Литературная гостиная «Вечер, посвященный Анне Ахматовой»
учебно-методическое пособие на тему

Ярцева Людмила Николаевна

Разработка литературная гостиная «Вечер, посвященный Анне Ахматовой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecherposvyashchennyy_anne_akhmatovoy.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ярцева Л.Н., воспитатель

Литературная гостиная «Вечер, посвященный Анне Ахматовой»

Главное в работе воспитателя, такая организация процесса воспитания, при которой воспитанники приобретают знания через деятельность. Обычно распространенной формой воспитательной работы по активизации мотивации к получению качественных знаний и учебно-познавательной деятельности являются мероприятия, которые носят соревновательный характер (КВН, турниры смекалистых, аукционы знаний...). Но, анализируя свой опыт работы, я поняла, что воспитанникам, в возрасте от 12 до 16 лет этого бывает недостаточно. Проводя с ними, такие мероприятия, надо дополнять их более серьезным, но и интересным материалом, вносить элементы историзма. Так у меня появилась идея создания тематических гостиных (математических, литературных, музыкальных, географических и т.д.). По своей сути - это театрализованное представление, в гостиных регулярно собираются великие ученые, математики, физики, исследователи, путешественники, поэты... И поскольку все это носит условный характер, в гостиную можно приглашать ученых, поэтов и т.д., которые не являются современниками друг друга. Так же, отличительной чертой является и то, что мероприятие включает в себя и историко-биографические исследования, и научный материал в доступной для детей форме, и занимательные моменты. Предметные гостиные помогают повысит интерес к знаниям, расширить кругозор воспитанников. К примеру, литературная гостиная, где предметом разговора может стать творчество любого писателя, поэта, не очень хорошо известного детям. Вечер, посвященный А. Ахматовой, проходил в форме диалога Поэта и ее современников.

Цель данного мероприятия:

  • Пробуждать у воспитанников интерес к культурному наследию России.
  • Задачи:
  • Познакомить ребят с нелегкой судьбой и творчеством поэтессы, а так же, отзывами о ней современников.
  • Развивать у них потребность и стремления к творческой деятельности ;
  • Содействовать проявлению воспитанниками своей индивидуальности.

Целесообразно проводить такие мероприятия два раза в год.

Дети с большим желанием и интересом участвуют в организации и проведении  мероприятий. Узнают много нового, получают огромное удовольствие.


Цель:

  • пробуждать у воспитанников интерес к культурному наследию России, к личности и творчеству А. А. Ахматовой;

Задачи:

  • расширять представление воспитанников о роли творчества в жизни человека и человечества;
  • развивать у них потребность и стремление к творческой деятельности;
  • содействовать проявлению воспитанниками своей индивидуальности.

Подготовительная работа

I. Воспитанники подбирают материал:

  • о поэтах « серебряного века»;
  • о творчестве А. А. Ахматовой;
  • стихотворения А.А. Ахматовой , об А.А.Ахматовой , которые могли бы стать «диалогом в стихах».

П. Воспитанники готовят стенд, посвященный творчеству и жизненному пути А.А.Ахматовой, поэтам «серебряного века.

III. Воспитатель, собрав весь материал, составляет вместе с воспитанниками сценарный план

литературной гостиной, предлагает стихотворения для исполнения чтецам.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • журнальные столики со свечами;
  • стенд со сборниками стихотворений А.А. Ахматовой; поэтов «серебряного века»;
  • стенд, посвященный творчеству и жизненному пути А.А.Ахматовой, поэтам «серебряного века.
  • плакат «.. .Златоустой Анне - всея Руси!»

Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей Царскосельской весёлой грешнице, Что случится с жизнью твоей...

  • магнитофон, музыкальные диски и аудиокассеты.

Ход вечера

Звучит «Лунная соната* (Л. Бетховен). На фоне музыки ведущий начинает рассказ.

Ребята!

Выражение «серебряный век» русского искусства применительно к концу

  1. — началу XX столетия возникло как обозначение крупнейшего этапа в его развитии после пушкинского «золотого века». Постепенно смысловой исток этого сопоставления забывается, и в памяти остается благородная красота определения: «серебряный» значит «высокий, звучный и чистый» — так написал о серебряном голосе Владимир Иванович Даль в своем Словаре живого великорусского языка...

