Программа летнего пришкольного лагеря "Твои мечты-твои крылья"
рабочая программа на тему

Программа «Твои мечты – твои крылья» ориенти­рована на создание  интегративной модели оздоровительной и образовательно-воспитательной деятельности в рамках краеведческо-исследовательской работы школьников в летнем лагере. Она представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на осмысление жизненной необходимости изучения истории, традиций родного края,  соблюдения норм здорового образа жизни и позволяет заняться исследовательской деятельностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoi_mechty-tvoi_krylya.docx135.74 КБ

Предварительный просмотр:

-Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Мальковская средняя общеобразовательная школа

625517, Тюменская область, Тюменский район, с.Мальково, ул. Совхозная, 23

тел.(3452)776-038, факс 776-038    malkovo-co@mail.ru

Рассмотрено:

На заседании

педагогического совета

 Протокол № 5

Согласовано на заседании

Управляющего Совета

Протокол № 5

От 30.01.2014г.

Утверждаю:

Директор

МАОУ Мальковской СОШ

Зайцева В.В.____________ Пр.№ 32-О от 05.02.2014г.

ПРОГРАММА

летнего оздоровительного лагеря

 с дневным пребыванием «Звездный»

II смена «Твои мечты – твои крылья»

2014  год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Информационная карта программы______________________________

2

Нормативное основание деятельности

4

Пояснительная записка________________________________________
3.1. Анализ реализации программы летнего отдыха и занятости за 2011-2013 гг. _________________________________________________

3.2. Актуальность программы__________________________________

3.3. Принципы реализации программы____________________________

5

5

6

7

Концепция  программы________________________________________

3.1.Основные направления______________________________________

3.2.Цель и задачи программы___________________________________

3.3.Основное содержание программы____________________________

8

8

8

8

Режим работы лагеря__________________________________________

9

Модель организации лагеря____________________________________

9

Особенности планирования педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря_______________________________

6.1.Основные методики реализации программы____________________

6.2.Формы методической работы_______________________________

6.3. Примерный план работы лагеря

12

12

12

13

Концепция детского самоуправления____________________________

16

Этапы реализации программы__________________________________

19

Планируемые  результаты______________________________________

21

Ресурсное обеспечение программы, механизмы её реализации _______

21

Контроль  исполнения программы  оздоровительного летнего лагеря дневного пребывания__________________________________________

22

Смета расходов_______________________________________________

23

Критерии и показатели эффективности реализации программы_______

24

Возможные риски_____________________________________________

26

Список литературы____________________________________________

27

Приложения__________________________________________________

28

  1. Информационная карта программы

Вид программы

Профильная   программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних

Полное название программы

Профильная   краткосрочная Программа «Твои мечты – твои крылья» летнего оздоровительного  лагеря с дневным пребыванием  «Звездный»    

Тематика смены

 2 смена – «Твои мечты – твои крылья»

Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)

Несовершеннолетние в возрасте   от 6,5 до 16 лет, в том числе:

  • дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;
  • дети различных учетных категорий;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;

Количество: 60 человек в первую смену, проживающие на территории Мальковского муниципального образования и Чикчинского муниципального образования.

Условия приёма

Все  желающие указанного возраста,  проживающие  в Мальковской муниципальном образовании, Чикчинском муниципальном образовании (на основании заявления родителей или законных представителей).

Качественный состав

Разновозрастные отряды по 20 воспитанников.

Сроки реализации программы

Июль  2014 года

Цель программы

Создание   благоприятных условий для полноценного отдыха, интеллектуального, творческого роста, самореализации личности воспитанников через развитие поисково-исследовательских навыков, привитие интереса к истории родного края, формирования общей культуры и навыков здорового образа жизни.

Задачи

  1. Организовать  отдых детей в летний период и расширить их кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка.
  2. Развивать познавательный интерес, потребность в познании культурно-исторических ценностей Тюменской области.
  3. Создание необходимых условий для самореализации воспитанников в   различных сферах деятельности.
  4. Обеспечить  комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
  5. Создать  условия, способствующие нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей.
  6. Обеспечение  охвата обучающихся, состоящих на различных видах учёта организованными формами отдыха.

Профиль

Краеведческо-исследовательский

Краткое содержание программы

     Программа «Твои мечты – твои крылья» ориентирована на создание  интегративной модели оздоровительной и образовательно-воспитательной деятельности в рамках краеведческо-исследовательской работы школьников в летнем лагере. Она представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на осмысление жизненной необходимости изучения истории, традиций родного края,  соблюдения норм здорового образа жизни и позволяет заняться исследовательской деятельностью.

Ожидаемый результат

  1. Развитие  творческой активности, индивидуальных способностей, коммуникативных  качества каждого ребенка благодаря ежедневному участию в подготовке и проведении творческих отрядных и общих лагерных дел.
  2. Приобретение и развитие навыков исследовательской деятельности.
  3. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
  4. Формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях.
  5. Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества.
  6. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и приобретение ими практических навыков организации здорового образа жизни в ходе проведения спортивных игр и соревнований.
  7. Приобретение навыков общения с людьми разного возраста.
  8. Успешная реализация сюжетно-ролевой модели смены.
  9. Профилактика правонарушений среди детей и подростков.

Педагогические кадры

Учителя начальной, основной и средней  школы

Педагоги дополнительного образования

Спортивный тренер

Медицинская сестра

Библиотекарь

Автор программы

Басова М.П., учитель начальных классов

Партнеры программы:

Центр детского туризма «Калейдоскоп»

Музейная комната школы

Музеи и театры г.Тюмени

КДЦ «Мальковский»

Планируемые кружки и секции

Студии прикладного творчества «Сувенир»

Вокально-хоровая студия

ИЗО-студия

Академия «Индиго»

Кружок «Занимательная наука» («Мой первый проект»)

Спортивная секция «Сибиряки»

Планируемые направления социально-значимой деятельности

«Юный эколог» - уход за комнатными растениями

«Наши руки не для скуки» - участие в подготовке лагерных мероприятий

«Агитбригада» - выступления на темы профилактики  безопасности несовершеннолетних, проведение флеш-мопов. «Заботы»- юные волонтеры

Почтовый адрес, телефон

625517, Тюменская область, Тюменский район, с.Мальково, ул.Совхозная, 23, 776-038, 776-183

Место расположения учреждения

Тюменский район, Старый Тобольский тракт, с.Мальково, ул.Совхозная, д.23

Финансовое обеспечение программы

МАОУ Мальковская СОШ Тюменского муниципального района, Областной бюджет, Департамент социального развития Тюменской области, родители обучающихся, спонсорские средства

  1. Нормативное основание деятельности

Разработка и реализация профильной  программы летнего оздоровительного лагеря  обеспечивается на основе следующих нормативных документов: 

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Устав МАОУ Мальковской СОШ;
  • Приказ Минобразования РФ от 13.07.2011г. №2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
  • СанПиН 2.4.4.2599-10 от 19.04.2010г. №25;
  • Распоряжение  Правительства Тюменской области   № 2471-рп от 27.12.2013 г. «Об организации детской оздоровительной компании в Тюменской области в 2014 году»;
  • Закон Тюменской области «О защите прав ребенка» от 07.05.1998г. №24;
  • Закон Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан Тюменской области» от 28.12.2004г. №331;
  • Постановление Правительства Тюменской области «Об утверждении положения об организации в Тюменской области детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием» от 07.06.2010г. №160-п.;
  • Постановление Правительства Тюменской области «Об организации отдыха и оздоровления детей в санаторно-курортных и оздоровительных организациях различных типов» от 28.12.2012 №  567-п.
  • Приказ  Управления образования № 13-О от 24.01.2014 «О подготовке к летней оздоровительной компании 2014 г.;
  • Районное Положение  о летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей от 28.03.2014г.;
  • Распоряжение Администрации Тюменского муниципального района «О мерах по организации отдыха, оздоровления. Занятости детей и подростков в 2014г.» от 12.03.2013г. №335 ро;

  1. Пояснительная записка.

