внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
кружок "Обество юных исследователей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.02 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
- Общая характеристика предмета
В решении задач развития УУД большое значение Стандартом придаётся формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
В проектной деятельности складывается ситуация, в которой школьники сами ставят цели проектирования. Проектирование – это обязательно практическая деятельность, в которой новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства.
Проект – весь путь от идеи до получения продукта.
Обучающиеся начальных классов научатся получать информацию путём собственных наблюдений, приобретут первые знания по исследованиям. Планирование содержания кружка «Общество юных исследователей» сориентировано с планом внеклассной работы. Темы исследований могут соответствовать теме школьной конференции (проводятся ежегодно), а также могут быть индивидуальными проектами школьников для развития познавательного интереса конкретного обучающегося в рамках учебной программы и шире.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения – 4 класс (т.к. данная программа реализуется только с данного периода).
Исследовательская деятельность младших школьников поможет собрать краеведческий материал, материал о себе и своей семье, Родине. Это будет началом летописи о родном крае, а в итоге – большой привязанности и любви к малому уголку на огромной Земле.
Цель программы:
Организация исследовательской деятельности младших школьников, развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся
Задачи:
- создание условий для ознакомления детей с природой, историей и культурой родного края;
- обучение проведению исследований младшими школьниками;
- стимулирование у детей познавательного интереса в различных науках (областях);
- воспитание любви к малой родине, уважения к традициям старших поколений;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- вовлечение родителей и их семей в исследовательскую деятельность
- формирование позитивной самооценки, самоуважения;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- формирование умения решать творческие задачи
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся 9-11 лет.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность проектов состоят:
- в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса;
- в создании учебной мотивации;
- пробуждении в учениках познавательного интереса;
- в развитии стремления к успеху и одобрению;
- в снятиии неуверенности в себе, боязни допустить ошибку и получить порицание;
- в развитии способности к самостоятельной работе;
- в формировании умения общаться и взаимодействовать с другими учащимися.
- Содержание учебного предмета
Критерии оценки проектной деятельности:
- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
- Качество оформления.
- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и
убеждённость.
- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность,
контактность.
Этапы работы над проектом:
- предпроект;
- этап планирования работы над проектом;
- аналитический этап;
- этап обобщения;
Предпроект — это обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп.
Основная цель этапа планирования — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.
Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта. В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника. Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования: Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять текст? Как проводить анкетирование и тестирование? и.т.д.
Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное по- лучение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа. Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете.
Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.
Одно из занятий аналитического этапа должно быть посвящено обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников информации.
Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).
Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную са- мостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику. По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом. Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на различных конкурсах проектов.
Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности.
Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача педагога — объяснить участникам проектной группы основных правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы.
Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный,нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- Свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения
- Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
- Следовать этическим нормам и техник преодаления конфликтов;
- Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Метапредметные:
- Планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, моедли, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
- Выявлять и формулировать проблему;
- Планировать этапы выполнения работ;
- Выбирать средства реализации замысла;
- Работать с разными источниками информации;
- Обрабатывать информацию;
- Структурировать материал;
- Контролировать ход и результаты выполнения проектов;
- Представлять результаты выполненного проекта;
- Выдвигать гипотезу;
- Находить доказательства;
- Формулировать вытекающие из исследования выводы;
- Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- Осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
- Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.