Однако за понятием этой эпохи стоит не только красота, ведь речь идет об одном из сложнейших этапов в истории России, когда ее творческая интеллигенция жила ощущениями грядущих катаклизмов. И действительно,

  1. век оглушил ее войнами и революциями, а октябрьский переворот 1917 года покончил с обобщающим понятием «серебряного века» и вынудил каждого поэта, писателя, художника и музыканта искать свой собственный путь либо во взаимоотношениях с новой властью в России, либо в разрыве с ней — на дальних берегах зарубежья.

Никому не дано сказать о поэте больше, чем делает это он сам в своих произведениях. Поэт — самостоятельный мир, счастье и трагедии, гармонии и разлады которого будут доходить к потомкам спустя века. И только судьба, только одна она — больше поэта, потому что может быть и посмертной... Собравшись сегодня в нашей гостиной, мы с вами поговорим о судьбе большого русского поэта, женщины - матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы.

Мы встретимся с Анной Андреевной Ахматовой. За свою длинную жизнь она оставила огромное литературное наследие, которым гордится и восхищается весь мир.

За одним из столиков сидят окололитературные сплетники (все в элегантных костюмах, с портфелями и папками в руках). Их беседа идет в быстром темпе под музыку Прокофьева (начало VII симфонии) или Стравинского ("Петрушка").

  • Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей!
  • Правильно, они давно исписались.
  • Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.
  • Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.
  • А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.
  • Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства. В колхозах работы невпроворот, а она про любовь...
  • Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая...
  • Какая-то странная фамилия.
  • Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова - фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.

Голос из темноты.

Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на Север - в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.

Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ("На рождение порфирородного отрока") и Некрасова ("Мороз, Красный Нос"). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Училась я в Царской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.

Разговор за одним из столиков:

  • Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.
  • Конечно, декадентские настроения сказались...

Голос из темноты (на фоне музыки Шуберта "Ave Maria"). Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час... . Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.

Толпа окололитературных сплетников вновь оживает.

  • К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Ее возглавил Иванов; Блок, Мандельштам, Гумилев, Ахматова вначале были с ним, а затем создали свой "Цех поэтов'", свое поэтическое течение - акмеизм.
  • Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный.
  • Да что она вообще собой представляет?!! Видел как-то: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу...
  • Простите, а что она читала?
  • "Русалку". Ну, помните, "У пруда русалку кликаю..."

Голос из темноты. Я пришла сюда, бездельница, Все равно мне, где скучать! На пригорке дремлет мельница. Годы можно здесь молчать. Над засохшей повиликою Мягко плавает пчела; У пруда русалку кликаю, А русалка умерла. Затянулся ржавой тиною. Пруд широкий, обмелел, Над трепещущей осиною Легкий месяц заблестел.

Замечаю все, как новое. Влажно пахнут тополя. Я молчу. Молчу, готовая Снова стать тобой, земля.

Разговор возобновляется.

  • Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль...
  • Да что вы все: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?

Под музыку Бетховена (соната "Патетическая") звучит голос из темноты.

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я — отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья -

Ведь все равно я с вами до конца.

Вот отчего вы любите так жадно

Меня в грехе и в немощи моей,

Вот отчего вы дали неоглядно

Мне отчего вы даже не спросили

Меня ни слова никогда о нем

И чадными хвалами задымили

Мой навсегда опустошенный дом.

И говорят - нельзя теснее слиться.

Нельзя непоправимее любить...

Как хочет тень от тела отселиться,

Как хочет плоть с душою разлучиться,

Так я хочу теперь - забытой быть.

Появляется человек в военной форме.

  • Забытой? Никогда... Разрешите представиться. Евгений Добин, в прошлом военный журналист, сейчас литературовед.

В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) А. Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчетно.

Два года спустя в библиотеке Ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу:

"Я шла с Фаиной Раневской,, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал:

"Это Ахматова".

Раневская, кажется, была чуточку уязвлена:

"В первый раз узнают не меня, а тебя".

Голос из зала.

  • Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.
  • Неправда.

