуры, форм и механизмов ее преемственности, охватываемых в понятии  «традиция» и на выстраивании такого содержания образования и таких

форм педагогического взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивое воспроизводство основ национальной культуры.

                 Воссоздание естественной этнокультурной среды имеет, по существу, экологическое значение, создает условия гармонизации отношений человек-природа-общество, что, в конечном счете, оказывается главным фактором в

противостоянии бездуховному воздействию «идеологии индустрии потребления».

Ведь народная поэзия, музыка, хореография, изобразительное искусство раскрывают перед нами удивительно глубокий мир русской поэзии и духовности,

к сожалению, мир совершенно неведомый для многих.

                       Г.С.Виноградов – основоположник исследований в области детского

фольклора и народной педагогики писал: « Воспитание и обучение существует в

народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родились, с ним выросли, отразили в себе всю его историю, все испытанные влияния, все его лучшие

и худшие качества. У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные

цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на новые поколения. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует

называть народной педагогикой»

           Обучение и приобщение ко всему комплексу традиционной культуры начиналось с раннего детства в семье и продолжалось долгие годы. По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», т.е. призвана была

 блюсти основы христианской жизни каждого своего члена. Семья воспитывала,

прививала нравственные понятия, а община через общественное мнение воздействовала на взрослых. Приобщение к фольклору происходило в 3 этапа:

- этап пассивного обучения, когда дети, подростки просто слушали и смотрели.

Закономерно возникало желание и приобщиться и попробовать свои силы;

- существовало и   целенаправленное обучение: игры, песни, танцы разучивались

на посиделках, где старшие передавали свои знания младшим;

- этап обучения связан с ритуалом молодежных встреч.

                 Нормы морального, психологического, этического порядка прививались

в игровых формах поведения. Игра  занимала, да и сейчас занимает, очень большое

место в жизни детского коллектива. В играх дети воспроизводили многое из того,

что их окружало, подражали тому, что видели и к чему тянулись. Игровая форма,

как никакая другая, способствует успешному усвоению фольклорного языка. Игры

влияют на развитие ума, воли, нравственных чувств ребенка, укрепляет его физическое здоровье. В народных играх и игрушках блестяще соединились художественные начала. На раннем этапе развития ребенка игра являлась важнейшим источником формирования социального сознания. В игре ребенок

моделировал социальные отношения взрослых. Копируя бытовую общественную

форму жизни, дети в игре глубже познавали действительность, характер взаимоотношений между людьми, примеряя на себя ту или иную роль. Игра содействует адаптации и социализации ребенка, приучает его к нормам и способам

общения. Игра является средством самовыражения, а самовыражение – путь к

развитию, развитию активности, инициативности, творчества.

                               Календарные праздники были важнейшим звеном культурного

освоения природной среды. В старых календарных праздниках дети всегда были

обязательными участниками, знали свою роль и время включения в праздник.

Игры, участие в обрядах и детских артелях способствовали тому, что дети как бы

самовоспитывались, опираясь на нормы, эстетику, мораль своего общества с его

образом жизни, типом культуры.

                    Содержание народной культуры составляет прежде всего фольклор-

Сокровище не только поэзии, прозы, музыки, но и народной педагогической мысли.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом  отобраны

Самые естественные необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков.

                  Программа «Возвращение к истокам» построена по календарному принципу. Наличие в календаре  не только описательных, но и нормативно-пред-

писательных качеств имеет огромное значение для образовательной практики.

Календарь обладает удивительной способностью активно воздействовать на своего

творца-человека.

Актуальность:

Задача учителя не просто знакомить учащихся  различными жанрами фольклора

Но и сделать встречу с ними средством воспитания лучших моральных качеств.

Особенность программы в постепенном погружении учащихся в родную словесность. Народная культура воплощена в доступных для учащихся формах:

играх, песнях, плясках, сказках, обрядах, костюмах, домашней утвари. Этот мир

яркий и выразительный и потому интересен для ребят. Кроме того с народной

медициной, кухней ребята встречаются в повседневной жизни. Особенно привлекает то, что предмет освоения позволяет стать активным участником игры-

спектакля. Они могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь,

плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя

развитию личности ребенка. Привлекателен языковой аспект этой работы, т.к. произведения фольклора дают образцы красивой, образной и поэтической речи. Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения.  Т.О,

 использование программы дает возможность решать многие воспитательные

задачи: развитие познавательного, коммуникативного,  нравственного, физического

и эстетического потенциалов личности ребенка, воспитание человека, знающего и

уважающего историю и традиции своего народа.

Образовательные задачи.

- формирование знаний о народной духовной культуре;

- формирование знаний о фольклоре и его жанрах;

- расширение лексического запаса;

- совершенствование навыка выразительного чтения;

- формирование коммуникативных навыков;

Развивающие задачи.

- развитие речи;

- развитие эстетического вкуса;

- развитие коммуникативной  компетенции в единстве вербальных и невербальных форм;

- развитие компонента творческого мышления;

- развитие интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры;

Воспитательные задачи.

