Золотая Хохлома
методическая разработка на тему

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка57 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Секреты золотой хохломы»

Преподаватель – Абашидзе Наталья Евгеньевна

Тема – Секреты золотой хохломы

Продолжительность занятия – 35 минут

Класс – первый

Образовательное учреждение – г. Нижний Новгород,  Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 169.

Авторский медиапродукт – презентация  внеклассного занятия (среда Power Point).

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, операционная среда – Microsoft Windows XP,  2000, Microsoft Power Point.

                                                   

1. Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. позволяет разнообразить информационно-демонстративный материал (иллюстрации, тексты и т.д.)
  2. уменьшает время на объяснение материала и дает возможность быстрой проверке полученных знаний учащимися.
  3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
  4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

2. Виды УУД, формируемые на данном занятии.

Личностные:

  • положительное отношение к познавательной деятельности;
  • участие в творческом, созидательном процессе;
  • способность к самооценке своих действий;
  • осознание себя как гражданина, представителя определённого народа.

Регулятивные:

  • планировать необходимые действия в сотрудничестве с одноклассниками;
  • контролировать процесс и продукт деятельности;
  • осознавать возникающие трудности в ходе совместной работы и пути их преодоления.

Познавательные:

  • читать и слушать нужную информацию, понимать её;
  • выполнять действия в материализованной и умственной форме;
  • делать обобщение, выводы.

Коммуникативные:

  • слушать и отвечать на вопросы;
  • формулировать собственные мысли;
  • осуществлять совместную деятельность в парах.

3. План занятия:

Этапы занятия

  1. Мотивационно-ориентировочная часть.

  1.  Операционно- исполнительная часть.
  1.  Рефлексивно- оценочная часть.

  1. Ход занятия:
  1. Мотивационно – ориентировочная часть.

       (Слайд 1).

- Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вам нужно составить из букв слово. Догадались?

( Хохлома)        

 - Действительно, речь пойдет о хохломе. А  кто из вас знает, что это слово означает?

( ответы детей)

- Сегодня вы о хохломской росписи узнаете много нового и интересного.

Рассмотрите изделия, расписанные хохломской росписью. Какие цвета использовали художники? (красный, золотой, черный).

- Из каких элементов состоят узоры? (травинки, стебельки, цветы,  ягоды, плоды – растительные).

  1. Чтение стихотворения Н. И. Худякова «С любовью пишут мастера».
  2. Беседа по стихотворению:

- Какая строчка повторяется в стихотворении? (С любовью пишут мастера)

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

- С кем сравнивает автор хохломскую роспись? (с жар-птицей). Почему? (Цвет перьев у птицы  красный, золотистый, как и роспись).

Послушайте еще раз эту строчку:  (Слайд 2).

…Огонь семеновской жар-птицы…

- А, вы, знаете, почему семеновской? (ответы детей)

3.    – Родиной этих удивительно красивых изделий является Хохлома - большое торговое село в Заволжье, куда мастера из окрестных сёл и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за её пределы. В каждом доме занимались этим ремеслом. В настоящее время центром хохломской росписи является г. Семенов, где находится фабрика « Хохломская роспись». С чего же все начиналось?  (Слайд 3).

Когда давно в  глухих заволжских лесах поселились, бежавшие от своих хозяев крестьяне. Земли эти были неплодородны, и народные промыслы стали источником существования. О Хохломе складывались легенды и передавались из уст в уста.

- Послушайте предание о Мастере (читает учитель).

- Чем понравилось?

Физкультминутка. 

- Как же создают такие изделия?

Производство хохломской посуды дело очень нелёгкое (Слайд 4,5,6,7)

 Этапы изготовления посуды. Первым этапом является вытачивание на токарном станке из липы, берёзы деревянной посуды. Заготовку натирают жиденькой глиной или грунтуют.  Глиной покрывают для того, чтобы сгладить все поры в дереве. Сушат, покрывают металлическим порошком. Раньше покрывали оловом, а сейчас – алюминием. Покрытие металлическим порошком называется лужение. Далее изделие расписывают масляными красками. Самое удивительное, что роспись наносится на серебристый фон. После росписи изделие сушат в печи.

     После такой обработки хохломские изделия получали медовый оттенок, поэтому хохлому называют «золотой» или «пламенной».

Растительный орнамент, состоит из небольшого числа элементов: (Слайд 8,9,10)

«осочки», «усики» и «завитки» - выполняются кончиком кисти;

«капельки» - кисть прикладывается к бумаге всем ворсом;

«травинки» - мазки с утолщением;

«кустик» - более сложный элемент, он состоит из «капелек», «травинок», «осочек», «завитков».

     В основе узора лежит «криуль» - ведущий стебель.

     От него рисуют веточки, ягодки, листики, травинки.

     В центр росписи, обычно, помещают главный элемент: самый крупный цветок, гроздь ягод, жар-птицу. Вокруг плавно изгибаются веточки, травинки. Основные краски росписи – красная, чёрная, жёлтая, зелёная.

Физкультминутка  (Слайд 11).

II. Операционно – исполнительная часть.

Традиции семеновских мастеров живы и сейчас. Посмотрите на современные изделия, которые украшены хохломской росписью (Слайды 12,13)

 Изготовление панно « Хохломская роспись» (Слайд 14)  под музыку. Парная работа.

III. Рефлексивно- оценочная часть. (Слайд 15)

  1. Какие виды совместной работы мы сегодня использовали?
  2. Что получилось? Что не получилось? Почему?
  3. Над чем надо поработать в дальнейшем?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая хохлома

Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....

Урок-проект "Золотая хохлома"

Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...

Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".

Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...

Проект "Золотая хохлома"

Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов.      Работать над проектом мы начали в ноябре. В течении декабря – января мы находили нужную инфор...

Золотая хохлома

Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе...