Развитие самосознания и самооценки
статья на тему

Гронская Дарья Сергеевна

Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gronskaya_d.s._-_razvitie_samosoznaniya_i_samootsenki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самосознания и самооценки

Гронская Дарья Сергеевна,                                                                                           учитель начальных классов                                                                                           ГБОУ Лицей №1367 г.Москва

        Самосознание формируется к концу дошкольного возраста. Этот процесс происходит благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

У ребенка возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Развитие такого важного компонента самосознания, как самооценка, представляет собой сложный, многоуровневый процесс. В ходе развития личности появляются качественно новые виды самооценки, формированию которых способствует то, что на каждом возрастном этапе ребенок занимает различные места в системе социальных отношений. Возраст ребенка предъявляет определенные требования к его поведению, к системе норм и правил поведения, определенные социальные ожидания. Самооценка играет важную роль в становлении механизмов саморегуляций, определяет уровень притязаний, влияет на развитие межличностных отношений.

        От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, его отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность его деятельности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. степенью трудности целей, которые ребенок ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он неправильно себя оценивает и его поведение становится неадекватным. Самооценка также влияет и на то, как ребенок оценивает возможности и результаты деятельности других.

        Неадекватная оценка ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать основой для возникновения трудностей при завязывании социальных контактов. Если трудности все же образовались, го, скорее всего, общение в этом случае будет игрой, а не ;рытым общением. Игры не способствуют развитию личности, а ведут к упрочению тех негативных тенденций, которые уже имеются в ней. Так, например, ребенок, у которого завышена самооценка, может дружить с пассивным, неуверенным в себе ребенком потому, что тот его слушается и позволяет удовлетворять потребность в доминировании, ребенок может поддерживать отношения только потому, что не способен их прервать. Если ребенок с неадекватной самооценкой нашел себе дополнительного партнера, то это не исправит его самооценку, но будет лишь способствовать развитию каких-либо, скорее негативных свойств личности.

        Самооценка ребенка может быть заниженной, адекватной и завышенной.

        Ребенок с заниженной самооценкой чаще всего обладает высокой тревожностью, неуверенностью, агрессивными тенденциями поведения. В последнем случае, агрессия является компенсацией на критику, упреки, которые занижают самооценку ребенка. Причем, если ребенок компенсаторно агрессивен, то это не «выравнивает» его самооценку, а лишь приводит к тому, что окружающие оценивают ребенка как самолюбивого, самодовольного, самоуверенного. В этом случае трудно убедить родителей в том, что у их ребенка не завышенная, а заниженная самооценка, и критиковать и унижать его нельзя.

        Ребенок, у которого завышена самооценка, стремится прервать собеседника. Он это делает потому, что хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку своих особенностей или результатов активности. Однако, он встречает совсем иную реакцию, что приводит к нарушению взаимоотношений. Далее ребенок пытается еще более превзойти своих сверстников, но получает еще большее отвержение. В этом случае, ребенку необходимо объяснить, что стараться сказать быстрее всех, сразу высказать пришедшую мысль надо на интеллектуальных соревнованиях, а обычное общение таковым не является. Поэтому нужно подождать некоторое время, пока другие дети смогут понять то, что он уже готов высказать. У ребенка можно спросить: «Что для тебя важнее — иметь друзей в группе или показать воспитателю, что ты первым справился с заданием?». Если ребенок отвечает, что ему важнее продемонстрировать свои способности, так как все остальные ребята «глупые, плохие и вредные», то надо вместе с ним попробовать проанализировать, что привело к такому положению

        Если ребенок с завышенной самооценкой не имеет некоторых поведенческих навыков общения, необходимых для нормального взаимодействия со сверстниками, то необходимо обучить его различным приемам общения, показать, какие фразы приводят к ссоре, какие могут отвести от нее. Если ребенок будет настаивать на конфликтных формах общения, утверждая, что тем самым спасает чувство собственного достоинства, то надо убедить его в том, что можно спокойно разговаривать, при этом не унижая и себя и другого человека, и что оскорбление другого - никак его не возвышает.

        Завышенная самооценка у ребенка часто бывает связана с завышенными требованиями к окружающим. Если окружающие его люди не отвечают этим требованиям, то ребенок начинает капризничать, проявлять агрессию в отношении сверстников или взрослых. Если ребенок не находит поддержки и одобрения, то негативные отношения с окружающими людьми и некоторые свойства темперамента, такие, как высокая эмоциональность и активность, могут способствовать формированию эмоциональной неуравновешенности, неуправляемости эмоциональных реакций. Вследствие чего ухудшается взаимодействие ребенка с окружающими людьми, а это препятствует совестной игре, так как эмоционально неуравновешенному ребенку трудно справиться со своими желаниями, даже если те противоречат совместно принятому игровому правилу.

        Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны.

Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств, первоначально зависит от его отношения к этим людям. Сначала оценивание других проявляется в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей как бы отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества.

Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, что в свою очередь служит основой правильной самооценки.

        Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Все это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательном усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

        Итак, можно сделать вывод, что к концу дошкольного возраста, скорее всего, складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание. Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает что:

а)        ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

б)        у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

в)        ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Еще один из важных вопросов психологии старшего дошкольника - это кризис семи лет. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

        Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе.

        Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим.         Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

  • открывается сам факт переживаний;
  • возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;
  • переживания приобретают смысл.

        Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе.

В данном методическом материале рассматривается, как на уроках математики во втором классе формируется самоконтроль и самооценка у детей. Критериальное оценивание и ежедневное решение реальных задач р...

Проблемы развития самосознания у детей, воспитывающихся в условиях депривации

Статья была опубликована в сборнике «Муниципальная система образования: актуальное состояние и перспективы развития: материалы научно-практической конференции (г.Новокузнецк, 27-28 августа 2013г.)»....

Развитие самосознания через психологическую сказку.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказками. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность....

Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.

Развитие самооценки у младших школьников -главная задача учителя....

Развитие самосознания у дошкольника

            Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор,              пока мы хотим, не воспитывая себя,...

Педагогические разработки. "Развитие самосознания младших школьников".

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической...

Упражнения для развития самосознания в роли "Сын"("Дочь"), детско-родительские отношения

Интересные упражнения на подсознательное мышление ребенка....