Программа классного руководителя "Шаги успеха"
материал (1 класс) по теме

Жерикова Евгения Александровна

 

Программа воспитательной работы «Шаги успеха» ориентирована  на работу в  классе в течение четырёх лет (с 1-4 классы). Цель данной программы  состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kl.ruk_._shagi_k_uspekhu.docx57.68 КБ

Предварительный просмотр:

Программа классного руководителя

1-4 классов

 

«ШАГИ УСПЕХА» 

 

 Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетные направления современного развития российской образовательной системы: законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка,  «Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Программой развития МАОУ «Средняя школа № 8», Программой воспитательной работы школы «Формула Успеха».

 Главная задача  учебно-воспитательного процесса  -  создать условия для  обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям, направлять образовательный процесс  на воспитание ребенка в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цель и задачи воспитания и социализации младших  школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы,  общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

  Программа воспитательной работы «Шаги успеха» ориентирована  на работу в  классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

 

         Цель данной программы  состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика.

      

             Задачи программы воспитания:

1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру  в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.

3.   Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.

5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Предполагаемым результатом  данной воспитательной программы  является  формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность,  не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

 В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила: умение выслушивать его до конца; не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;  открытость и доступность учащихся.

 Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

 Программы выстроена с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Возрастные особенности  младшего школьного возраста  

          В  период обучения ребенка в начальной школе (это 6-7 - 9-10 лет)  наблюдается дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, совершенствование нервной системы, формирование отделов головного мозга, отвечающих за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. Ребёнку этого возраста свойственны эмоциональность, высокая отвлекаемость, неспособность к длительному сосредоточению. Основные виды деятельности – учебная и игровая. Важнейшие психологические новообразования:  произвольность, регуляция поведения и деятельности;  рефлексия, анализ, внутренний план действий;  ориентация на группу сверстников. Характерно безграничное доверие к взрослым. Главная задача - создание благоприятных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей детей, познающих окружающий мир и самих себя. Это возможно через расширение сферы интересов ребенка. Для младшего школьника важно чувствовать тепло, внимание и поддержку взрослых. Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания.

 С поступлением в школу у ребёнка осуществляется к учебной деятельности,  освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам,  вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Происходит совершенствование личностных качеств – трудолюбия и самостоятельности. Важнейшие личностные особенности – доверительность и открытость, послушание и исполнительность. Переход в качественно новый статус – статус школьника, как следствие – переход на новый уровень познавательного развития.  Ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Происходит овладение структурными компонентами учебной деятельности, что обеспечивает приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.  Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Оно начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. Развивается словесно- логическое, рассуждающее мышление. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия, формируются элементы теоретического мышления (мышление в понятиях). В ходе усвоения научных знаний перестраиваются познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим» (Л.С.Выготский). Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Характерна усидчивость в учении, труде, других видах деятельности: игре, спорте, искусстве и т.д.  Появляются новообразования - планирование результатов действий и рефлексия. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях и поступках.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Большие возможности для воспитания общественных отношений. Формируется социальная мотивация: долг, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность на исполнительском уровне, умение организовать свое рабочее место, умение контролировать свои жизненные обстоятельства, умение принимать решения и т.д. В сообществе младший школьник начинает осознавать себя личностью, стремится к совершенству. Поэтому дети стремятся находить способы объединения в различные сообщества.  Во вновь образующихся сообществах дети стараются вести себя так, как принято в сообществе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. Дружеские отношения между детьми в сообществах интенсивны, но не прочны. У ребенка развивается направленность на других людей, на учет их интересов. Во взаимодействии с взрослыми и сверстниками в различных сообществах в детях закладывается фундамент нравственных идеалов и образцов поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях сообщества потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми – с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден развивать свои способности и качества. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт деятельностного взаимодействия  в сообществе: навыки сотрудничества, адекватные взаимоотношению с учителем и одноклассника- ми; возникновение отношений дружбы и товарищества, умение соблюдать моральные требования и нормы.  Для младшего школьника становится понятным смысл явлений: деятельность в сообществе, деятельность для сообщества. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основ- ной опыт коллективной общественной деятельности. Ведущим формой существования сообществ является игра.  