Если каждый человек на кусочке

 своей земли сделал бы все, что он может,

как прекрасна была бы земля наша!

        Анализ реализации программы летнего отдыха и занятости за 2011-2013 гг.

При выборе профиля Программы летнего отдыха и занятости несовершеннолетних в 2011-2013гг. была исследована окружающая среда ребенка – семья, школа, детская площадка, двор и конечно, улица. Поводом к выбору тематики стала статистика дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних на дорогах Тюменского района и Тюменской области. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения, несомненна. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на велосипеде или затеять  здесь веселую игру. Все это стало предпосылками к созданию программы непрерывного образования по Правилам дорожного движения – «Перекресток». Анализ результатов показал, что дети с удовольствием принимали участие в жизни лагеря, активно участвовали в различных видах игр, мероприятий. Данные наблюдения при реализации программы «Перекрёсток», свидетельствует о том, что выбранное нами направление работы лагеря, отвечает современным потребностям детей, помогает решать проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребенка. Работая над целью сокращения детского дорожно-транспортного травматизма, мероприятия программы, реализуемые в системе, способствовали обучению безопасному поведению детей на улицах и дорогах; овладению навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей; воспитанию коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки; овладению практическими навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии; организации работы с юными велосипедистами; развитию значимых для данной деятельности личностных качеств: самостоятельности в принятии решений; убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни; внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения; здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.  

Основным приоритетным направлением воспитательной работы в течение лагерной смены стало постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков несовершеннолетних, более глубокое усвоение материала путем ежедневного изучения правил дорожного движения с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Особое внимание по изучению правил дорожного движения уделялось совместной работе с ГИБДД, благодаря этой работе заложены основы формирования культуры общения, толерантности. В течение смены педагогический коллектив организовывал следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения.

        При составлении Программы летнего отдыха и занятости на летний период 2014 года мы учли результаты анализа анкет за прошлый год (приложение № 6), а также две трактовки   назначения  летних каникул. Во-первых, если брать за основу точку зрения детей, то летние каникулы – время  ребенка, идеальное для отвлечения от наскучивших занятий, для развития творческого потенциала, для включения в систему новых отношений, для снятия накопившегося напряжения сил, израсходованных за учебный год; это время открытия  новых  возможностей  для личностного роста.

Во-вторых, если опираться на точку зрения взрослых, то можно сказать, что   летние каникулы – это продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой, благодаря  чему происходит расширение поля его социального взаимодействия, повышение самостоятельности и изменение  его деятельности.

Актуальность программы.

Школьные каникулы – самая веселая, счастливая и беззаботная пора детства. Но если у ребенка есть любимое и интересное занятие, то его совсем несложно совместить с отдыхом. Специально для тех ребят, которые и в каникулы готовы не просто бездельничать, а в чем-то совершенствоваться, узнавать новое или пробовать свои силы в каких-то других видах деятельности, организованы и работают профильные лагеря. 

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание  интегративной модели оздоровительной и образовательно-воспитательной деятельности.

Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Да и не нужна здесь пышность фраз, когда частичка края, в котором ты родился и вырос, дает тебе силы. Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.

 Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время прогулок, прослушивания колоритных рассказов  старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов.

Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.

Мы живем в Тюменском районе Тюменской области. Его красивая природа, леса, реки, озёра завораживают. Это наше Отечество, наша малая Родина.

В 2014 году Тюменская область празднует 70-летний юбилей, а Тюменский район-90 летие. И наши дети, и мы   вправе знать её историю, традиции, обычаи.

Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

Программа поможет больше узнать о крае, где мы живем, познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, достижениями народных умельцев, сформировать самосознание.

Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.

Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.

Для воспитания чувства патриотизма у детей им нужно знать историю села, дома, улицы, района,области. Учить видеть красивое и прекрасное в нашем родном крае. Научить их гордиться успехами и достижениями наших земляков.

В школе работает исторический музей, в котором собрано много материала о земляках ветеранах, о прошлом нашего села. Материалы музея используются для проведения классных часов и внеклассных мероприятий. Организуются экскурсии в  музей.

Для более глубокого погружения учащихся в историю своей Малой Родины, района, области необходимо непрерывное образование.

Лето - великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей. Исходя из этого, лето - это время для развития творческого потенциала, приобщения    к социокультурным     и  нравственным  ценностям,  удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья. В летний период непрерывность образования возможно осуществить через деятельность пришкольного оздоровительного лагеря.

Организация краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения в данном направлении.          

Рассматривая различные формы организации смены, мы остановились на игре - путешествии по Тюменской области.

Путешествуя по родным тропам, ребята знакомятся с историей, села, с его выдающимися людьми, с историей, культурой и традициями района и области.

Принципы реализации программы.

Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику осознания собственной неповторимости.

Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.

Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.

Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.

Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.

Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения.

Исследовательская деятельность школьников – это  прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития детей, их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, позволяет формировать  общие умения ребенка.

Лето – удивительная пора. Можно отдохнуть от уроков. И проектно-исследовательская деятельность в такое время года тоже должна видоизмениться. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Наша задача – вовлечь детей в эту работу так, чтобы они даже и не заметили, что продолжают снова учиться. А значит, надо заниматься исследованиями, играя!

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, мы взяли на вооружение организацию краеведческо-исследовательской работы школьников в летнем оздоровительном лагере.

  1. Концепция  программы.

3.1. Основное направление:

Краеведческо-исследовательское  (участие детей и подростков в событиях познавательного, научно-естественного содержания; в  поисково-исследовательской  деятельности, участие в проектах и конкурсах, проводимых на базе школы, муниципального образования, района; участие в конкурсах, творческих мероприятиях, исторических состязаниях, праздниках, встречах, посвященных памятным датам, связанным с историей и культурой Отечества, Тюменской области и Тюменского района);

А также:

творческое (участие детей в творческих конкурсах, концертах, спектаклях; посещение культурных мероприятий в школе и за ее пределами; деятельность творческих объединений);

физкультурно-оздоровительное (участие детей в спортивных соревнованиях, конкурсах, туристических эстафетах, походах; спортивных праздниках; в здоровьесберегающих проектах и акциях; в просветительской здоровьесберегающей деятельности).

3.2. Цель программы:

Создание   благоприятных условий для полноценного отдыха, интеллектуального, творческого роста, самореализации личности детей и подростков через развитие поисково-исследовательских навыков, привитие интереса к истории родного села, края, формирования общей культуры и навыков здорового образа жизни.

Задачи программы:

  1. Организовать  отдых детей в летний период и расширить их кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. 
  2. Развивать познавательный интерес, потребность в познании культурно-исторических ценностей Тюменской области.
  3. Создание необходимых условий для самореализации воспитанников в   различных сферах деятельности.
  4. Обеспечить  комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
  5. Создать  условия, способствующие нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей.
  6. Обеспечение  охвата обучающихся, состоящих на различных видах учёта организованными формами отдыха.

