Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ДЦП.
материал на тему

Мауль Ольга Григорьевна

Методические рекомендации по работе с трудными детьми (аутичными, гиперактивными, агрессивными, тревожными). Подбор игр  для познавательного и речевого развития, упражнения для развития мелкой моторики рук и ног.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ДЦП.

Установлено, что дети с отклонениями в развитии, живущие в интернатах, вследствие как умственной отсталости (у некоторых детей), так социальной изолированности, отличаются рядом особенностей от других детей. Наблюдается неадекватность поведения, отсутствие умения устанавливать отношения со взрослыми и другими. Однако, ученик, выйдя из стен интерната, должен стать полноправным членом общества  и мы обязаны готовить своих воспитанников к этому. Мы несем особую ответственность за формирование и закрепление у них жизненно необходимых знаний и умений.

        Большую роль играют занятия, проводимые во внеурочное время. В процессе своей воспитательной работы мы решаем множество самых разнообразных задач и работа наша многогранна. Я считаю, что одной из самых важных для наших детей является коррекционно-оздоровительная работа.

Программа коррекционно-оздоровительного обучения и воспитания:

I. Эмоциональной сферы и социального развития:

  • Я
  • Я и другие

II. Двигательной сферы:

  • Общих движений
  • Мелкой моторики пальцев рук и ног

III. Познавательного развития:

  • Внимание, мышление, памяти, восприятия
  • Пространственной ориентации
  • Представления об окружающей действительности

IV. Речевого развития:

  • Понимание речи
  • Способов общения
  • Наличие и характера фразовой речи
  • Сформированность грамматического строя речи

V. Глаз

        У ребенка, имеющего какие-либо отклонения от нормы, не бывает нарушена одна лишь способность к обучению. Чаще всего проблема связанна со становлением личности. Фактически в этом и заключается различие в развитии между нормальными здоровыми, но не очень способными детьми, и детьми с теми или иными нарушениями.

        Многие из наших детей имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от неё из-за неуверенности в собственных силах при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности. Поверхностная привязанность, эмоциональная возбудимость, частая смена настроений приводит к сложностям в общении со сверстниками. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ДЦП - поэтому очень важна своевременная коррекция эмоциональной сферы.

        Во-первых, огромную роль играют взаимоотношения преподавателей и воспитанника. Этика их взаимоотношений должна быть доверительной, основываться на принципе творческого партнерства. Преподаватель должен быть искренним в разговоре на любую тему.

        Главная цель – научить ребенка преодолевать собственную ущербность, формируя все – от умения вдеть больными руками нитку в иголку, до способности разрешать житейские конфликты и находить выходы из стрессовых ситуаций.

        Очень важно понять духовный мир наших детей, хрупкость и ранимость их психики, вселить в них оптимизм и веру в собственные силы. Для изучения эмоциональной сферы проводила со своими воспитанниками разнообразные тесты: текстовые и в рисунках. Их результаты показывают отношения ребенка к своим близким, прочность семьи, их дружбу. После этого планировала индивидуальную работу с каждым ребенком и родителем.

        Роль родителей велика в воспитании детей. Но часто они убежденны, что основная их миссия состоит в умении ограждать больного ребенка от трудностей. Методы воспитания в таких семьях сводятся к чрезмерной опеке, что в итоге превращает опекаемого в законченного эгоиста. Бывает и так, что с ребенком обращаются как с вещью, не имеющей мыслей и чувств, что превращает естественную зависимость от родителей в абсолютное подчинение. Малейшее проявление собственного Я, противоречащее родительскому мнению, вызывает особую нетерпимость. Как результат у больного ребенка изначально подавляется всякая способность к сопротивлению жизненным трудностям. Поэтому, чтобы добиваться результатов о коррекционно-эмоциональной сфере ребенка, нам нужно постоянно работать с родителями. Наша задача – изучить атмосферу в семьях детей и давать родителям конкретные советы о единых методах воспитания в семье и школе.

        Дети с заболеваниями ДЦП порой бывают непредсказуемыми, поэтому очень важно научить их управлять своими эмоциями, для этого мы используем разнообразные упражнения психологического тренинга. 

