Развитие самосознания через психологическую сказку.
материал на тему

Блискунова Людмила Васильевна

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказками. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_doklad.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Развитие самосознания через психологическую сказку.

Обогащение практической психологии  новыми средствами эффективной работы с детьми, в частности предоставляемыми таким направлением , как сказкотерапия, является отрадным фактом последнего десятилетия. Сказкотерапия эффективна в работе не только с дошкольниками  или младшеми школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей.  

Что же такое сказкотерапия?  Это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия  это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями  и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов  в реальность.

Пример: «Курочка Ряба»

О чём эта сказка?

 - О подарке судьбы (золотое яйцо)  и о том, что делают с ним неподготовленные люди?;

- О стереотипах человеческого поведения ( если яйцо, то по нему надо бить, независимо от качества скорлупы);

-О случайностях, которые обычно случаются закономерно ( мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось);

- Любви к ближнему ( не плач дед, не плач баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое);

- О разбившейся мечте или надежде ( яичко разбилось); и о многом другом.

Кажется что это совсем не детская сказка. Она больше подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.

Чему нас сказка учит?

- Конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;

- Гибкость при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить  по золотому яйцу, а нашли бы ему лучший способ применения. Кстати какой?

- Не дарить ближнему того, что он не готов получить ( вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами)

Всё это может стать темой для обсуждения.

Объясните, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны?

Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи?  Может быть, они плачут от того, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, что бы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача – подвести ребёнка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем её грани.

  «Колобок»

Может показаться, что это трагическая сказка – ведь в конце главный её герой погибает. Но подождём с преждевременной интерпретацией.

Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он появился на свет? Для того, чтобы Дед и Баба смогли его съесть. Колобок рождён быть съеденным.  В конце сказки так и случилось. Он выполнил своё предназначение.

Вот перечень «уроков сказки «Колобок»

- Последствия нарушения запрета;

- Потеря бдительности и стереотипности поведения;

-Модель поведения успешная в одной ситуации бывает неэффективна в другой ситуации;

- Жизнь учит нас гибкости, разнообразию способов решения проблем;

- Стремление испытать себя, узнать свои  ресурсные возможности. Почувствовать до какой  черты можно доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности задачи, и эта игра его затягивает, он не смог  во время остановиться.

- Быстрая реакция – залог успеха, Чутко реагируй на окружающее.

- Нельзя быть беспечным – к словам старших стоит прислушиваться.

- Родители не должны оставлять детей без присмотра.

- Если ты решил отделиться от родителей, стать самостоятельным, осознай цель этого.

- Учитывать окружение и гены ребёнка (« по амбару метён, по сусекам скребён», то есть из пыли и грязи; иными словами : генотип некудышний)

-Не рекламируй себя, лучше прикинься несъедобным.

- Не хами первым встречным, это попросту опасно.

- Будь осторожен в кризисные моменты своей жизни ( при трактовке  путешествия  Колобка от подоконника до встречи  с Лисой как этапов возрастного  развития от  младенчества до ранней юности)

- Первые сексуальные контакты наиболее опасны ( ведь катастрофой стала встреча  именно с особой  женского пола – Лисой, до этого момента юному Колобку  встречались исключительно звери – мужчины)

- Трудный подросток характерен для конфликтной семьи (отношения между дедом и бабкой далеки от идеально гармоничных)

Так чему же нас учит сказка «Колобок»?

Принятию своего предназначения; умению во время остановиться в процессе испытания себя; осознанию последствий нарушения запрета; творческому подходу к решению проблем.

Так что же такое сказкотерапия?

-Созерцание и и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.

- Процесс подбора каждому клиенту своей особенной сказки…

-Психокоррекционные сказки (для хвастунов, изгой в классе, проблема драчливости, сквернословия)

-Психотерапевтические сказки (о духовном развитии человека, о ценности любви, об имени, о характерах, памяти, внимании и речи и др.)

.                       Психолог                (Блискунова Л. В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития самосознания у детей, воспитывающихся в условиях депривации

Статья была опубликована в сборнике «Муниципальная система образования: актуальное состояние и перспективы развития: материалы научно-практической конференции (г.Новокузнецк, 27-28 августа 2013г.)»....

Развитие самосознания и самооценки

Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существуе...

Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.

Развитие самооценки у младших школьников -главная задача учителя....

Статья "Развитие воображения через музыкальную сказку у детей младшего школьного возраста"

Цель статьи  заключается в раскрытии необходимости развития и формирования воображения средствами музыкальной сказки у детей младшего школьного возраста на уроках музыки....

Развитие самосознания у дошкольника

            Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор,              пока мы хотим, не воспитывая себя,...

Педагогические разработки. "Развитие самосознания младших школьников".

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической...

Упражнения для развития самосознания в роли "Сын"("Дочь"), детско-родительские отношения

Интересные упражнения на подсознательное мышление ребенка....