Классный час "Боги мордвы"
классный час на тему
Ссылка для скачивания презентации: https://yadi.sk/d/75Mxw8N4csxSa
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 150.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»
Классный час на тему «Боги мордвы»-
к 1000-летию единения мордовского народа с народами России
Провела учитель начальных классов
Маскайкина Татьяна Анатольевна
2012 г.
Цели:
1. Познакомить детей с древними верованиями мордвы.
2. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа.
3. Развивать творческие способности.
4. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа.
5. Приобщить школьников к национальной культуре.
6. Пробудить интерес к культуре родного края.
7. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.
Тип урока: медиаурок.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, декорации к сценке
Ход занятия
На доске заставка из презентации «Мы-мордва» (главное меню)
-Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас у нас в гостях. Наша встреча посвящена 1000-летнему юбилею единения мордовского народа с народами России. На нашем занятии мы узнаем много интересного и увлекательного из истории древней мордвы. А именно, познакомимся с древними верованиями наших предков.
Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
Дети: -Шумбратада, кельгома инжихть!
Здравствуйте, дорогие гости!
1 ученик Хватает Волге широты и сини,
Но с Мокшею она еще сильней.
И для меня бы не было России
Без маленькой Мордовии моей.
2 ученик Сердцу близкий край мордовский,
Ты мне снишься по ночам.
В белых фартуках березки,
Говор, смех односельчан.
3 ученик Мордовия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею красотой!
Я предлагаю вам прослушать небольшую информацию о том, какое место занимает Республика Мордовия на территории России и какова численность мордовского населения.
Презентация «Мы-мордва»
Итак, как мы узнали самый большой и самый распыленный по территории России народ из финно-угорской группы – это МОРДВА! (слайд 2)
Республика расположена в бассейнах рек Мокши и Суры на Восточно-Европейской равнине. Наш край находится на перекрестке важных транспортных магистралей, которые связывают его с Москвой, Нижним Новгородом, Казанью. (слайд 3)
Мордовия расположена в двух растительных зонах: смешанных лесов и лесостепи. В настоящее время четверть ее земель занимают леса. Это и могучие дубравы, и величественные сосновые боры, и белоснежные березняки.(слайд 4)
В болотистых местах можно увидеть густые заросли ольхи, черемухи, кустарников, дикого хмеля.
Первые следы пребывания человека на территории Мордовии относятся к периоду от 7 до 10 тысяч лет назад. Из века в век она осваивалась человеком.
Древние люди занимались охотой и рыболовством. Следы их стоянок обнаружены на берегах Мокши, Вада, Алатыря и др. рек, а у мордовских сел найдено большое количество орудий труда и обломков посуды. (слайд 5)
-А сейчас давайте, окунемся в таинственный духовный мир древней мордвы и познакомимся с некоторыми божествами наших предков. (слайд 6)
-А кто такие боги? (Ответы детей)
А вот итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли в своей книге «Спартак» так написал , кто такие боги «Боги– это вымысел, порожденный страхом. Но когда нас постигают великие невзгоды, неплохо прибегнуть к вере в сверхъестественную силу и черпать в этой вере бодрость и утешение»…
Презентация «боги мордвы»
(слайд 7) Тюштя - глава племен мокши и эрзи.
Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно.
На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.
(слайд 8) Нишкепаз (ИнеШкай) - верховный бог крестьян.
Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни.
Нишкепаз – человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.
(слайд 9) Паксява – божество покровительница поля.
Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами.
Во время цветения ржи в глухую полночь божество поля издает звуки, похожие на свист или плач (к неурожаю). Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.
(слайд 10) Кудатя -покровитель дома.
-Как называют покровителя дома по-русски? (Домовой)
В каждом доме было свое божество. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.
-А теперь послушаем легенду о Кудате.
(слайд «Легенда о Кудате из презентации «Мы-мордва»
(слайд 11) Куйгорож - гном-покровитель богатства.
Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища. Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Чаще всего происхождение слова связывают с понятием «куй» («змея»), откуда наличие змеиного хвоста.
(слайд 12) Банява – покровительница бани, здоровья, родов.
Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы.
Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева божества. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник.
(слайд13) Бобо- мифический божок, которым пугали маленьких детей.
-А пугали ли вас в детстве Бобо? Помните ли вы эти стишки?
Ответы детей:
Вай, бобуне, бобуне,
Тят сашенда одуне,
Къда саят оду,
Шамацевок соду!
Мешокозон каяса,
Оцю вири кандса,
Бобуфненди андса,
Монць аф и ванца.
Вай, бобуне, бобуне,
Шамац бъта тодуне,
Кяскав бобусь канды,
Сай сон тяза ванды.