Создание воспитывающей среды, помогающей учащимся успешно освивать учебный материал, заниматься творчеством и организовать свой досуг.

- воспитание патриотизма, национального самосознания;

- формирование культуры быта;

- создание ситуации успеха для преодоления неуверенности в себе.

Принципы построения программы.

- сотрудничество;

-доброжелательность;

- индивидуализация;

- постепенность, последовательность, системность;

- доступность;

- смена форм деятельности.

Содержание программы.

Внеклассное чтение.

  1. Фольклор и его жанры.

Русские народные сказки ( волшебные, бытовые, о животных).

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

  1. Древнерусская литература.

Житие Александра Невского. Сказание о Борисе и Глебе. Житие Сергия Радонежского.

  1. Русская литература

Кольцов А.В. Стихи.   Некрасов Н.А. Стихи.

Сказки литературные: Паустовский К.Г. Теплый хлеб.  Платонов А.П. Волшебное

кольцо.

Краеведение

Мой дом, моя улица, мой город. Экскурсии: Быт крестьянской избы. Быт купеческой избы. Быт дворянской усадьбы. ( Жилище, изба, дом, терем, сени,

Клеть, курник, погреб, баня, двор, сеновал, чердак.) Интерьер русской избы:

Резьба, конек на крыше, наличники окон, обереги, навьи. Красный угол.

Домашняя утварь. Роль печи как главного оберега. Орудия труда.

Русский народный костюм.

Значение красного цвета как символа Солнца и любви. Рубаха, сарафан, душегрейка, пояс, передник – женский костюм. Вышивка.

Рубаха- косоворотка, порты, кушак, армяк, телогрейка, лапти, сапоги, валенки.

-мужской костюм.

Головные уборы: шлем, колпак, картуз, шляпа. Девичьи: ленты, повязки, тесьма

На лоб, венец с кушками (шарики из гусиного пуха). Женские: кокошники из парчи, шелка в виде луковицы, убрус, венец, корона, фата.

Изготовление рубахи и сарафана.

Русские народные инструменты.

Гармонь, тальянка, рожок, гусли, дудочка, балалайка, трещотка, ложки,колокольчики.

Русские народные игры.

Лапта, жмурки, горелки. Хороводные игры: Дрема, Золотые ворота, Бояре, Заинька.

Русские народные промыслы.

Городецкая роспись. Хохлома. Мстера. Палех. Гжель. Игрушки  из дерева,

Соломы, шишек, тряпок. Расписная кукла. Матрешка. Дымковская игрушка.

Русский народный театр.

Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Герой кукольных пьес- Петрушка.

Насыщенность народных пьес малыми формами фольклора.

Годовой праздничный цикл.

Осенние праздники. Кузьминки. Капустные посиделки. Синицын день. История праздника,обряды. Праздник овощей. Блюда русской кухни.

Зимние праздники. Филлиповки. Сочельник рождественский. Колядование со звездою, житом для сбора денег и пищи.

Зимние святки  ( 25 декабря – 7 января ).  Библейская легенда. Вертеп.

Новый год – Васильев день. Магия первого дня года. Новогодний театр. Представление «Вождение козы». Конец «зимних святок» - Крещение.Песни

Святочных гаданий: подблюдные, величальные хлебу, песни при гадании на

Зеркалах, песня-игра «Золото хороню».Святочные игры.

15 января – день Кура и Курки. Приметы и предания.

Сретенье. Зимобор  старины. Встреча Зимы с Весной. Спектакль « Сретенье».

Колядование.

Весенние праздники

Масленица. Праздник поклонения солнцу. Правила поведения. Древняя символика круга. Выпуск газеты. Спектакль «Благовещенье».Заклинание

Весны и жаворонков. «Чистый четверг». Своеобразие обрядов и наговоров.

4 мая. Встреча птицы Сирин. Хороводы вокруг яблони.

6 мая. Егорьев день- день первого выгона скота. Праздник пастушков.

8 мая. Марк – ключевник. Открытие синих далей ключиком от лета.

15 мая. Соловьиный день. Приметы.

Летние праздники.

Семик – праздник цветения молодой растительности ( через 7 недель после Пасхи. Соответствует христианской Троице.) Иное название: Зеленые святки,

Русальная неделя. Украшение березы, вождение хоровода, русальная трапеза-

Кушанье из зерна и яиц, плетение венков, легенды о русалках, народные

Поверья. Семицкие песни : приветственные песни березке, хороводы, игровые

Песни.

Праздник Ивана Купалы.

8 июля. Петр и Феврония. День семьи. Символ верной любви.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

Программа по организации физкультурно-оздоровительной работы «Я в мире спорта» для воспитанников 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочно...

Место детей с синдромом Дауна в коррекционно-развивающем пространстве школы-интерната VIII вида

Исследование всевозможных методов и приёмов обучения, ориентированных на «зону ближайшего развития» ребёнка, определяющих оптимальное содержание учебного материала и его отбор в соответствии с п...

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у...

Урок математики в 3 классе специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида

Материал подобран в соответствии с ограниченными возможностями здоровья детей....

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...