Программа воспитательной работы классного руководителя.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа воспитательной работы классного руководителя (1 - 4 классы) "Ступеньки роста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы

классного руководителя (1 – 4 классы)

«Ступеньки роста»

Классный руководитель: Устинова Людмила Петровна,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Щёкино

Концепция программы

                                                     «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

                                                       музыки,   рисунка, фантазии, творчества».

В.А.Сухомлинский

                           «Воспитатель сам должен быть тем,

                            чем он хочет сделать воспитанника»

                                                                                                                 Л.Н. Толстой

             Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к социально – культурной и трудовой жизни в обществе.

            Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовывать заложенные психические, биологические задатки, трансформировать их в социально – значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

            Воспитание в начальной школе – прежде всего, необходимо для создания духовного и нравственного воспитания, а так же для  развития и реализации  творческих и познавательных способностей детей, их социализацию в максимально благоприятных условиях начальной школы и самого учебного процесса.

          Каждый год обучения в начальной школе – новая ступенька в становлении личности младшего школьника, по которой ребёнок поднимается всё выше и выше. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы базируется на результатах предыдущего года.

Значимую роль на формирование взглядов в начальной школе играет учитель, от которого во многом зависит воспитание духовной и нравственной личности школьника. Воспитание в начальной школе – наиболее благоприятный период  для гармоничного познания мира, знакомства с основами своей культуры. Познание учащимися истории своей страны, культуры, носителями своей культуры – основное условие воспитания в них милосердия, добра и чувства прекрасного.

       В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры.

      Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным. Программа «Ступеньки роста» - это движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка, возможность осуществления «собственных надежд».

        Программа рассчитана на 4 года, на учащихся 1-4 классов.

Цель программы: обеспечение целостного подхода к воспитанию, и развитию личности  учащихся, моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, ведущего здоровый образ жизни, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи, воспитание успешного человека.

Задачи:

- создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;

- изучение личностных качеств учащихся, складывающиеся отношения в коллективе;

- формирование общечеловеческих ценностей в каждом воспитуемом;

- осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества,

- содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития;

- формирование потребности учащихся участвовать в коллективных и творческих делах класса;

- формирование потребности к саморазвитию;

- формирование стремления к  здоровому образу жизни, осознание здоровья  как одной из главных жизненных ценностей;

- гражданско – патриотическое воспитание;

- воспитание любви к семье, школе, Родине;

- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса;

- привлечение родительской общественности к воспитательной работе класса и школы.

Предполагаемые результаты данной воспитательной программы:

-  формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность,  не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Объект: учебно – воспитательный процесс в начальной школе.

Приоритетные направления развития и воспитания школьников:

  • «Гражданско - патриотическое»
  • «Духовно – нравственное»
  • «Интеллектуальное»
  • «Здоровьесберегающее»»
  • «Экологическое»»
  • «Коммуникативность»
  • «Семья»

Виды занятий, применяемые в ходе реализации программы:

  • Беседы
  • Обсуждение прочитанной литературы
  • Проекты
  • Игры
  • Конкурсы, викторины, интеллектуальные состязания
  • Выпуск газет
  • Анкетирование
  • Экскурсии
  • Занятия в кружках по интересам
  • Спортивные игры, эстафеты,
  • Организация и проведение праздников, классных часов совместно с родителями
  • Тематические классные часы

Содержание программы

     1 класс (первая ступенька)

    «Я учусь познавать себя»

                                                   Основные направления

1. Наша страна и люди, которые в ней живут.

2. Учимся правильно общаться и жить с людьми.

3.Чтение – вот лучшее учение.

4. Развиваем индивидуальные способности и талант.

5. Моя семья.

6. Что такое хорошо и что такое плохо.

7. Люби, охраняй наш общий дом – планету Земля.

8. Спорт, забота о своём здоровье, соблюдение личной гигиены.

