Моя Россия
классный час на тему

Разработка устного журнала с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rossiya.rar1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

 «Моя Россия»

Форма проведения: устный журнал

Цели: 

1.   Формировать  познавательный интерес учащихся к своей Родине;

2.   Способствовать усвоению понятий: «Родина», «государственные символы», «герб», «флаг»;          

3. Развивать умения применять полученные знания и навыки в различных видах деятельности.

4. Содействовать становлению целостной и гармоничной личности.

Оборудование: презентация; ветка берёзы; фонограмма Гимна России, песни «Россия»; страницы  журнала «Моя Родина»;  раздаточный материал: текст Гимна; материалы для творческой работы, мультимедийный проектор, интерактивная доска.                                      

Ход мероприятия:              

1.Организация класса.  Сообщение темы мероприятия.

1 слайд

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем мероприятии. Это мероприятие будет необычным, потому что мы будем создавать устный журнал. А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте разгадаем ребус.

2 слайд

     Р 1 А  (Р- ОДИН- А)

-А как называется наша общая, большая Родина? (Россия)

3 слайд

Сегодня мы будем создавать устный журнал «Моя Россия». Вы услышите стихи о родине, познакомитесь с символами РФ, узнаете много нового и интересного, создадите образ нашей родины в рисунках.

3.Работа над созданием устного журнала.

Чтение стихотворения «Наша Родина».

4-5 слайд

1 ученик:

Для нас сады весною зацветают,

И нашим нивам не видать конца,

И шумным говором наш слух ласкают

Кудрявые, зелёные леса.

6-7 слайд

2 ученик:

В колодцах наших, реках и озёрах

Прозрачна и живительна вода.

По сочным травам в луговых просторах

Пасутся наши тучные стада.

8, 9, 10, 11 слайд

3 ученик:

Поля бескрайние, как море,

И горы в шапках снеговых,

Разливы рек в степном просторе,

Листва берёзок молодых…

12-13 слайд

4 ученик:

Здесь людям радостно живётся,

Здесь славен мирный труд людей.

Всё это Родиной зовётся:

Великой Родиной моей.

- А что для вас, ребята, Родина?

С этими словами учитель передаёт веточку берёзы детям, как символ русского дерева, и они, передавая друг другу, произносят одно слово, которое для них созвучно со словом Родина: мама, семья, город, дом и т.д.

-Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом…

- Ребята, что же такое Родина?

Выслушиваются разные высказывания детей:

Родина- это место, где родился человек.

Родина у людей одна.

Родина - это место, где человек родился, вырос, где живут его родные.

-Да, действительно, для человека Родина – это место, где он родился, вырос, где живут его близкие люди.

-Я думаю, что мы уже можем создать первую страницу нашего журнала. А как мы её назовём?

Дети высказывают свои предложения.

1 страница - «Наша Родина».

14 слайд

-Ребята, как называется наша Родина? (Россия).

-В источниках литературы дома с помощью родителей  вы должны были узнать, откуда появилось такое название - «Россия».

- Послушаем ваши исследования.

1 ученик: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы - могучие богатыри русские и девицы - красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. У мели они пахать да косить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а так же Родину свою защищать от врагов. В ту пору государство называлось Киевская Русь, т.к. столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас.

2 ученик: В конце XI века появилось новое имя у русского государства - Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при царе Иване III.Тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться без этих старых названий.

3 ученик: Некоторые исследователи считают, что слово «Русь» происходит от слова «русло» - углубление, по которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и сёла наши предки всегда строили на берегах водоёмов.

4 ученик: Слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рось», поэтому русских называли россами, а страну, где они живут - Россией.

Стихотворение М. Сидорова «Россия».

1 ученик:

Россия - Родина моя,

Её мы любим ты и я.

Нам каждый уголок России - отчий дом,

Где дорог даже кустик под окном.

2 ученик:

А если за границей мы бываем,

То по России мы скучаем.

Свою страну Россию- мать

Не согласимся ни на что мы променять.

3 ученик:

Россией будем мы всегда гордиться,

Её возвысить, укрепить стремиться

В России важен каждый гражданин.

Я знаю много россиян, я - не один.

-Спасибо, ребята! Вы подготовили интересные сведения об истории слова «Россия».

-Мы создали материал для второй страницы нашего журнала. Давайте придумаем ей название.

Дети высказывают свои предложения.

15 слайд

2  страница «Тайна имени».

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы.

«Символ» в переводе означает знак, сигнал.

- Как вы думаете, какое из этих слов не относится к государственной символике?

