Классный час "Боги мордвы"
классный час на тему

Маскайкина Татьяна Анатольевна

Ссылка для скачивания презентации: https://yadi.sk/d/75Mxw8N4csxSa

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogi_mordvy.docx150.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»

  Классный час на тему «Боги мордвы»-

к 1000-летию единения мордовского народа с народами России

Провела учитель начальных классов

Маскайкина Татьяна Анатольевна

                                                  2012 г.

Цели:

 1. Познакомить детей с древними верованиями мордвы.

 2. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа.

 3. Развивать творческие способности.

 4. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание  и  умение ценить традиции своего народа.

 5. Приобщить школьников к национальной культуре.

 6. Пробудить интерес к культуре родного края.

 7.  Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.

Тип урока: медиаурок.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, декорации к сценке

Ход занятия

На доске заставка из презентации «Мы-мордва» (главное меню)

-Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас  у нас в гостях. Наша встреча посвящена 1000-летнему юбилею единения мордовского народа с народами России. На нашем занятии мы узнаем много интересного и увлекательного из истории древней мордвы.  А именно, познакомимся с древними верованиями наших предков.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: -Шумбратада, кельгома инжихть!

              Здравствуйте, дорогие гости!

1 ученик    Хватает Волге широты и сини,

                  Но с Мокшею она еще сильней.

                  И для меня бы не было России

                  Без маленькой Мордовии моей.

2 ученик   Сердцу  близкий край мордовский,

                  Ты мне снишься по ночам.

                  В белых фартуках березки,

                  Говор, смех односельчан.

3 ученик   Мордовия моя! Твой сын простой,

                    Я восхищен твоею красотой!

       Я предлагаю вам прослушать небольшую информацию о том, какое место занимает  Республика Мордовия  на территории России и какова численность мордовского населения.      

Презентация «Мы-мордва»

Итак, как мы узнали самый большой и самый распыленный по территории России народ из финно-угорской группы – это МОРДВА! (слайд 2)

Республика расположена в бассейнах рек Мокши и Суры на Восточно-Европейской равнине.   Наш край находится на перекрестке важных транспортных магистралей, которые связывают его  с Москвой, Нижним Новгородом, Казанью. (слайд 3)

Мордовия расположена в двух растительных зонах: смешанных лесов и лесостепи. В настоящее время четверть ее земель занимают леса. Это и могучие дубравы, и величественные сосновые боры, и белоснежные березняки.(слайд 4)

В болотистых местах можно увидеть густые заросли ольхи, черемухи, кустарников, дикого хмеля.

Первые следы пребывания человека на территории Мордовии относятся к периоду от 7 до 10 тысяч лет назад. Из века в век она осваивалась человеком.

Древние люди занимались охотой и рыболовством. Следы их стоянок обнаружены на берегах Мокши, Вада, Алатыря и др. рек, а у мордовских сел найдено большое количество орудий труда и обломков посуды. (слайд 5)

-А сейчас давайте, окунемся в таинственный духовный мир древней мордвы и познакомимся с некоторыми  божествами наших предков. (слайд 6)

-А кто такие боги? (Ответы детей)

А вот итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли в своей книге «Спартак» так написал , кто такие боги «Боги– это вымысел, порожденный страхом. Но когда нас постигают великие невзгоды, неплохо прибегнуть к вере в сверхъестественную силу и черпать в этой вере бодрость и утешение»…

Презентация «боги мордвы»

(слайд  7) Тюштя - глава племен  мокши и эрзи.

 Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно.

На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.

(слайд 8) Нишкепаз (ИнеШкай) - верховный бог крестьян.

Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни.

Нишкепаз – человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.

(слайд 9) Паксява – божество  покровительница поля.

Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами.

Во время цветения ржи в глухую полночь божество поля издает звуки, похожие на свист или плач (к неурожаю). Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.

(слайд 10) Кудатя -покровитель дома.

-Как называют покровителя дома по-русски? (Домовой)

В каждом доме было свое божество. Наряду с добром Кудатя  мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.

-А теперь послушаем легенду о Кудате.

 (слайд «Легенда о Кудате из презентации «Мы-мордва»

(слайд 11) Куйгорож - гном-покровитель богатства.

Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища. Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п.  Чаще всего происхождение слова связывают с понятием «куй» («змея»), откуда наличие змеиного хвоста.

(слайд 12) Банява – покровительница бани, здоровья, родов.

Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы.

Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева божества. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник.

 (слайд13) Бобо- мифический божок, которым пугали маленьких детей.

-А пугали ли вас в детстве Бобо? Помните ли вы эти стишки?

Ответы детей:

Вай, бобуне, бобуне,

 Тят сашенда одуне,

Къда саят оду,

 Шамацевок соду!

Мешокозон каяса,

Оцю вири кандса,

Бобуфненди андса,

Монць аф и ванца.

