"Собака-друг человека"
классный час (4 класс) по теме

Наталья  Петровна Бояркина

Классный час " Собака- друг человека" для учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час" Собака - друг человека"

Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами  собак, наукой - кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, развивать любознательность, внимательность.

Оборудование: выставка детских игрушек - собачек, таблицы " Породы собак", рисунки детей о собаках. Оформление доски:

Породы собак

Собака - друг человека (рисунок собаки)

Жить на свете        Без тебя

Очень туго                        И твой щенок

Без подруги         Нестерпимо

Или друга.               Одинок.

Породы собак

Ход  классного часа:

(вступительное слово учащейся, читает наизусть стихотворение)

Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,

К высотам прогресса направив шаги,-

За нами сейчас же погнались вприпрыжку

Мордочка, хвост и четыре ноги.

        Порою с пути нам случается сбиться

                                                                        (Кругом темнота и не видно не зги),

        Но нам не дадут насовсем заблудиться-

        Мордочка, хвост и четыре ноги!

Пусть в чаще свирепые хищники воют-

Тебе не страшны никакие враги.

- Не бойся, мы рядом! - тебя успокоят

 Мордочка, хвост и четыре ноги.

        А если порою тоска тебя гложет

                                                                              ( Бывает такая тоска - хоть беги!),

                                                                             Поверь, что никто тебе так не поможет,

        Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса, маленечко каши...

( Короче, влезать не придётся в долги!)

Матрасик в углу... И вот они - наши:

Мордочка, хвост и четыре ноги.

        (Л.Керн)

- Ведущий: Догадались, о ком идёт речь?

-Да, тема нашего классного часа" Собака - друг человека".

-Прочитайте слова, записанные на доске. Эти слова будут девизом нашего занятия.

-Ведущий: ( рассказывает из истории" Что мы знаем о собаке")

   - Давным - давно, 40 миллионов лет  назад, появились предки хищных животных миадисы. Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Но какая? Волк, динго, дикая собака и шакал до сих пор не знают, кто из них был пра-пра-пра-прадедом  современной собаки.

   В те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака - уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним.

      Собака  быстро завоевала положение в обществе. Она помогала добывать пищу пещерным людям, вступала в битвы вместе с римскими воинами, охраняли замки сеньоров  средневековья, принимала участие в пышных царских охотах, пасла стада, приспосабливалась к условиям жизни в городе.

- Сколько же у собаки профессий? (ответы детей).

- Собака и сторож, и поводырь, и геолог, и аквалангист, и санитар, и альпинист, и сапёр, и космонавт. Была даже собака- трубочист по кличке Джези. Она жила в Австралии, аккуратно чистила подземные городские трубы и получала зарплату.

(Учащиеся рассматривают таблицу " Породы собак").

- Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраса.  До сих пор не существует единой классификации известных пород собак.

( На доске рисунки собак представлены в трёх группах: служебные, охотничьи и декоративные.)

- Существует и другая классификация собак: охотничья, сторожевая, спасательная, рабочая, военная, овчарка, беговая, бойцовая, домашняя, проводник.

Ведущий: - А сейчас послушаем рассказы детей о породах собак.

1-й ученик. Русская псовая борзая - охотничья собака, выведенная в России. Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц, волков. Некоторые борзые решались выходить даже на диких кабанов и медведей. Русская борзая обычно бывает уравновешенной, неагрессивной, мало лает ; она послушна, льнёт к своему хозяину, к другим злобна. Как и другие борзые, она любит пробежаться на воле, и поэтому маленькие городские квартиры очень стесняют её. Большинство русских псовых борзых плохо переносят жару.

Ведущий:- Человек приручил собаку не только за охотничьи качества, но и за сторожевые. Современная сторожевая собака должна легко преодолевать препятствия, не обращать внимания  на выстрелы, атаковать непрошенных гостей, пробегать большие расстояния, не брать пищу из рук незнакомых ей людей, подавать голос по команде или в экстремальных ситуациях.

2- й ученик. Доберман - пинчер - сторожевая собака, отличается преданностью, бесстрашием, злобностью и редким чутьём. Она недоверчива по отношению к чужим, в любых условиях защищает своего хозяина.

Ведущий:- Определённые породы собак выведены специально для защиты домашних животных от хищников. Эти собаки известны под названием овчарок ( собак- пастухов).

