"Путешествие по планетам Солнечной системы"
план-конспект занятия на тему

Белова Лариса Николаевна

Конкурсно -познавательная игра предназначена для 2-4 классов, которую можно провести в рамках недели, посвященной дню Космонавтики. В игре участвуют 3 команды, предварительно дается домашнее задание: подготовить макет ракеты, придумать название экипажу, сделать костюм инопланетянина из подручных материалов, выбрать капитана. В ходе мероприятия экипажам  предлагаются   разные конкурсы, во время «путешествия по планетам Солнечной системы» дети узнают много интересного о космосе, о космонавтах, о планетах. В конце выявляется команда-победитель,  всем участникам вручаются «Удостоверение  космонавта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_planetam_solnechnoy_sistemy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 МКОУ «Степновская основная общеобразовательная школа»

                       с. Степное Кизлярский район Республика Дагестан

                 Путешествие по планетам Солнечной системы

                          ( конкурсно-познавательная игра)

                                            2-4 классы

                   

                                                                           Подготовила Белова Лариса Николаевна

                                                                                      учитель начальных классов

с. Степное

                                                                         2014г

                                       Путешествие по планетам Солнечной системы

    Цель: расширить знания детей о космосе, космонавтах;

               развивать мышление, память, речь, умение работать в команде,  

                взаимопомощь;

              воспитывать уважение к профессии космонавта, их подвигам,    

               смелости.

Оборудование:   изображения  планет  Солнечной  системы, портрет Ю.Гагарина и других космонавтов,  макет ракеты, карточки с заданиями для команд,  три больших воздушных шара, 3 мяча, маленький мячик, аудиозаписи любой медленной и танцевальной музыки, «Удостоверение космонавта» (для каждого участника), грамоты.

Предварительная работа:   сформировать 3 команды из учащихся 2-4 классов (по 2-3  ученика с класса), остальные – болельщики. Заранее подготовить помещение: поставить 3 стола для команд, оформить доску, оформить выставку  книг о космосе, плакаты, рисунки детей,  конверты с заданиями.  Командам  дается домашнее задание –  придумать название  команды и девиз, выучить стихотворение о космосе, сделать макет ракеты и костюм инопланетянина из подручных материалов.

                                                          Ход мероприятия

Учитель:  Дорогие ребята, гости! Я рада приветствовать вас в нашем зале.

- Ребята, какой праздник ежегодно  отмечает наша страна 12 апреля? Почему? (ответы детей)

-Правильно. В этот день  53 года назад  наш космонавт  Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый космический полет, с которого началась на Земле космическая эра.

Ученик:  (читает  стих  Л. Вышеславского  « 108 минут » ):

В скафандре, по-рабочему, как был,

У Волги на виду, ему знакомой,

На вспаханную землю он ступил

И зашагал, растаптывая комья.

На перелеске, пашни посмотрел.

Земля! И вид ее не изменился.

Сегодня в космос он с нее взлетел,

Сегодня ж на нее он возвратился.

Все так же низко облака бегут,

Все так же небо сосны стерегут,

Все тот же день,

Часов все та же мера…

Прошло лишь сто,

Сто с небольшим минут.

А на Земле уже иная эра,

Которую космической зовут!..

Учитель:

После старта Юрия Гагарина прошло 53 года. За это время многое изменилось в космонавтике. Техника стала более мощная, подготовка экипажей сложнее, программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными. На орбиту одновременно  могут отправиться сразу  несколько  человек. Работы в космосе могут длиться по 2-3 месяца.  Да и самих космонавтов становится все больше.  (Показ портретов космонавтов) Посмотрите на этих людей. Каждый из них проложил свою дорогу в космос – дорогу, которая и сегодня, как 53 года назад, требует от человека большого мужества, выносливости и самоотдачи. Неслучайно вы видите у них на груди ордена и медали. Космонавты несут важную и трудную вахту. Работа в космосе – это научные наблюдения, исследования, испытания и повседневный труд во имя прогресса во всем мире!

Сегодня, 12 апреля 2014 года, в честь первого космического полета Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961г  мы  отправимся в  космическое путешествие. А сопровождать нас в полете будет человек, который побывал в космосе много раз. Кто это? Отгадайте загадку.

                 Он не летчик, не пилот,

                 Он ведет не самолет.

                  А огромную ракету

                  Дети, кто, скажите, это?

Дети: Космонавт.

                   ( Из макета ракеты выходит ученик в костюме космонавта)

Космонавт:      (читает  стих   О. Ахметовой  « В  космосе  так  здорово!»)