3.3. Основное содержание программы.

Содержание деятельности лагеря направлено на реализацию краеведческо- исследовательского направления, гражданско-патриотического, физкультурно-оздоровительного, воспитания, реализацию программы и игрового сюжета профильной смены «Твои мечты – твои крылья». Программа ориентирована на создание  интегративной модели оздоровительной и образовательно-воспитательной деятельности в рамках краеведческо-исследовательской работы школьников в летнем лагере. Она представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на осмысление жизненной необходимости изучения истории, традиций родного края,  соблюдения норм здорового образа жизни и позволяет заняться исследовательской деятельностью.

Замыслом программы является: создание эффективных условий для оздоровления детей, через вовлечение их в краеведческо-исследовательскую деятельность. Формой реализации данной программы мы выбрали сюжетно-ролевую игру - путешествие, которая позволит нам раскрыть задуманную идею, а именно:  изучения истории, традиций края, соблюдение норм здорового образа жизни.

Новизна предлагаемого подхода  к организации детского отдыха на школьной площадке в том, что  в его основу положена внешне и  содержательно привлекательная игровая форма вовлечения детей в  творческий, исследовательский процесс   и включенность всех участников педагогического взаимодействия во все виды  деятельности. Суть путешествия – знакомство с историей и традициями народов Тюменской области и Тюменского района,  исследовательские и оздоровительные проекты, развитие детской инициативы.     Программа мероприятий для детей построены по принципу: "новый день- день новые события, новые открытия, новые роли, новые игры, новое творчество, новые навыки". Каждый день ребят ждут увлекательные приключения и разнообразные испытания. Многочисленные логические задачки, различные конспирации, секреты, шифрование маршрута, маскировки, выслеживание противника, сбор информации, выполнение секретного задания, хранение тайны – что может быть интереснее! Войти в образ помогут костюмы, сделанные самостоятельно, а также специфическая атрибутика и терминология лагеря, связанные  с  тематикой путешествий. Каждый день этой программы для детей должен быть ярким, насыщенным событиями, играми!

4. Режим работы лагеря

8.30-8.45

Прием  детей, прогулка на свежем воздухе

8.45-9.00

Зарядка

9.00-9.15

Линейка

9.15-9.40

Завтрак

9.40-10.00

Трудовой десант

10.00-11.00

Спортивные мероприятия (по плану)

11. 00-12.00

Отрядные дела (по плану)

12.00-13.00

Общелагерные мероприятия (по пану)

13.00-13.30

Обед  

13.30-14.00

Читальный  зал – дети с 11 до 16 лет

Подготовка  ко сну - дети с 6,5 до 10 лет

14.00-16.00

Организованный отдых

Тихий час (дневной сон)

16.00-16.25

Полдник

16.25-17.25

Отрядные  дела, занятия по интересам

17.25-17.50

Оздоровительные процедуры, прогулка на свежем воздухе.

17.50-18.00

Линейка, уход домой.

5. Модель организации лагеря

Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Тематический день — это систематизированный день, в основу которого положена определенная идея. Содержание тематических дней определяется идеей смены, содержанием смены, общечеловеческими ценностями, знаменательными датами, празднование которых предстоит в год проведения смены, а также важными событиями  в истории нашей страны. 70 лет Тюменской области, 90 лет Тюменскому району,  2014 год – Год культуры в РФ,  Олимпиада в Сочи.

В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:

  • по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;
  • по направленности: социально и личностно значимые;
  • по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия;
  • игровая деятельность;
  • организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность;
  • познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности;
  • организационно-ритуальная деятельность; комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.

Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря.

Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межотрядных, определенных тематикой дня.

Разработка тематического дня включает:

  • Определение названия дня;
  • Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки;
  • Методические рекомендации по проведению отрядных дел в рамках тематического дня;
  • Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня;
  • Разработку модели художественно-эстетического и музыкального оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря.

Лагерь «Звёздный»  имеет  свою символику, законы  и правила. Воспитанники  смены делятся на 3 отряда - экипажа,  им предстоит совершить  путешествие  по рекам Тюменской области к  населенным пунктам, в форме  сюжетно-ролевой игры.

Все  события жизни лагеря строятся на основе  исследования истории Тюменской области и формирования культуры здорового образа жизни детей.

Игровая модель реализации Программы  (содержание сюжетно-ролевой игры)

Ключевая идея: путешествие детей и подростков, отдыхающих в лагере, по бескрайним просторам Тюменской области - в реальном пространстве и в виртуальном. В первый день смены «Звездный» отправляется в путешествие, в последний день смены возвращается к родному причалу. Каждый день остановка – тематический день, в основу которого положена определенная идея.

Название лагеря: «Звездный»

Девиз:      Кто весел, тот смеётся,

                 Кто хочет, тот добьётся,

                 Кто ищет, тот всегда найдёт!

     Гимн лагеря: «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!»

      Названия отрядов соответствует  профилю смены: «Следопыт», «Кладоискатели», «Первооткрыватели».

Оформление лагеря

Лагерь оформлен в соответствии с тематикой путешествия. Атрибутика (эмблемы, песни, девизы, названия и визитки отрядов) соответствуют теме путешествия. Оформление штаба и отрядных комнат-кубрик.  

      Символика :

Командор – начальник лагеря,

Капитан – воспитатель отряда,

Штурман – помощник организатора досуга (вожатый),

Боцман – спортивный организатор,

Мичман – педагог дополнительного  образования,

Кок – повар,

Лекарь – медицинская сестра,

Секретарь корабельный – летописец,

Помощник секретаря – фотокорреспондент,

Отделения – отряды,

Командир отделения – командир отряда,

Матросы – отдыхающие воспитанники,

Штаб – учительская,

Кают-компании – игровые,

Кубрики – спальные комнаты,

Мастерские – кружковые комнаты,

Камбуз – столовая,

Палуба – линейка,

Корма – спортплощадка,

Наряд – дежурство.

Сцену актового зала украшает  карта Тюменской области, парусник – корабль «Звездный». В лагере ведется общая летопись; в отрядах ведутся бортовые журналы. В фойе школы размещается карта путешествия по Тюменской области.  На этой карте  ежедневно обозначаются    пункты  назначения путешествия.  В конце дня подводятся итоги в форме защиты мини-проектов, проходит рефлексия.

В лагере «Звездный» проводятся соревнования между экипажами. Экран соревнования находится в фойе в виде карт-парусников. При подведении итогов дня, на планерке вожатых, распределяются поощрительные флажки, которыми украшаются парусники в течение смены. Количество флажков показывает,  какой отряд впереди. Ребята очень любят пересчитывать флажки, в этот момент у них появляется мотивация на более качественную подготовку к следующему событию или мероприятию.

Вместе с научными руководителями (воспитателями)  воспитанники  разрабатывают проекты, защищают их, ведут исследовательскую работу, принимают участие в дебатах, пробуют себя в роли корреспондентов и журналистов, пишут собственные статьи и выпускают газеты и листовки. Самые маленькие воспитанники лагеря   выполняют рисунки, заучивают стихи, участвуют в мероприятиях по защите мини-проектов или исследовательской работы.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности:

-Альбом, газета, гербарий;

-Макет, модель, сувенир;

-Журнал, книжка-раскладушка и т.д.

Подведение итогов проводится ежедневно. Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- воплощение (в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа);

-деловая игра;

-презентация-продукт, выполненный на основе информационных технологий;

-диалог исторических или литературных персонажей;

-защита на Учёном Совете;

-игры с залом;

-иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

-отчёт исследовательской экспедиции, путешествие;

-реклама;

-ролевая игра;

-соревнования;

-спектакль;

-спортивная игра;

-телепередача и т.д.

 Пройдя все этапы тематического дня, воспитанники обнаружат карту-подсказку, с указанием маршрута путешествия на следующий день.

Система стимулирования.

Самый активный член экипажей  получает звание старшего  матроса по итогам  одного дня, ему предоставляется право поднятия флага лагеря «Звездный».

Лучший экипаж  получает переходящий кубок, который  подразумевает  единение, дружбу и любовь к людям.

  1. Особенности планирования педагогической деятельности в условиях

детского оздоровительного лагеря

7.1.Основные методики реализации программы:

Конкурсная методика. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности.      

Участие в конкурсах позволяет ребенку:

  • сформировать адекватную самооценку;
  • развить свои волевые качества;
  • самоопределиться в мире увлечений и профессий;
  • воспитать свой эстетический вкус;
  • развить коммуникативные возможности;
  • приобрести навык совместной деятельности.

Методика коллективного творческого дела:

          1-я стадия – вместе организуем;

          2-я стадия - вместе планируем;

          3-я стадия - вместе готовим дело;

          4-я стадия – вместе проводим;

          5-я стадия - вместе подводим итоги.

Методика работы в группах:

Этапы:

1–объединение детей в группы (принципы: по интересам; по эмоционально-психологической  совместимости);

2 – выборы лидера группы;

3 – выполнение общей задачи (конкретного дела);

4 – презентация итогов работу сообществу друзей;

5 – анализ достигнутых результатов.

Методика работы разновозрастных отрядов

Цель: организация взаимодействия старших и младших (традиция семьи);

Правила формирования отряда:

1 –старшеклассники объединяются в группы по интересам и эмоционально-психологической совместимости; количество групп равно количеству отрядов в лагере;

2 – старшие приглашают к себе в «семью» младших (выбор – за младшими);

  1. – реализуется принцип сотворчества старших и младших.

  1. Формы методической работы
  • Педагогический совет;
  • Малый педагогический совет;
  • Ежедневные планерки (в период смены) ;
  • Теоретические и практические семинары;
  • Творческие мастерские;
  • Образовательные лаборатории;
  • Презентация работы воспитателей и вожатых;
  • Разработка и защита социально-значимых проектов;
  • Психолого-педагогический консилиум.

Примерный план работы лагеря «Звездный»: события II смены (июль)

Смена «Твои мечты – твои крылья»

Маршрут путешествия

День

Пункт

 назначения

События

Ответственные

направление

мероприятие

День 1

Открытие смены

Начало путешествия

«Твои мечты – твои крылья»

Спортивные мероприятия

«Малые олимпийские игры» - спортивная игра.

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

Игровая  программа-тренинг «Будем знакомы», выбор отрядами капитанов;

Беседа -игра о толерантности «Давайте жить дружно»;

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Концерт, посвящённый открытию  смены

Презентация отрядов

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Вокально-хоровая студия;

Студия  прикладного творчества «Сувенир»;

Спортивная секция «Сибиряки»

Руководители кружков, воспитатели

День 2

Причал 1

Тюмень- первый город Сибири

Спортивные мероприятия

«Муравейник» - спортивная игра.

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

Беседа «Вместе мы большая сила»

Просмотр фильма о г.Тюмень

Оформление отрядных уголков

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Интеллектуальная игра «Что, где, когда»

Выборы Совета лагеря

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Изостудия;

Юный турист;

Руководители кружков, воспитатели

День 3

Причал 2

Быт сибирской  избы

Спортивные мероприятия

«Игровая карусель» - спортивно-игровая программа.

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

Оформление отрядных комнат в стиле сибирской избы;

Посещение сельского музея;

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

"Строительство сибирской избы", презентация,

Защита мини-проекта.

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

«Мои первые проекты»

«Академия «Индиго»

Руководители кружков, воспитатели

День 4

Причал 3

«История моей семьи-история моей малой Родины»

Спортивные мероприятия

Весёлые старты

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

Анкетирование  «Знаю ли я свою малую Родину?»

Беседа о вредных привычках «Помоги себе сам»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

«С чего начинается Родина?»
Семейные традиции.

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Вокально-хоровая студия;

Студия  прикладного творчества «Сувенир»;

Спортивная секция «Сибиряки»

Руководители кружков, воспитатели

День

Пункт

 назначения

События

Ответственные

направление

мероприятие

День 5

Причал 4

«Цифры  в истории Тюменской области»

Спортивные мероприятия

Игровая программа «Спасатели», с посещением пожарной части МО.

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

Творческая мастерская «Строим город чисел»

Конкурс рисунков «Подари улыбку другу»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Игра «Поле чудес»

Тема: «Приключения в городе Детства»

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Изостудия;

Юный турист;

Руководители кружков, воспитатели

День 6

Причал 5

 Природные заповедники Тюменской области

Спортивные мероприятия

Турнир по настольному теннису.

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

«В мире волшебных слов»

Инсценированное представление «Сказки о животных»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Игровая программа «В кругу друзей»

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

«Мои первые проекты»

«Академия «Индиго»

Руководители кружков, воспитатели

День 7

Причал 6

«Красная книга Тюменской области»

Спортивные мероприятия

«Юный турист» - спортивная игра.

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

Изготовление поделок из природного материала- младшие дети

Мини-проект «Красная книга Тюменской области своими руками»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Дискотека «Оранжевое настроение»

Защита мини-проектов  «Красная книга Тюменской области своими руками»

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Вокально-хоровая студия;

Студия  прикладного творчества «Сувенир»;

Спортивная секция «Сибиряки»

Руководители кружков, воспитатели

День 8

Причал 7

Родина «Конька-Горбунка»

Спортивные мероприятия

«Старты надежд» - спортивные игры отрядов.

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

Беседа «Здоровое питание»

Конкурс рисунков «Эта удивительная сказка».

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Игровая программа «Один за всех и все за одного»

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Изостудия;

Юный турист;

Руководители кружков, воспитатели

День 9

Причал 8

«Исторические тропинки -Тюменцы фронту»

Спортивные мероприятия

«Минное поле» - спортивная игра.

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

Экскурсия в музей МО

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Митинг «День памяти и скорби»; конкурс музыкально-литературных композиций " В памяти навечно" (о тюменцах - детях Победы)

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

«Мои первые проекты»

«Академия «Индиго»

Руководители кружков, воспитатели

День

Пункт

назначения

События

Ответственные

направление

мероприятие

День 10

Причал 9

Тобольск - город памятник

Спортивные мероприятия

«Комический футбол»

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

Конкурс рисунков «Волшебные краски»

Копилка добрых дел

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Праздник «Добру пусть откроется сердце»

Защита презентаций «Тобольск - город памятник»

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Вокально-хоровая студия;

Студия  прикладного творчества «Сувенир»;

Спортивная секция «Сибиряки»

Руководители кружков, воспитатели

День 11

Причал 10

Родина Менделеева

 

Спортивные мероприятия

Спортивная игра «Зеленый, желтый, красный»

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

Конкурсно-интеллектуальная программа  «Советы натуралиста»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

День смеха. Конкурс весёлых гримеров.