         Задачи «первой ступеньки роста»:

  • Знакомить с общественно – политической жизнью страны, развивать чувство патриотизма.
  • Развивать коммуникативные отношения, нормы нравственного поведения, правила этики.
  • Развивать интерес и любовь к книге, учить читать и пользоваться книгой.
  • Развивать интеллектуальные задатки учащихся, учить самовыражению и предприимчивости.
  • Учить сохранять семейные традиции, уважать старших членов семьи, помогать.
  • Учить отличать хорошее, от плохого, ориентироваться в трудных ситуациях.
  • Учить видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к природе.
  • Учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться, приобщаться к спорту.

2 класс (вторая ступенька)

« Мы учимся дружить»

Основные направления

1. Россия – родина моя.

2. Учимся жить среди людей.

3. Книги читаешь – словно на крыльях летаешь.

4. Выявляем и развиваем способности и таланты.

5. Семейные традиции и обязанности.

6. Хорошее и плохое.

7. Наш дом – планета Земля.

8. Береги здоровье смолоду.

     Задачи «второй ступеньки роста»:

  • Воспитание  любви к родному краю как к своей малой Родине.
  • Развивать навыки культурного поведения, прививать нравственные качества.
  • Развивать интерес и потребность в книге – как к самому великому хранителю и двигателю человеческой культуры.
  • Выявлять интеллектуальные задатки учащихся, развивать и направлять их для реализации.
  • Продолжить работу по сохранению семейных традиций, по выполнению своих обязанностей в семье.
  • Учить правильно и вовремя ориентироваться в трудных необычных ситуациях, находить выход из любого положения.
  • Учить относиться к природе и ко всему живому на Земле правильно, ответственно, развивать чувство прекрасного.
  • Учить правилам личной гигиены, одеваться по погоде, соблюдать режим дня, развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.

3 класс (третья ступенька)

«Мы учимся жить в дружном коллективе»

Основные направления

1. Россия и россияне, наше Отечество.

2. Искусство общения.

3. Книга была и остаётся самым удобным и надёжным источником знания.

4. Развитие способностей и талантов.

5. Воспитание в семье.

6. Хорошее и плохое, красивое и безобразное.

7. «Плохо природе – плохо человеку!»

8. Чистота и спорт – залог здоровья.

Задачи «третьей ступеньки роста»:

  • Изучение истории своего края, воспитание гордости за свою Родину.
  • Развивать качества общения: тактичность, умение слушать, убеждать, наблюдать, быть терпимее, искреннее, душевнее.
  • Вовлечение  младших школьников в мир литературы.
  • Создание благоприятных условий для развития способностей, талантов учащихся.
  • Учить выполнять обязанности в семье, точности, аккуратности.
  • Учить видеть прекрасное, осудить плохое и гадкое, правильно реагировать на происходящее.
  • Развивать чувство ответственности по отношению к природе, развивать наблюдательность, учить замечать прекрасное вокруг.
  • Приучать к рациональному  режиму труда и отдыха.

4 класс (четвёртая ступенька)

«Один за всех – все за одного»

Основные направления

1. Наше современное общество и наша страна.

2. Коммуникабельность – это здорово!

3. Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

4. Развиваем умственные способности.

5. Моя семья.

6. Будем делать хорошо и не будем плохо!

7. Земля – наш общий дом.

8. Здоровый образ жизни.

   Задачи «четвёртой ступеньки роста»:

  • Знакомить с изменениями в общественно – политической жизни страны, формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народа.
  • Развивать правильные коммуникативные отношения и толерантность, нормы этики и нравственности.
  • Расширение читательского кругозора, воспитание бережного отношения к слову, богатству русского языка.
  • Вовлечение  учащихся в активную деятельность, развитие умственных способностей.
  • Учить составлять генеалогическое дерево, сохранять семейные традиции, уважать старших членов семьи.
  • Учить разбираться в людях и их поступках, правильно реагировать на замечания, искать выход из трудных ситуаций.
  • Земля – наш общий дом. Прививать ответственное отношение ко всему живому, разумно пользоваться дарами природы.
  • Продолжить работу по формированию здорового образа жизни.

