Проект "Сказочные герои - правда или вымысел"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Анна Константиновна Иванова

Исследовательский проект в классе. Предмет исследования - сказочные герои: реальны или придуманы народом и зачем они нужны в наших сказках." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alesha_popovich.pptx2.33 МБ
Файл russkie_narodnye_skazki.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 13

Герои сказок! Правда или вымысел? ????????????????????

Слайд 14

Алеша Попович

Слайд 15

Добрыня Никитич

Слайд 16

Илья Муромец

Слайд 17

Кощей бессмертный

Слайд 18

Баба Яга

Слайд 19

Змей Горыныч

Слайд 20

й г о р у с с к и е г е р о и е ц ч ы н ы е м о р м и к з а к щ о а л и й з м ч и т и к н б е с с м а я д о б ы н т р е к ь н к я н ы в й 11 12 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Разгадайте кроссворд

Слайд 21

Спасибо за внимание! Верьте в сказку!!!!!



Предварительный просмотр:

Русские народные сказки знакомы нам всем с раннего детства, также как и их герои, характеры, судьбы. Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда наконец все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня - не памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.Сказки появились в далеком-далеком прошлом.

Как вы думаете, зачем люди придумали сказку?

Сказка учит нас совершать хорошие, мужественные поступки. Помогает познакомиться с окружающим миром, учит замечать разные жизненные мелочи. А волшебство придает сказкам некую фантастическую сущность.  В  сказке перед слушателем возникает иной, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

 

Давайте посмотрим, всех ли героев знаете вы. Приведем картинки героев русских народных сказок, чтобы вам было легче их вспомнить и представить себе. Может, вы даже сможете решить, кто ваш любимый герой русских народных сказок.

Наш класс тоже решил посмотреть на сказочных героев, которые известны нам с детства, с научной точки зрения. А были ли эти герои в реальной жизни, или они полный вымысел наших древних предков.

Выступают по командам

Iкоманда

Наша команда изучала героев, а каких, вам придется угадать?

Жила-была троица одна. Это три (богатыря) !

Мы изучали Добрыню Никитича и Алешу Поповича.

Алеша попович – самый младший из богатыре. Алёша Попович — сын ростовского попа Левонтия. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гусляхОбыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин).

Из былин мы узнали, что Алеша попович прославился тем, что победил двух чудищ – Идолище поганое и змея Тугарина.

Добрыня Никитич  - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русских былин. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, которая находится в связи с его природным «вежеством». В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Часто князь накидывает на него службу: собирать дани, отвозить дани, выручать княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается охотой исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Вообще между всеми богатырями Добрыня — лицо самое близкое к князю и его семье, исполняющее их личные поручения и отличающееся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. 

II команда

Ребята нашей команды знакомились с Ильей Муромцем.

Илья Муромец - (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана) — один из главных героев древнерусского былинного эпосабогатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина. Согласно былине Исцеление Илья Муромца этот богатырь до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет ккнязю Владимиру. Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

Кощей бессмертный – отрицательный герой  в русских сказках и фольклоре. Царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скаредным и скупым («там царь Кащей над златом чахнет» А. С. Пушкина). Кроме имени героя сказок, слово имеет ещё два устаревших значения: «худой (или скупой) человек» и, в древнерусских текстах, «пленник». Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает двенадцать цепей. Кощей является весьма могущественным чародеем.В сказках говорится что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

Смерть его находится на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе или на далёком острове.

III команда

Баба Яга -  уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора Владимиру Яковлевичу Проппу выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. Баба-яга — это проводник (душ умерших) в потусторонний мир (Тридесятое царство) и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых.

Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Он стережёт «Калинов мост» (по которому попадают в царство мёртвых). Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто, чтобы полакомиться ими. 

Мы постарались рассказать вам все, что узнали сами. Как вы поняли, что герои сказок не всегда вымышленные. И мы думаем, что еще много интересного можно открыть для себя изучая дальше русских народных сказок.

 А теперь давайте повторим, что же вы запомнили из нашего рассказа.            ( разгадываем кроссворд с презентацией)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме "Правда и вымысел в сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце» 4 класс

Конспект урока по теме "Правда и вымысел в сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце» 4 класс...

ГПД: правда и вымысел.

Группа продленного дня, что ждут от нее родители, учащиеся, учителя?Чаще всего для вновь поступающих в школу учеников и их родителей эти ожидания не совпадают.Каждый классный руководитель хочет:-...

В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.

Цели: знакомство с произведением «Приключение Муравьишки», жизнью и творчеством писателя В. Бианки....

Конспект урока по литературному чтению :"В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки." 3 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока по литературному чтению  "  В. Бианки " Путешествие Муравьишки" .Правда  и вымысел в сказке В.Бианки".            ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...

Конспект тематического занятия для учащихся с ОВЗ «Славянская письменность правда и вымысел» Занятие 4 «Формы написания у славян»

Значение письменности очень велико, оно может сохранить в памяти славу, величие, могущество любого народа, а может отнять все добрые воспоминания о народе и  даже его имя.Занятие рассказывает уча...