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Изостудия;

Юный турист;

Руководители кружков, воспитатели

День 12

Причал 11

Тайны Андреевского озера

Спортивные мероприятия

Спортивная игра «Зелёный патруль»

Инструктор  по физической культуре, воспитатели

Отрядные дела

«Необыкновенное путешествие по сказкам Андерсена»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Конкурсно-интеллектуальная программа  «Юные знатоки Тюменскогорайона».

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

«Мои первые проекты»

«Академия «Индиго»

Руководители кружков, воспитатели

День 13

Причал 12

Озеро «Среднее»  Викулов-ского района

Спортивные мероприятия

«Игровая карусель» - спортивное мероприятие

Инструктор  по физкультуре, воспитатели

Отрядные дела

Конкурс рисунков и мини-проектов «Защитники природы»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Праздник именинника.

Музыкально-игровая программа «Один в один»

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Вокально-хоровая студия;

Студия  прикладного творчества «Сувенир»;

Спортивная секция «Сибиряки»

Руководители кружков, воспитатели

День 14

Причал 13

Путешествие по рекам Тюменской области

Спортивные мероприятия

Спортивное мероприятие «Встреча кораблей».

Инструктор  по физкультуре, воспитатели

Отрядные дела

Конкурсно-интеллектуальная программа «Голубой патруль»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

«Кладоискатели»-игровая программа

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Изостудия;

Юный турист;

Руководители кружков, воспитатели

День

Пункт

 назначения

События

Ответственные

направление

мероприятие

День 15

Причал 14

Прогулка по Заводоуковску

Спортивные мероприятия

Спортивное состязание «Операция «Тропинка»

Инструктор  по физкультуре, воспитатели

Отрядные дела

Конкурс рисунков на асфальте «Летние фантазии»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Танцевальный конкурс «Бал цветов»

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

«Мои первые проекты»

«Академия «Индиго»

Руководители кружков, воспитатели

День 16

Причал 15

 11 достопримечательностей Нижневартовска

Спортивные мероприятия

«Ловкие, умелые» - спортивный конкурс.

Инструктор  по физкультуре, воспитатели

Отрядные дела

Дискуссия «Что такое хорошо и что такое плохо»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Спортивный праздник «Веселыми тропинками лета»

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Вокально-хоровая студия;

Студия  прикладного творчества «Сувенир»;

Спортивная секция «Сибиряки»

Руководители кружков, воспитатели

День 17

Причал 16

 «Щедрое тюменское сердце»

Спортивные мероприятия

Викторина «Дорожные знаки»

Игра «Безопасное колесо»

Инструктор  по физкультуре, воспитатели

Отрядные дела

Конкурс  рисунков

«Тюменская область глазами детей»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Викторина «Знаменитые люди Тюменской области»

Смотр -конкурс отрядной песни

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

Изостудия;

Юный турист;

Руководители кружков, воспитатели

День 18

Причал 17

Закрытие смены

«Твои мечты – твои крылья»

Спортивные мероприятия

Путешествие   по спортивным станциям

Инструктор  по физкультуре, воспитатели

Отрядные дела

Конкурс шуточных вопросов «Самый смекалистый»

Воспитатели, помощники организатора досуга

Общелагерные мероприятия

Концертная программы, посвящённая закрытию смены «До будущего лета…»

Конкурс рисунков «Твои мечты – твои крылья»

Помощник нач.лагеря, помощники организатора досуга

Занятия  по интересам

«Мои первые проекты»

«Академия «Индиго»

Руководители кружков, воспитатели

  1. Концепция детского самоуправления

Органы самоуправления в лагере «Звездный»

Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

         В состав актива смены входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами, и взрослые.

Цели и задачи актива:

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

- содействия в создании благоприятного психологического климата.

Организация деятельности актива

Актив лагеря – это Совет лагеря и Советы отрядов,  которые являются органами самоуправления.

Права и обязанности:

Каждый член актива имеет право:

- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

- на защиту своих прав и интересов.

Каждый член актива обязан:

- ответственно исполнять порученное дело;

- соблюдать законы общения и культуру поведения.

Деятельность советов:

Совет лагеря:

Совет лагеря собирается 1 раз в 9 дней (в начале, в средине и конце лагерной смены)

-Координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.

Совет помощников организаторов досуга (вожатые):

заседание  совета проходит  ежедневно:

-разработка идеи, сценария праздника, событий;
-распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу;
- контроль за выполнением поручений;
-проведение самого события;
- анализ проведенного события;

-планирование следующих событий в лагере.

Принципы подведения итогов:

На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов (ответственные командиры отрядов),

- проводит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:

Начисление баллов:

трудовой десант – 5 жетонов  максимально;

подготовка и участие в мероприятии - 1 балл максимально;

1 место в любом мероприятии –3 балла;

2 место – 2 балла;

3 место – 1 балл.

Снятие баллов:

опоздание на мероприятие – 1балл;

нарушение дисциплины в отряде – 3 балла;

прогулка без головного убора -1 балл

беспорядок в каютах- 1балл.

Совет отряда:

Постоянное объединение участников смены – командиров отрядов.

На  Совете командиры представляет интересы отряда.

Сбор совета  отряда проходит ежедневно:

- проводит отчёт о проделанной работе отряда за день;

- вносит предложения в программу отряда для ее усовершенствования.

 Программа отряда - это отрядные дела.

Самоуправление в отряде:

Для организации самоуправления  в начале каждой смены проходит в отряде  деловая игра «Я лидер», в результате которой избирается командир отряда.

Командир отряда входит в состав совета лагеря «Звездный».

Командир на Совете представляет интересы отряда

 Командир отряда организует работу отряда в течение  всей лагерной смены:

-В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности.

- пресс- центр;

- санитар

- дневальный (советник трудовых дел)

- физорг;

В отрядах выбирается совет отряда  из числа ребят всеобщим голосованием, который состоит из 5 человек, может быть переизбран из-за  недобросовестного отношения к своим обязанностям на заседании отряда, путем открытого голосования.

Совет  отряда:

- командир;

- пресс- центр;

- санитар;

- дневальный (советник трудовых дел);

- физорг.

Должностные обязанности:

Командир отряда:

– проводит утренний информационный сбор отряда, отвечает за организацию деятельности в течение дня, выполнение плана на день, организует анализ дня, дела.

Пресс- центр:

- готовит информационные КТД (стенгазеты, листовки, о событиях в лагере, отряде);

- готовит информацию о происходящих событиях в стране и мире.

Дневальный (советник трудовых дел):

– следит  за чистотой и порядком  в каютах;

- помогает организовывать  дежурство по столовой;

-следит за выполнением режима дня;

-оказывает помощь дневальному- санитару.

Дневальный – санитар:

- проверяет  у учащихся класса чистоту рук перед едой и после прогулки;

- проверяет  наличие головных уборов у детей во время прогулки;

-проверяет чистоту костюма и обуви, опрятность;

-отмечать ежедневно в санитарном листе результаты осмотра детей;

- оказывает помощь дневальному (советнику трудовых дел).

Физорг:

-проводит физкультминутки в отряде;

-помогает  организовать отряд на утреннюю зарядку;

- оказывает помощь в проведении  спортивных праздников.