3-й ученик. Восточно - европейская овчарка - собака умная, смышлённая, обладает острым чутьём, легко дрессируется, но для этого у неё должен быть  только один хозяин. Восточно - европейская овчарка используется не только в животноводстве, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Она чаще других пород используется для сопровождения слепых.

4-й ученик. Шотландская овчарка-колли - пастушья собака. Колли - чуткие и даже нервные собаки, отличные товарищи, привязанные к своим хозяевам и любящие их детей.

5-й ученик. Самой известной породой спасательных собак является сенбернар. Триста лет назад эта крупная порода собак была выведена монахами в монастыре Святого Бернаса в Швейцарии и использовалась  для поиска и спасения заблудившихся и замерзающих путников в горах. Широкую известность приобрёл легендарный сенбернар  Барри, который за 12 лет своей жизни спас  40 человек от верной смерти. Сенбернар - добродушная собака, любящая детей.

6-й ученик. Ньюфаундленд - выведен на острове Нью - Фаундленд. Эта собака  хорошо плавает, может  спасать утопающих. Ньюфаундленд - добродушная, верная и бесстрашная собака, ласковая к детям, но при этом  бдительный сторож.

Ведущий ( показывает картинки декоративных собак)

- А это - декоративные собаки: пудель, шриц, мопс, пекинес, папильон, японский  хин, чау-чау. Назначение служебных и сторожевых, охотничьих собак нам понятно, но зачем нужны декоративные собаки? Ведь с ними не охотятся, они не пасут стада и не разыскивают преступников. Как вы считаете? ( Ответы учащихся).

- И всё же польза от декоративных собак несомненна. Бесконечно преданные, они приносят радость одиноким людям. Рядом с собакой ребёнок никогда не вырастет жестоким, он научится быть в ответе за другое существо. Сколько весёлых минут доставит пёс своими играми и проказами. А если возникнет опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина.

7-й  ученик. Пекинес в течении долгих столетий эта крошечная собака жила только в китайском императорском  дворце и в садах в Пекине. Право разводить пекинеса было предоставлено только китайскому императору. Другим это было запрещено под страхом смерти. Старая китайская легенда гласит, что некогда лев влюбился в обезьянку и плодом их любви стал пекинес. От обезьянки он унаследовал прекрасные тёмные глаза с человеческим выражением, а от льва спокойствие, достоинство. Пекинесы отличаются друг от друга по характеру, но все они сохраняют до самой смерти редкую игривость. Несмотря на небольшой рост, собака сильная, смелая, с чувством собственного достоинства. К её недостаткам можно отнести то, что пекинес разборчив в еде и храпит во сне.

Ведущий ( показывает на картинках редкие породы собак).

-А вот перед вами редкие породы собак: грейхаунд, фараонова собака, чихуахуа, ден-ди-динмонт-терьер, бассет, бультерьер, пули, керри-блютерьер, левретка, мастифф, английский  бульдог, китайская хохлатая собачка.

Инсценировка стихотворения Даниила Хармса " Бульдог и таксик".

Над косточкой сидит бульдог,

Привязанный к столбу.

Подходит таксик маленький

С морщинками на лбу.

" Послушайте, бульдог, бульдог!-

Сказал  незваный гость.-

Позвольте мне, бульдог, бульдог,

Докушать эту кость".

                                                                                   Рычит бульдог на таксика:

                                                                                  " Не дам вам ничего!"

                                                                                    Бежит бульдог за таксиком,

                                                                                    А таксик от него.

                                                                                    Бегут они вокруг столба.

                                                                                    Как лев ,бульдог рычит.

                                                                                    И цепь стучит вокруг столба,

                                                                                    Вокруг столба стучит.

Теперь бульдогу косточку

Не взять уже никак.

А таксик, взявши косточку,

Сказал бульдогу так:

" Пора мне на свидание,

Уж восемь без пяти.

Как поздно! До свидания!

Сидите на цепи".

            Ведущий: - Существует наука, которая занимается изучением собак. А как её называют, вы узнаете                                   из стихотворения Тима Собакина " Будущая профессия".

             Учащийся ( читает стихотворение)

                       Минералы ищет геолог,

            Языки изучает филолог.

                       Раскопки ведёт археолог.

                       Это понятно, но

                       Кто же такой кинолог-

                       Тот, кто смотрит кино?

                       Я кинологом стать хочу-

                      Кино - логия мне по плечу!