План реализации программы «Ступеньки роста»

Направления

«Первая ступенька»

«Я учусь познавать себя»

«Вторая ступенька»

«Мы учимся дружить»

«Третья

ступенька»

«Мы учимся жить в дружном коллективе»

«Четвёртая ступенька»

«Один за всех - все за одного»

Воспитание гражданской ответственности, формирование правовой культуры, активной гражданской позиции

1.Праздник «Мы теперь ученики»

2. Классный час «Правила поведения учащихся»

3. Классный час «Права ребёнка»

4. Выставка рисунков «Дети против войны»

5.Внеклассное мероприятие «Я познаю себя»

6.Тематическая экскурсия в краеведческий музей «Щёкинский район в годы Великой Отечественной войны»

7.Классный час  «Флаг, герб…родного края»  

1. Посещение музея Тульского пряника

2. Видеолекторий «Твои права»

3. Поздравление ветеранов Великой Отечественной

4. Классный час «Символы государства»

5.Посещение памятника  «Героям – Щёкинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны»,           возложение цветов

6. Внеклассное мероприятие «Знать – чтобы жить»

 

1. Экскурсия в музей «Тульские самовары»

2. Классный час «Мы граждане России»

3. . Классный час «Подвиг ваш никогда не забудем»

4. «Путешествие по памятным местам» - интегрированное путешествие

5.Исследовательская работа посвящённая 70 летию победы в ВОВ (подготовка презентаций)

6. Возложение цветов  к Братской могиле

«Скорбящий воин с венком»

1. Музей обороны г. Тулы в Великой Отечественной войне 1941-1645 г.г.

2. Оформление поздравительной открытки «С Днём защитника Отечества»

3. Урок мужества «В жизни всегда есть место подвигу»

4. Возложение цветов к Братской могиле

«Скорбящий воин с венком»

5. Классный час «Международные документы о правах ребёнка»

Формирование культуры взаимоотношений, навыков социального общения

1. Посещение школьного музея

2. Школа вежливости «Волшебные слова»

3. Дискуссия «Телевизор – друг наш или враг»

4. Ролевая игра «Когда дразнят»

5. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

1. Посещение городского краеведческого музея

2. Конкурс рисунков «Город будущего»

3. Школа вежливости «Мы идём в гости»

4. Дискуссия «Компьютер - друг наш или враг»

5. Игра в группах «Путешествие в царство хороших привычек»

1. Посещение музея оружия в г. Туле

2. Выставка – конкурс рисунков «Моему лучшему другу»

3.Школа вежливости «Добро побеждает зло»

4. Мини – лекция «В рабстве у вредных привычек»

1. Экскурсия в Тульский Кремль

2. Школа вежливости «Настоящий друг, лучше новых двух»

3.Интерактивная беседа «Привычка»

4. Ролевая игра: «Умей сказать «нет»

5. Ролевая игра «Умей отказать»

Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, формирование нравственных основ личности, эстетическое развитие

1.»Посвящение в первоклассники» - праздник с участием родителей

2. Экскурсия в музей – усадьба «Ясная Поляна»

3. Экскурсия в школьную библиотеку

4. Конкурс поделок из природного материала

5. Открытие мастерской Деда Мороза

6. Работа кружка

 « Бисеринка»

7. Организация выставок работ учащихся «Бисеринка», «Волшебники кисти и карандаша»

8. Классный час

« День Земли» (22 апреля)

1. «Уроки в школе Толстого».Тематическая экскурсия в «Ясную Поляну»

 2.  Подготовка номеров художественной самодеятельности ко Дню учителя

3. Посещение Детской библиотеки

4. Изготовление новогодних игрушек для украшения классной ёлки

5. Работа кружка

 « Бисеринка»

6. Организация выставок работ учащихся «Бисеринка», «Волшебники кисти и карандаша»

7. Творческая мастерская «Дедушкам и папам»,  

« Любимым  маме и бабушке»

8. Устный журнал «Проблемы окружающей среды»

1. Посещение Детской библиотеки

2. Мастерская Деда Мороза. Конкурс «Лесная красавица»

3.Поздравительная открытка к знаменательным датам

4. Работа кружка « Бисеринка»

5. Организация выставок работ учащихся «Бисеринка», «Волшебники кисти и карандаша»

6. Творческая мастерская «Нашим защитникам», «Милым женщинам»

7. Конкурс рисунков «Охрана окружающей среды»

1. Посещение Детской библиотеки

2. Наше творчество «Новогоднее чудо»

3.Поздравительная открытка к знаменательным датам

4. Работа кружка « Бисеринка»

5. Организация выставок работ учащихся «Бисеринка», «Волшебники кисти и карандаша»

6. Рыцарский турнир

7.Творческая   мастерская  «23февраля»,«8 марта»,

8. Трудовой десант «Сделаем чище нашу планету»

Развивать способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои способности

1.Подготовкаучастников школьной научно – практической конференции

2.Участие во Всероссийских  дистанционных конкурсах, викторинах, блиц – турнирах

3.Работа кружка «Весёлый английский»

4. Экскурсия «Знаешь ли ты свой город»

5.Принять участие в предметных месячниках

6. Турнир «Любознательные Почемучки»

7. Классный час « В мире загадок»

1. Участие в школьной научно – практической конференции

2.Участие во Всероссийских  дистанционных конкурсах, викторинах, блиц – турнирах

3.Участие в международной игре – конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех»

4. Участие в международном конкурсе – игре «Кенгуру»

5. Проведение классных туров предметных олимпиад

6. Работа над проектами

7. Принять участие в предметных месячниках

8. Турнир Второклашки в стране Знаний»

9. Интеллектуальная игра «Мир полон загадок»

1. Участие в школьной научно – практической конференции

2.Участие во Всероссийских  дистанционных конкурсах, викторинах, блиц – турнирах

3.Участие в международной игре – конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех»

4. Участие в международном конкурсе – игре «Кенгуру»

5. Проведение классных туров предметных олимпиад

6. Работа над проектами

7. Принять участие в месячнике наук  начальной школы

8. Турнир «Знатоков»

9. Игра – соревнование «Удивительное – рядом»

1. Участие в школьной научно – практической конференции

2.Участие во Всероссийских  дистанционных конкурсах, викторинах, блиц – турнирах

3.Участие в международной игре – конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех»

4. Участие в международном конкурсе – игре «Кенгуру»

5. Проведение классных туров предметных олимпиад

6. Работа над проектами

7. Принять участие в месячнике наук  начальной школы

8. Олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру среди 4-х классов

9. Проектная деятельность «Необычное в обычном»

Сближение интересов классного руководителя и родителей в формировании всесторонне развитой личности

1. Проведение родительских собраний, индивидуальных и тематических консультаций, практикумов, круглых столов, посещение семей учащихся

2. Тесты, анкеты, рекомендации для родителей

3. Открытые уроки, внеклассные мероприятия для родителей

4. Классный час «Моя семья»

5.Детское  творчество – районный конкурс «Лесная красавица»

1. Проведение родительских собраний, индивидуальных и тематических консультаций, практикумов, круглых столов, посещение семей учащихся

2. Тесты, анкеты, рекомендации для родителей

3. Открытые уроки, внеклассные мероприятия для родителей

4. Внеклассное мероприятие «Праздники-традиции  в нашей семье»

5.Детское  творчество – районный конкурс «Лесная красавица»

1. Проведение родительских собраний, индивидуальных и тематических консультаций, практикумов, круглых столов, посещение семей учащихся

2. Тесты, анкеты, рекомендации  для родителей

3. Открытые уроки, внеклассные мероприятия для родителей

4. Классный час «Моя родословная» (генеалогическое дерево)

5.Детское  творчество – районный конкурс «Лесная красавица»

1. Проведение родительских собраний, индивидуальных и тематических консультаций, практикумов, круглых столов, посещение семей учащихся

2. Тесты, анкеты, рекомендации  для родителей

3. Открытые уроки, внеклассные мероприятия для родителей

4. Мини – проект «Гордость нашей семьи»