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отображения действительности. Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации. В связи с характерной для младшего школьника эмоциональностью, мир его фантазий велик и ценен для осуществления воспитательного процесса. Для развития творческого потенциала личности ребенка необходимо осуществлять работу с эмоциональным содержанием во взаимодействии со взрослым. Важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных реакций и со- стояний является принятие, безоценочность,  поддержка взрослым этих состояний. В процессе творческого процесса необходимо высказывать одобрение каждой идее; использовать ошибку как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; создавать климат взаимного доверия; обеспечивать независимость в выборе и принятии решений; опираться на личностный опыт ребенка.  

Выводы:  Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется, прежде всего, в познавательных процессах.  Характерная   потребность детей раннего школьного возраста – жажда познавать мир. В неповторимом колорите открытия ребенком мира нынешнего, через игры, драматизацию реальных ситуаций, традиции дети постигают идеи единства человека  с окружающим миром (семья, малая родина, Отечество), мудрой цикличности жизни, усваивают ориентиры для формирования лучших черт характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к Отчизне и своей малой родине.  

                                    Содержание программы

1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.

2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

 Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:

1 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;  свобода и ответственность; доверие к людям.

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

3 Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание;  бережливость.

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи воспитания и социализации учащихся

по каждому  направлению:

11.      Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе ХМАО; г.Когалыма;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, ХМАО;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
  • любовь к школе, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;
  • отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2.      Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:

  • различение хороших и плохих поступков;
  •   знание правил поведения в школе, семье, общественных местах
  •   почтительное отношение к родителям;
  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  •   установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  •   бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.

33.    Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  •   элементарные представления об основных профессиях;
  •   ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  •  первоначальные навыки коллективной работы;
  •  умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  •  бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  •   отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 4.   Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

55. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • бережное отношение к растениям и животным;

66.    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  •  интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

Планируемые результаты

Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих  воспитательных  результатов по каждому из направлений воспитания:

 

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  •  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

 Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  •  первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Мероприятия по направлениям

Направления

1 класс

«Познай  себя»

2 класс

«Научись дружить»

3 класс

«Коллективная жизнь»

4 класс

«В единстве - сила»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Праздник «Посвящение в первоклассники»

  Классный час «Права и обязанности школьника» Посвящение в юные пешеходы»

Кл. час «Этот праздник со слезами на глазах»

Классный час

«Всемирный день прав ребёнка»

Фестиваль солдатской песни

Урок мужества

Игра-вертушка «Моя родина – Югра»

Беседа  о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

Урок мужества «900 дней мужества»

Игра «Знай свой край»

Кл. час «В единстве – сила»

Урок мужества «Война в моей семье»

Экскурсия в Военно-патриотический клуб

Вахта Памяти

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье

  «Наш класс - моя семья»

 Выход с родителями на каток

Праздники «Мой папа-защитник Отечества», «О маме с любовью»

Спорт. праздник «папа, мама, я –спортивная семя»

Концертные программы для родителей

Праздник выходного дня «Традиции моей семьи»

Лыжная прогулка

Шашечный турнир «Бабушки и внуки»

Фестиваль Дружбы народов

Выпуск родительских газет «Здоровье», «Нравственность»

Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе

Кл. час «Зачем учиться»

Фотовыставка «Профессия моих родителей»

 Праздник «Прощай, Азбука!»

Кл. час «Терпение и труд всё перетрут»,  «Все работы хороши!»

