Программа воспитательной работы классного руководителя 3-го класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Токова Светлана Павловна

Программа построена с учётом половозрастных и индивидуальных особенностей третьеклассников. Охвачена работа с детьми и их родителями. Разработано календарно-тематическое планирование воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.ruk-14-15.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен

 всегда придерживаться справедливых взглядов.

О. Балъшк

Воспитание учащихся с учётом половозрастных и индивидуальных особенностей

Общешкольная цель: 

«Создание условий для повышения качества образования и уровня профессионального мастерства педагогических работников школы-интерната».

Воспитательная проблема: Формирование личности третьеклассника через создание  и развитие классного коллектива

Цель: формирование классного коллектива, в котором каждый  ребенок сможет  раскрыть свою индивидуальность, будет  жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи:

  • изучать личностные качества воспитанников, складывающие отношения в классном коллективе;
  • осуществлять проектирование  образа жизнедеятельности классного сообщества;
  • развивать творческие  и  организаторские умения  воспитанников  в сотрудничестве с учителем;
  • создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для развития воспитанников;
  • пробуждать интерес  ребенка к самому себе, помогать в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
  • создавать условия  для самовоспитания воспитанников.

Задачи программы реализуются в процессе:                    

  • Приобщения учащихся к творчеству, народным казачьим традициям.            
  • Коллективной творческой деятельности.
  • Экскурсионной деятельности. 

Принципы воспитания:

  • Принцип добровольности.
  • Принцип творчества и успеха.
  • Целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы.
  • Принцип доверия и поддержки.

Формирование  коллектива происходит поэтапно:

  • Диагностический  этап – изучение  индивидуальности каждого ребенка
  • Организация общения  детей.
  • Организация  взаимодействия между  детьми.

Педагогические технологии

  • КТД
  • Технология  игрового моделирования.
  • Игровая технология
  • ИКТ

Направления воспитательной работы:

  • Ценностно-ориентировочная деятельность
  • Аналитико-диагностическая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная  деятельность
  • Познавательная  деятельность
  • Художественно-эстетическая  деятельность
  • Свободное общение
  • Образная, проектно-творческая деятельность 
  • Коммуникативная (социальная) деятельность 
  • Трудовая деятельность

Классное самоуправление.

Чередование поручений в казачьем духе – один из приемов организации  жизнедеятельности в нашем  классе. В начале каждого учебного года на классном собрании выбираются  атаман (командир класса), знахарь (санитар), физорг, старшина (цветовод), краевед, затейник, художник и главы куреней (командиры звездочек). Эти поручения  учащиеся выполняют 1 четверть, затем происходит «обмен» постоянными  делами-поручениями между членами коллектива. Таким  образом,  в  течение учебного года каждый ученик может  проявить  свои  организаторские способности, имея  различные поручения. Весь класс разделен на  2 звездочки (2 куреня).

  • атаман  – отвечает за  жизнедеятельность класса
  • есаулы – помощники атамана, отвечают за классный инвентарь, учебники
  • знахари – обеспечивает заботу  о выполнении правил гигиены, следит за чистотой
  • физорги – проводят физкультминутки, отвечают за спортивную жизнь класса
  • краеведы - заботятся о сохранности мини-музея донского казачества, отвечают за уголок природы
  • затейники – организуют  культурный  отдых одноклассников
  • художники - отвечают за выпуск  классной  газеты, оформление класса
  • главы куреней  –  отвечают за учёбу детей своего куреня (своей  звездочки).
  • старшины – отвечают за дежурство в классе, комнатные цветы

 Жизнь в классном коллективе строится на выполнении казачьих заповедей:

  • Никогда не обижай слабого, не воюй с ним.
  • Не трать своей души на ненависть, зависть.
  • Будь послушным, будь опрятным.
  • Будь законопослушным, но помни – душа твоя принадлежит только Богу, и да не проникнет в нее зло человеческое.
  • Храбрые всегда добрые, потому как они сильные.
  • Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе ее.
  • Люби все, что с ранних лет ты  впитал в кровь и плоть в вольных степях донского края.
  • Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет.
  • У любого человека должны быть, кроме родителей, четыре корня:
  •                               -родная земля,
  •                               -родной язык,
  •                               -родная культура,
  •                               -родная история.

Устав казачьего класса.