                      Но папа сказал: - А ну-ка,

                      Откроем словарь.... Итак:

                     " Кинология - это наука,

                      Изучающая собак".

                     Решено- буду кинологом-

                     От собак не оттащите волоком!

                     Нравятся очень бульдоги мне

                     И другие четвероножки!...

                 ... Вы кто: Археолог? Филогог? Геолог?-

                     Спросят меня и услышат в ответ:

                     - Я по профессии просто кинолог.....

                    Другими словами, собаковед!

 

Ведущий: - Каждая породистая собака имеет свою родословную.

Ведущий: -Сейчас я предлагаю вам литературную викторину. Я буду читать отрывки из разных произведений, а вы должны ответить, как называется произведение и кто автор.

а) " Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену и стал грызть засовы и пол". ( Л.Н.Толстой " Лев и собачка")

б) " И дав ему грызть свой тяжёлый сапог, я сверху вдруг накрыл его своей мягкой шляпой, обнял полями и, перевернув, посмотрел: в глубине шляпы лежал молчаливый комок, и глаза оттуда смотрели большие и, как мне показалось, печальные". (М.М.Пришвин " Лимон")

в) " Молодая рыжая собака - помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась?" ( А.П.Чехов " Каштанка")

г) " Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька и осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но, во всяком случае, явно она этого никогда не высказывала" ( А.И.Куприн " Барбос и Жулька")

д) " Теперь была очередь Арто. Пёс это отлично знал и уже скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку, вылезавшего боком из лямки, и лаял на него отрывистым нервным лаем" ( А.И.Куприн " Белый пудель")

е) " Так они и жили вдвоём в одной комнате. Бим рос крепышом. Очень скоро он узнал, что хозяина зовут " Иван Иваныч".  Умный щенок, сообразительный. И мало - помалу он понял, что ничего нельзя трогать, можно только смотреть на вещи и на людей. И вообще всё нельзя, если не разрешит или не прикажет". ( Г.Н.Троепольский " Белый Бим Чёрное Ухо")

Ведущий: - В Воронеже перед театром кукол находится памятник Биму.

Ведущий: -Собака, как известно, друг человека, древний и верный. Может быть, поэтому в известной Книге рекордов Гиннеса, где собраны разнообразные рекорды, не забыты и собаки.

( Учащиеся зачитывают некоторые статьи из книг)

1-й ученик: Крупнейшие породы домашней собаки - английский мастифф и сенбернар; самцы обеих пород обычно весят 77-91 кг.

2-й ученик: Самая маленькая собачка- йоркширский терьер- принадлежит Чаи Ханчанакому из Бангкока, Тайланд. В свой первый день рождения он достигал 11 см9мм в высоту, а его вес равнялся 481г.

3-й ученик: По достоверным данным  самой старой собаке 29 лет 5 месяцев. Это австралийская пастушья собака по кличке Блу, принадлежащая Лесу Холлу из Рочестера.

4-й ученик: Сенбернар Барри - знаменитый спасатель во все времена. За свою 12-летнюю карьеру в швейцарских Альпах Барри спас более 40 человек. Среди спасённых им людей был полузамёрзший мальчик, лежавший под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри распластался на теле мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребёнок не пришёл в себя. Затем Барри привёл его к ближайшему жилью.

Ведущий: Не только в литературных произведениях описывались собаки и их повадки, но и в устном  народном творчестве отмечены особенности поведения собак.

( Дети зачитывают пословицы и поговорки, некоторые представляют в ролях).

- Слепой щенок и тот к матери лезет.

- Собака собаку в гости звала. " Нет, нельзя, недосуг".- " А что?" - Да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять".

- На охоту ехать - собак кормить.

- У всякой собаки своя кличка.

- " Собака, что лаешь? - " Волков пугаю". " Собака , что хвост поджала?"- " Волков боюсь".

- У нашей хозяюшки все в работе, и собаки посуду моют.

- Собака лает - ветер носит.

- Щенок лает- от больших слышит.

- Как собака на сене: и сама не ест, и другим не даёт.

- Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

Ведущий: -Собака - друг человека. Как часто сам человек забывает об этом. Сначала приручает, заботится, а потом , когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его на улицу, как надоевшую игрушку.

( Учащаяся читает стихотворение)

  Бездомный пёс, в глазах один вопрос:

" Зачем же я не нужен никому?"