  1. Как играть с агрессивными детьми.

   На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, по-настоящему отреагировав на свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Конечно же вся работа ведется параллельно с психологом. Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева.

«Обзывалки».

  Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

  Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, мебели и т. д.). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!»

  Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей. Что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Тух-тиби-дух»

  Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

  «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему. Необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух».

Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

  Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

  В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

  1. Как играть с тревожными детьми.

  На начальных  этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с ходом  игры. Посмотрит. Как в нее играют другие дети и лишь потом. Когда сам захочет, станет ее участником.
  2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания.
  3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

   Если уровень тревожности у ребенка очень высокий, то начать работу лучше с релаксационных и дыхательных упражнений. В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

  Работая с этой категорией детей, следует помнить, что состояние тревожности, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для этих детей просто необходимы.

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу.

Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

«Волшебный стул».

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне и в короне.

  В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о «короле».

  1. Как играть с аутичными детьми.

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе. А тем более не захочет вступать в групповую. А может быть, и в индивидуальную игру.

Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, подразумевается, что проводить их можно только исходя из реальных возможностей и необходимости.

Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком. Следует также помнить, что играть он будет только в те игры, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия. Нужно быть готовым к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» вашему ученику.

Наиболее сложные для аутичных детей игры – это коллективные игры. Которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры можно использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

«Рукавички».

Цель: включение аутичных детей в групповую работу.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по комнате. Отыскивают свою «пару», отходят и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.

«Охота на тигров».

Цель: научить детей планировать свои действия по времени.

  Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего – найти у кого тигр.

   Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру. Поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

        Не менее важным является коррекция двигательной сферы. Это ежедневное утренняя гимнастика, физминутки на самоподготовках, подвижные и спортивные игры на прогулках, индивидуальная работа с каждым ребенком и большая работа по развитию мелкой моторики рук и ног.

        Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому ежедневно стараемся делать какие-либо упражнения:

  • Застегивать молнии, крючки;
  • Разминать пластилин;
  • Катать каждым пальцем по очереди мелкие камешки, бусинки;
  • Сжимать и разжимать кулачки;
  • Наматывать нитку на катушку;
  • Завязывать узлы, шнуровать и т.д.

Обязательно проводим пальчиковую гимнастику. Дети очень любят выкладывать рисунки с помощью скрепок, цветных камешков, пуговиц.

Не меньше внимания уделяется и ногам. Известно, что восточная медицина с большим вниманием относится к ступне человека, утверждая, что именно там находятся важнейшие чувствительные точки организма, которые оказывают влияние как на физическое так и на психическое состояние организма. Можно утверждать, что мелкая моторика пальцев ног оказывает влияние на развитие соответствующих отделов головного мозга.

Для этого дети ходят босиком по коврику, на котором ими же нашиты разного размера пуговицы, по камешкам, делают разнообразные упражнения ступней и пальцев ног. Очень нравится детям рисовать, зажимая карандаш пальцами ног. Это способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга.

Задания на координацию движений.

Упражнения с камушками (или пуговицами).

1. Взять в руку 5 камушков. Один подбросить вверх,  остальные быстро положить и успеть поймать  подброшенный камушек той же рукой.

2.  Перекидывать (или перекладывать) по одному камушку сначала из одной руки в другую, затем обратно.

Упражнения на равновесие.

1. Пройти по одной линии (сначала с открытыми глазами, затем попробовать, закрыв один глаз, затем оба).

2. Стоя на одной ноге, что-нибудь делать руками (например, нарисовать в воздухе домик или взять книгу, открыть на определённой странице и прочитать).

Развитие моторики пальцев, сенсорики.

1. Опиши, что чувствуешь.

Дети, не глядя, только на ощупь, должны описать предмет (гладкий, мягкий, холодный, пушистый, твёрдый, шершавый и т.д.). Можно использовать бархат, камень, вату, лист бумаги, пластилин, лёд и т.д.

2. Работа с конструктором, пластилином, тестом.

3. Выкладывание рисунков горохом, рисом, фасолью, косточками фиников и хурмы и т.д.

4. Счет  палочек с закрытыми глазами, работая только руками.

Коррекция познавательного развития.