        В космосе так здорово!

        Звезды и планеты

        В черной невесомости

        Медленно плывут!

        В космосе так здорово

        Острые ракеты

        На огромной скорости

        Мчатся там и тут!

        Так чудесно в космосе!

        Так волшебно в космосе!

        В настоящем космосе

        Побывал однажды!

        В настоящем космосе!

         В том, который

         видел сквозь

         В том, который

        видел сквозь

        Телескоп  бумажный.

Космонавт:

-Вызываю экипаж №1

-Вызываю экипаж №2

-Вызываю экипаж  № 3

Учитель: Чтобы отправиться в путешествие вам понадобится космический корабль и первый  конкурс  «Бюро  конструкторов»

 Каждая команда демонстрирует макет своего космического корабля, сопровождая  рассказом о возможностях их летательного аппарата.  (Конкурс оценивается  по 5-балльной системе).

Учитель:  Итак, корабли  готовы  к полету и наша первая тренировка. Сейчас мы  узнаем ,  насколько экипажи  кораблей  готовы  к путешествию.

 II  Конкурс «Тренировка экипажей»

-  Команды становятся «цепочкой» и по сигналу учителя передают друг другу подачей с двух рук большой воздушный шарик. Та команда, последний игрок которой первым получил шарик, побеждает;

-  Первый игрок каждой команды, зажав мяч между колен, скачет до отметки, оставляет там мяч и возвращается к команде. Следующий игрок бежит к мячу и возвращается, зажав мяч между колен. Третий повторяет путь первого. И т.д. Победившая команда получает  3 балла, вторая – 2 балла; команда, которая пришла последней – 1 балл;

- Забрасывание мяча в корзину. Все участники  делают по одному броску.  Каждое попадание приносит команде балл.

Учитель: Тренировка прошла успешно. Экипажи готовы к полету. Осталось всем членам экипажа занять свои места в космическом корабле.

 III  Конкурс капитанов

 Следующий конкурс капитанов заключается в том,  чтобы  усадить  быстро  всю свою команду на корабль, в качестве которого выступает стул.  Выигрывает  та команда,  которая быстро  уместится  на стуле и  никто  из  членов команды не будет стоять на полу, либо держаться за какие-либо рядом стоящие предметы.

Космонавт:     Командиров прошу доложить о готовности экипажей!

Командиры экипажей (вместе): Есть доложить о готовности экипажей!

Командир 1 экипажа:  Экипаж «…»   к полету готов! Командир экипажа - …

Командир 2 экипажа:  Экипаж «…»  к полету готов! Командир экипажа - …

Командир 3 экипажа:  Экипаж «…»  к полету готов! Командир экипажа - …

Учитель: Экипажам занять свои места в ракетах.

(  Дети  рассаживаются  за  столы.  На каждом столе – макет ракеты, а также бумага, фломастеры, цветные карандаши )

- Итак, все заняли свои места, и мы отправляемся в полет. (Звучит музыка)

Начинается предстартовый отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!  (Можно использовать  презентацию или изображения планет)   Мы с вами выходим на космическую орбиту. Ребята,  посмотрите  в  иллюминаторы,  какая красота: мимо пролетают метеориты,  кометы, очень много разных созвездий в ночном небе. А мы совершим небольшое путешествие по планетам Солнечной системы. Слово  «солнечная» означает «принадлежащая Солнцу». Солнечная система – это само Солнце и все, что обращается вокруг него.

Первая планета – Меркурий.  Самая  близкая к Солнцу. Это  бесплодная скалистая пустыня, во многом похожая на Луну. Вся ее поверхность изрыта огромными вмятинами – кратерами. Их оставили упавшие на планету каменные глыбы, называемые  метеоритами. Днем на планете очень жарко, ночью же, наоборот, холодно. Время оборота вокруг Солнца – 88 земных суток.

Космонавт: Космонавты должны быть умными, ответьте на следующие вопросы. За каждый правильный ответ  команда  получит  очко.

   IV  конкурс  Викторина

1. Имя первого космонавта Земли? ( Юрий Алексеевич Гагарин)

2. Первая женщина-космонавт? ( Валентина Терешкова)

3.  Когда был  совершен человеком первый полет  в космос? ( 12апреля 1961г)

4. Как  называется космонавт  в Америке ?  ( Астронавт)

5.  Как называется  городок,  откуда взлетают космические корабли? (Байконур)

6. Состояние легкости , которое наступает при полете  в ракете? ( Невесомость)

7. Огромный раскаленный газовый шар, который излучает тепло и свет. (Звезда)

8.  Ученый,  который  изучает  космос.  ( Астроном)

9. Галактика,  в которой  находится  Солнечная  система. ( Млечный  Путь)

10. Звезда  средних  размеров,  центр  нашей  Солнечной  системы.  ( Солнце)

  Летим дальше.