Погладишь пса и отведёшь глаза...

А что ещё ответствовать ему?

Ничейный пёс удержится от слёз -

Он понимает правила игры.

Полкан иль Бим, он хочет быть твоим

Не ради миски или конуры.

Ничейный пёс меж туфель и колёс

Бредёт куда-то в изморось и ночь.

Опять ни с чем. Он не поймёт, зачем

Зовут, ласкают и уходят прочь. ( Дмитрий Орлов)

 ( Учащиеся исполняют песню " Пропала собака" сл.И.Ламма, муз. В.Шаинского)

Висит на заборе, колышется ветром,

Колышется ветром бумажный листок.

" Пропала собака, пропала собака,

Пропала собака по кличке Дружок.

Щенок  белоснежный, лишь рыжие пятна,

Лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.

Он очень занятный, он очень занятный,

Совсем ещё глупый доверчивый пёс".

А дождь - забияка листочки закапал,

И буквы и строчки заплакали вдруг.

Найдите собаку, найдите собаку!

Вернись поскорее, мой маленький друг.

Ученик читает стихотворение" Бежал щенок по лужам".

Бежал щенок по лужам, по лужам, по лужам

И думал: " Почему же я никому не нужен,

Не нужен никому? Вот я бегу по лужам,

Потом настанет стужа, мне будет ещё хуже,

Что делать - не пойму".

А в тот же самый вечер бежал ему навстречу

Печальный человек в сапожках голубых.

Он всё бежал по лужам, он всё бежал по лужам

И думал: " Почему же, скажите, почему же

Мне кто-то очень нужен, кто это может быть?"

И встретились у речки щенок и человечек.

Шёл дождик в этот вечер, но было им тепло:

" Пусть хлещет дождь, пусть в окна бьётся вьюга,

Но мы нашли друг друга, нашли с тобой друг друга-

Нам очень повезло".  ( Анна Горбунова)

Ведущий:  - Прочитайте слова писателя Антуана Сент- Экзюпери и постарайтесь никогда не забывать эти слова.

" Ты всегда в ответе за тех, кого приручил"

( Дети зачитывают рассказы о своих собаках).

Ведущий: - Как и чему учить собаку? ( ответы детей). Научи её правилам " собачьего тона": послушанию, терпению, выносливости, доверию, добру. Но сначала всему этому нужно научиться тебе. Хорошо воспитать  собаку может только хороший человек.

Ученик читает стихотворение Аркадия Пресмана " Мой щенок".

Задирает Вовка нос.

У него отличный пёс,

Родословная в порядке-

Не какой-нибудь барбос.

        Задирает Юрка нос,

                                                             У него не хуже пёс.

                                                             Чистокровная овчарка-

                                                             На таких особый спрос.

Мой щенок ещё не пёс:

Не окреп и не подрос.

- Он у вас какой породы?-

Задаёт сосед вопрос.

        На бульдога не похож.

                                                           И на дога не похож.

                                                           Он скорей всего дворняга

                                                           И цена такому грош.

Я в ответ махнул рукой.

Дорогой-недорогой,

Умный, добрый и отважный-

Вот породы он какой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Собака - друг человека"

Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, ...

Собака - друг человека. а друзей не бросают в беде.

Классный час, посвящённый проблеме бездомных собак в Москве....

Классный час "Собака - друг человека"

Материал классного часа познакомит детей с разными породами собак, отличительными признаками собак, с их ролью в жизни человека....

Внеклассное мероприятие для учащихся I класса. Тема: Собака - друг человека".

Внеклассное меропрятие II этапа работы по формированию познавательного интереса учащихся  по теме:  Собака - друг человека".I  этап - этап самостоятельной работы в группах по 6-8 челове...

Презентация "Собака-друг человека"

Викторина для детей на знание произведений. Проверяем наблюдательность и память, расширяем кругозор....

Урок чтения в 1 классе "Собака - друг человека"по технологии А.Кушнира

Первые шаги по технологии А.Кушнира – это понимание исключительно  звучащего текста. Далее – это по-прежнему развитое понимание звучащего текста, но с фрагментами опережающего считывания ин...

"Собака- друг человека" - классный час

Занятие по внеурочной деятельности "Собака - друг человека". В ходе занятия детьми и учителем создаётся номер журнала о собаках в годы Великой Отечественной войны. Данное мероприятие относится кнравст...