Формирование коммуникативной компетентности в работе с классом
статья (3 класс) по теме

Хайрова Надия Харрасовна

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетентности в работе с классом

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС  как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.

  Умению согласовывать свои действия со сверстниками, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущем. Поэтому проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников в настоящее время является актуальной, как для каждого конкретного человека, так и для общества. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. И наконец, коммуникативная компетенция обучающихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон

Я убеждена, что формирование коммуникативной  компетенции в урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении вне урока, в  неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий.

Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, праздники, тематические классные  часы. Все мероприятия являются не только развивающими и воспитывающими, но и нацелены на формирование коммуникативной и познавательной компетенции  Ежемесячно с первого класса один из классных часов обязательно посвящен правилам общения со сверстниками (в группе и вне ее), со взрослыми.

Для формирования коммуникативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы. В своей работе по формированию коммуникативной компетенции я применяю элементы:

  • здоровьесберегающих технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения  навыкам его сохранения: (физкультминутки, гимнастика для глаз, правила здорового питания, беседы по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: прогулки, экскурсии по деревне)
  • Особое внимание в учебно-воспитательной работе уделяю организации игр. Игровые технологии использую  при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. (Новогодние представления  и праздники к 8 Марта совместно с родителями, День открытых дверей)
  • Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей  самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Учитель и учащиеся, и родители совместно находятся в состоянии сотрудничества, сотворчества. Неоценимую помощь в проведении мероприятий, оказывают родители, родительский комитет. Именно в сотрудничестве с родителями класса успешно проходят мероприятия.
  • В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru
  • Метод проектов. Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций.  Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей.  Использование ИКТ учащимися - это один из способов самоутверждения в школьном коллективе. Можно обозначить круг мероприятий, где наш класс активно использует ИКТ. К такой деятельности относятся классные часы, сопровождаемые компьютерными презентациями, приготовленные самими учащимися: «Мой прадедушка», «Русская краса», «Моя родословная», «Моя малая родина». Для того, чтобы ребята видели результаты своего труда, родителям предложила оформлять “Портфолио” своего ребенка, совместно с детьми. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Таким образом, использование ИКТ дает новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка, позволяет оптимизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность.  Достоинства ИКТ:
  • Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
  • Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
  • Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
  • Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
  • Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
  • Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
  • Повышают качество педагогического труда.
  • Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.

Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования коммуникативной компетенции учащихся мною решаются.



Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетентности в работе с классом

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС  как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.

  Умению согласовывать свои действия со сверстниками, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущем. Поэтому проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников в настоящее время является актуальной, как для каждого конкретного человека, так и для общества. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. И наконец, коммуникативная компетенция обучающихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон

Я убеждена, что формирование коммуникативной  компетенции в урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении вне урока, в  неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий.

Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, праздники, тематические классные  часы. Все мероприятия являются не только развивающими и воспитывающими, но и нацелены на формирование коммуникативной и познавательной компетенции  Ежемесячно с первого класса один из классных часов обязательно посвящен правилам общения со сверстниками (в группе и вне ее), со взрослыми.

Для формирования коммуникативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы. В своей работе по формированию коммуникативной компетенции я применяю элементы:

  • здоровьесберегающих технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения  навыкам его сохранения: (физкультминутки, гимнастика для глаз, правила здорового питания, беседы по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: прогулки, экскурсии по деревне)
  • Особое внимание в учебно-воспитательной работе уделяю организации игр. Игровые технологии использую  при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. (Новогодние представления  и праздники к 8 Марта совместно с родителями, День открытых дверей)
  • Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей  самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Учитель и учащиеся, и родители совместно находятся в состоянии сотрудничества, сотворчества. Неоценимую помощь в проведении мероприятий, оказывают родители, родительский комитет. Именно в сотрудничестве с родителями класса успешно проходят мероприятия.
  • В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru
  • Метод проектов. Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций.  Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей.  Использование ИКТ учащимися - это один из способов самоутверждения в школьном коллективе. Можно обозначить круг мероприятий, где наш класс активно использует ИКТ. К такой деятельности относятся классные часы, сопровождаемые компьютерными презентациями, приготовленные самими учащимися: «Мой прадедушка», «Русская краса», «Моя родословная», «Моя малая родина». Для того, чтобы ребята видели результаты своего труда, родителям предложила оформлять “Портфолио” своего ребенка, совместно с детьми. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Таким образом, использование ИКТ дает новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка, позволяет оптимизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность.  Достоинства ИКТ:
  • Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
  • Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
  • Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
  • Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
  • Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
  • Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
  • Повышают качество педагогического труда.
  • Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.

Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования коммуникативной компетенции учащихся мною решаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...

Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Опыт работы по теме" Формирование коммуникативной компетентности у учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ В РАМКАХ УМК «ГАРМОНИЯ»

На примере упражнений для первоклассников мы видим, что для возрастания уровня развития коммуникативных компетенций, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые зада...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников. (из опыта работы)

На современном этапе развития общества в образовании происходит изменение целевых   установок: от знаний, умений как предпосылок результативных  действий в будущем к компетентности как ...