Пояснительная записка к кружку "Я - исследователь"
рабочая программа (2 класс) на тему

Хмелёва Наталья Анатольевна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Я - исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zapiska_ya-issledovatel.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

                              Пояснительная записка.

                   Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

         Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

        Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

          Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. 

            Программа ―Я - исследователь – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности.  Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

         Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

           Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

         Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

        Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

                           Цель и задачи курса «Я – исследователь»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

                            Содержание программы

          Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых- к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

          Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений;

         Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

 4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

 6. Презентация проектов.

        Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

         Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

         Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

         Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

          Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

        При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

        Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

        Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

         Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

         По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

              Особенности программы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей

. Основные понятия:

       Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

       Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

       Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

       Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объѐме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

         Выполнение проекта складывается из трѐх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоѐмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

         Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

                     Формы организации учебного процесса.

               Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

             

                            Основные методы и технологии.

        Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

        Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

        Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

                         

 Календарно-тематическое планирование

                                кружка «Я - исследователь»

2 –е классы                                        2014-2015 уч.год

№ п/п

Тема

Цель

дата

Практико-теоретическое исследование «Как приходит осень?»

1

Почему с деревьев опадают листья?

Учить устанавливать связи между изменениями времени года и природными явлениями

05.09

2

Получи отпечаток коры

12.09

3

Зачем растениям свет?

19.09

4

Почему листья меняют цвет?

26.09

5

Облака в кувшине

03.10

6

Почему идёт дождь7

10.10

Практико-теоретическое исследование «Куда течёт вода?»

7

«Кожа» воды

Ознакомиться со свойствами воды; уметь использовать полученные знания в практическом применении

17.10

8

Как получают мыльные пузыри?

24.10

9

Тонет или не тонет?

31.10

10

Весы открывают тайну

05.11

11

Превращение воды

14.11

Практико-теоретическое исследование «Сверху вниз»

12

Почему предметы падают вниз?

Развивать исследовательские навыки; устанавливать причины и следствия

21.11

13

Что такое вес предмета7

28.11

14

Что происходит с телом, падающим на поверхность?

05.12

15

Движутся ли тела только прямолинейно?

12.12

Практико-теоретическое исследование «Великие путешествия и открытия»

16

Земля –шар?

Развивать исследовательские навыки

19.12

17

Неведомая южная земля

26.12

18

За полярным кругом

30.12

19

Кто открыл Америку7

09.01

20

«Человек с луны» (Н.Н. Миклухо-Маклай)

16.01

Практико-теоретическое исследование «Космос»

21

Что такое солнце?

Познакомить с практикой использования справочных изданий для поиска информации

23.01

22

Планеты солнечной системы

30.01

23

Вселенная

06.02

24

Галактика

13.02

Практико-теоретическое исследование «Как приходит весна?»

25

Лучи света осветили весь земной шар

Показать влияние солнечного света на развитие растений

20.02

26

Почему небо меняет свой цвет?

27.02

27

Как рождаются растения?

06.03

28

Тепло против холода

13.03

29

Лабиринт для картофеля

20.03

30

Мини - оранжерея

24.03

31

Размножение растений

31.03

32

Какого цвета свет?

07.04

Практико-теоретическое исследование «Растительный мир Земли»

33

Северный и Южный полюсы

Установить, как природные условия местности влияют на развитие животного и растительного мира

13.04

34

Животный и растительный мир тропиков

20.04

35

Красная книга

27.04

36

Животные и растения на гербах городов м стран

04.05

Практико-теоретическое исследование «Человек»

37

Что внутри нас? (Строение организма)

Посредством практической деятельности познакомить со строением, функциями,  и значением внутренних органов человека

11.05

38

Что внутри нас? (Чувства, эмоции, настроение)

18.05

39

Мы все так похожи. (Люди разных стран)

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" 1 класс с УУД и пояснительной запиской

Календарно-тематическое планирование кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" 1 класс с УУД и пояснительной запиской...

Рабочая программа кружка «Физкульт-Ура!» Пояснительная записка

Развитие общества в значительной мере определяется уровнем  здоровья его населения. Только гармонично развитая, активная личность способна решать социальные, экономические, культурные, научные,...

Пояснительная записка к программе кружка «Уроки театра» 4 класс.

Пояснительная записка к программе кружка «Уроки театра»...

Пояснительная записка к планированию кружка "Безопасное колесо" 2 класс

Пояснительная записка к планированию кружка по ПДД во 2 классе....

Пояснительная записка "Я - исследователь" 2класс

     Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я -  исследователь» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с основными нормативными документам...

Пояснительная записка к программе "Я-исследователь" (2 класс)

В пояснительной записке к программе полно представлены цели, задачи, предполагаемые результаты работы....