Праздник английского алфавита

Кл. час «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

Кл. час «Как мы выполняем домашние задания»

Математическая игра «Крестики-нолики»

Игра «Умники и умницы»

Предметные олимпиады

Интеллектуальные конкурсы всероссийского уровня

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Профилактические беседы по гриппу, ОРВИ

Кл. часы «Режим дня школьника», «О пользе витаминов»

Сказочные эстафеты

Игры на свежем воздухе

Профилактические беседы по гриппу, ОРВИ

Кл. часы «Полезная каша» «Выполняем домашнее задание»

Спорт. праздник «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Профилактические беседы по гриппу, ОРВИ

Кл. часы «Полезные и вредные продукты», «Причины сколиоза»

Спортивно-познавательная игра «Солдат умом и силой богат»

Профилактические беседы по гриппу, ОРВИ

Кл. часы «Компьютер и здоровье школьника», «Уход за зубами»

Смотр строя и песни

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание

Акция «Птичий домик»

Осенний праздник

Создание «Жалобной книги леса»

Акция «Книжкина больница»

Кл. час «В защиту природы»

Акция «за чистый город!»

Защита проектов «Планета в опасности!»

Поездка в музей п.Русскинские

6Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Экскурсии в Музейно-выставочный центр города, Центральную библиотеку, посещение выставок декоративно-прикладного и художественного творчества

Лицейская неделя, концертная программа ко Дню Матери

Участие в творческих конкурсах различного уровня

Мастерская Деда Мороза

Акция «Подарок с любовью» ко Дню пожилого человека

Формы проведения мероприятий

  • классный час
  • интерактивные игры
  • психологические игры
  • викторины
  • праздники
  • конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений
  • фотовыставки 
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • конкурсы для всей семьи
  • защита проектов
  • театрализованное представление
  • исследовательская деятельность
  • диагностические исследования

 

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование,  открытые мероприятия.

План реализации мероприятий

месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Праздник «Посвящение в первоклассники»

  «Посвящение в юные пешеходы»

Кл. час «Режим дня школьника. Безопасный маршрут в школу»

Классный час

«Всемирный день прав ребёнка»

Кл. час «Терпение и труд всё перетрут»

«Есть сигналы светофора»

Беседа  о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

«Правила поведения в школе. Права и обязанности»

Октябрь

Лицейская неделя

Акция «Подарок с любовью»

Осенний праздник

Лицейская неделя

Спорт. праздник «папа, мама, я –спортивная семя»

Лицейская неделя

Шашечный турнир «Бабушки и внуки»

Кл. час «Как мы выполняем домашние задания»

Лицейская неделя

Экскурсия в городскую библиотеку

Ноябрь

Профилактическая беседа по гриппу

«О маме с любовью»

Классный час «Права и обязанности школьника»

Профилактическая беседа по гриппу

Концертные программы для родителей

Профилактическая беседа по гриппу

Игра «Знай свой край»

Профилактическая беседа по гриппу

Выпуск родительских газет «Здоровье», «Нравственность»

Фестиваль Дружбы народов

Декабрь

  «Наш класс - моя семья»

Сказочные эстафеты по ПДД

 Новогодний утренник

Игра-вертушка «Моя родина – Югра»

Новогодний утренник

Лыжная прогулка

Кл. час «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

Математическая игра «Крестики-нолики»

Новогодний утренник

Предметные олимпиады

Интеллектуальные конкурсы всероссийского уровня

Новогодний утренник

Январь

Выход с родителями на каток

Кл. час «О пользе витаминов»

Кл. час «Своё и чужое»

Кл. час  «Все работы хороши!»

 «Выполняем домашнее задание»

Праздник английского алфавита

Урок мужества «900 дней мужества»

«Причины сколиоза»

Кл. часы «Компьютер и здоровье школьника»

Культпоход в кино

Февраль

Праздники «Мой папа-защитник Отечества»

Урок мужества

Фестиваль солдатской песни

Спорт. праздник «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Спортивно-познавательная игра «Солдат умом и силой богат»

Экскурсия в Военно-патриотический клуб

Смотр строя и песни

Март

Кл. час «Зачем учиться»

Фотовыставка «Профессия моих родителей»

 Праздник «Прощай, Азбука!»

Кл. часы «Полезная каша»

Экскурсия в зимний сад.