Друг за другом из-за столиков встают чтецы - звучат стихотворения из цикла "Ветер войны" (под "Лунную" сонату Бетховена): "Клятва", "Мужество", "Птицы смерти в зените стоят...".

Клятва

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам.

Что нас покориться никто не заставит!

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь.

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

ВЕТЕР ВОИНЫ

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: "Хлеба!"

До седьмого доходят неба

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть.

И стоит везде на часах

И уйти не пускает страх.

Голос из темноты.

Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе.

Звучит песня А. Розенбаума "На дороге жизни".

Разговор за одним из столиков.

  • Простите. Все спорят-спорят о чем-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?
  • А что вас интересует: внешность или стихи?
  • Все. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.

Одна из учениц встает из-за столика, читая стихи М. Цветаевой, медленно подходит к портрету Анны Ахматовой, кладет к нему красную розу.

О муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь.

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое: ох! –

Стотысячное тебе присягает, Анна Ахматова!

Это имя огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами - то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моем купола горят,

И спаса светлого славит слепец бродячий...

  • И я дарю тебе свой колокольный град, Ахматова! —
  •  и сердце свое в придачу.

Разговор за тем же столиком продолжается. - Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?

Чтецы (не вставая из-за столиков, как бы беседуя между собою, делясь воспоминаниями

М. Цветаева

"Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в темные и недвижные воды царскосельских прудов".

К. Чуковский

«Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. То были годы ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии...»

Прожектор высвечивает человека, сидящего за одним из столиков и печатающего на машинке.

Я, писатель Виленкин, был, не скажу другом, но хорошим знакомым Анны Андреевны. Общение с ней всегда было нелегким. Трудность эта даже переходила в какую-то тяжесть. В ее беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение. А знаете, какой у нее был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что мы опять встретились.

Голос из темноты. Я пью за разоренный дом, За злую жизнь мою, За одиночество вдвоем, И за тебя я пью, - За ложь меня предавших губ, За мертвый холод глаз, За то, что мир жесток и груб, За то, что бог не спас.

Писатель продолжает свои воспоминания.

А знакомство с Ахматовой у меня состоялось на одном званом обеде. Анна Андреевна вошла в столовую, и мы встали ей навстречу. Первое, что запомнилось, это ощущение легкости маленькой, узкой руки, протянутой явно не для пожатия, но при этом удивительно просто, совсем не по-дамски: сначала мне померещилось, что она в чем-то нарядном, но то, что я было принял за оригинальный выходной костюм, оказалось черным шелковым халатом с какими-то вышитыми дракончиками и очень стареньким. В этом своем странноватом халате Анна Андреевна, по-видимому, чувствовала себя среди нас, парадно выходных, как в самом элегантном туалете. Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: "А музыка-будет?". Ей было все равно, что ставили. Но все же больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи.

Голос из темноты. В ней что-то чудотворное горит, И на глазах ее края гранятся. Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной в моей могиле. И пела, словно первая гроза. Иль будто все цветы заговорили.

Разговор за столиком.

  • Ахматова была всегда горделиво прекрасна.
  • Да, говорят, что даже мертвая она вызывала чувство преклонения.

Когда у Николы Морского Лежала в цветах нищета, Смиренное чуждое слово Светилось темно и сурово На воске державного рта.

Звучит песня Вероники Долиной "Формула".

Разговор за одним из столиков.

  • Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.
  • Да, она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

Звучат стихотворения: "Сжаларуки под темной вуалью...!", "Яи плакала, и каялась...".

Можно использовать музыкальную иллюстрацию Свиридова к повести Пушкина "Метель".

"Сжала руки под темной вуалью..."

Сжала руки под темной вуалью...

«Отчего ты сегодня бледна?» —

Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна. Как забуду?

Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула:

«Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне. «Не стой на ветру».

Я и плакала и каялась.

Хоть бы с неба грянул гром!

Сердце темное измаялось

В нежилом дому твоем.

Боль я знаю нестерпимую.

Стыд обратного пути...

Страшно, страшно к нелюбимому,

Страшно к тихому войти.

А склонюсь к нему нарядная.

Ожерельями звеня, -

Только спросит:

«Ненаглядная! Где молилась за меня?»

