Классный час "Герб России"
классный час (2 класс) на тему

Галина Шадьярова

Данные внеклассные занятия проводятся в 1-2 классах. Тема «Символика России» включает в себя  3 занятия: «Государственный герб России», «Государственный флаг России», « Государственный гимн России». В ходе эти классных часов дети знакомятся с историей появления государственных символов России, их изменением в ходе исторических событий. У детей  есть возможность расширить представления о стране, в которой они живут, воспитывается чувство гордости за своё Отечество, любовь к родному краю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerb_rossii.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Символика России»

(классные часы для 1-2 классов)

Шадьярова Галина Владимировна

Shadjarova@yandex.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

№ 3 г.Ершова Саратовской области»

номинация «Всякому мила своя сторона»

Ершов

2014 г.

Краткое описание работы

        Данные внеклассные занятия проводятся в 1-2 классах. Тема «Символика России» включает в себя  3 занятия: «Государственный герб России», «Государственный флаг России», « Государственный гимн России». В ходе эти классных часов дети знакомятся с историей появления государственных символов России, их изменением в ходе исторических событий. У детей  есть возможность расширить представления о стране, в которой они живут, воспитывается чувство гордости за своё Отечество, любовь к родному краю.

Тема «Государственный герб России»

 Цель:

-знакомство учащихся с историей Государственного герба России.

Задачи:

-развитие интереса к истории России;

-воспитание чувства гордости за свою страну.

 Оборудование:

-Государственный герб  России;

-карта России;

- компьютер;

-мультимедиа;

-презентация.

Ход классного часа

-Наш  классный час посвящен нашей стране. Сегодня мы будем говорить о  государственных символах нашей страны, задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей родине, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело? В какой стране мы живем? (Ответы детей)

Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Представьте, что мы совершаем путешествие по территории России. Если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов. Пролетев над просторами России 10 тысяч километров

(Показать на карте)

- Как называется самый главный город России, наша столица?

(Ответы детей)

-Москва входит в число крупнейших городов мира. Здесь находится правительство нашей страны.

- Кто   является главой нашего государства? (Ответы детей)

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы родиной светлой,

Мы родиной нашей,

Мы родиной милой зовем.

У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы

-Что такое символы? (Ответы детей)

- Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства.

Итак, начнём наш разговор о символах России. Сегодня мы познакомимся с одним из символов. А вот с каким , вы сейчас узнаете сами.

- Это эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях. (Ответы детей)

- Слово «герб» в переводе с немецкого языка означает «наследство». В русском языке оно появилось 400-500 лет назад.

- Герб – символ, знак отличия, эмблема государства. Он изображается на государственных печатях, которыми скрепляются указы, договоры и другие официальные документы, на бланках, на здании правительства и посольства государств, на бумажных и  металлических деньгах, на почтовых марках,  чтобы показать принадлежность тому или иному государству, городу, области.

Придумать герб непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов.

Правило 1.

Герб может быть различным по форме:

-овальным;

-треугольным;

-квадратным, закругленным книзу;

-четырехугольным, заостренным внизу;

-вырезной, причудливой формы.

Правило 2.

Герб мог быть различным по цвету, и каждый цвет что-либо обозначал:

- красный –страсть;

- зелёный – свободу;

-  голубой – верность и честь;

- черный – смелость;

- пурпурный – храбрость.

Правило 3.

На гербах часто помещались геометрические фигуры (квадраты, треугольники, ромбы), животные (орёл, лев), растения (роза, лилия), элементы неживой природы (солнце, месяц, звёзды), мифические создания (дракон, кентавр, единорог), человек. Каждый из них имел своё значение.

- Что изображено на современном Государственном гербе России?

Попробуйте объяснить значение каждого составляющего элемента.

( Учащиеся вспоминают составные части Государственного герба Российской Федерации и пытаются их объяснить)

- А теперь обратимся к его изображению

У  России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Закон  «О Государственном гербе Российской Федерации» даёт следующее  его описание:

«Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними - одной большой короной, соединённой лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой0держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного копьём дракона».

Рисунок современного герба выполнил художник Е.И.Ухналёв.

Современный Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000г.

Что же символизирует каждая составляющая часть Государственного герба Российской Федерации?

Щит Государственного герба России  красного цвета. О чём это говорит?

Золотой двуглавый орёл, взмывающий над страной на своих могучих крыльях,- это символ единства народов России, живущих в двух частях света – Европе и Азии.

Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории трёх восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов.

Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) –это древнерусские символы государственной власти и его защиты. На груди орла – красный щит. На щите изображён всадник – святой Георгий Победоносец на белом коне. Своим копьём он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать своё государство от недругов. Говорят, что это столица России – Москва поделилась с Россией своим гербом.

