Работа с одарёнными детьми в начальной школе
статья (3 класс) на тему

Статья из опыта работы, формы работы с одарёнными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в начальной школе

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности.

Различают разные группы одаренных детей.         К первой группе можно отнести  «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ  и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким  специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой  предрасположенностью  к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.  Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение  дальнейшего развития.

 Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Только переход к развивающей системе  образования способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребенка. Одной из таких систем является «Планета знаний», готовящая  школьника нового типа – способного решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком; доступная массовой школе.

 «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

            Во внеурочной деятельности  учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружков.  Двери на такие занятия открыты для всех детей, а не только для тех, кто прошел предварительный отбор. Нет и никакого искусственного отсева неуспевающих. Однако реально в работу втягиваются только те, кто испытывает к ней настоящий интерес и кому она по плечу.

 Дети принимают участия  в различных творческих интеллектуальных конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах и т. п.

 

Результаты олимпиад представлены в следующей таблице:

Уч. год

класс

Олимпиада

Уровень

Итог участия

4 класс

1 класс

2 класс

3 класс

математика

муниципальный

призёр  – Магомадов Муса

русский язык

школьный

3 место –Милкин Михаил

математика

школьный

2 место – Магомадов Муса

математика

школьный

1 место – Густова Катя

3 место – Иванов Илья

русский язык

школьный

2 место – Акатов Саша

математика

школьный

2 место – Иванов Илья

3 место – Абитов Михаил

русский язык

школьный

1 место – Акатов Саша

2 место – Абитов Михаил

3 место – Чебанина Ксения

Всероссийская олимпиада для младших школьников по математике

федеральный

3 место

Свободина Анна

математика

школьный

1 место - Абитов Миша

3 место – Густова Катя

русский язык

школьный

1место – Абитов Миша

3место – Баландин Саша

4 класс

русский язык

школьный

1место – Иванов Илья

3место – Густова Катя

математика

школьный

1место – Иванов Илья

русский язык

муниципальный

3место – Иванов Илья

Учащиеся принимают активное участие и становятся победителями   школьных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятий.

         год

      уровень

      конкурс

   ФИ

   результат

2009-2010

муниципальный

«Малая Родина»

3-е Худовские чтения

Пальшин

Александр

1 место

муниципальный

Проект «Река Серая, как экологический объект г. Карабаново» в рамках городской научно-практической конференции «Динамика современного мира»

Иванов Илья

1 место

школьный

Конкурс чтецов стихотворений, посвящённых 65-летию победы над фашистами.

Абитов Михаил

1 место

2010-2011

региональный

Конкурс детского рисунка «Всероссийская перепись населения 2010»

Кузнецова София

свидетельство участника

муниципальный

«Малая Родина»

4-е Худовские чтения

Иванов Илья

Кузнецова София

победитель

победитель

муниципальный

1-й городской вокальный фестиваль детской песни «7 нот»

вокальная группа класса

свидетельство

участника

2011-2012

муниципальный

2-ой детский фестиваль искусств «Ступени творчества»

Густова

Екатерина

3 место

муниципальный

Конкурс чтецов «Мой край родной- 2012»

Кудряшова Диана

сертификат участника

федеральный

Конкурс сочинений «Солдатами не рождаются»

Абдуллаев Мурад

Москалев Денис

сертификаты

федеральный

Конкурс сочинений «Самый близкий человек»

Москалев Денис

участник

федеральный

15 конкурс декоративно-прикладного искусства

Густова Екатерина

участник

федеральный

Конкурс творческих работ в рамках проекта «Алые паруса» для одаренных детей социальной сети работников образования

nsportal.ru

Коршунов Андрей

Свидетельство о публикации

 Наличие и разнообразие творческих работ  учащихся по предметам

         Учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, проявляют свои фантазии при выполнении работ по технологии и изобразительному искусству, активно принимают участие в творческих конкурсах по предметам:    

                 

конкурс

уровень

результат

Ф.И. победителя

                                                     2008 -  2009 г.

Легкоатлетический пробег, посвященный «Дню победы»

муниципальный

2 место

Лебедев Александр

                                                  2009- 2010 г.

Конкурс поделок «Улица глазами детей»

школьный

1 место

2 место

Густова Катя

Кузнецова София

Парад новогодних елок.

В номинации «Елочка из ткани»

муниципальный

3 место

Кузнецова София

1 районный детский фестиваль искусств «Ступени творчества»

муниципальный

сертификаты

Конкурс «Малая Родина»

муниципальный

1 место

Пальшин Александр

Конкурс чтецов стихотворений, посвященных 65 -летию победы над фашистами.