-Ахматова написала самую короткую в мире балладу "Сероглазый король". Сама она эту балладу не любила.

-Почему?

-Неизвестно. Первым эти стихи положил на музыку А. Вертинский. Он выступал на фоне черного бархатного занавеса, на котором были изображены две скрещенные руки.

Звучит запись "Сероглазого короля " в исполнении А. Вертинского.

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

"Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой".

Трубку свою на камине нашел

И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:

"Нет на земле твоего короля..."

Разговор за столиком продолжается.

  • Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилева.
  • Кажется, что все стихотворения А. Ахматова пишет о себе и о Гумилеве.
  • Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства.
  • Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой.

Застонал я от сна дурного

И проснулся, смертно скорбя,

Снилось мне: ты любишь другого,

И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели.

Как убийца от плахи своей,

И смотрел, как тускло блестели

Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным

Не блуждал ни один человек

В эту ночь по улицам темным,

Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею.

Не дано мне иного пути,

Хоть и знаю, что не посмею

Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,

Хоть и было это лишь сном,

Но я все-таки умираю

Под твоим закрытым окном.

Разговор за столиком.

  • У Анны Андреевны остался сын Лев. Он стал ученым, а не поэтом, но репрессий не избежал.
  • Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все-таки выжил.

Голос из темноты.

Легкие летят недели, Что случилось, не пойму, Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели, Как они опять глядят Ястребиным жарким оком, О твоем кресте высоком И о смерти говорят.

Продолжается разговор за столиком.

  • Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну теплые веши и продукты. Какая-то женшина с синими губами спросила ее: "Говорят, Вы стихи пишете? А вот об этом Вы могли бы написать?"
  • Да, я знаю. Ахматова ответила, что могла бы.

Голосом из темноты. Семнадцать месяцев кричу. Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать.

Из-за столика, который стоит рядом с портретом А. Ахматовой, поднимается девушка.

"Реквием". Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было все мужество поэтессы. Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер. "Посвящение", написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына: "Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь".

Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развертывается в Истории, и оттого остается Надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое Возмездие.

Голос из темноты. Ни сына страшные глаза -Окаменелое страдание, Ни день, когда пришла гроза, Ни час тюремного свиданья, Ни милую прохладу рук, Ни лип взволнованные тениу Ни отдаленный легкий звук -Слова последних утешений.

Английский корреспондент.

  • Q, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди стали счастливее?

Голос из темноты.

-Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо еще кого- нибудь спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде. Я счастлива, чти жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

Ведущий;

Анна Ахматова была на стороне не отживающей, а создающей идеологии. В 1946 году стихи А.Ахматовой были практически запрещены. Но пришло и признание: в 1964 года Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия.

Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего Храма.

Ахматова;

Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперед.

Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя.

Ведущий:

Современники Ахматовой помнят звуки ее лиры, голос ее музы, тяжесть и подвиг ее жизни

Из-за столиков шумно поднимаются окололитературные сплетники.

  • Да что вы кричите Ахматова, Ахматова.
  • Ерунда, ничего особенного.
  • Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.
  • Это все для слезливых.
  • Да кем она вообще была-то, Ахматова?

Голос из зала.

  • Она была поэтом.

Под музыку "Ave Maria"звучат стихи.

Голос из темноты. А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне. Согласье на это даю торжество. Но только с условьем — не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь. Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь. Забыть, как постылая хлопала дверь. И выла старуха, как раненый зверь, И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анна Ахматова "Мужество"

Урок литературного чтения с презентацией...

Урок чтения в 4 классе. Поэзия. Стихи Анны Ахматовой.

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе....

Литературная гостиная. " Вечер памяти Валерия Майнашева"

Данные материалы позволяют познакомить учащихся с Валерием Майнашевым...

Конспект урока по литературному чтению. Анна Ахматова "Памяти друга"

Конспект урока по литературному чтению.Тема: Анна Ахматова "Памяти друга"...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....

Конспект урока по литературному чтению "Поход в музейный дом: Натан Альтман «Портрет Анны Ахматовой»" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с картиной Натана Альтмана “Портрет Анны Ахметовой”; формирование умения описывать картину.Планируемые результатыПредметные:...