Как вы думаете, менялся ли российский герб или всегда был таким, как сейчас?

Может кто-то видел изображения других российских гербов. Что на них изображено?

(Ответы детей)

Впервые двуглавый орёл появился в России более 5оо лет назад на гербовой печати Ивана  III  в 1497 году. Он был символом мощи и независимости государства. Крылья орла были опущены вниз, клювы закрыты, на головах  зубчатые короны. А вот щит с изображением герба Москвы появился позднее, при царе Иване IV (Грозном)

С 1613 года страной начинает управлять династия Романовых, которые тоже внесли немалые изменения в облик герба.

В 1650 году в лапах орла появился скипетр и держава, крылья орла поднимаются вверх и раскрываются, открываются и клювы. Над головами орла начинает появляться одна корона между головами, потом две короны на каждой голове и православный крест посередине. Позднее крест заменяется на третью корону, что символизирует в православии святую Троицу.

В 1722 году Петр I создаёт Герольдмейстерскую контору для создания гербов российских городов, а вместе с тем вносит изменения в цвет орла.

В 1726 году он становится не золотым, а черным. А поле щита окрашивается в жёлтый цвет. На самом орле появилась цепь ордена Андрея Первозванного и голубая лента, соединяющая короны.

В XIX  веке при царе Александре вместо скипетра и державы в лапах орла появляются стрелы – молнии, факел и лавровый венок.

В 1826 году при государе Николае I на крыльях орла размещаются гербы казанского, Астраханского, Херсонеса Таврического и Финляндского царств, входивших в состав России.

 Четыре с лишним столетия символом царской власти – гербом Российской империи – был двуглавый орёл.

Но 7 ноября 1917 года было создано государство, которое назвали РСФСР, или Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Ей потребовался новый герб взамен старого, царского.

- Как вы думаете, что означали серп и молот, венок хлебных колосьев, пятиконечная звезда?

(Заслушиваются ответы детей)

А вот как описывает советский герб детский писатель Самуил Яковлевич Маршак в своем стихотворении.

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов

То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв своё,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копьё….

Но не орел, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.

Мы не грозим другим народам,
Но бережём просторный дом,
Где место есть под небосводом
Всему, живущему трудом.

Не будет недругом расколот
Союз народов никогда.
Неразделимы серп и молот,
Земля, и колос, и звезда!

А немного позднее, в 1922году, наше государство стало могучим Союзом советских Социалистических Республик. И появился новый герб.

Но так как СССР состоял из 15 республик ,то Конституцией полагалось каждой Республике иметь свой герб. Главные символы –серп, молот и пятиконечная звезда присутствовали на каждом гербе, но в гербе каждой республики было и что-то своё. Они все такие одинаковые , они все такие разные.

В гербе Украины – пшеничные колосья, а у Белоруссии – ржаные. Узбекистан и Таджикистан гордятся своим хлопком, а Молдавия – початком кукурузы, но в ней растут виноград и фрукты. Азербайджан представлен нефтяной вышкой, Грузия – виноградной лозой, горами и национальным орнаментом вокруг герба. Солнце Латвии встаёт из-за моря, а в Армении – из-за горы Арарат. Литва славится своими дубовыми рощами, а Эстония - хвойными лесами. В Туркмении ткут замечательные ковры. Куда ни глянь  в Казахстане кругом бескрайние пшеничные просторы, а в Киргизии - хлопковые  и пшеничные поля защищают горы.

И Государственный герб СССР, и гербы союзных республик просуществовали  почти до  конца столетия.

В 1991 году образовались новые независимые государства, вместе с ними появились и новые символы. Наша страна вернула своё старое название-Россия, а вместе с названием вновь появился на гербе двуглавый орёл.

Надеюсь, что вы не запутались в лабиринте истории, и точно знаете, что изображено на современном Государственном гербе Российской Федерации?

(Заслушиваются ответы детей)

-Молодцы, всё правильно запомнили. А наше путешествие по стране гиральдики подошло к концу.

Менялось государство в ходе истории, а вместе с ним менялся и его символ. Непростая и интересная судьба у российского герба. Но независимо от времени россияне всегда бережно и уважительно относились к Государственному гербу, признаваясь тем самым в любви к своей Отчизне.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд  5 .

Слайд  5.

Слайд  6 .

Слайд  7 .

Слайд  8 .

Слайд  9 .

Слайд  10 .

Слайд  11.

Слайд  12            

Слайд  13 .

Слайд  14.

Слайд  15 .

Слайд  16 .

Слайд  17 .

Слайд  18.