  • Юные казачата обязаны:
  • 1.Выполнять устав казачьего класса.
  • 2.Добросовестно учиться, изучать историю родного края, его традиции, праздники, культуру, обычаи.
  • 3.Знать свою Родословную.
  • 4.Соблюдать школьную дисциплину.
  • 5.Уважительно относиться к людям старшего поколения и своим сверстникам.
  • 6.Защищать младших и помогать им.
  • 7.Бережно относиться к окружающей среде.
  • 8.Беречь имущество школы.
  • 9.Принимать активное участие в жизни школы и села.

Система контроля.

Периодическая диагностика.

С целью развития отношений в  коллективе   используется  Методика урегулирования межличностных отношений детей «Психологический климат класса».    Автор: С.П.Токова - 2 раза в год.

С целью изучения нравственного развития личности и духовно– нравственной атмосферы в коллективе предполагается использование методики «Магазин», «Незаконченное предложение».

С целью изучения уровня воспитанности  учащихся используется методика Н.П. Капустина

С целью удовлетворенности учащихся школьной жизнью – методику А.А. Андреева.

С целью удовлетворенности родителей   школьной жизнью – анкетирование.

Анкета «Какой у  нас коллектив».  Методика Лутошкина.

Критерии  эффективности реализации программы:

Мониторинг позитивных межличностных отношений в ученическом  коллективе.

Мониторинг успешности обученности и воспитанности учащихся класса.

Мониторинг сформированности  детского коллектива.

Мониторинг  здоровья  ребенка.

Мониторинг степени участия  каждого ребенка  в мероприятиях.

Мониторинг уровня воспитанности  с использованием методики  Н.П. Капустина.

Планируемые результаты

Портрет воспитанника на конец 3-го класса:

Любит  учиться.

Внимателен.

Самостоятелен.

Помогает другим.

Любит трудиться.

Любит свою школу, свой казачий край, свою Родину.

Знает и выполняет правила  для учащихся.

Участвует в  делах класса  и школы.

Добр по  отношению к  людям.

Соблюдает культуру  поведения.

Соблюдает санитарно-гигиегические правила ухода за собой.

Заботится  о своем  здоровье.

Календарно-тематическое планирование

Направление

Мероприятия

Дата

Форма проведения

Ответственный

1 ПОЛУГОДИЕ

I четверть

Ценностно-ориентировочная деятельность

1 сентября – Всенародный праздник «День знаний»

Мы – знатоки ПДД

Моя малая родина

1.09

Торжественная линейка.

Мозговой штурм

Патриотический кл. час

Ценностно-ориентировочная деятельность

3 сентября – День памяти и скорби о жертвах бесланской трагедии

3.09

Беседа, дискуссия

Познавательная деятельность

Сценка «Безопасность на дороге»

5.09

театрализация

Познавательная деятельность.  художественно-эстетическая

«Люби свой край!»

День рождения станицы Казанской (праздничная программа для района).

12.09

Интегрированное занятие.

Социальное партнёрство (историко-краеведческий музей)

Ценностно-ориентировочная деятельность

«О жадности и жадных»

19.09

Нравственный классный час. Беседа

Оздоровительно-познавательная деятельность

Единый Всероссийский урок безопасности дорожного движения

26.09

Урок-игра

Аналитико-диагностическая деятельность, оздоровительно-познавательная деятельность  

Свободное общение

 «Агрессия: причины и последствия. Умей держать себя в руках, будь терпеливым!»

 «День воспитателя и учителя»

3.10

Психологический тренинг 

Общешкольный праздник

Аналитико-диагностическая деятельность

«Мой любимый воспитатель и учитель»

4.10

Изодеятельность, выставка рисунков

Ценностно-ориентировочная деятельность

«Культура поведения и такт»

10.10

Беседа

Ценностно-ориентировочная деятельность

Свободное общение

По страницам истории России

Праздник «Покров»

13.10

Урок-путешествие к 70-летию Победы

Социальное партнёрство (историко-краеведческий музей)

Познавательная деятельность

Свободное общение

«Как не стать жертвой преступления»

Праздник «Покров»

17.10

Классный час. Беседа

Общешкольное мероприятие

Ценностно-ориентировочная деятельность

Литературное творчество великих писателей

22.10

Устный журнал

Свободное общение

«Наши планы на учебный год»

24.10

Мозговой штурм. Классное собрание

Оздоровительно-познавательная деятельность

Урок безопасности в сети Интернет

30.10

Урок-игра

Оздоровительно-познавательная деятельность

Основы безопасности жизнедеятельности в осеннее каникулярное время

31.10

Беседа

II четверть

Спортивно-оздоровительная познавательная деятельность

«Наш друг светофор»

14.11

Диалог со «Светом Светофорычем»