  1. Этапы реализации программы

Основные этапы реализации программы

Ведущие направления участников

Задачи этапов

Средства и формы деятельности

Результаты деятельности

сроки

Подготовительный

Аналитическая работа

Анализ с целью дальнейшего планирования;

Пресс-опрос;

Анкетирование;

 Определение профиля смен

октябрь

Разработка программы

Составление программы;

февраль

Нормативное обеспечение

Подготовка кадров;

март-май

Школа вожатых

Подготовка вожатых;

Школа вожатых

Квалифицированная подготовка вожатых;

март-май

Планирование

Подготовка материально-технической базы.

Составление маршрута путешествия;

май

Оформление

Стилизованное оформление актового зала, штаба и отрядных комнат.

май

Диагностика на входе

начало смены

Организационный

Адаптация;

демонстрация имеющегося опыта;

согласование желаемого с имеющимися условиями;

осуществление выбора;

общение.

Формирование отрядов.

Создание условий для самоопределения участников смены в выбранном виде деятельности и дальнейшем развитии.

Выявление творческого потенциала участников.

Знакомство с программой смены.

Планирование деятельности кружков секций и студий.

Предъявление требований к организации жизнедеятельности в условиях летнего лагеря.

Коллективно-творческие дела.

Игра-экскурсия «Здравствуй,

лагерь».

Планирование работы отрядов и их презентация.

Открытие лагерной смены.

Положительное мотивирование включения сотрудников и детей в деятельность;

организационная готовность к деятельности всех структурных подразделений лагеря;

корректировка программы смены;

определение программы основных конкурсов;

запись в кружки и секции.

1-3 день

смены

Основной

Творчески-практическое;

самореализация;

самодеятельность;

дополнительное образование;

аналитическая деятельность;

оздоровление;

совместная деятельность

1.Обеспечение реализации программы смены.

2.Предоставление возможностей творческой и лидерской самореализации каждого ребенка.

3.Включение участников в различные виды деятельности.

4.Качественная организация деятельности детей и подростков.

5.Обеспечение возможности разностороннего личностного проявления каждого ребенка и обогащение его личного опыта.

Творческие встречи участников смены.

Тематические дни или дела по различным видам деятельности.

Система Часов Здоровья.

Органы детского самоуправления.

Конкурсная программа.

Коллективные творческие дела.

Обогащение личного опыта каждого участника смены социально и личностно-значимым содержанием;

максимально возможные практические результаты в различных конкретных видах деятельности (познавательной, спортивной, творческой).

4-15 день смены

Заключительный

Творчески-практическое;

обобщающее;

демонстрация и реализация приобретенного опыта;

аналитическая деятельность.

1.Специально организуемая, совместная разнообразная деятельность участников смены.

2.Анализ качественных изменений событий смены.

Аналитическая работа КТД.

Церемония награждения победителей Конкурсной программы.

Закрытие смены.

Благополучное состояние каждого участника смены;

успешная реализация программы смены.

Рефлексия. Определение перспектив.

16-18 день смены

  1. Планируемые  результаты

Цель, задачи

Ожидаемый результат

Цель:

Создание   благоприятных условий для полноценного отдыха, интеллектуального, творческого роста, самореализации личности воспитанников через развитие поисково-исследовательских навыков, привитие интереса к истории родного края, формирования общей культуры и навыков здорового образа жизни

 Задачи:

  1. Организовать  отдых детей в летний период и расширить их кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка.
  2. Развивать познавательный интерес, потребность в познании культурно-исторических ценностей Тюменской области.
  3. Создание необходимых условий для самореализации воспитанников в   различных сферах деятельности.
  4. Обеспечить  комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
  5. Создать  условия, способствующие нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей.
  6. Обеспечение  охвата обучающихся, состоящих на различных видах учёта организованными формами отдыха.

  1. Развитие  творческой активности, индивидуальных способностей, коммуникативных  качества каждого ребенка благодаря ежедневному участию в подготовке и проведении творческих отрядных и общих лагерных дел.
  2. Приобретение и развитие навыков исследовательской деятельности.
  1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
  2. Формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях.
  3. Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества.
  4. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и приобретение ими практических навыков организации здорового образа жизни в ходе проведения спортивных игр и соревнований.
  5. Приобретение навыков общения с людьми разного возраста.
  6. Успешная реализация сюжетно-ролевой модели смены.
  7. Профилактика правонарушений среди детей и подростков.

  1. Ресурсное обеспечение программы, механизмы её реализации.

Условия реализации программы:

Научно-методические:

Наличие программного  обеспечения ;

Наличие и использование Интернет – ресурсов ;

Наличие сценариев   мероприятий, методической литературы для организации проектной и исследовательской деятельности.

Мотивационные:

Наличие информационного стенда (фойе школы) ;

Наличие страницы «Летний отдых» на школьном сайте ;

Информирование через родительские собрания ;

Создание ситуации успеха каждому ребенку  при проведении мероприятий.

Кадровые:

Учитель, временно исполняющий  обязанности начальника лагеря ;

Учителя, временно исполняющие  обязанности воспитателей отрядов (6 человек) ;

Педагоги дополнительного образования (1 человек) ;

Медицинская сестра;

Психолог;

Помощники организаторов досуга из числа старшеклассников.

Материально-технические:

Помещения для отрядов (игровые и спальные комнаты) – кабинеты №14, №15, №16 ;

Помещения для кружковой работы – кабинеты №3, №5;

Столовая;

Спортзал, спортинвентарь;

Спортивная площадка;

Актовый зал;

Информационно-библиотечный центр;

Канцтовары, оргтехника.

Финансовые:

Питание – Областной бюджет;

Канцтовары, экскурсии – на основе договора о платных услугах (родители).

  1. Контроль  исполнения программы  оздоровительного летнего лагеря

дневного пребывания

№ п/п

Вопрос

Ведение

документации

Ответственные

 Итог

1.

Соблюдение норм СаН-ПиН

Журнал регистрации инструктажей по ОТ на рабочем месте для работников;

Журнал регистрации инструктажей для воспитанников;

Журнал контроля уборки и проветривания помещений;

Журнал проверки территории лагеря;

Журнал учета и регистрации несчастных случаев;

Оперативный журнал контроля руководителя трудовой бригады;

Начальник           лагеря

Ежедневная планерка в лагере: доклад

2.

Качество организации питания

Журнал бракеража;

ведомость контроля за рационом  питания;  журнал здоровья;

Журнал проведения витаминизации;

журнал учета температурного режима холодильного оборудования

Начальник           лагеря,

медиц.работник

Ежедневная планерка в лагере: доклад

3.

Реализация краеведческо- исследовательской  Программы

Бортовые журналы отрядов, бортовой журнал                   начальника лагеря;

Карты посещения мероприятий;

Начальник           лагеря,

воспитатели отрядов

Педсовет: доклад

4.

Реализация творческого направления программы

Бортовые журналы отрядов, бортовой журнал                   начальника лагеря,

журнал руководителя кружка

Начальник           лагеря,

воспитатели отрядов, руководители кружков

Педсовет: доклад

5.

Работа с одаренными детьми в условиях лагеря

Бортовые журналы отрядов, бортовой журнал                   начальника лагеря,

мини-проекты

Начальник           лагеря,

воспитатели отрядов

Педсовет: доклад

6.

Социализация детей и подростков в условиях реализации программы

Анкетирование, опрос воспитанников, экран настроения

Начальник           лагеря,

воспитатели отрядов, психолог

Педсовет: доклад

7.