Слайд  19 .

Слайд  20 .

Слайд  20 .

Список использованной литературы:

1.Е.В.Бондаренко.

Классные часы: внеклассная работа:1-4 классы/сост.Козлова М.А.-М.: «Экзамен»,2009

2.Государственная символика РФ: Федеральные конституционные законы. Официальный текст. М., 2005.

3.Казакова О.В., Сбоева Н.А.Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 2 класс.

М.: « ВАКО»,2003г.
4.Конституция РФ (с гимном России). М., 2006.4.

Ход классного часа

-Наш  классный час посвящен нашей стране. Сегодня мы будем говорить о  государственных символах нашей страны, задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей родине, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело? В какой стране мы живем? (Ответы детей)

Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Представьте, что мы совершаем путешествие по территории России. Если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов. Пролетев над просторами России 10 тысяч километров

(Показать на карте)

- Как называется самый главный город России, наша столица?

(Ответы детей)

-Москва входит в число крупнейших городов мира. Здесь находится правительство нашей страны.

- Кто   является главой нашего государства? (Ответы детей)

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы родиной светлой,

Мы родиной нашей,

Мы родиной милой зовем.

У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы

-Что такое символы? (Ответы детей)

- Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства.

Итак, начнём наш разговор о символах России. Сегодня мы познакомимся с одним из символов. А вот с каким , вы сейчас узнаете сами.

- Это эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях. (Ответы детей)

- Слово «герб» в переводе с немецкого языка означает «наследство». В русском языке оно появилось 400-500 лет назад.

- Герб – символ, знак отличия, эмблема государства. Он изображается на государственных печатях, которыми скрепляются указы, договоры и другие официальные документы, на бланках, на здании правительства и посольства государств, на бумажных и  металлических деньгах, на почтовых марках,  чтобы показать принадлежность тому или иному государству, городу, области.

Придумать герб непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов.

Правило 1.

Герб может быть различным по форме:

-овальным;

-треугольным;

-квадратным, закругленным книзу;

-четырехугольным, заостренным внизу;

-вырезной, причудливой формы.

Правило 2.

Герб мог быть различным по цвету, и каждый цвет что-либо обозначал:

- красный –страсть;

- зелёный – свободу;

-  голубой – верность и честь;

- черный – смелость;

- пурпурный – храбрость.

Правило 3.

На гербах часто помещались геометрические фигуры (квадраты, треугольники, ромбы), животные (орёл, лев), растения (роза, лилия), элементы неживой природы (солнце, месяц, звёзды), мифические создания (дракон, кентавр, единорог), человек. Каждый из них имел своё значение.

- Что изображено на современном Государственном гербе России?

Попробуйте объяснить значение каждого составляющего элемента.

( Учащиеся вспоминают составные части Государственного герба Российской Федерации и пытаются их объяснить)

- А теперь обратимся к его изображению

У  России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Закон  «О Государственном гербе Российской Федерации» даёт следующее  его описание:

«Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними - одной большой короной, соединённой лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой0держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного копьём дракона».

Рисунок современного герба выполнил художник Е.И.Ухналёв.

Современный Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000г.

Что же символизирует каждая составляющая часть Государственного герба Российской Федерации?

Щит Государственного герба России  красного цвета. О чём это говорит?

Золотой двуглавый орёл, взмывающий над страной на своих могучих крыльях,- это символ единства народов России, живущих в двух частях света – Европе и Азии.

Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории трёх восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов.

Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) –это древнерусские символы государственной власти и его защиты. На груди орла – красный щит. На щите изображён всадник – святой Георгий Победоносец на белом коне. Своим копьём он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать своё государство от недругов. Говорят, что это столица России – Москва поделилась с Россией своим гербом.

Как вы думаете, менялся ли российский герб или всегда был таким, как сейчас?

Может кто-то видел изображения других российских гербов. Что на них изображено?

(Ответы детей)

Впервые двуглавый орёл появился в России более 5оо лет назад на гербовой печати Ивана  III  в 1497 году. Он был символом мощи и независимости государства. Крылья орла были опущены вниз, клювы закрыты, на головах  зубчатые короны. А вот щит с изображением герба Москвы появился позднее, при царе Иване IV (Грозном)

С 1613 года страной начинает управлять династия Романовых, которые тоже внесли немалые изменения в облик герба.

В 1650 году в лапах орла появился скипетр и держава, крылья орла поднимаются вверх и раскрываются, открываются и клювы. Над головами орла начинает появляться одна корона между головами, потом две короны на каждой голове и православный крест посередине. Позднее крест заменяется на третью корону, что символизирует в православии святую Троицу.