5.Детское  творчество – районный конкурс «Лесная красавица»

6. Утренник  «Прощание с начальной школой»

Экологическое воспитание

1.Классный час «Охраняем природу»

2. Экологическая игра «Правила поведения в природе»

3. Конкурс рисунков «Защитим нашу планету»

4. Игра – соревнование «Зоологические забеги»

1. Классный час «Этот сказочный лес»

2. Внеклассное мероприятие «Экологическая сказка о земле»

3. Операция «Чистая вода»

4. КВН «Знатоки природы»

5. Игра «Путешествие по Красной книге»

1. Классный час «Звуки леса»

2. Эко. Праздник «Стань другом леса»

3. Внеклассное мероприятие «Жалобная книга природы»

4.Конкурс чтецов «Давайте дружить с природой»

5. Урок – игра «Сюрпризы лесной тропинки»

1. Классный час «Живая природа»

2. Урок – сказка «Мойдодыр и бактерия»

3.Интеллектуальная игра «Юный эрудит»

4.Викторина по экологии и бережном отношении к природе»

5. Трудовой десант «Сделаем наш город чище и зеленее»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1. Работа кружка «Будь здоров»

2. Классный час «Правила личной гигиены»

3. Работа кружка «Психологическая азбука»

4. Дни здоровья

5. Проведение физкультминуток, динамических пауз, прогулок

6. ПДД – Безопасный маршрут до школы и обратно

7. Классный час «Профилактика ОРВИ и гриппа»

8. Знакомство с историей развития олимпийского движения

1. Работа кружка «Будь здоров»

2. Классный час «Воспитание привычек здорового образа жизни»

3. Работа кружка «Психологическая азбука»

4. Дни здоровья

5. Проведение физкультминуток, динамических пауз, прогулок

6. ПДД – «Внимание! Опасности, подстерегающие нас на улице города»

7.  Классный час «Закалка организма»

8. Спортивные состязания «Будущие олимпийцы»

9. Конкурс плакатов « Сочи – 2014»

1. Классный час «Мы за здоровый образ жизни»

2. . Работа кружка «Психологическая азбука»

3. Внеклассное мероприятие «Путь в страну Здоровье»

4. Дни здоровья

5. Проведение физкультминуток, динамических пауз, прогулок

6. ПДД – Дорожные знаки на улицах городов

7. Конкурс рисунков «Я и физическая культура»

8. Видеоурок  «Достижения спортсменов» Воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящихся к здоровому образу жизни

1. Классный час «Если хочешь быть здоровым»

2. Устный журнал «Хорошее здоровье превыше всего»

3.Исследовательские работы по теме ЗОЖ

4. Дни здоровья

5. Проведение физкультминуток, динамических пауз, прогулок

6. КВН «Соблюдай правила дорожного движения»

7.Весёлые старты  «Сильнее, быстрее, всех выше, дальше всех»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура программы воспитательной работы классного руководителя

Направления воспитательной работы, виды деятельности классного руководителя и формы внеклассной работы....

Программа воспитательной работы классного руководителя 3-го класса

Программа построена с учётом половозрастных и индивидуальных особенностей третьеклассников. Охвачена работа с детьми и их родителями. Разработано календарно-тематическое планирование воспитательной ра...

Программа воспитательной работы классного руководителя 4 класса коррекционной школы 8-го вида

Программа воспитательной работы классного руководителя 4 класса коррекционной школы 8-го вида...

Программа воспитательной работы классного руководителя (1-4 класс)

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Школа - наш дом»

Цель   данной программы – создание благоприятных условий для выявления и самореализации творческих возможностей младших школьников, формирование на основе исторических и культурных традиций ...

Программа воспитательной работы классного руководителя 1 класс

Программа воспитательной работы классного руководителя  определяет цель и основные задачи воспитательной работы на 2018-2019 учебный год в 1 классе. Также программа содержит основные направления ...

Программа воспитательной работы классного руководителя.

Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководите...