Главные вкладки

    Работа с одарёнными детьми в начальной школе
    статья (3 класс) на тему

    Статья из опыта работы, формы работы с одарёнными детьми

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа с одаренными детьми в начальной школе

    В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности.

    Различают разные группы одаренных детей.         К первой группе можно отнести  «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ  и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким  специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой  предрасположенностью  к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.  Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение  дальнейшего развития.

     Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

    Только переход к развивающей системе  образования способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребенка. Одной из таких систем является «Планета знаний», готовящая  школьника нового типа – способного решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком; доступная массовой школе.

     «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

                Во внеурочной деятельности  учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружков.  Двери на такие занятия открыты для всех детей, а не только для тех, кто прошел предварительный отбор. Нет и никакого искусственного отсева неуспевающих. Однако реально в работу втягиваются только те, кто испытывает к ней настоящий интерес и кому она по плечу.

     Дети принимают участия  в различных творческих интеллектуальных конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах и т. п.

     

    Результаты олимпиад представлены в следующей таблице:

    Уч. год

    класс

    Олимпиада

    Уровень

    Итог участия

    4 класс

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    математика

    муниципальный

    призёр  – Магомадов Муса

    русский язык

    школьный

    3 место –Милкин Михаил

    математика

    школьный

    2 место – Магомадов Муса

    математика

    школьный

    1 место – Густова Катя

    3 место – Иванов Илья

    русский язык

    школьный

    2 место – Акатов Саша

    математика

    школьный

    2 место – Иванов Илья

    3 место – Абитов Михаил

    русский язык

    школьный

    1 место – Акатов Саша

    2 место – Абитов Михаил

    3 место – Чебанина Ксения

    Всероссийская олимпиада для младших школьников по математике

    федеральный

    3 место

    Свободина Анна

    математика

    школьный

    1 место - Абитов Миша

    3 место – Густова Катя

    русский язык

    школьный

    1место – Абитов Миша

    3место – Баландин Саша

    4 класс

    русский язык

    школьный

    1место – Иванов Илья

    3место – Густова Катя

    математика

    школьный

    1место – Иванов Илья

    русский язык

    муниципальный

    3место – Иванов Илья

    Учащиеся принимают активное участие и становятся победителями   школьных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятий.

             год

          уровень

          конкурс

       ФИ

       результат

    2009-2010

    муниципальный

    «Малая Родина»

    3-е Худовские чтения

    Пальшин

    Александр

    1 место

    муниципальный

    Проект «Река Серая, как экологический объект г. Карабаново» в рамках городской научно-практической конференции «Динамика современного мира»

    Иванов Илья

    1 место

    школьный

    Конкурс чтецов стихотворений, посвящённых 65-летию победы над фашистами.

    Абитов Михаил

    1 место

    2010-2011

    региональный

    Конкурс детского рисунка «Всероссийская перепись населения 2010»

    Кузнецова София

    свидетельство участника

    муниципальный

    «Малая Родина»

    4-е Худовские чтения

    Иванов Илья

    Кузнецова София

    победитель

    победитель

    муниципальный

    1-й городской вокальный фестиваль детской песни «7 нот»

    вокальная группа класса

    свидетельство

    участника

    2011-2012

    муниципальный

    2-ой детский фестиваль искусств «Ступени творчества»

    Густова

    Екатерина

    3 место

    муниципальный

    Конкурс чтецов «Мой край родной- 2012»

    Кудряшова Диана

    сертификат участника

    федеральный

    Конкурс сочинений «Солдатами не рождаются»

    Абдуллаев Мурад

    Москалев Денис

    сертификаты

    федеральный

    Конкурс сочинений «Самый близкий человек»

    Москалев Денис

    участник

    федеральный

    15 конкурс декоративно-прикладного искусства

    Густова Екатерина

    участник

    федеральный

    Конкурс творческих работ в рамках проекта «Алые паруса» для одаренных детей социальной сети работников образования

    nsportal.ru

    Коршунов Андрей

    Свидетельство о публикации

     Наличие и разнообразие творческих работ  учащихся по предметам

             Учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, проявляют свои фантазии при выполнении работ по технологии и изобразительному искусству, активно принимают участие в творческих конкурсах по предметам:    

                     

    конкурс

    уровень

    результат

    Ф.И. победителя

                                                         2008 -  2009 г.

    Легкоатлетический пробег, посвященный «Дню победы»

    муниципальный

    2 место

    Лебедев Александр

                                                      2009- 2010 г.

    Конкурс поделок «Улица глазами детей»

    школьный

    1 место

    2 место

    Густова Катя

    Кузнецова София

    Парад новогодних елок.

    В номинации «Елочка из ткани»

    муниципальный

    3 место

    Кузнецова София

    1 районный детский фестиваль искусств «Ступени творчества»

    муниципальный

    сертификаты

    Конкурс «Малая Родина»

    муниципальный

    1 место

    Пальшин Александр

    Конкурс чтецов стихотворений, посвященных 65 -летию победы над фашистами.

    школьный

    1 место

    Абитов Михаил

                                                        2010- 2011 г.