В 1722 году Петр I создаёт Герольдмейстерскую контору для создания гербов российских городов, а вместе с тем вносит изменения в цвет орла.

В 1726 году он становится не золотым, а черным. А поле щита окрашивается в жёлтый цвет. На самом орле появилась цепь ордена Андрея Первозванного и голубая лента, соединяющая короны.

В XIX  веке при царе Александре вместо скипетра и державы в лапах орла появляются стрелы – молнии, факел и лавровый венок.

В 1826 году при государе Николае I на крыльях орла размещаются гербы казанского, Астраханского, Херсонеса Таврического и Финляндского царств, входивших в состав России.

 Четыре с лишним столетия символом царской власти – гербом Российской империи – был двуглавый орёл.

Но 7 ноября 1917 года было создано государство, которое назвали РСФСР, или Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Ей потребовался новый герб взамен старого, царского.

- Как вы думаете, что означали серп и молот, венок хлебных колосьев, пятиконечная звезда?

(Заслушиваются ответы детей)

А вот как описывает советский герб детский писатель Самуил Яковлевич Маршак в своем стихотворении.

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов

То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв своё,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копьё….

Но не орел, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.

Мы не грозим другим народам,
Но бережём просторный дом,
Где место есть под небосводом
Всему, живущему трудом.

Не будет недругом расколот
Союз народов никогда.
Неразделимы серп и молот,
Земля, и колос, и звезда!

А немного позднее, в 1922году, наше государство стало могучим Союзом советских Социалистических Республик. И появился новый герб.

Но так как СССР состоял из 15 республик ,то Конституцией полагалось каждой Республике иметь свой герб. Главные символы –серп, молот и пятиконечная звезда присутствовали на каждом гербе, но в гербе каждой республики было и что-то своё. Они все такие одинаковые , они все такие разные.

В гербе Украины – пшеничные колосья, а у Белоруссии – ржаные. Узбекистан и Таджикистан гордятся своим хлопком, а Молдавия – початком кукурузы, но в ней растут виноград и фрукты. Азербайджан представлен нефтяной вышкой, Грузия – виноградной лозой, горами и национальным орнаментом вокруг герба. Солнце Латвии встаёт из-за моря, а в Армении – из-за горы Арарат. Литва славится своими дубовыми рощами, а Эстония - хвойными лесами. В Туркмении ткут замечательные ковры. Куда ни глянь  в Казахстане кругом бескрайние пшеничные просторы, а в Киргизии - хлопковые  и пшеничные поля защищают горы.

И Государственный герб СССР, и гербы союзных республик просуществовали  почти до  конца столетия.

В 1991 году образовались новые независимые государства, вместе с ними появились и новые символы. Наша страна вернула своё старое название-Россия, а вместе с названием вновь появился на гербе двуглавый орёл.

Надеюсь, что вы не запутались в лабиринте истории, и точно знаете, что изображено на современном Государственном гербе Российской Федерации?

(Заслушиваются ответы детей)

-Молодцы, всё правильно запомнили. А наше путешествие по стране геральдики подошло к концу.

Менялось государство в ходе истории, а вместе с ним менялся и его символ. Непростая и интересная судьба у российского герба. Но независимо от времени россияне всегда бережно и уважительно относились к Государственному гербу, признаваясь тем самым в любви к своей Отчизне.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд  5 .

Слайд  5.

Слайд  6 .

Слайд  7 .

Слайд  8 .

Слайд  9 .

Слайд  10 .

Слайд  11.

Слайд  12            

Слайд  13 .

Слайд  14.

Слайд  15 .

Слайд  16 .

Слайд  17 .

Слайд  18.

Слайд  19 .

Слайд  20 .

Слайд  20 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Россия -Родина моя" 2 класс

Это разработка классного часа для 2 класса по теме: "Россия - Родина моя"....

Классный час "Россия - Родина моя!"

Цель: познакомить с символикой Российской Федерации...

Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".

Класс: 3    Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...

Классный час: «Россия-Родина моя».

   Классный час на тему:      «Россия-Родина моя».   Цели:  развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о ...

Классный час: "Россия - наша Родина"

Классный час «Россия - наша Родина» для  учащихся  1-х классов Цель: воспитание гражданина - патриотаЗадачи:показать значение Родины в жизни человека;способствовать воспитанию у де...

Классный час "Россия из века в век. 1150 лет Российской государственности"

Классный час был проведен в 4 классе. Учащиеся познакомились с этапами становления Российского государства и обобщили сведения о зарождении Древнерусского государства, о формировании Московского...

Классный час России доблестной сыны

Классный час  к Дню Защитника Отечества  " России доблетной сыны"...