Конкурс «Золушка»

Праздник выходного дня «Традиции моей семьи»

Кл. час «Вредные привычки»

Кл. час «В единстве – сила»

Игра «Умники и умницы»

«Уход за зубами»

Участие в городском конкурсе проектов

Апрель

Акция «Птичий домик»

Кл. час «Береги имущество»

Создание «Жалобной книги леса»

Кл.час «Моё и чужое»

Кл. час «Полезные и вредные продукты»

Кл. час «В защиту природы»

Акция «за чистый город!»

Защита проектов «Планета в опасности!»

Поездка в музей п.Русскинские

Май

Кл. час «Этот праздник со слезами на глазах»

Праздник Успеха

Урок мужества

Концертная программа для родителей «Минута славы»

 Урок мужества

Праздник Успеха

Урок мужества «Война в моей семье»

Вахта Памяти

Праздник Успеха «Удачи тебе, выпускник начальной школы!»

            Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

 В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

–          совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

–          сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

–          педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

–          поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

–          содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

–          опора на положительный опыт семейного воспитания.

 

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей  согласованы с планами воспитательной  работы  школы. 

В  системе повышения педагогической культуры родителей  используются следующие формы работы: родительское собрание, Университет семейного воспитания,  родительская конференция,  собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная,  встреча за круглым столом,   тренинг для родителей и др.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

 

 

 Диагностическое сопровождение программы: изучение личности школьника  

Цель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьни- ков, их образованности и воспитания, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности. Содержание: 1. Нравственность, общественная и трудовая активность. 2. Отношение к учению, познавательная активность. 3. Ведущие интересы и склонности, включая и профессиональные. 4. Интеллектуальное развитие, темы усвоения материала. 5. Навыки учебного труда, умение рационально учиться. 6. Волевые качества. 7. Эстетическое развитие, культурный кругозор. 8. Физическое развитие. 9. Сознательность дисциплины, поведения. 10. Воспитательное влияние семьи. 11. Воспитательное влияние сверстников по месту жительства. 12. Доминирующие причины недостаточной успеваемости или воспитанности.

Программа изучения младших школьников

Класс

Диагностические акты

Срок проведения

1 класс

Методика «Фотография»  

Игра «Терем-теремок» (Е.А. Осипова)

     

Апрель

Май

2 класс

Игра «У  попа  была собака...» (Н.Е. Щуркова)

Методика   изучения удовлетворенности   учащихся школьной жизнью

Ноябрь

Май

3 класс

Методика «Наши отношения»

Методика   «Мишень активности»

Анкета   «Как   вы относитесь к учебе по разным предметам»

Октябрь

Январь

Май

4 класс

Изучение     общей самооценки      с     помощью процедуры         тестирования (оп- росник Казанцевой Г.Н.)

Анкета для учащихся «Интересы учебные...»

Методика   изучения удовлетворенности   учащихся школьной жизнью

Ноябрь

Январь

Май

Содержание диагностических актов  

№1. Игра «Терем-теремок» (Е.А. Осипова)  Цель: диагностирование нравственных отношений.                 В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Её  используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для диагностирования нравственных отношений, для формирования некоторых поведенческий привычек детей.                Игра строится на воспоминании школьников о всем известной сказке «Теремок».   Сюжет   сказки    переворачивается:    мышка-норушка    всем зверюшкам, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет. не пущу, мне и без тебя хорошо!» Активные участники игры, получившие роли зайца, лисы, волка, ежа, козлика, петуха и т.д., исполняют скорее роль статистов: они только произносят слова: «Кто, кто в «теремочке живет?» и «Пусти меня к себе жить». Основная нагрузка падает на всех наблюдателей происходящего: они обращаются к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка!» или «Дорогая мышка!», или «Сударыня мышка!») и приводят) разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремом сказочного персонажа. Например: «Пусти его, пожалуйста, он тебе другом станет» или же «...он станет мести двор». Мышку уговаривают, пока она не согласится, либо герой-проситель остается «на улице».             Интересно наблюдать, какие аргументы станут приводить дети и какие из них окажут решительное воздействие на главную героиню. В итоге, как правило звери поселяются в теремке; финалом завершается общая игра: жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод.             Затем все участники размышляют о том, что они извлекли из игры, не  напрасно ли прожиты ими эти минуты, что было для них главным в прослеживании хода игры.  

№ 2. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казан-цевой Г.Н.) Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (—), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь». Текст опросника (проводится в 3 приема) 1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах. 2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении. 3. Со мной большинство ребят советуются (считаются) 4. У меня отсутствует уверенность в себе. 5. Я   примерно   так   же   способен   и   находчив,   как   большинство окружающих меня людей (ребят в классе). 6. Временами я чувствую себя никому не нужным. 7. Я все делаю хорошо (любое дело). 8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы). 9. В любом деле я считаю себя правым. 10.Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. 11 Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.  12.Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.  13.Меня мало беспокоят возможные неудачи. 14.Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.  15.Я редко жалею о том, что уже сделал. 16.Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам. 17.Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим. 18.Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные. 19.Мне чаше везет, чем не везет. 20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечётными номера- ми, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10. Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке. Результат от —3 до +3 о средней самооценке. Результат от +4 до +10 - о высокой самооценке.  

№3 Методика "Фотография"             Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.             Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.

№4 Методика "Мишень активности"          Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе. Знаком «-» отмечают, как далеко находится от центра. Знаком «+» отмечают, где бы хотелось находиться. Листы подписываются. Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят. 1 круг - ребята активны, от них исходит инициатива, предложения. 2 - активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют. 3 - если потребуют, то выполняют дела. 4 - участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей. 5 - предпочитают избегать дел отказываются участвовать.

№5. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (автор мето- дики Андреев Л. А.)       Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 - совершенно согласен; 1 - не согласен; 3 - согласен;                       0 - совершенно не согласен. 2 - трудно сказать; 1. Я иду в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизнен- ной ситуации. 5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности. 10. На летних каникулах я скучаю по школе.             Обработка полученных данных. У - показатель удовлетворенности учащихся школьной жизнью. У = сумма баллов всех ответов учащихся               общее число ответов  У больше 3 - высокая степень удовлетворенности.  У больше 2, но меньше 3 - средний уровень удовлетворенности.  

У меньше 2 - низкий уровень удовлетворенности учащихся.  

№6. Анкета «Как Вы относитесь к учебе по различным предметам?»          Ребята! В школе вы изучаете разные предметы. Как вы к ним относитесь? Прочтите возможные варианты ответов и для каждого укажите «+» наиболее для Вас подходящие. 1. Иногда на уроке бывает интересно. 2. Нравится учитель. 3. Нравится получать хорошие отметки. 4. Родители заставляют. 5. Учу, потому что это интересно. 6. Предмет интересен и полезен для будущей жизни. 7. Узнаю много нового. 8. Заставляет думать. 9. Получаю удовольствие, работая на уроке. 10. Легко удается. 11. С нетерпением жду урока. 12. Стремлюсь узнать больше, что требует учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программ классного самоуправления "Росток"

Программ классного самоуправления "Росток"...

Программа классного руководителя "Мир начинается с меня"

Моя задача как классного руководителя: помочь ребенку «Сотворить свою судьбу!». Помочь стать не только физически здоровой, но и нравственно здоровой личностью удовлетворенной своим положением в общест...

Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе программы «Родник» для 2 класса на 2012 - 2013учебный год

Содержание Страницы Пояснительная записка     3Таблица основных направлений5Ожидаемые результаты проделанной работы6Социальный паспорт класса...

Игровая программа "Классная компашка"

Совместный праздник для детей с ограниченными возможностями и  их родителями....

Рабочая программа классного руководителя

Воспитание полноценной всесторонне развитой личности – одна из главных задач современной школы. Маленький гражданин России должен чувствовать себя нужным, востребованным обществом. Очень в...

Авторская программа классного руководителя « МЫ ВМЕСТЕ».

Выстепление на ГМО начальных классов....

Роль классного руководителя в обеспечении внеурочной деятельности учащихся. Работа по программе классного руководителя.

Роль классного руководителя в обеспечении внеурочной деятельности учащихся. Работа по программе классного руководителя....