Дети «группы риска» в лагере

Бортовые журналы отрядов,

Программа межведомственного взаимодействия, карты индивидуального сопровождения,

Начальник           лагеря,

воспитатели отрядов, психолог

Ежедневная планерка в лагере: комментарий ситуации

8.

Качество участия лагеря в городских конкурсных событиях и программах

Дипломы, грамоты, свидетельства об участии

Помощник начальника лагеря

Педсовет: доклад

  1. Смета расходов (1 смена, июнь)

№№ п/п

Мероприятие

Цена

Организация

Боулинг, мягкий лабиринт

110 руб.

ДРЦ «ПА-НА-МА»

Экскурсия на теплоходе

260 руб.

Реч.порт

Посещение музея им. И.Я. Словцова

200 руб.

Музей им. И.Я.Словцова

Посещение к/т «Мечта»

200 руб.

к/т «Мечта»

ДРЦ «Пятый элемент»

180 руб.

ДРЦ «Пятый элемент»

Просмотр сказок, спектаклей

550руб

Театр кукол, драматический театр

 Приобретение   материалов для   занятий кружков (канцтовары, спортивные, настольные игры)  

200 руб.

ИТОГО:

1700 руб.

  1. Критерии и показатели эффективности реализации программы

Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках физкультурно-оздоровительного направления:

Критерии

Показатели

Методы

Сохранение и укрепление здоровья

Соблюдение режима дня.

Сбалансированное питание.

Участие детей в спортивно – массовых мероприятиях.

Эффективность целостного здоровья детей и подростков, % детей, участвующих в спортивных мероприятиях.

Количество детей, получивших оздоровительный эффект от предоставленных медицинских услуг.

Анкетирование.

Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков.

Качество питания.

Собеседование.

Отсутствие травм.

Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках интеллектуального направления:

Удовлетворение познавательного интереса детей. Развитие проектной деятельности. Вовлечение детей в деятельность школьного научного общества.

Умение проводить исследование.

 Умение анализировать, обобщать, систематизировать.

Умение работать с текстом, информацией.

Реализация социально-значимых проектов.

Рефлексия.

Навыки психологической защиты, самоконтроля.

Самооценка.

Коммуникабельность.

Формирование ценностных ориентаций.

Эмоциональная устойчивость.

Наличие мотивации на познавательную деятельность.

Отсутствие конфликтов.

Анкетирование.

Наблюдение.

Сюжетно – ролевые игры.

Социально – психологическое консультирование.

Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений).

Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения.

Деятельность органов детского самоуправления, Академии индиго.

Организация и проведение школьных событий.

Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках творческого направления

Реализация творческих  способностей ребенка.

Соответствие услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам детей.

Количество и качество проводимых  творческих событий.

Реализация профильных программ.

Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД.

Количественный показатель участия детей в студиях и кружках.

Анкетирование.

Наблюдение.

Итоговая выставка детских, творческих работ.

Навыки самообслуживания

Участие в заключительном гала– концерте.

Рейтинг популярности творческих мероприятий, клубов, студий.

Творческий отчет профильных отрядов и направлений.

Создание условий для вовлечений каждого ребенка в развивающую деятельность для удовлетворения личных потребностей каждого, для развития детской одаренности

Система работы по профилактике правонарушений

1. Снижение асоциального поведения обучающихся.

2. Отсутствие конфликтных ситуаций.

1. Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов)

1. Наличие плана работы по профилактике правонарушений и снижению асоциального поведения детей и подростков.

2. Формы и содержание профилактической работы

3. Внедрение программ-тренингов активной психологической защиты для подростков.

4. Формирование культуры ЗБОЖ.

1.Качество содержания плана мероприятий,

уровень социально-педагогических программ индивидуального сопровождения детей и подростков.

2.Организация и проведение тренингов.

3. Анализ данных уровня развития социальной активности личности.

4. Анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗБОЖ.

Обеспечение каждому участнику Программы ситуации успеха  

Наличие программ индивидуального развития детей и подростков

Реализация индивидуальных  программ развития и воспитания детей учетных категорий.

Анализ успешности детей и подростков (количество и качество фактов их участия в творческих событиях школы)

Постижение самоценности собственной личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей; развитие умения взаимодействовать в группе; развитие социально-личностных компетентностей

Наличие гражданской позиции, навыков организации личного развивающего маршрута

Осознанное участие детей и подростков в событиях школьной жизни

Наблюдение.

Анкетирование.

Анализ творческого пути личности во время смены.

Реализация новых подходов к отбору содержания и форм организации досуга детей и подростков во время летних каникул

Использование новых форм организации деятельности детей и подростков во время смены

Количество и качество событий для детей, организованных с использованием современных педагогических технологий

Наблюдение.

Анализ результативности использования современных педагогических технологий во время событий, организованных при участии детей и для детей

  1. Возможные риски

Возможные факторы риска реализации программы

Меры профилактики по каждому из них

Изменение климатических условий (дождь)

Организация мероприятий, согласно тематике смен в 2-х вариантах на основе учета погоды: в хорошую погоду – на свежем воздухе, в плохую погоду - в помещениях лагеря 

Жара, палящее солнце.

Защита головы от солнечного удара, питьевой режим.

Не позволять длительное время, находиться на открытом солнце

Клещевая опасность

Противоклещевая  обработка территории лагеря

 Ежедневные  осмотры младших детей и самоосмотры детей старшего школьного возраста

Не планировать походов и выездов в лес  и на необработанную территорию.

Нарушение правил дорожного движения

Беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТП.

Травмы и ушибы.

Инструктаж по ТБ

Предупреждение и профилактика.
Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов.
Помощь медицинского работника.

Кишечные инфекции.

Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета.
Беседы медицинского работника по теме.

Отсутствие воды.

Запас питьевой воды, два комплекта чистой посуды.

Кадровые изменения (отсутствие педагога по уважительной причине)

Производить замену на время отсутствия из числа педагогов доп. образования и администрации лагеря

Недостаточная психологическая компетентность воспитательного коллектива

Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями с учителями, временно исполняющими обязанности воспитателей. 
Планирование взаимозаменяемости воспитателей из числа педагогических работников школы. 
Индивидуальная работа с учителями, временно исполняющими обязанности воспитателя, по коррекции содержания работы с отрядом.

Низкая активность детей и подростков в реализации Программы

Организовать индивидуальную работу: беседа воспитателя, помощь психолога.

Выявление индивидуальных способностей и интересов детей и подростков для приобщения и занятости другой деятельностью: интеллектуальной, исследовательской, творческой, поисковой, социально значимой, спортивной, организаторской.

Не достижение целей или не выполнение задач, проведенных событий.

Анализ,  выработка рекомендаций, работа над ошибками.

Терроризм.

Инструктаж по ТБ для взрослых и детей.

Профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев.

Список литературы

  1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
  3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006
  6. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
  7. Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru
  8. Нагибина М.И. «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль, «Академия развития»; 1997г.
  9. Детский оздоровительный лагерь: Опыт успешной практики управления и маркетинга в сфере отдыха, оздоровления детей/ М.: МОО «СОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОМУ ОТДЫХУ», 2010. – 60 с.