Венера – вторая планета Солнечной системы. Венера почти такого же размера, что и Земля, и находится к нам ближе всех планет. Ее хорошо видно с Земли: это самая яркая «звезда» на небе. Венера – самая горячая планета. Она окружена густым слоем облаков, и солнечный свет, прошедший сквозь них и отраженный от поверхности планеты, не может вырваться обратно. Температура на поверхности достигает 480 ˚С .

- Внимание! Получена радиограмма, которую надо быстро прочесть с помощью алфавита. Каждой букве соответствует цифра ее порядкового номера.

V  Конкурс «Радиограмма».    

Каждому экипажу вручается телеграмма.

12,10, 19,13,16,20,15,29,11

5,16,8,5,30!

17, 16, 19, 1, 5, 12, 1

15, 6, 3. 16. 9, 14, 16, 8, 15, 1.

Ответ:  Кислотный дождь ! Посадка невозможна.

Учитель:  Вы правильно прочитали радиограмму. Венерианские дожди растворили бы человека без следа. Облака, где они образуются, состоят из капелек едкой серной кислоты. Такой дождь мог бы выжечь все и на самой Венере, но ее атмосфера так  раскалена, что дождь превращается в туман, не достигнув поверхности. К  сожалению, мы не можем совершить посадку на этой планете, поэтому летим дальше.

- Мы подлетаем  к планете Земля. Это третья планета от Солнца и единственная из известных нам планет, на которой существует жизнь. У нее есть только один спутник – Луна. Луна всего в 4 раза меньше Земли, и это необычно много для естественного спутника. Большинство лун других планет гораздо меньше их самих.  На Земле есть все условия для  жизни. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней не слишком жарко, и не слишком холодно. На Земле есть воздух и вода. На нашей планете великое множество разных растений и животных.

V I   Конкурс « Кто больше?»

Из букв слова «КОСМОНАВТ» составить как можно больше слов .   Время выполнения – 2 мин.

Учитель: Молодцы. Мы продолжаем наш полет. Впереди четвертая планета  - Марс.  Марс холодный и пыльный. Его кора состоит из железа, которое придает планете ржаво-коричневый цвет. На Марсе  есть полярные ледяные шапки,- возможно, в прошлом там была вода.  На Марсе холодный и суровый климат, температура там может опускаться до -123 ˚С. Ученые полагают, что на Марсе могла существовать жизнь.

Космонавт:  В космосе часто случаются непредвиденные ситуации. Космонавт должен быть смелым и находчивым. Вас ожидает встреча с инопланетянами.  Общаться с ними  вы будете с помощью знаков и жестов.

   VII  Конкурс  «Встреча с марсианами »  .

( Выходят от каждой команды по одному человеку в костюмах инопланетян )

- При встрече с инопланетянами надо  обязательно проявить вежливость. Поприветствуйте инопланетян  (Мимикой, жестами).

-А теперь попробуйте объяснить им, что вам нужно с помощью мимики и жестов:

 1экипаж: -  поиграть в  баскетбол

 2 экипаж: - пойти на рыбалку

 3 экипаж: - купить продукты в магазине

Кто из «марсиан» догадается первым , приносит команде дополнительный балл.

- Итак, контакт с марсианами  успешно установлен, а наше космическое путешествие  продолжается.

Следующая самая большая  планета – Юпитер. Она так велика, что все планеты легко поместились бы внутри ее. Юпитер выглядит твердым, но на самом деле он почти целиком состоит из газа. Пока он совершает один оборот вокруг Солнца, на Земле проходит 12 лет. На сегодняшний день у Юпитера обнаружено 60 лун.

VIII  Конкурс « Космическое меню»

Пришло время поговорить о еде для космонавтов. Сила тяжести в космосе очень мала, и пищу не удается разложить по тарелкам – она тут же разлетается. Вот почему продукты для космонавтов измельчают и упаковывают в тюбики. Сегодня космическая еда стала намного вкуснее. Продукты высушивают и расфасовывают по пакетам, а перед едой добавляют к ним воду. В таком виде пища не разлетается и ее удобно есть.

- Составьте праздничное меню космонавтов. Каждая команда имеет возможность получить по 5 баллов.

А впереди еще одна большая планета, состоящая из газа - Сатурн.  Он знаменит своими кольцами. Кольца  есть у всех газовых гигантов, но у Сатурна они шире и ярче , чем у других. Кольца состоят из кусков льда и камней.  Несмотря   на свои огромные размеры, Сатурн очень легкий, это самая легкая планета Солнечной системы. Плотность ее так мала, что он не утонул бы в воде.  

IX    Конкурс « Космический зоопарк»

Следующий конкурс фантастический. Вам необходимо придумать космическое животное  и поселить на одной из планет Солнечной системы. (Команда на альбомном листе должна нарисовать животное, придумать  название  и рассказать о нем)  Каждая команда имеет возможность получить по 5 баллов. Время выполнения – 3 мин.

- У вас получились очень интересные животные. Молодцы!

Летим дальше.  Следующая планета – Уран. Относится к планетам гигантам. Состоит из газа. Газ метан поглощает красные лучи, а  отражает  голубые  и зеленые, поэтому Уран из космоса выглядит голубой планетой. Время оборота вокруг Солнца – 84  земных года. Число спутников – 21 . Уран,  как и другие газовые гиганты, имеет  кольца.  Они состоят из частичек пыли и видны  лишь  в  мощный телескоп.

X  конкурс  « Космическая поэзия»

Команды исполняют стихи  на космическую тематику.

Нептун – самая маленькая планета из газовых гигантов, но все равно она в 17 раз больше Земли. В ее атмосфере бушуют ураганы и дуют самые сильные ветры во всей Солнечной системе. Их скорость достигает 2000 км/ч.  Нептун находится очень далеко от Солнца, поэтому здесь царит страшный холод. Ядро планеты состоит из камней и льда. Время оборота вокруг Солнца – 165 земных лет. Число лун – 13.

XI  конкурс  « Планета моей мечты»

Объявляю конкурс коллективного рисунка на тему « Планета моей мечты».   (Демонстрируют рисунки, сопровождая их рассказом о своих планетах )

Космонавт : Внимание. Наш полет подходит к концу. Всем пристегнуть ремни. Мы возвращаемся на Землю.  Приготовиться  к спуску! Посадка совершена. Отстегнуть ремни. Открыть люки! Здравствуй Земля!

/Жюри подводит итоги  конкурсов. Награждение победителей.  Вручение каждому участнику  «Удостоверения космонавта». /

Учитель: Поздравляю вас, ребята! Сегодня вы участвовали в игре «Путешествие по планетам Солнечной системы». Все вы прошли испытания, показали, что много знаете, умеете работать дружно, а главное – умеете помогать друг другу.

-  Понравилось вам путешествие?

- Что больше всего понравилось, а что не понравилось на празднике? Почему?

- Что узнали нового, интересного?

Подведение итогов.  Награждение победителей.  Вручение каждому участнику «Удостоверения космонавта».

Литература:

1. Энциклопедия юного ученого. Космос. – Москва:  Росмэн,  2000

2. Наглядный словарь. Вселенная. – Лондон, Москва : Дарлинг  Киндерсли  Лимитед, 1999

3.  Житомирский С.В., Порцевский К.А. и др.  Моя  первая  энциклопедия.  Космос. – Москва: Росмэн, 2010

4.Денн Б., О' Брайен Э. Космос. – Москва: Росмэн – Пресс, 2012

5. Алтарева С.Г., Храмова М.А. и др. Календарные,фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. – Москва: Вако, 2006 – 110 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к планетам Солнечной системы

Конспект непосредственно образовательной деятельности позновательного цикла....

Урок - путешествие по планетам солнечной системы в 4 классе на тему "Закрепление знаний учащихся по разделу: деление на трёхзначное число"

Урок математики в 4 классе разработан в рамках празднования "Дня космонавтики".Закрепление навыков деления на трёхзначное число, совершенствование навыков устного счёта, решение уравнений, задач на дв...

Путешествие по планетам солнечной системы.

- расширение представления школьников о космосе, космонавтах, планетах,воспитание чувства гордости за свою страну...

Урок путешествие «Планеты солнечной системы»

На уроке учащиеся знакомятся с планетами Солнечной системы....

«Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе».

Цель: Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом; познакомить с планетами солнечной системы....

Проверочная работа по окружающему миру на тему: "Солнечная система. Земля – живая планета Солнечной системы"

Данную работу можно использвать для проверки знаний во 2 классе  по теме: "Солнечная система.Земля - живая планета Солнечной системы"....