Этот раздел очень обширен, работа ведется постоянно в любой режимный момент дня. Вот показатели, которые характеризуют детей с ДЦП:

  • Ребенок не способен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки.
  • Часто кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться предлагаемых для выполнения заданий инструкций, хотя понимает их.
  • Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
  • Часто теряет вещи, проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Для развития внимания и памяти проводим тесты, игры, которые печатаются в медико-педагогической литературе. Вот некоторые из них.

Задания на развитие внимания.

Зрительное внимание.

  1. Игра «Муха».

 Дети зрительно следят за движениями точки («мухи»). Например, 1кл. вверх, 2кл. влево, 2кл. вверх и т.д. В конечном итоге дети должны показать клетку, где остановилась муха.

  1. «Волшебная ёлочка».                 

Сколько треугольников в ёлочке?

  1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунках? Сколько?

Дополнительно: придумать свой рисунок.

  1. Игра «летает – не летает».

Ведущий называет слова. Если слово обозначает то, что летает, дети хлопают в ладоши. Если нет – молчат (аналогичная игра – «съедобное – несъедобное», или «живое – неживое» и т.

  1. «Сколько чего?»

Надо осмотреть классную комнату и назвать, как можно больше имеющихся здесь предметов:

  • На какую-либо одну букву алфавита (можно называть не только предметы, но и их детали).
  • Можно называть только деревянные предметы (или металлические, стеклянные, бумажные и т.д.)
  • Называть предметы какого-либо одного цвета или формы.

Слуховое внимание.

  1. «Повтори быстро»

 Дети должны повторить за ведущим слово только в том случае, если он с ним произнесёт слово «повторите», в противном случае, все должны «молчать.

 Например, повторите «стол» – стол

                    повторите «окно» – окно

                    скажите «улица» -  -----

                    быстро «кошка» - ----

                    повторите «книга» - книга

                    вслух «дом» - -----

                    громко «мяч» - ----- и т.д.

2. Физкульт.минутка «Пожалуйста»

 Дети выполняют команды ведущего только в том случае, если он сказал слово «пожалуйста».

3.  Прочитать детям текст: первый раз без задания; второй раз предупредив, чтобы ребята сосчитали, сколько раз употреблено в тексте то или иное слово (например, какое-то определённое слово или можно обобщить: рыбы или птицы и т.д.); третий раз текст читается для проверки.

Задания на развитие памяти.

1. Игра «Опиши соседа»

Описать, не глядя, одноклассника, соседа по парте; или отгадать по описанию, кто это.

2. Игра  «Что исчезло?»

         «Что добавилось?»

         «Что изменилось?»

3. «Цепочка слов».

Первый игрок называет любое слово, второй – его слово + своё слово, третий называет слово первого + слово второго + своё и т.д.

4. Повторить набор цифр, слов (можно запомнить на слух, можно зрительно)

5. Счёт.

Сосчитать различные предметы. Но считать только следующим образом: первый карандаш, первая ручка, второй карандаш, первая линейка, третий карандаш и т.д.

Задания на развитие логики, мышления.

1.Что лишнее?

  Например, яблоко – груша – банан – конфета – апельсин.

Лишнее слово «конфета», т.к. другие слова объединены общим признаком – фрукты.

Дополнительно: придумать самим цепочки слов.

2. «Слова спрятались».

     Составить слова, используя буквы исходного слова. Например, ПОСУДА  - суп, суд, оса, ад и т.д.

3. Какие буквы спрятались?

                                        А И М Л Ь Ы Н Т Ю О

                                        В Л К О У Р С

                                        Н Ю О К Л М И

                                        П Г Ш Р Б Ь Ы

4. Отгадать слово, которое задумал водящий. Можно задавать наводящие вопросы, но только так, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет».

5. Игра «Что бывает?»

Например, что бывает летом? (солнце, ягоды, цветы, дождь и т.д.)

Что бывает в школе?

Что бывает на улице? и т.д.

6.  Развитие наблюдательности.

- Кто в классе самый высокий? Низкий?

- Назвать всех, начиная с самого высокого и до самого низкого

- Закрыть глаза и описать одежду одного из детей (сказать у кого есть пуговицы, замки, шнурки и т.д.)