Список использованных ресурсов:

http://m-proektov.narod.ru/data/main-5/topic-1/page08.html

http://www.nachalka.com/book/export/html/326

http://school3aksay.ucoz.ru/load/vystuplenija/doklady/proektnaja_dejatelnost_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_kak_odin_iz_metodov_lichnostno_orientirovannogo_obuchenija_iz_opyta_raboty_esmagulova_g_s/22-1-0-251

http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2143.html

http://school4.k-ur.ru/zerno.html

Электронные образовательные ресурсы

Название электронного образовательного ресурса

Вид электронного образовательного ресурса

http://www.openclass.ru

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

http://www.ug.ru

Сайт Учительской газеты

http://schoollibrary.ioso.ru

(школьная библиотека)

http://www.lib.ru

Электронная библиотека

www.rvb.ru

Русская виртуальная библиотека

www.virlib.ru

Виртуальная библиотека

www.litera.ru/stixiya

электронные тексты литературных произведений (поэзия)

http://www.fio.ru

Федерация Интернет-образования

http://it-n.ru

Сеть творческих учителей

http://rus.1september.ru

Сайт газеты "Первое сентября.  /методические материалы/

http://som.fsio.ru

Сетевое объединение методистов

http://slova.ndo.ru

Крылатые слова и выражения

http://character.webzone.ru

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

http://www.lrc-lib.ru

Рукописные памятники Древней Руси

http://www.imena.org

Популярно об именах и фамилиях


Приложение 1

ЗАКОНЫ ОТРЯДА:

  1. Всегда быть доброжелательными и внимательными друг к другу.
  2. Уважать старших.
  3. Быть сплоченными и организованными.
  4. Ответственно подходить к любому делу.
  5. Соблюдать режим лагеря.
  6. Без опозданий приходить на мероприятия.
  7. Своевременно и до конца выполнять все поручения.
  8. Всегда и везде сохранять порядок.
  9. Никогда не сквернословить, не ругаться и не ссориться.
  10. Внимательно слушать и не перебивать собеседника.
  11. На дружинных делах поддерживать не только свой отряд, но и другие отряды.
  12. Соблюдать традиции отряда.
  13. Соблюдать традиции лагеря.

Приложение 2

ПРАВИЛА

поведения для матросов

на корабле «Звездный»

  1. Вести здоровый образ жизни:

ежедневно делать утреннюю зарядку, следить за осанкой, соблюдать правила личной гигиены – мыть руки перед едой и после посещения туалета; ежедневные прогулки на свежем воздухе;

следить за внешним видом – аккуратная чистая одежда, прическа, коротко остриженные ногти, всегда чистые руки;

полноценный дневной сон.

  1. Соблюдать чистоту на территории лагеря:

участвовать в трудовых десантах;

ежедневно иметь чистую вторую обувь.

  1. В столовой кушать,  не торопясь, тщательно прожевывая пищу, не разговаривать во время еды.

  1. Бережно относиться к имуществу лагеря. Уважать чужой труд.

  1. С уважением относиться к труду воспитателей, медицинских работников, вожатых, технического персонала.

  1. Внимательно относиться друг к другу, помогать, если другому плохо, не обижать младших, исключить все виды агрессивного нападения (кулаки, пинки, камни), стараясь убеждать словом и делом.

  1. Принимать активное участие в жизни лагеря и отряда.

  1. Ценить свое и чужое время. Быть точным.

  1. В случае заболевания поставить в известность воспитателя и обратиться в медицинский центр. Аккуратно выполнять врачебные назначения

Приложение 3

ДРУЖИННАЯ ПЕСНЯ ЛАГЕРЯ «Звездный»

1 куплет:  А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер,

                 Весёлый ветер, весёлый ветер!

                 Моря и горы ты обшарил все на свете

                 И все на свете песенки слыхал.

                 Спой нам, ветер, про дикие горы,

                 Про глубокие тайны морей,

                 Про птичьи разговоры,

                 Про синие просторы,

                 Про смелых и больших людей!

Припев:   Кто привык за победу бороться,

                 С нами вместе пускай запоёт!

                 Кто весел, тот смеётся,

                 Кто хочет, тот добьётся,

                 Кто ищет, тот всегда найдёт!

2 куплет:  А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер,

                 Весёлый ветер, весёлый ветер!

                 Моря и горы ты обшарил все на свете

                 И все на свете песенки слыхал.

                 Спой нам, ветер, про чащи лесные,

                 Про звериный запутанный след,

                 Про шорохи ночные,

                 Про мускулы стальные,

                 Про радость боевых побед!

Припев:


Приложение 4

Инструментарий оценивания эффективности реализации программы

Изменение отношения к другим, к жизнедеятельности в лагере

Как ты относишься

Показатели отношений

К членам своего отряда

Нормально

Уважительно

По-разному

Восторженно

К членам экипажа

Нормально

Уважительно

Конфликтно

Презрительно

Безразлично

Мальчики – к девочкам

Нормально

Уважительно

По-разному

Восторженно

Никак

Девочки – к мальчикам

Нормально

Уважительно

По-разному

Восторженно

Никак

К вожатым

Нормально

Уважительно

Восторженно

к жизни в лагере

Нормально

Уважительно

Конфликтно

Презрительно

Безразлично

Мониторинг «Я в круге»

Проводится дважды:

после организационного сбора

в конце смены

Стенд «Мы соревнуемся!»

(рекреация начальных классов)


Приложение 5

АНКЕТА

Назначение летнего пришкольного лагеря с точки зрения родителей

№  п/п

В пришкольном лагере каждый ребенок имеет возможность получить

да

нет

затруд-няюсь ответить

1

физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление

2

расширение культурного пространства самореализации личности путем обмена видами деятельности

3

органическое сочетание различных видов досуга и оздоровления с формами образовательной деятельности

4

реализацию интересов и потенциалов личности

5

формирование собственных представлений о самом себе и окружающем мире

6

развлечения, игры, свобода в выборе занятий

7

развитие творческого потенциала

8

разрядка накопившейся за год напряженности

Ваши предложения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

АНКЕТА

Назначение летнего пришкольного лагеря с точки зрения учащихся

№  п/п

В пришкольном лагере я имею возможность

да

нет

затруд-няюсь ответить

1

физически и интеллектуальное оздоровиться

2

расширить культурное пространство

3

получить содержательный отдых

4

творчески и интеллектуально развиваться во внеурочное время

5

формировать собственные представления о самом себе и окружающем мире

6

развлекаться, играть, свободно выбирать занятия

7

делать все, что мне нравится

8

получить разрядку от накопившейся за год напряженности

В пришкольном лагере «Звездный» этим летом я мечтаю

1

приобрести новых друзей

2

в неформальной обстановке ближе узнать своих одноклассников

3

получить эмоциональный заряд

4

развить свой творческий потенциал

5

оздоровиться

6

провести время с пользой для себя

7

встретиться с интересными людьми

8

посетить любимые занятия

9

ощутить состояние счастья и праздника, развлечения и веселья

10

путешествовать (экскурсии, поездки)

11

получить возможность отдохнуть от уроков

Твои пожелания ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего пришкольного лагеря.

Программа летнего пришкольного лагеря "Волшебная планета"...

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"

В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....

"Большое путешествие по Солнечному городу" - программа летнего пришкольного лагеря

Летние каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки...

ПРОГРАММА летнего пришкольного лагеря дневного пребывания «Солнышко»

Комплексная   краткосрочная   образовательно – досуговая   программа...

Программа летнего пришкольного лагеря "Радуга". Смена "Виртуальный форсаж"

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая  деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Во время к...

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга".

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга"....

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря, расчитанная на детей 7-16 лет....