Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"
методическая разработка (2 класс) по теме

Смирнова Елена Ивановна

Данная разработка поможет провести родительское собрание-практикум во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_stat_vnimatelnym.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум

«Как помочь ребенку стать внимательным»

Цель: оказать помощь родителям в развитии внимания у детей.        

Задачи

- познакомить родителей с понятием внимания, его основными свойствами;

- показать важность и значимость проблемы развития детского внимания;

- изучить игры и упражнения для развития внимания.

Форма проведения: творческая лаборатория родителей.

Подготовительная работа:  - изучение письменных работ учащихся, литературы;

                                   - анкетирование среди родителей;

                                  - подготовка игр и упражнений.

Ход собрания:

- Уважаемые родители!

Сегодняшняя встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты этой деятельности связаны напрямую с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

Внимание – как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать…

Как часто наши дети похожи на такого человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах становится все труднее.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира поступает огромное количество информации, усвоить всю, естественно, невозможно, да и не нужно. Но выделить главную, значимую в данный момент, необходимо. Эту функцию выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания:

  1. концентрация – умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в проблему. Такие дети отличаются хорошей организованностью, наблюдательностью. Если это свойство не развито, или слабо развито, то ребенок рассеян, несобран.
  2. объем – характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов (для детей 7 лет – от 3 до 5). При хорошем объеме ребенку легче сравнивать, анализировать, обобщать. Если объем недостаточен, ребенку трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей, в этом случае вероятна ошибка в решении задач.
  3. устойчивость – возможность длительно сосредоточиться на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
  4. распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдениями за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы и т.д. Легко ли воспринимаются и запоминаются замечания учителя, родителей.
  5. переключение внимания – перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой вопроса или задачи. Об особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить занятие или постоянно возвращается к нему.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Его можно и нужно развивать. Младшему школьнику это сделать трудно. Ему необходимо помочь в этом. И только вы, уважаемые родители, станете его главными помощниками. Ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

Ребенок  не умеет долго играть с игрушками, заниматься одним и тем же делом, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности  произвольного внимания, к проблемам в учебной деятельности.

У школьников младших классов непроизвольное внимание развито сильнее, чем произвольное. Легко сосредоточиться на красочных и подвижных картинках (отсюда такая популярность «мультиков»), но трудно на «скучном» тексте без картинок. Но надо предостеречь родителей – чрезмерное увлечение телевизором задерживает развитие произвольного внимания: ведь ребенок пассивен и только реагирует на то, что творится на экране.

При обучении письму или чтению от ребенка требуются большие усилия внимания – ведь кругом столько отвлекающих вещей. Мешают и впечатления от игр, только что просмотренных фильмов. Не стоит заставлять ребенка читать и писать, когда вы видите, что он «под впечатлением» - пусть освободится от своих переживаний: вылепит или нарисует злого волшебника, пирата, ракету. Пусть ребенок работает малыми порциями (по 10-15 минут), но с полным сосредоточением. Это лучше, чем рассеянное многочасовое сидение за книжкой или тетрадкой. Родители должны проявлять терпение и понимание причин повышенной рассеянности ребенка – эти явления для детей естественны. Окрик, угроза, наказание только ухудшают дело.

Важные частные свойства внимания – это способность к переключению, распределению. Тут мы – взрослые – должны быть чуткими к индивидуальности ребенка: у одних детей быстро развивается способность к сосредоточенности, но плохая переключаемость (то никак книжку в руки не может взять, то наоборот, не оторвешь), другие же легко переключаются, но плохо сосредоточиваются. Эффективными тренажерами внимания с распространением компьютеров являются компьютерные игры. Когда ребенок смотрит на экран и управляет только своим «героем», не отвлекаясь на другие подвижные объекты, развивается сосредоточение. Когда приходится одновременно отслеживать перемещение «героя» и «врага» в разных частях экрана, происходит тренировка распределяемости  внимания. Когда ребенку надо быстро переключаться с одной игровой ситуации (избегание) на другую (преследование), то происходит тренировка переключения. Но бесконтрольное увлечение телеиграми приводит к другой крайности – у ребенка утрачивается элементарная чуткость к окружающим – их просьбам, обращениям, не говоря уж о настроении и более тонких нюансах.

Анализируя  учебную деятельность детей , можно сделать  следующие выводы

.             а) если развита слабо устойчивость внимания, то, следовательно,  наблюдается пропуск букв и цифр в словах, предложениях, примерах (трва – трава).

б) если ребенок добавляет в словах гласные буквы, это связанно это связано с неустойчивостью произвольного внимания (тарава – трава).

в) если ребенок переставляет слоги – это также неустойчивость внимания.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения.

С некоторыми мы сейчас познакомимся

Работа в группах.

Родителям раздаются памятки с описанием 2-3 игр для развития внимания. В течение 15-20 минут группы готовятся к выступлению, в котором нужно рассказать о том, как проводятся эти игры, и показать, как они проводятся.

Практическая деятельность родителей.

(Здесь же учитель может познакомить с книгами, публикациями, в которых можно найти другие задания, развивающие память).

 Заключительный этап.

В качестве решения могут быть следующие рекомендации:

        - помогите вашим детям стать внимательными;

        - научитесь играть в шашки и шахматы, т.к. они «школа внимания»;

        - не забывайте о спортивных и подвижных играх, которые тоже развивают быстроту мышления, внимание, воображение, а также силу, ловкость;

        - учите детей быть наблюдательными.

 Оценка. Рефлексия.

Продолжите фразу: «…На этом собрании я (мы) поняли, научились…», «Мне было интересно…»

Наше собрание подходит к концу. Я очень надеюсь, что оно было для вас интересным и полезным, очень хорошо, если вы взяли что-то себе на вооружение, чтобы развивать внимания ваших детей. Огромное спасибо за работу, сотрудничество. До новых встреч.

После собрания  проводятся индивидуальные консультации.

Приложение.

Памятка для родителей

Психологическая поддержка ребенка в процессе развития внимания Психологическая поддержка – это процесс:

  • в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который помогает ребенку при неудачах.

Чтобы поддержать ребенка необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыи он может справиться.
  6. Проводить больше времени с ребенком.
  7. Внести юмор во взаимоотношения.
  8. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где возможно.
  9. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  10. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

  • Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  • У тебя есть, что сказать по этому поводу, я тебя с радостью выслушаю.
  • Это нелегко, но, я думаю, у тебя получится.

Слова, вызывающие разочарование:

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.

Игры для развития внимания

Игра «Кто внимательный».

Прослушайте сказку «Лесные музыканты» Г. Юдина и скажите: сколько встретилось слов с буквой [б].Читаются любые слова, если услышите звук [б], хлопните в ладоши. Например: балка, булка, стол, стог, бумажка, пух, губа и т.д.

Игра «Сколько чего?»

Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или «т», или «с». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом – металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.п.

Игра «Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»

        - Ну, начали! Повторите – «стол».

        Играющие говорят: «Стол».

        - Повторите – «окно».

        Играющие говорят: «Окно».

        - Скажите – «улица». Быстро – «кошка» и т.д.

Игра «Построй в темноте» (можно всем членам семьи)

На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получится столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут быть одновременно и двое и трое.

Игра «Кто быстрее соберет»

Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему закрывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.

Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить»

Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках – экзаменационных билетах. Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух.

        На дворе трава – на траве дрова.

        Архип осип, Осип охрип.

        Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

        Везет Санька Сеньку с Сонькой на санках.

        Наш Полкан попал в капкан.

        Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать.

        Мокрая погода размокропогодилась.

        Ткач ткет ткани на шапку Тане.

        Бобр добр до бобрят.

        Ушел косой козел с козой.

        Курьера курьер обгоняет в карьер.

Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер и т.п.

Игра «Не собьюсь»

По сигналу играющий начинает счет до 30. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слова «гоп» и т.п.

Игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий говорит половину какого-нибудь слова, а тот, который ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игра «Выполни уговор строго»

Ведущий  становится  напротив  играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди, когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот, кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....

Родительское собрание(1класс )"Как помочь ребёнку стать внимательным"

Методическая разработка родительского собрания  для 1 класса "Как помочь ребёнку стать внимательным". Она знакомит родителей с особенностями внимания младших школьников , приёмами иметодами его р...

Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

Презентация к родительскому собранию " Как помочь ребёнку стать внимательным"...

родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным"

Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным" проведено с целью познакомить родителей с понятием вниеме и его свойствами, изучить в ходе собрания упражнения и игры по развит...

Родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным»

Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:1)  осмыслить то, что называют  «вниманием» и  познакомиться   основными свойствами внимания;2) изучить в ходе собра...