Задания на развитие воображения.

1. «Ладошка».

Обвести свою ладошку и закончить рисунок, дорисовав его по своему усмотрению.

2. Нарисовать человека, используя только геометрические фигуры. Дополнительно, на внимание можно дать задание сосчитать, сколько использовано кругов, квадратов и т.д.

3.  Закончи рисунок. На листе бумаги нарисованы различные линии, надо закончить рисунок по своему усмотрению.

4. .«На кого ты похож?»

Определить, на какого животного похожи одноклассники и почему?  (Например, «лиса» - потому что хитрая; «медведь» - потому что неуклюжий и т.д.)

 А вообще, для коррекции познавательного развития используем разнообразные формы и методы работы с детьми. Это наблюдения в природе, чтении книг, дидактические, сюжетно-ролевые игры, викторины, беседы. И, конечно, индивидуальная работа с каждым ребенком.

Коррекция речевого развития.

Работа ведется согласно рекомендациям логопеда. Заучиваем стихи, чистоговорки, скороговорки, считалки. Беседуем индивидуально с каждым из детей, стараясь развивать то, что для него более важно.

1. Работа со скороговорками

Кар-кар-кар, кукареку.

Наш Полкан попал в капкан.

Архип осип, Осип охрип.

Около кола колокола колоколят.

Проворонила ворона воронёнка.

2. Развитие дикции:

Фиур,фиур,фью,фью,фью,                                                                                               Чик-чирик,тью,тью,тью,тью,                                                                                                   Пиу-пиу,тыр,тыр,тыр,                                                                                                 Чиви-чиви,цвир,цвир,цвир,                                                                                                 Чур-чур-чур, ку-ку, ку-ку,

3. Произнести какую-либо фразу с разной интонацией (радость, удивление, испуг и т.д.)

Коррекция глаз

Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения, уменьшения утомления глаз разработана целая система упражнений для глаз. Мы используем следующие:

  1. Упражнения, снимающие утомление глаз:
  • Крепко зажмурить глаза на 4 секунды;
  • Открыть на 4 секунды;
  • Повторить 6-7 раз.
  1. Быстро моргать в течение 1 – 2 минуты.
  2. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение одной минуты.
  3. Растирание ладоней и прикладывание их центра к глазам.
  4. Использование плакатов по ориентированию в пространстве: «Сосчитай до 100», «Куда полетела муха» и др.

Гимнастика для глаз для учащихся 1 – 3 класса.

  1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (5-6 раз)
  2. И.п. – сидя откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть (4 раза).
  3. И.п. -  сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки (затем влево). Вернуться в исходное положение (5-6 раз).
  4. И.п. – сидя. Посмотреть на классную доску 2-3 секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-29 см. от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунды, опустить руку (5-6 раз).
  5. И.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить, выдох (4-5 раз).

Итак, чтобы добиться результатов в работе, надо любить свою профессию, любить детей, не быть равнодушными к ним, относиться к каждому ребенку с уважением и пониманием, соприкасаться с его чувствами и переживаниями.

Всё это окажет влияние на психический настрой и самочувствие детей, на их учебные успехи и поведение, на отношение к учебе, школе, друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский проект коррекционно-оздоровительной программы<<Оздоровление в процессе обучения >>

Здоровье ребенка,его социально-педагогическая адаптация,нормальный рост и разввитие во многом определяется средой, в которой он живет.70% времени бодроствования школьника приходится на пребывание в шк...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Методика коррекционно-оздоровительных двигательных действий «Алфавит телодвижений» (на основе двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита)

laquo;Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечно...

Методические рекомендации коррекционно-оздоровительной направленности для 1 – 4 классов общеобразовательной школы "Учимся быть здоровыми"

Методические рекомендации имеют своей целью: Формирование здорового образа жизни младших школьников; Снижение нервно-психического напряжения в УВП, Оздоровление всего организма в целом.Основные задачи...

ДОКЛАД ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК К ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ НАВЫКАМИ ПИСЬМА

ДОКЛАД  ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК К ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ   НАВЫКАМИ ПИСЬМА...

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...