Ценностно-ориентировочная деятельность

«Юристом можешь ты не быть, но знать законы ты обязан»

21.11

Урок правовой грамотности

Свободное общение (досуг)

«День осеннего именинника»

26.11

Общешкольный праздник

Познавательная деятельность 

Свободное общение (досуг)

«Огонь – мой друг и враг». Зимний пожароопасный период

День матери

28.11

Устный журнал 

Общешкольный праздник

Свободное общение. Ценностно-ориентировочная деятельность

Мероприятие от юных казачат «День матери-казачки»

2.12

Социальное партнёрство (историко-краеведческий музей)

Художественно-эстетическая деятельность. Свободное общение.

Областной фестиваль «Мне через сердце виден мир»

4.12

Посещение Дворца творчества г. Ростов-на-Дону: творческой детской выставки, представление танцевальной композиции «Барыня»

Познавательно-оздоровительная деятельность

«Вредным привычкам – нет»

5.12

Беседа. Классный час

Аналитико-диагностическая деятельность

«Тренировка памяти»

12.12

Психологический классный час

Ценностно-ориентировочная деятельность

«Спешите делать добро»

19.12

Нравственный Кл/час

Аналитико-диагностическая деятельность

«НОТ школьника»

11.12

социометрия

Познавательная деятельность, художественно-эстетическая

«В казачьем мини-музее 3-го класса»

22.12

Экскурсия для 1-го класса

Свободное общение (досуг)

«День зимнего именинника»

Общешкольный праздник

.

Познавательная деятельность, ценностно-ориентировочная деятельность

«Традиции нашего класса»

24.12

Классное собрание. Аукцион мнений

Познавательно-оздоровительная деятельность

Свободное общение (досуг)

«Ура – зимние каникулы»

«Новогодняя сказка»

26.12

Беседа, ОБЖ, классное собрание

Общешкольный праздник. Бал-маскарад

2 ПОЛУГОДИЕ

III четверть

Ценностно-ориентировочная деятельность

«О доброте, отзывчивости и скромности»

16.01

Нравственный к/час, беседа

Спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность

«Красный, желтый, зеленый»

23.01

к/час, игра

Познавательно-оздоровительная деятельность

Алкоголизм, курение опасней иной болезни!

30.01

Дискуссия

Ценностно-ориентировочная деятельность

«О честности и умении держать слово»

6.02

Нравственный к/час, беседа

Познавательная, ценностно-ориентировочная деятельность

Поговорим о толерантности

13.02

Урок мира

Познавательная, художественно-эстетическая деятельность

«Ярмарка матрешек»

14.02

Праздник

Познавательная, ценностно-ориентировочная деятельность Свободное общение

«Дети не хотят войны» - кл. час ко Дню победы

«День защитника Отечества»

20.02

Патриотический классный час Общешкольный праздник

Оздоровительная, ценностно-ориентировочная деятельность

«Урок мужества»

21.02

Рыцарский турнир, беседа

Оздоровительно-познавательная деятельность

Урок здоровья «В гостях у доктора Пилюлькина»

27.02

Урок-игра

Ценностно-ориентировочная деятельность

Свободное общение

От чистого сердца, простыми словами поговорим о маме!

Весенняя сказка к Международному женскому дню

6.03

Праздничное классное чаепитие

Общешкольный праздник

Свободное общение

С международным женским днём! (Литературно-музыкальная композиция)

7.03

Социальное партнёрство (историко-краеведческий музей)

Ценностно-ориентировочная деятельность

«О непримиримости ко злу и равнодушию»

13.03

Нравственный к/час, беседа

Оздоровительно-познавательная деятельность

«24 марта – Всемирный  день борьбы с туберкулёзом в 2015 году»

19.03

ОБЖ

Познавательная деятельность, художественно-эстетическая

 Литературная встреча «Вместе с книгой мы растём». (2015 год – год литературы в России)

20.03

Социальное партнёрство (экскурсия в библиотеку)

Оздоровительно-познавательная деятельность

ОБЖ «Мы на весенних каникулах»

«Пешеходом быть – целая наука»

21.03

Беседа

IV четверть

Ценностно-ориентировочная, познавательная деятельность

Что такое настоящая дружба?

