Самоанализ
материал (1 класс) на тему

Евлантьева Наталья Николаевна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Баганская средняя общеобразовательная школа №1

Баганского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов

Евлантьевой Натальи Николаевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г

 

 

 

 

 

 

Общие сведения:

Евлантьева Наталья Николаевна, 1982года рождения, окончила в 2004 году Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»  присуждена квалификация учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования, в 2005 году присвоена вторая квалификационная категория ,2008 году прошла краткосрочное обучение в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по педагогике и методике начального образования « Особенности учебно – воспитательного процесса в малокомплектной школе» в объеме 72 часа. 2012 году повышала свою квалификацию в Куйбышевском филиале ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по курсу « Новые подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС основного общего образования в объеме 108 часов, 2012 году приняла участие в программе образовательного модуля «Концептуальные основы ФГОС основного общего образования» количество прослушанных часов 36, 2012 году  стала являться выпускником программы Intel «Обучение для будущего»  по основному курсу версии 10.0.  2014 году повышала свою квалификацию в Куйбышевском филиале ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по курсу  «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС».

 В данный момент работаю учителем начальных  классов в МКОУ Баганской СОШ №1   -первый год  , педагогический стаж – 10 лет. Общий стаж: 13 лет

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

  Тема: «Развитие  орфографической зоркости на уроках русского языка , младшего школьника,  в условиях реализации ФГОС»

 Цели  профессионального  развития.

Цель1.

Повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Цель 2.

Выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости .

Цель 3.

Создать систему орфографических упражнений для ее выработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Баганская средняя общеобразовательная школа №1

Баганского района Новосибирской области

Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов

Евлантьевой Натальи Николаевны

2014 г

Общие сведения:

Евлантьева Наталья Николаевна, 1982года рождения, окончила в 2004 году Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»  присуждена квалификация учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования, в 2005 году присвоена вторая квалификационная категория ,2008 году прошла краткосрочное обучение в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по педагогике и методике начального образования « Особенности учебно – воспитательного процесса в малокомплектной школе» в объеме 72 часа. 2012 году повышала свою квалификацию в Куйбышевском филиале ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по курсу « Новые подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС основного общего образования в объеме 108 часов, 2012 году приняла участие в программе образовательного модуля «Концептуальные основы ФГОС основного общего образования» количество прослушанных часов 36, 2012 году  стала являться выпускником программы Intel «Обучение для будущего»  по основному курсу версии 10.0.  2014 году повышала свою квалификацию в Куйбышевском филиале ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по курсу  «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС».

 В данный момент работаю учителем начальных  классов в МКОУ Баганской СОШ №1   -первый год  , педагогический стаж – 10 лет. Общий стаж: 13 лет

       

  Тема: «Развитие  орфографической зоркости на уроках русского языка , младшего школьника,  в условиях реализации ФГОС»

 Цели  профессионального  развития.

Цель1.

Повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Цель 2.

Выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости .

Цель 3.

Создать систему орфографических упражнений для ее выработки.

 Развитие « орфографической зоркости» у учащихся - первоочередная задача каждого учителя, т. к. от успешного решения её зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму. С первых уроков необходимо вырабатывать умение видеть при письме орфограммы, используя соответствующее понятие.


«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Н.С. Рождественский

Для достижения цели ставлю следующие задачи:

  • провести теоретический анализ литературы по данной теме;
  • изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
  • разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;
  • изучить и систематизировать опознавательные признаки орфограмм;
  • изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся и применять на уроках русского языка;

По данной теме самообразования« Развитие орфографической зоркости у младших школьников» стала работать в 2014 г., т.к набрала первоклассников и данная тема для меня очень актуальна.

 Орфографическая грамотность – один из критериев социальной полноценности личности. Освоение грамотного письма в начальном звене необходимо – для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и общения в дальнейшем, для получения профессии.

  Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

  • Как помочь учащимся писать грамотно?
  • Как развивать орфографическую зоркость?
  • Как добиться грамотного письма у детей?

           Формирование у учащихся  орфографической зоркости  у учащихся начинаю уже в период обучения грамоте в 1 классе. Считаю, что если в этот период знакомить учащихся с опознавательными признаками орфограмм, то они смогут  научиться самостоятельно ставить перед собой орфографические задачи. Зная, как ведёт себя согласный звук в слиянии с гласным и согласным, нетрудно выделить его в потоке речи. В этот период дети должны четко уяснить себе: парный согласный четко слышится, если после него стоит гласный. А гласный звук чётко слышится лишь под ударением.  К этому выводу приходим непременно вместе с детьми, анализируя чтение слогов и слов.

       Работа по формированию орфографической зоркости продолжается на каждом уроке. Задания подбираю разнообразные:

Фонетические зарядки.

1. Назвать по одному гласному звуку.

2. Назвать по одному согласному звуку.

   3. Назвать слог.

   4. Придумать слова с заданным звуком.

5. Придумать слова со звуками «с-ш, с-з, к-г, д-т» и т.д. (изучаемые звуки.)

Первый ребенок называет слово со звуком «с», а второй со звуком «ш».

6. Назвать слова, в которых 2, 3, 4, слога.

   7. Назвать гласный звук в словах: мак, сук, дом, лак, лук, кот и т.д.

8. Скажи наоборот.

*учитель говорит прямой слог, а ученик- обратный;

 *учитель дает слог с твердым звуком, ученик - с мягким;

*учитель говорит слог с глухим звуком, а ученик - со звонким.

9. Подбор слов по схеме, начерченной на доске.

                                           Фонетические упражнения.

  1. Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
  2. «Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук.
  3. Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это?
  4. Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком…
  5. Выбери картинку в названии которой есть звук… .
  6. Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.)

Такие виды работы не только развивают орфографическую зоркость учащихся и интеллект, но также и устную речь, умение грамотно высказывать свои предположения.

      Особое внимание уделяю списыванию предложений .

Именно при их списывании учащиеся показывают  уровень сформированности орфографической зоркости. При проверке выполненных работ не стремлюсь исправить допущенные ошибки, а лишь указываю на их наличие галочкой на полях в той строке, где допущена ошибка.        Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями, навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

        Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления умственных трудностей, которые доставляет решение учебных задач.

В ходе урока даю возможность ученикам побыть «учителем».

Ребята – «учителя» самостоятельно проверяют выполнение задания . Это позволяет контролировать ребят, помогает каждому ученику почувствовать свою значимость.

На уроках использую средства обратной связи: карточки с буквами, специальные карточки. Это даёт возможность держать в поле зрения каждого ребёнка и весь класс в целом. У каждого ученика имеется всё необходимое для урока.

Приучаю детей отвечать на вопрос чётко, высказывать собственное мнение. Учу их слушать , думать, дополнять ответ.

Важным звеном в своей работе считаю дифференцированный подход. Это разноуровневые проверочные работы.

Самооценивание позволяет научиться выделять ошибки. Всё это направленно на формирование осознанности своей деятельности, а когда деятельность осознанна, она становится более результативной. Ребёнок, самостоятельно увидевший свою ошибку в выполнении задания, упражнения, сам приложит все усилия не допустить её больше.

Большую активность проявляют дети на уроках, где использую упражнения с элементами игры.   

     Первоклассникам предлагаю, например, прослушать слово ящик  и произвести его звуковой анализ:

     - Сколько в этом слове звуков,букв?

     Ребята замечают, что этот слог пишется  иначе, чем произносится. Вот здесь, в 1 слоге, и  находится «хитрое место».

Для этого ребятам предлагаю  выполнить следующие упражнения:

      1. Игра «Найди хитрое место».

       - Я буду произносить слова, а вы хлопайте, как только услышите хитрый  звук,

   

 2. «Светофор»

       - Покажите красный сигнал светофора, как только найдете в слове «хитрое  место».

     3. «Дырявое» письмо – печатание  слов с пропуском «хитрых мест».

     При всей пользе подобных упражнений, работа над орфографической зоркостью первоклассников принесет плоды только при соблюдении  2 условий - при систематичности ее проведения и при постоянном совершенствовании ее проведения, оттачивании у детей умения слушать и слышать звучащее слово.

Большое внимание уделила звукобуквенному, слогозвуковому анализу, а в процессе закрепления, повторения, дети выполняли разнообразные задания. Эти задания я предлагала на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединённый одной орфограммой. Дети работают индивидуально. Работа с карточками даёт полную картину усвоения изучаемой орфограммы. Эта работа дисциплинирует детей, экономит время. Карточку ученик получает на любом этапе урока: в начале урока , по ходу урока, в конце урока.

Дети не стремятся подсмотреть у соседа, так как карточки разные по содержанию.

Работа со слабоуспевающими детьми.

Для слабоуспевающих детей я использую карточки  с отдельными работами. Уделяю много внимания работе над ошибками, глубоко продумываю систему упражнений по каждому предмету. Всегда подвожу итоги, хвалю слабых, чтобы заставить их поверить  в свои силы.

Я считаю, что очень важно правильно организовать урок, идти от лёгкого к трудному, не выпускать из поля зрения слабых учеников, чтобы каждая минута была использована целесообразно.

Для повышения своего педагогического мастерства сотрудничаю и публикую свои материалы на сайте infoUrok.RU, WWW.gotovimyrok.com, kopilka urokov.ru, PRODLENKA, videouroki.net, за что неоднократно получены сертификаты за публикацию материалов. Имею грамоту от районного отдела образования. Я очень люблю свою профессию, и в дальнейшем буду стремиться к повышению педагогического мастерства 

 

Приложение 1

Фонетические зарядки.

1. Назвать по одному гласному звуку.

2. Назвать по одному согласному звуку.

   3. Назвать слог.

   4. Придумать слова с заданным звуком.

5. Придумать слова со звуками «с-ш, с-з, к-г, д-т» и т.д. (изучаемые звуки.)

Первый ребенок называет слово со звуком «с», а второй со звуком «ш».

6. Назвать слова, в которых 2, 3, 4, слога.

   7. Назвать гласный звук в словах: мак, сук, дом, лак, лук, кот и т.д.

8. Скажи наоборот.

*учитель говорит прямой слог, а ученик- обратный;

 *учитель дает слог с твердым звуком, ученик - с мягким;

*учитель говорит слог с глухим звуком, а ученик - со звонким.

9. Подбор слов по схеме, начерченной на доске.

                                           Фонетические упражнения.

  1. Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
  2. «Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук.
  3. Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это?
  4. Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком…
  5. Выбери картинку в названии которой есть звук… .
  6. Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.)

                                                                Приложение 2

Игровые приемы.

  1. Измени слова:

а) добавляя звук в начале слова: рот - крот, мех- смех, челка- пчелка, Оля- Коля, Аня- Ваня, осы- косы, луг- плуг, игры- тигры, дочка- удочка, точка- уточка, еда- беда, пушка- опушка;

б) добавляя звук в конце слова: бок- бокс, вол- волк, пар- парк, пол- полк, стол-столб, лис-лист;

в) изменяя  один звук слова (цепочка слов): сом- сон- сук- суп- сух- сох- сор- сыр- сын- сон и т.д.;

г) переставляя звуки: пила- липа, палка- лапка, кукла- кулак, волос- слово, карп- парк, гора- рога, ручка- круча, мол- лом, нос- сон.

 

Или можно использовать четверостишия:

С «Ч» я над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю.   ( чайка- гайка)

                                 С «М» меня ты надеваешь,

                                 С «Л» собаку называешь.     ( майка- чайка)

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

                                  С «П» от вас я не таю-

                                  В каждом классе в ряд стою.   (карта- парта)

С «Б» смертельной я бываю,

С «М» меха я пожираю,

                                   С «Р» актеру я нужна,

                                   С «С» для повара важна.     (боль - моль-роль-соль).

2. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол); крапива ( ива, парк, пар, рак, Ира.)

4. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача- придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

5. Какой звук выпал из слова? Например, крот- кот, лампа- лапа, пилка- пила, мушка-

8. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами.

Приложение 3.

Дифференциация звуков по звонкости- глухости.

  1. Игра «Молчанка». Определяют звонкий или глухой первый звук слога, обозначают его следующим жестом (звонкий- кисть руки в виде колокольчика, глухой- уши закрывают ладошками.)
  2. Игра «Наоборот». Один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным согласным. Игра идет по цепочке. Учитель помогает детям, показывая им гласную букву, которую нужно использовать. Может получиться цепочка: па-ба, бо-по, пу-бу,бы-пы…
  3. Дети распределяют предметные картинки, укладывая их на картинку с домиком, где нарисован звоночек или на другую, где его нет, в зависимости от звонкости- глухости первого звука в названии предмета.
  4. Обозначают одной первой буквой слова, которые называет учитель: башня- пашня, бочка- почка…

Игра «Буква ищет свой предмет» На доске или на наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов, составляющих одну родовую группу, например, овощи. Все названия предметов проговариваются, соотносятся с родовым понятием. Игра сопровождается словами: «Буква П пошла искать свой предмет.» Дети отбирают картинки, в названиях которых есть звук П: «Это помидор, репа» и т.д. Названия овощей записываются в тетради и на доске.

Приложение 4.

Дифференциация звуков по твердости- мягкости.

  1. Работа со словами.

а) Из слова выделить слог показать его на таблице. Слова : мясо, масло, ряженка, радуга, Витя, Рита и т. д.

г) Игра «Наоборот»

 Учитель называет слова с твердым согласным, а дети- паронимы с мягким согласным, и наоборот.

Слова – паронимы

О-е

А-я

У-ю

Ы-и

Поток- потек

Тома- Тема

Дома- Дема

Поднос- поднес

Ров- рев

Воз- вез

Мал- мял

Мать- мять

Вазы- вязы

Флаги- фляги

Рад- ряд

Юла- Юля

лук- люк

тук- тюк

пилу- пилю

клушка- клюшка

катушка-Катюшка

суда- сюда

круг- крюк

выл- вил

был- бил

мыл- мил

ходы- ходи

колы- коли

лыжи- лижи

мышка- мишка

  1. Игра «Подними букву». У каждого ученика две карточки с буквами а и я.

 Учитель называет слово, а ученики показывают карточку с нужной буквой.

Приложение 6.

Упражнения для выделения ударного слога.

1.Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником., ударение- наклонной черточкой над соответствующим прямоугольником.

2. Разложить картинки под схемами.

3. Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Учитель называет одну из форм слова. Дети должны изменить ударение, назвав другую форму слова.

4. Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.

5. Отметить в записанных словах ударение.

6. Рассмотри картинки. Правильно поставь ударение в словах. Обозначь ударную гласную.

Замок-замок

Кружки- кружки

Стрелки- стрелки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

Анализ и самоанализ урока, внеклассного мероприятия

Примерные схемы анализа и самоанализа урока, внеклассного мероприятия....

Самоанализ урока, проведенного на конкурсе "Учитель года"

Урок "Водоемы родного края", проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2008". К нему составлен самоанализ, который будет полезен учителям начальных классов. Авторами являются как ...

Самоанализ на 1 категорию

Самоанализ педагогической деятельности на 1 категорию учителя начальных классов...

Самоанализ учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...