Развитие самосознания у дошкольника
статья

Сокирка Наталья Николаевна

              Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор,

             пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей 

             Л. Толстой

Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении личности.

воспитание — это становление личности и результат не может быть мгновенный.

Развитие самосознания ребенка зависит не только от его психической зрелости, но и от всего багажа накопленных знаний и опыта. Поэтому если ему на каждую нежелательную выходку  объяснять, почему именно так делать нельзя, какие последствия будут от этого, ребенок сам в конечном итоге в этом убедится и его поведение изменится через его осознание определенных последствий, а не потому что так запрещают делать взрослые.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самосознания у дошкольника

Воспитание представляется сложным

 и трудным делом только до тех пор, 

пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей

Л. Толстой

Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении личности.

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям. 

У детей этого возраста формируются навыки коллективного поведения. Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развить это качество, воспитатель формирует у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Воспитатель побуждает их к суждениям о собственном поведении: «Я обидел товарища, это плохо», «Своим поступком я огорчил воспитателя». Ребенок испытывает стыд за то, что не оправдал доверия взрослого.

В период старшего дошкольного возраста, когда понятия «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения в присутствии взрослых и в их отсутствие. В этом возрасте дети не нуждаются в частых напоминаниях, они много знают и умеют. «Ты большой, и наверное, не стоит напоминать тебе, как себя вести». Это основано на естественном стремлении ребенка быть большим. Это развивает в нем самосознание, умение оценивать свое поведение. Они понимают, что правила необходимо выполнять, проявлять уважение к труду взрослых.

Воспитатель помогает детям уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе.

Пример: "Привлекать внимание неприлично. Идя по улице прыгать, толкаться - неприлично, недозволительно. Такое поведение - признак невоспитанности и неуважения к окружающим. Тот, кто не умеет с уважением относиться к другим никогда не может рассчитывать на уважение к себе".
«Нельзя громко разговаривать или играть, там, где читают, занимаются или отдыхают, это неуважение к людям».

Как мне ЗАСТАВИТЬ его СЛУШЯТЬСЯ? Вопрос, который часто задают мамы.

  • Мама, оставляя ребенка в детском саду первый раз, говорит воспитательнице при малыше: «Он ужасный ребенок». Будет ли в детском саду он вести себя хорошо?
  • Ребенок ходит в комнате. Мама вдруг говорит: «Не прикасайся к телевизору». Он об этом и не думал, но теперь, когда мама подкинула ему интересную идею, он немедленно направится к телевизору.

Очень советую мамам понаблюдать за поведением ребенка на различных стадиях своего настроения. Когда у мамы хорошее

настроение, то она обнаружит в основном без усилий, насколько легче ей управляться со своими детьми. Но они над

этим не задумываются.

Маме советую усвоить, что каждый ребенок сам может сделать очень многое, на него можно положиться. Если

ребенок чувствует, что ему доверяют и ответственность за что-то возлагают на него, им радуются, он хочет порадовать

своих родителей. Ему хочется казаться взрослым, во всем подражать, пытаться все делать самостоятельно.

Хотелось бы упомянуть об условии, трудно выполнимом. В голосе родителей чаще появляется раздражение, которое проявляется в тоне. А ребенок это чувствует, и у него может появиться такая же ответная реакция. Дети хорошо чувствуют требования и желания старших, поэтому в

хорошей, спокойной семейной атмосфере их поведение почти всегда можно контролировать замечаниями, напоминаниями, но не приказами.

Родителям не хватает диалога с детьми, чаще они хотят чтобы дети просто беспрекословно подчинялись, потому что так проще и быстрее добиться результата. Но этот результат вероятнее всего будет не длительным, из-за страха наказания, а уже через короткое время нежелательное поведение снова повторится. Поэтому необходимо набраться терпения.

Бывали случаи, когда ко мне приходят родители ребенка с упреком "мол, вы мне посоветовали вести меня с ним так-то, но это не помогло". Тогда я пытаюсь объяснить, что воспитание — это становление личности и результат не может быть мгновенный. 

Развитие самосознания ребенка зависит не только от его психической зрелости, но и от всего багажа накопленных знаний и опыта. Поэтому если ему на каждую нежелательную выходку  объяснять, почему именно так делать нельзя, какие последствия будут от этого, ребенок сам в конечном итоге в этом убедится и его поведение изменится через его сознание определенных последствий, а не потому что так запрещают делать взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса развития познавательных способностей по развитию речи для дошкольников.

Для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов. После прохождении ...

Проблемы развития самосознания у детей, воспитывающихся в условиях депривации

Статья была опубликована в сборнике «Муниципальная система образования: актуальное состояние и перспективы развития: материалы научно-практической конференции (г.Новокузнецк, 27-28 августа 2013г.)»....

Развитие самосознания и самооценки

Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существуе...

Развитие самосознания через психологическую сказку.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказками. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность....

Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.

Развитие самооценки у младших школьников -главная задача учителя....

Педагогические разработки. "Развитие самосознания младших школьников".

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической...

Упражнения для развития самосознания в роли "Сын"("Дочь"), детско-родительские отношения

Интересные упражнения на подсознательное мышление ребенка....