3.04

Деловая игра

Познавательная деятельность

«12 апреля - День космонавтики»

10.04

Заочное путешествие

Ценностно-ориентировочная, познавательная деятельность

«О сознательной дисциплине и культуре поведения»

17.04

Нравственный классный час, беседа

Познавательная деятельность

Библиотечный урок «Книга – источник знаний»

24.04

Экскурсия в библиотеку

Художественно-эстетическая деятельность

«Мы за мир – рисунок мелом на асфальте»

Акция «В безопасную дорогу всей семьей» в рамках «Первого глобального Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020гг»

6.05

ИЗОдеятельность, беседа о мире

Ценностно-ориентировочная, познавательная деятельность

К 70-летию Победы: «Этот день мы приближали как могли!»

8.05

Урок патриотизма и памяти                                            

Свободное общение

«День Победы»

9.05

Экскурсия на площадь

Познавательная, ценностно-ориентировочная деятельность

О пользе прощения!

15.05

Урок-сказка

Спортивно-оздоровительная познавательная деятельность

«Юный водитель»

22.05

Практическая игра

Спортивно-оздоровительная деятельность

«Вместе дружная семья»

23.05

Поход к Кукуевскому роднику

Познавательная и ценностно-ориентировочная деятельность

«Земля - наш дом родной»

27.05

Экологический к/час, беседа

Свободное общение

«День весеннего именинника»

Общешкольный праздник

Свободное общение

«Ярмарка талантов»

28.05

Творческий отчет третьеклассников

Познавательно-оздоровительная деятельность

«Здравствуй, лето!»

29.05

Беседа, ОБЖ

Планирование работы с семьёй учащихся

                                                                                                                                                                             Воспитание не ограничивается школой. 

П. Валери

Организация  совместной деятельности  с родителями класса.

Цель:

- создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

-установление партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей, способствующей развитию ребенка.

Направления организации  работы  с  семьей:

  Диагностическая работа  по изучению семьи.

  Психолого-педагогическое просвещение  родителей.

  Система массовых мероприятий с родителями.

  Распространение позитивного опыта семейного воспитания.

  Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности  по профилактике правонарушений  среди  несовершеннолетних и защита прав детей.

Вид работы с родителями

Тема

Дата проведения

Родительское собрание №1

Работа в группах, презентация

С началом нового учебного года! Семья и школа – главные факторы в воспитании детей. Моя малая родина. ПДД.

1.09.14

Родительское собрание №2

Форма проведения:

Анкетирование + игра

Проектирование содержания и отбор технологий обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в системе требований ФГОС. Итоги I четверти.

1.11.14

Родительское собрание №3

Форма проведения:

                          круглый стол, презентация

Спроси у юриста. (День правовой помощи  детям)

20.11.14

Родительское собрание № 4

Форма проведения: групповая

Наши успехи и неудачи. Проблемные ситуации в детском коллективе. Итоги I полугодия.

26.12.14

Родительское собрание №5

Форма проведения: мозговой штурм

«Соблюдении правил пожарной безопасности и недопущение гибели детей на пожарах. Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей ».                                                                                      

7.02.15

Родительское собрание № 6

Форма проведения: презентация+беседа+анкетирование.

Профилактика вредных привычек. Нормы поведения и пример родителей в семье.  Итоги III четверти.

Соблюдение правил дорожного движения и недопущение гибели детей на дорогах.

21.03.15.

Родительское собрание №7

Форма проведения: праздник с презентацией

Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
Прощай, третий класс!

29.05.15.

Общешкольное родительское собрание. Встреча с завучем, педагогом-психологом и учителем-логопедом.

Поговорим? Поговорим!

29.05.15.

Индивидуальные консультации

  1. Конфликтная ситуация в классе
  2. Агрессивное поведение воспитанника и причины агрессии
  3. Проблемы общения ребёнка с классом
  4. Стили семейного воспитания
  5. Увлечения, интересы детей
  6. Предпочтение в семейном общении
  7. Поведенческие реакции
  8. Особенности здоровья ребёнка
  9. Особенности  характера
  10. Мотивация учения
  11. Учебные предпочтения
  12. Интересы вне учебной деятельности
  13. Гиперактивность  детей
  14. Разговор на «трудную» тему: «Профилактика вредных привычек в семье».

По  мере

не

   об

       хо

          ди

              мос

                        ти

        

Список литературы:

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
  5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
  7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3 класс. - М.: ВАКО, 2012.
  8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 3 класс. - М.: ВАКО, 2012.
  9. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г. Сборник содержит разработки викторин, брейн-рингов, тестов, оригинальные авторские сценарии агитбригады отряда ЮИД, праздников.
  10. Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2006г. В книге понятным и доступным языком рассказывается об общих положениях ПДД.
  11. Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению младших школьников с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.