16 слайд

ГЕРБ, ГИМН, БЕРЁЗА, ФЛАГ.

17 слайд

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как все символы, они

Жизнь нашу отражают.

18 слайд

-Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе»- наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели так же дворянские роды или отдельные лица.

- Рассмотрим герб России. Что вы на нём видите?

Учащиеся описывают и рассматривают герб России.

1 ученик:

На герб посмотрим: здесь орёл,

Да не простой - двуглавый,

Символизирует страну -

Могучий величавый.

2 ученик:

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко-

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица - царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,

Следит он обязательно.

3 ученик:

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьём сражённый.

- А кто из вас знает, что за всадник изображён на красном щите, который расположен на груди орла? (Святой Георгий Победоносец).

«Легенда о святом Георгии»

Рассказывают подготовленные ученики.

1 ученик: Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю, очень похожую на сказку о Егории, царевне и змее.

2 ученик: В некотором царстве - государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей - дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг землю, разрушал дома. Взмолились жители этого государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день его кормили досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз- всё съел змей.

3 ученик: Тогда велел змей приводить к нему каждый день на съедение человека. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на коне. Не мог оставить царевну в беде. Сразился со змеем и победил его, став навеки Победоносцем.

- Ребята, теперь мы можем создать следующую страницу нашего журнала. Давайте дадим ей название.

Учащиеся предлагают название.

19 слайд

3 страница «История герба».

- Отгадайте загадку:

Гордо я на мачте корабля,

И в бою солдаты берегут меня.

Я России часть и знак-

Бело – сине - красный… (флаг)

20 слайд

- А ребята подготовили для вас сообщения о флаге. Послушаем их.

Рассказывают подготовленные ученики.

1 ученик: Самые первые флаги были военные. Появились они тогда же, когда появились большие армии и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется – свой или вражеский. С этой целью воины стали привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и появились настоящие флаги.

2 ученик: Современные флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины. Синий, белый, красный – самые распространённые цвета государственных флагов. Из государств- членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами.

3 ученик: Трёхцветный флаг России учреждён первым российским императором – Петром I. Пётр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у неё, в том числе идею флага, изменив лишь порядок цветов. В ту эпоху цвета означали: белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ. Позднее эти цвета стали истолковываться по другому.

Учащиеся рассказывают стихи, посвящённые флагу.

1ученик:

А флаг России – триколор,    

Полотнище в три цвета.                    

В нём яркой красной полосой                  

 Страна наша воспета

2 ученик:

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба.

3 ученик:

И даже девица красна.                      

Ведь красный – это красота,              

Цвет крови, и цвет жизни,                          

И верности отчизне.                              

4 ученик:

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем почему  

У флага есть ещё цвета,

Что значат ещё цвета два.

5 ученик:

Цвет белый – это чистота,

России белые снега.

А благородство – синий цвет,

Синее рек российских нет!

- Ребята, мне кажется, что у нас возникла ещё одна страница журнала. Как же мы её назовём?

Учащиеся предлагают название.

21 слайд

4 страница  «Российский  триколор».

-Часто на военных парадах, праздниках мы слышим торжественную песню, называемую гимном.

22 слайд

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть слова:

«Россия – любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучшей страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил.

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества.

Учащиеся под фонограмму исполняют гимн России.

-Пора нам назвать следующую страницу нашего журнала.

Учащиеся предлагают название.

23 слайд

 5 страница журнала» Моя Россия» - «Главная песня страны». Коллективная творческая работа.

-Ребята, в любом журнале художники помещают иллюстрации, чтобы он получился красочным, ярким, нравился читателям. Давайте и мы выполним художественно – оформительскую работу на тему: «Я люблю тебя, Россия!». Это и будет завершение работы над нашим устным журналом.

24 слайд

Лучшие работы помещаются на доске.

25 слайд

6 страница журнала «Творческая страничка».

4.Подведение итогов мероприятия.

-Ребята, что сегодня нового вы для себя узнали?

-Для чего нужен вам журнал «Моя Россия»?

- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека она есть. Каждый любит её, любит родной дом, родные леса, поля, людей, с которыми он живёт, любит великую страну, имя которой – РОССИЯ.

26 слайд

Песня «Моя Россия»

Литература:

1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.- М., 2006.

2. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 4-й класс.- 2-е изд., доп.- М.: ВАКО, 2005.

 3.Газета Педсовет, №10, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока:   Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Сценарий «Россия - всё, чем я живу» (геральдика России)

Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну....

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...