О воспитании.
статья (4 класс) на тему

Комарова Ирина Борисовна

Размышления о модернизации процесса воспитания в общеобразовательной школе,основанные на собственных наблюдениях и опыте работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_vospitanii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

О ВОСПИТАНИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Комаровой И. Б. МБОУ СОШ  № 7

им.О.Н.Мамченкова

г.Елизово, Камчатский край.

          Готовясь к сегодняшнему выступлению, я просмотрела большое количество периодической печати и убедилась, чем больше роюсь, тем больше теряю времени. Материалы периодической печати меня не удовлетворили. Почему?  В любой статье раскрывается само понятие  воспитательной работы, говорится о направлениях и роле учителя в процессе воспитания, о модернизации образования в целом, о современных требованиях к учебно-воспитательному процессу. Рассказывать людям, которые ежемесячно сталкиваются с такой информацией, было бы не интересно. И тогда я решила попробовать этот же материал передать через свое видение. Чем больше я вчитывалась, тем больше понимала, что человек не может существовать вне воспитания. И  когда мы говорим, что у человека есть внутренний стержень- это и есть результат самовоспитания, воспитание семьи, среды, школы. Причем этот процесс многогранный, многоликий и бесконечный, поэтому, наверно еще со времен основания учительской деятельности, учебный и воспитательный процессы, как два брата близнеца, которые идут по жизни рука об руку и разорвать их невозможно.    

         На протяжении многих веков менялось наше общество, изменялись формы, методы и подходы к учебному процессу, менялись приоритеты в отдельных направлениях воспитания, но неизменным оставалось ядро- это общечеловеческие ценности, такие как любовь к родной земле, самоотверженность и бескорыстие, трудолюбие , доброта, совестливость и порядочность. Я не говорю, что все эти качества в равнозначной части присутствуют в каждом из нас, но исторически так сформировалось сознание самого учителя, что он эту задачу понимает, осознает, старается донести до детей и пропуская через себя этот многолетний труд сам становится лучше. Я думаю и с вами была такая ситуация, когда в потоке чужих людей, вы безошибочно узнавали своего коллегу.

Опыт всех прошлых лет показывает, что всегда наряду с учебной программой существует и программа воспитания. Если до сегодняшних дней учебную программу нам составлял кто-то, порой мы и авторов программы не помним, то программу воспитания всегда составляла школа, с учетом требований общества на данном этапе его развития.

В связи с эти мне хотелось бы провести экскурс в прошлое своих собственных лет. Я училась в сельской школе, ныне это школа №4, колхоз миллионер. Поэтому школа разработала программу, приоритетным направлением которой было трудовое воспитание так, как обществу нужны были трудолюбивые люди, которые могли бы в дальнейшем приложить свои силы для развития сельского хозяйства. У нас был большой пришкольный участок, где все учащиеся школы работали весь учебный год. Весной перекапывали участок, делали делянки, высаживали семена. Летом ухаживали за грядками, а осенью собирали урожай. Продавали свою продукцию больницам, детским садам, что-то шло в детскую столовую. У нас были прекрасные столярные мастерские, где в основном работали мальчики, во дворе мастерских было три коня, которые не могли уже работать в колхозе и мы ребятишки ухаживали за ними. Помимо этого у нас была обязательная недельная летняя практика в лесхозе. Мы высаживали саженцы и прореживали молодняк. И хотя я считаю, что в первую очередь воспитывает семья, но и школа влияет на становление личности, если есть хорошо продуманная программа. По прошествии уже многих лет, я думаю, что такие качества как трудолюбие и любовь к животным воспитала во мне школа

          Закончив школу, пришла работать. Все вы помните, что это было время пятилеток. Все мы жили от съезда к съезду под лозунгами  «  Детство счастливое наше», «Все лучшее детям» поэтому и вся воспитательная работа строилась на выражении единого мнения так, как правила страной одна партия. Формами воспитательной работы в школе стали утренники, праздники, классные часы, пионерские сборы, комсомольские собрания. Всероссийские акции, такие как сбор металлолома, макулатуры, акция «Зеленая аптека» по сбору шиповника. Эта работа педагогов, классных руководителей не ушла в забытье, она принесла свои положительные плоды. Мы с вами вырастили будущее общественное мнение страны.

         И когда на смену однопартийной пришла многопартийная система правления, общество выдвинуло новые требования к школе. И тогда одним из приоритетных направлений воспитания - стало развитие всесторонне- гармоничной личности. Так появилась у нас в школе программа детской общественной организации «Радуга» У меня эта программа ассоциируется с постоянно движущимися крыльями мельницы, которые охватывают большой  объем пространства, в данном случае воспитательного пространства, а так как задача стоит воспитать всесторонне гармоничную личность, то и в программу вошли все основные направления воспитания. Так появились бегунки.  Другое дело , что большой охват направлений не всегда позволяет мне все мероприятия провести на должном уровне.