Вай, бобуне, бобуне,

Шамац бъта тодуне,

Кяскав бобусь канды,

Сай сон тяза ванды.

(слайд «Легенда о Бобо из презентации «Мы-мордва»)

(слайд 14) Варда- полумифическое существо, хитрая, злая, завистливая девочка-оборвыш или старое злое существо. Метка на спине Варды указывает на необычность ее происхождения, связь с потусторонними силами.

Варда может заставить работать птиц, узнавать новости от месяца. От ее злодеяний матери оберегали детей с помощью плевка под мышки или на вышивку подола рубашки.

(слайд 15) Вирява – божество покровительница леса.

По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно в полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме.

Видеть Виряву не к добру, но божество считается добрым: следит за порядком в лесу.

(слайд 16) Каштомава (Пянакудава) – покровительница печи.

(слайд «Легенда о Каштомаве из презентации «Мы-мордва»)

(слайд 17) Ковава - богиня покровительница Луны.

Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы.

У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.

(слайд 18) Кельме Атя - старик Мороз. Божество покровитель холода.

Это божество может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром.

Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.

(слайд о старике Морозе из презентации «Мы-мордва»)

(слайд 19) Нишкеава - божество  покровительница пасеки.

Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев.

К ней обращались с молениями при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).

(слайд 20) Божества природных стихий

(слайд 21) Ведь Ава - божество воды и покровительница деторождения.

По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява.

Ведява – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами.

Ведява предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы. По поверью, у Ведявы есть муж – Ведь Атя.

(слайд 22) Ведь Атя - божество воды, муж Ведь Авы.

У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведявой. Его функции ограничены (тянет в воду утопленников). Имя Ведяти упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни (особенно глазные).

(слайд 23) Толпаз-божество огня.

Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится.

В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.

(слайд 24) Мордва полагали, что их божества могли быть как добрыми, так и злыми. Чтобы привлечь к себе их благоволение им приносились жертвы. В связи с этим возникли различные религиозные обряды, семейные и общественные моления – «озксы». По мере их усложнения постепенно выделялись избранные люди, исполнявшие роль жрецов.

 (слайд 25) Значительную роль отводила мордва и умершим предкам. Они считались покровителями своих сородичей. К ним обращались с молитвами во время различных бедствий: мора скота, болезней людей и т.п. До сих пор во многих мордовских селениях во время засухи старые люди ходят молиться на кладбище, прося предков посодействовать в этой беде.  С ними "советовались" перед каждым важным делом: перед свадьбой, куплей или продажей дома, скота и т.п. Верили, что разгневавшись предки могли наслать болезни, неурожай и другие несчастья. Поэтому им, как и божествам, приносили жертвы, устраивали в их честь специальные поминальные дни. 

(слайд 26) Примерно с XIV века в среду мордвы стало проникать православие. Несмотря на сопротивление мордвы, русское правительство продолжало настойчиво проводить христианизацию, которая формально была завершена к концу XVIII века. Но православию не удалось полностью вытеснить дохристианские воззрения мордвы, т.к. они были тесно связаны с ее повседневным бытом. Сами православные священники, чтобы не терять верующих нередко принимали участие в общественных молениях мордвы. Наиболее дальновидные деятели русской церкви, видя негативные стороны насильственной христианизации, стали использовать для более глубокого внедрения христианства в быт мордвы и других народов Поволжского региона их родные языки.

(слайд 27) Все это способствовало проникновению в народное сознание мордвы православного учения. Постепенно место древних мордовских божеств стали занимать христианские святые, которые смешались в народном представлении с прежними богами. Например, христианского бога мордва и сейчас называет именем своего дохристианского верховного покровителя: мокшанского Шкая или эрзянского Нишке паза.

-Вот мы с вами и узнали во что веровали наши предки.

А сейчас наши ребята покажут  отрывок из легенды о Куйгороже.

-А пока они готовятся, давайте вспомним кто такой Куйгорож. (слайд 11)

Инсценировка легенды о Куйгороже.

1000 лет у мордвы и народов России один исторический путь, одна историческая судьба. Народы живут рядом, не теряя своих исконных корней, своей национальной самобытности, они не просто живут, он созидают настоящее и будущее своей великой Родины - России.  Мордовский народ всегда рад видеть своих друзей на своей гостеприимной, хлебосольной земле!  

-Давайте еще раз полюбуемся нашей православной красавицей Мордовией!

 Будем гордиться, что мы живем здесь и пожелаем ей «Живи, Мордовия наша!»

 Показ слайдов «Живи, Мордовия моя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свадебные обряды мордвы

В своей работе я попыталась раскрыть основные свадебные обряды народа мордвы....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Презентация по литературному чтению на тему «Мордва».

Презентация по литературному чтению на тему «Мордва» позволит познакомить учащихся с одним из народов России....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Боги мордвы

Боги мордвы...