школьный

1 место

Абитов Михаил

                                                    2010- 2011 г.

Конкурс рисунков «Всероссийская перепись населения 2010»

региональный

свидетельство участника

Кузнецова София

Конкурс поделок «Калейдоскоп русской еловой шишки» в номинации «Самая экономичная шишка»

муниципальный

2 место

Густова катя

Конкурс пасхальных яиц «Пасха 2011»

муниципальный

участие

Праздничная музейная программа «Встречаем спас»

муниципальный

диплом участника

Густова Катя

Конкурс рисунков «Космические фантазии»

школьный

3 место

Густова Катя

Конкурс рисунков «Пожарная безопасность»

школьный

3 место

Абдулаев Мурад

 Конкурс «Малая Родина»

План – проект  «Каким я хочу увидеть г. Карабаново»

муниципальный

1 место

Кузнецова София

Конкурс «Малая Родина»

Историческая открытка «Приветъ изъ Карабанова»

муниципальный

1 место

Иванов Илья

                                                    2011-2012

2-й районный детский фестиваль искусств «Ступени творчества» в номинации «Вышивка»

муниципальный

3 место

Густова Катя

Конкурс чтецов «Мой край родной 2012»

муниципальный

сертификат

Кудряшова Диана

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Волшебный снеговик»

муниципальный

сертификаты

                                                   2012-2013

Конкурс рисунков «ПДД»

школьный

2 место

Кротов Сергей

Конкурс рисунков «Светофор»

школьный

1 место

3 место

3 место

Кузнецова София

Абдулаев Мурад

Густова Катя

Конкурс поделок «Калейдоскоп русской еловой шишки»

муниципальный

сертификаты

Конкурс рисунков на военно-патриотическую тематику

школьный

3 место

Свободина Анна

Конкурс сочинений на военно-патриотическую тематику

школьный

1 место

Кротов Сергей

Конкурс проектов для одарённых детей «Шаг в будущее»

муниципальный

1 место

команда

Дети являются  постоянными участниками всех внеурочных мероприятий (творческих конкурсов, викторин,  интеллектуальных игр и т.д.)  школьного уровня, а также участвуют в мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровня.    

                                                                         

Уч. год

класс

Олимпиада, конкурс

Уровень

Итог участия

2008-2009

4 класс

конкурс – игра «Кенгуру»

международный

4 место в школе – Ханбекова Алина

игра-конкурс «Русский медвежонок»

международный

2 место в школе – Лебедев Саша

3 место в школе – Милкин Миша

«Дорога к Сочи – 2014»

региональный

диплом участника

2009-2010

1 класс

олимпиада по естествознанию «Человек и природа»

федеральный

1 место в школе – Акатов Саша

2 место в школе – Николаева Маша

2010-2011

2 класс

игра – конкурс «Русский медвежонок»

международный

2 место в школе – Иванов Илья

3 место в школе – Фролов Саша

2011-2012

3 класс

игра – конкурс «Русский медвежонок»

международный

1 место в школе – Иванов Илья

2 место в школе – Абитов Миша

3 место в школе – Чебанина Ксения

конкурс-игра «Кенгуру»

международный

участие

Дистанционная мультиолимпиада – марафон «Муравейник 2012»

федеральный

Сертификаты участников

4 призера

2012-2013

4 класс

конкурс-игра «Кенгуру»

международный

участие

игра-конкурс «Русский медвежонок»

международный

1место в школе-Густова Катя

2 место в школе-Иванов Илья

3 место в школе- Свободина Анна, Волков Андрей

олимпиада по естествознанию «Чип»

федеральный

участие

Отдельно хочется остановиться  на приемах развития лидерской одаренности (организаторских способностей) учащихся.  В классе создано детское объединение «Улыбка», которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои символы, ритуалы, систему норм и правил поведения, не противоречащих Уставу школы. В нем активно работает классный орган самоуправления Совет класса, который выбирается сроком на один год.

Все ученики класса разделены на группы – «звёздочки». В Совет класса входят руководители групп и староста. Именно они создают временные творческие коллективы для организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр и т. п. Координирует работу Совета класса классный руководитель совместно с родительским комитетом.

Учащиеся, входящие в «звёздочки» имеют различные поручения: дежурные, санитары, цветоводы.

Высшим органом класса является общее собрание, которое проводится 1 раз в неделю. На собрании анализируется работа «звёздочек», выполнение поручений учащимися, работа Совета класса и т.д.

Благодаря работе классного органа самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и районных мероприятиях, конкурсах, участвуют в благоустройстве города и др.

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.  

                                                                                     Истомина Н.А.

учитель нач. классов

                                                                                         МБОУ СОШ №8

                                                                                   Март 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....