    Конкурс рисунков «Всероссийская перепись населения 2010»

    региональный

    свидетельство участника

    Кузнецова София

    Конкурс поделок «Калейдоскоп русской еловой шишки» в номинации «Самая экономичная шишка»

    муниципальный

    2 место

    Густова катя

    Конкурс пасхальных яиц «Пасха 2011»

    муниципальный

    участие

    Праздничная музейная программа «Встречаем спас»

    муниципальный

    диплом участника

    Густова Катя

    Конкурс рисунков «Космические фантазии»

    школьный

    3 место

    Густова Катя

    Конкурс рисунков «Пожарная безопасность»

    школьный

    3 место

    Абдулаев Мурад

     Конкурс «Малая Родина»

    План – проект  «Каким я хочу увидеть г. Карабаново»

    муниципальный

    1 место

    Кузнецова София

    Конкурс «Малая Родина»

    Историческая открытка «Приветъ изъ Карабанова»

    муниципальный

    1 место

    Иванов Илья

                                                        2011-2012

    2-й районный детский фестиваль искусств «Ступени творчества» в номинации «Вышивка»

    муниципальный

    3 место

    Густова Катя

    Конкурс чтецов «Мой край родной 2012»

    муниципальный

    сертификат

    Кудряшова Диана

    Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Волшебный снеговик»

    муниципальный

    сертификаты

                                                       2012-2013

    Конкурс рисунков «ПДД»

    школьный

    2 место

    Кротов Сергей

    Конкурс рисунков «Светофор»

    школьный

    1 место

    3 место

    3 место

    Кузнецова София

    Абдулаев Мурад

    Густова Катя

    Конкурс поделок «Калейдоскоп русской еловой шишки»

    муниципальный

    сертификаты

    Конкурс рисунков на военно-патриотическую тематику

    школьный

    3 место

    Свободина Анна

    Конкурс сочинений на военно-патриотическую тематику

    школьный

    1 место

    Кротов Сергей

    Конкурс проектов для одарённых детей «Шаг в будущее»

    муниципальный

    1 место

    команда

    Дети являются  постоянными участниками всех внеурочных мероприятий (творческих конкурсов, викторин,  интеллектуальных игр и т.д.)  школьного уровня, а также участвуют в мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровня.    

                                                                             

    Уч. год

    класс

    Олимпиада, конкурс

    Уровень

    Итог участия

    2008-2009

    4 класс

    конкурс – игра «Кенгуру»

    международный

    4 место в школе – Ханбекова Алина

    игра-конкурс «Русский медвежонок»

    международный

    2 место в школе – Лебедев Саша

    3 место в школе – Милкин Миша

    «Дорога к Сочи – 2014»

    региональный

    диплом участника

    2009-2010

    1 класс

    олимпиада по естествознанию «Человек и природа»

    федеральный

    1 место в школе – Акатов Саша

    2 место в школе – Николаева Маша

    2010-2011

    2 класс

    игра – конкурс «Русский медвежонок»

    международный

    2 место в школе – Иванов Илья

    3 место в школе – Фролов Саша

    2011-2012

    3 класс

    игра – конкурс «Русский медвежонок»

    международный

    1 место в школе – Иванов Илья

    2 место в школе – Абитов Миша

    3 место в школе – Чебанина Ксения

    конкурс-игра «Кенгуру»

    международный

    участие

    Дистанционная мультиолимпиада – марафон «Муравейник 2012»

    федеральный

    Сертификаты участников

    4 призера

    2012-2013

    4 класс

    конкурс-игра «Кенгуру»

    международный

    участие

    игра-конкурс «Русский медвежонок»

    международный

    1место в школе-Густова Катя

    2 место в школе-Иванов Илья

    3 место в школе- Свободина Анна, Волков Андрей

    олимпиада по естествознанию «Чип»

    федеральный

    участие

    Отдельно хочется остановиться  на приемах развития лидерской одаренности (организаторских способностей) учащихся.  В классе создано детское объединение «Улыбка», которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои символы, ритуалы, систему норм и правил поведения, не противоречащих Уставу школы. В нем активно работает классный орган самоуправления Совет класса, который выбирается сроком на один год.

    Все ученики класса разделены на группы – «звёздочки». В Совет класса входят руководители групп и староста. Именно они создают временные творческие коллективы для организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр и т. п. Координирует работу Совета класса классный руководитель совместно с родительским комитетом.

    Учащиеся, входящие в «звёздочки» имеют различные поручения: дежурные, санитары, цветоводы.

    Высшим органом класса является общее собрание, которое проводится 1 раз в неделю. На собрании анализируется работа «звёздочек», выполнение поручений учащимися, работа Совета класса и т.д.

    Благодаря работе классного органа самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и районных мероприятиях, конкурсах, участвуют в благоустройстве города и др.

    Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.  

                                                                                         Истомина Н.А.

    учитель нач. классов

                                                                                             МБОУ СОШ №8

                                                                                       Март 2013г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

    Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

    Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

    Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

    Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

    Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

    Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

    статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

    В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

    Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

    Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

    Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

    В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....