Учащиеся научатся:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта
- Примерное тематическое планирование с определением основных видо деятельности
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | Лаб-е, практиче-е | Кол-во часов | Примечание | Вид контроля | |
Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности. Характеристика деятельности учащихся | |||||||
1 | Мой край. Моя история | Знакомьтесь: это - я! О себе.. | 1 | 2 | Летопись семьи. Мои первые исследования | Знать виды исследовательских работ, форм исследования: интерактивные, конспектирование источников, эксперимент, наблюдение, интервьюирование и т.д.; типологию проектов. | текущий | |
2 | Один день из жизни моей мамы.. | 1 | 2 | Подготовительный этап: а. создание замысла проекта и разработка структуры; б. разработка и создание организационного материала. | Поиск информации в различных источниках. Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов. | текущий | ||
3 | Моё генеалогическое древо. | 1 | 3 | Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ информации по теме. Составление рабочего плана исследования. | Знать термин «генеалогическое древо». Знать, уметь называть имена, отчества, фамилии своих близких. | текущий | ||
4 | Дети в военные годы – ваши земляки, родственники. Экскурсия в музей боевой славы. | 1 | 3 | Опрос мамы, папы, бабушек и дедушек. Составление списка вопросов для беседы со взрослыми. Заполнение анкеты. Запись ответов | Уметь записывать информацию, представлять в виде таблиц, графиков, схем, рисунков, фото. Анализирование и систематизация полученной информации. | текущий | ||
5 | Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. | 1 | 2 | Обработка информации. Представление коллажей учащихся, выступление с докладом о проделанной работе. | Оформление исследовательских работ. Подготовка результатов исследования. | итоговый | ||
6 | Я и моя Родина | Мой город- именинник. Интерактивная экскурсия по городу. | 1 | 2 | Поиск информации в различных источниках. Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов. Создание и усовершенствование рисунков. Оформление собранного материала (композиционное размещение, монтаж, создание коллажа "Мой город - именинник") | Уметь работать с различными источниками информации, сопоставлять, анализировать полученные данные. Представление коллажей учащихся, выступление с докладом о проделанной работе. | теущий | |
7 | Экскурсия в краеведческий музей. Щекино: что в имени Твоем.. | 1 | 1 | Правила поведения. Поиск информации. | Уметь работать с устной информацией. | текущий | ||
8 | Школа – наш дом. | 1 | 2 | создание замысла проекта и разработка структуры; разработка и создание организационного материала. Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). | Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта). Проведение первичного среза знаний по теме исследования. Поиск информации в различных источниках. | текущий | ||
9 | Знаменитые люди – выпускники моей школы | 1 | 2 | Экскурсия в зал И.Талькова, музей Боевой славы | Поиск информации в различных источниках. | текущий | ||
10 | Учителя – выпускники школы. Мои родители-выпускники школы №11. | 1 | 2 | Состаление списка учителей – выпускников школы. Известные люди города – выпускники школы. Раасматривание фото родителей – учеников школы. | Знать, уметь называть имена и отчества знаменитых выпускников школы. Заполнение анкет. | текущий | ||
11 | Народные промыслы. Летопись семьи: У бабушек и дедушек – золотые руки (выставка работ). | 1 | 2 | Анкетирование, интервьюирование по выявлению индивидуальных предпочтений учащихся класса. | Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). Преобразование, обмен, обработка собранной информации. Создание диаграмм, графиков, схем. | Текущий | ||
12 | А мы все разные… Мир моих увлечений. | 1 | 1 | Ассоциограмма "Мой класс". | Уметь преобразовывать информацию, выбирать главное. | текущий | ||
13 | Достопримечательности моего города | 1 | 2 | Охрана исторических, культурных, природных памятников. Анкетирование, интервьюирование по выявлению индивидуальных предпочтений учащихся класса. | Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). Преобразование, обмен, обработка собранной информации. Создание диаграмм, графиков, схем. | текущий | ||
14 | Чудеса России.Байкал | 1 1 1 1 1 | 1 | Поиск информации в библиотеке, интернете.. | Уметь искать информацию, систематизировать, наблюдать. Создание диаграмм, графиков, схем. Представление коллажей учащихся, выступление с докладом о проделанной работе. | Текущий | ||
15 | Чудеса России. Долина гейзеров. Камчатка. | 1 | Текущий | |||||
16 | Чудеса России. Мамаев курган и Родина-мать. | 1 | Текущий | |||||
17 | Чудеса России. Петергоф. | 1 | Текущий | |||||
18 | Чудеса России. Собор Василия Блаженного. | 1 | Текущий | |||||
19 | Чудеса России. Столбы выветривания. | 1 | 1 | Текущий | ||||
20 | Чудеса России. Эльбрус | 11 | 1 | итоговый | ||||
21 | Презентация работ в классе. | 1 | 1 | Отчет о проделанной работе. | Систематизация полученной информации. | итоговый |
- Описание материально- технической базы изучаемого предмета
- ФГОС
- Ноутбуки
- Проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....