(слайд «Легенда о Бобо из презентации «Мы-мордва»)
(слайд 14) Варда- полумифическое существо, хитрая, злая, завистливая девочка-оборвыш или старое злое существо. Метка на спине Варды указывает на необычность ее происхождения, связь с потусторонними силами.
Варда может заставить работать птиц, узнавать новости от месяца. От ее злодеяний матери оберегали детей с помощью плевка под мышки или на вышивку подола рубашки.
(слайд 15) Вирява – божество покровительница леса.
По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно в полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме.
Видеть Виряву не к добру, но божество считается добрым: следит за порядком в лесу.
(слайд 16) Каштомава (Пянакудава) – покровительница печи.
(слайд «Легенда о Каштомаве из презентации «Мы-мордва»)
(слайд 17) Ковава - богиня покровительница Луны.
Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы.
У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.
(слайд 18) Кельме Атя - старик Мороз. Божество покровитель холода.
Это божество может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром.
Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.
(слайд о старике Морозе из презентации «Мы-мордва»)
(слайд 19) Нишкеава - божество покровительница пасеки.
Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев.
К ней обращались с молениями при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).
(слайд 20) Божества природных стихий
(слайд 21) Ведь Ава - божество воды и покровительница деторождения.
По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява.
Ведява – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами.
Ведява предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы. По поверью, у Ведявы есть муж – Ведь Атя.
(слайд 22) Ведь Атя - божество воды, муж Ведь Авы.
У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведявой. Его функции ограничены (тянет в воду утопленников). Имя Ведяти упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни (особенно глазные).
(слайд 23) Толпаз-божество огня.
Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится.
В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.
(слайд 24) Мордва полагали, что их божества могли быть как добрыми, так и злыми. Чтобы привлечь к себе их благоволение им приносились жертвы. В связи с этим возникли различные религиозные обряды, семейные и общественные моления – «озксы». По мере их усложнения постепенно выделялись избранные люди, исполнявшие роль жрецов.
(слайд 25) Значительную роль отводила мордва и умершим предкам. Они считались покровителями своих сородичей. К ним обращались с молитвами во время различных бедствий: мора скота, болезней людей и т.п. До сих пор во многих мордовских селениях во время засухи старые люди ходят молиться на кладбище, прося предков посодействовать в этой беде. С ними "советовались" перед каждым важным делом: перед свадьбой, куплей или продажей дома, скота и т.п. Верили, что разгневавшись предки могли наслать болезни, неурожай и другие несчастья. Поэтому им, как и божествам, приносили жертвы, устраивали в их честь специальные поминальные дни.
(слайд 26) Примерно с XIV века в среду мордвы стало проникать православие. Несмотря на сопротивление мордвы, русское правительство продолжало настойчиво проводить христианизацию, которая формально была завершена к концу XVIII века. Но православию не удалось полностью вытеснить дохристианские воззрения мордвы, т.к. они были тесно связаны с ее повседневным бытом. Сами православные священники, чтобы не терять верующих нередко принимали участие в общественных молениях мордвы. Наиболее дальновидные деятели русской церкви, видя негативные стороны насильственной христианизации, стали использовать для более глубокого внедрения христианства в быт мордвы и других народов Поволжского региона их родные языки.
(слайд 27) Все это способствовало проникновению в народное сознание мордвы православного учения. Постепенно место древних мордовских божеств стали занимать христианские святые, которые смешались в народном представлении с прежними богами. Например, христианского бога мордва и сейчас называет именем своего дохристианского верховного покровителя: мокшанского Шкая или эрзянского Нишке паза.
-Вот мы с вами и узнали во что веровали наши предки.
А сейчас наши ребята покажут отрывок из легенды о Куйгороже.
-А пока они готовятся, давайте вспомним кто такой Куйгорож. (слайд 11)
Инсценировка легенды о Куйгороже.
1000 лет у мордвы и народов России один исторический путь, одна историческая судьба. Народы живут рядом, не теряя своих исконных корней, своей национальной самобытности, они не просто живут, он созидают настоящее и будущее своей великой Родины - России. Мордовский народ всегда рад видеть своих друзей на своей гостеприимной, хлебосольной земле!
-Давайте еще раз полюбуемся нашей православной красавицей Мордовией!
Будем гордиться, что мы живем здесь и пожелаем ей «Живи, Мордовия наша!»
Показ слайдов «Живи, Мордовия моя!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340403-1384115495.jpg)
Свадебные обряды мордвы
В своей работе я попыталась раскрыть основные свадебные обряды народа мордвы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-303221-1480498112.jpg)
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703209-1446742213.jpg)
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/08/picture-1075600-1544297113.jpg)
Презентация по литературному чтению на тему «Мордва».
Презентация по литературному чтению на тему «Мордва» позволит познакомить учащихся с одним из народов России....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269479-1600255525.jpg)
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...