        Из всего этого многообразия у меня получается :

Работать по направлению семейное воспитание. Это и определенный цикл бесед, который я читаю на родительских собраниях, это индивидуальные беседы с родителями, участие в концерте, посвященному « Дню матери», выходы в лес по окончанию учебного года совместно с родителями. Э то помощь родителей классу, которая всегда озвучивается как на родительских собраниях, так и перед детским коллективом. В какой-то степени результатом этой работы стало участие трех наших семей Петруниной Арины, Чуйко Михаила и Правосудовой  Ярославы в Муниципальном конкурсе семей, который  проводится в нашем районе четвертый раз.

          Я  всегда с классом участвую в акции « Помоги ближнему», причем активное участие принимают и наши родители, так мы собрали и внесли свою небольшую долю денежных средств на операцию Полины  Царегородской, нашей землячки. Мама Володи  Мышинского привезла два  несколько тюков новой одежды, которая была не востребована на рынке. Вся одежда была  отдана, а часть ушла на костюмы для школьных выступлений. В рамках этой же акции мы собирали игрушки для ребят школы интерната № 1, провели классные часы « Спешите делать добро», « Друзья наши меньшие». Сюда бы я отнесла и такое мероприятие, как « Неделя добрых дней», которая проводилась в школе в прошлом году. Мы украсили школьную рекреацию к новогодним праздникам и защитили проект на эту тему. Вообще  если бы не это выступление, где мне надо было привести примеры работы класса, я никогда не озвучила эту часть работы, потому, что  все что мы делаем в этом направлении  должно идти от души, от сердца и не быть рекламой для класса.

Я не буду говорить, и перечислять остальные мероприятия, которые проходят у нас в школе, они хорошо нам известны. По мимо них с этим выпуском мы дважды выезжали в кукольный театр, были на экскурсии в летной эскадрильи и в подшефной воинской части, приглашали на классные часы ветеранов Великой Отечественной войны Петра Яковлевича Яковлева  и Галину Васильевну Бурякову- блокадницу Ленинграда. Посетили выставку музея, посвященную нашим землякам, участникам Великой Отечественной войны. Работая в этом же направлении, приглашали на классный час Юрия Николаевича  Чуйко- военного летчика, который рассказал и показал замечательный фильм о современной армии, о жизни эскадрильи в которой он служит.

           Ребята нашего класса приняли участие в конкурсе, организованном ОВД Камчатского края по правилам дорожного движения и два из них стали победителями, это Лаврухин Дмитрий и Федюкин Александр. Они получили грамоты  и подарки. Уже в этом году многие из класса принимали участие в краевом конкурсе оформления новогодних открыток, пусть они не стали победителями, но троих отметили за интересные идеи, выраженные в своих работах. Два года назад Федюкин Александр стал призером Муниципального конкурса чтецов, в этом году мы также приняли участие, как в этом конкурсе, так и в конкурсе сочинений. Да как классный руководитель, я могу сегодня сказать, что я выполняю свою задачу , но лавров не  пожинаю.

Почему, потому что есть вещи, которые когда –то мне  хорошо удавались, но сегодня я не использую их в воспитательной работе.  Ученик прошлого выпуска Арбузов Гриша, прочитав повесть о своих сверстниках, рассказал в классе о героях этой повести, которые организовали у себя в школе Товарищество воинствующих техников, и предложил создать такое же товарищество у себя в классе. Ребята загорелись этой идеей и вслед за этим товариществом создали свои Товарищества: свободных художников, чистюль класса, массовиков-затейников. В принципе это и было отражение самоуправления в классе.  У нас и сегодня есть командир класса, староста, ответственные за сохранность мебели, учебников, порядка в раздевалке, цветоводы. Работа ведется, но она обыденная, не стала столь захватывающей и интересной, как в прошлом выпуске. Я практически не использую такие формы работы, как  утренники, у меня он был только однажды « До свидания, азбука», чаепития. Они проходили дважды до сегодняшнего дня, да и классные часы я провожу не более трех-четырех раз в году. Вроде бы и опыт накоплен богатый, но вот использую не все.

            Мы снова переживаем с вами время перемен, естественно, с модернизацией всего образования будут меняться подходы, как к учебному процессу, так и воспитательному. Мне, кажется, через энное количество лет приоритетным направлением в воспитании станет гражданско-патриотическое, но поживем, увидим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"

Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"

Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....

Экологическое воспитание – воспитание человечности.

Статья об экологическом воспитании младших школьников....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...