Программа внеурочной деятельности младших школьников. Кружок: «Школа экономики»
методическая разработка (4 класс) по теме

Васильева Юлия Юрьевна

                          В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_vneurochnaya_deyatelnost.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

Программа

внеурочной деятельности

 младших школьников.

Кружок:

«Школа экономики»

               


Содержание

1.

Пояснительная записка

2

2.

Цели, задачи внеурочной деятельности, принципы программы

4

3.

Программа кружка «Школа экономики»

6

4.

Принципы содержания

7

5.

Планируемые результаты

7

6.

Тематическое планирование кружка Школа экономики«»

9

7.

Литература

13

8.

Приложения

14


1. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

2. Цели, задачи внеурочной деятельности, принципы программы в соответствии с ФГОС

Цель воспитательной системы гимназии – формирование гуманистической направленности личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовой к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

 В соответствии с поставленной целью воспитательная система решает  задачи:

  • создание условий для самоопределения и самореализации;
  • формирование личности, ориентированной на культурные ценности;
  • воспитание качеств, присущих:

- гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и  законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;

- работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и  организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;

- семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.

3. Цели внеурочной деятельности

Создание  условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

4. Задачи внеурочной деятельности

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
  2. Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  3. Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
  6. Организация информационной поддержки учащихся.
  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
  8. Реализация основных программ по 5 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.                                

     9. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.                      

                             

5. Основные принципы программы

  1. Включение учащихся в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложому). 

                     

6. Цели работы с классом

Главной целью работы с классом является формирование гуманистически направленной личности, имеющей активную жизненную позицию, готовой к решению жизненных и учебных проблем, способной к активной творческой деятельности в социуме.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие личностных, социальных и интеллектуальных интересов учащихся, активно влияющей на формирование здоровой личности, способной жить и взаимодействовать в социуме, а также подготовленную к жизни в постоянно изменяющихся условиях жизни и способной на социально значимую деятельность.

7. Задачи работы с классом

1.Формирование гуманистически направленной личности, ориентированной на культурные ценности.

2.Создание условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка.

3.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся при их тесном взаимодействии с социумом.

4.Включение учащихся в разностороннюю учебную деятельность.

5.Реализация основных программ внеурочной деятельности по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное.

6.Формирование здорового образа жизни.

      7.Формирование отношения к базовым ценностям: труду, Родине, семье, человеку, природе, знаниям, миру.

Программа кружка «Школа экономики»

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно  именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

         Кружок – это  самодеятельное  объединение   обучающихся   под   руководством   педагога,  в   рамках   которого  проводятся   систематические    занятия    со    школьниками    во   внеурочное   время.

Основными  целями   проведения   кружковых   занятий   являются:

  • содействовать   развитию  теоретического   образования  основам  экономики   и   предпринимательства;
  • развитие  общего   кругозора, мышления, исследовательских   умений  обучающихся;

Организация   работы    кружка.

В   основе   кружковой   работы   лежит   принцип    добровольности.  Он  организован   для   всех   желающих. Работа  в  кружке  начинается   в  середине  сентября. В  течение   года  кружковые   занятия  связаны  с  другими  формами   внеклассной   работы,  в   подготовке   которых   активное  участие   принимают   члены   кружка. В   каникулы   кружковые   занятия   не   проводятся. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1часа в неделю).

Основные   требования  к  программе   кружка:

1)связь   содержания   программы  кружка  с   изучением  программного  материала;

2)использование   занимательности;

3)учет  желаний  обучающихся;

4)особенности   школы;

5)наличие  необходимой   литературы  у  учителя.

Формы   работы – коллективная,  групповая, индивидуальная.

Цель – развитие  теоретического   образования  основам  экономики  и  предпринимательства, с  помощью   экономических  категорий   и  понятий   содействовать   целостному   восприятию  и   широкому  охвату   окружающего  мира.

Обучающие   задачи : развитие   познавательного   интереса, формировать   базовые   экономические  знания.

Воспитательные  задачи : формирование   общественной  активности   личности , гражданской   позиции, культуры  общения  и   поведения   в   социуме.

Развивающие   задачи : развитие   личностных   качеств – самостоятельности,  ответственности, активности ,  аккуратности   и  т.д.

Сроки реализации программы

Учебный год- 2013-2014

Принципы содержания кружка по экономике.

Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:

1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни.

Предполагаемые результаты реализации программы

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Планируемые   результаты:

  • обучающиеся  должны   получить  представления  о  богатстве   окружающего  мира, должны   осознать  зависимость   благосостояния  общества   и   человека, удовлетворения  его  потребностей  от   уровня  образования,  от  качества   труда;
  • приобретение  навыков  экономически   грамотно   действовать  в  повседневной  жизни;
  • развивать  культуру   экономического  мышления, научиться   пользоваться  экономическим   инструментарием;
  • расширять  активный   словарь, включая  в  него  экономические  термины;
  • проводить  самоанализ   деятельности  и   самооценку   её   результата.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

При изучении «Экономики» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию.

Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи). Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Школьники  познакомятся:

- с  предприятиями  и   учреждениями  функционирующих  в  городе,  их  ролью  в  жизни  города;

- с  разнообразными   профессиями  и   специальностями;

- получат  представление  о  том, какие   умения   и  навыки   необходимы  для   квалифицированного  выполнения   различных  работ;

- познакомятся   с  понятиями  «специализация», «специальность», «проект»,  «планирование», «городское  хозяйство» , «вклад»,  «ссуда», «выручка», «банкрот»

- получат  представление  о  циркуляции  денег   в   современном   обществе.

 Тематическое планирование кружка по экономике

 

Тема

Цель

Формы,

методы

Месяц

УУД

1 блок:

Введение. Мир профессий

Путешествие в страну экономика

Познакомить со страной экономики, семьей гнома Эконома, его сказочными друзьями, понятием Экономика.

Путешествие, использование сказочных героев, сказки Т.В. Смирновой, дидактические. игры

Сентябрь

- ориентироваться в экономических понятиях и уметь ими оперировать;

- знать основные профессии и их особенности;

- знать факторы и критерии успешной работы специалиста;

знать условия работы.

Профессии моей семьи

Проверить знания детей профессий

своих близких, их специфику.

Игра – занятие, использование загадок, проблемных ситуаций, дид. игр, творческих заданий.

Сентябрь

Викторина профессий

Обобщить имеющиеся знания детей

о профессиях

Викторина, использование дид. игр, загадок, ребусов, кроссвордов.

Октябрь

2 блок.

Деньги. Виды и функции денег.

Деньги

Ознакомить детей с понятием деньги,

Почему, как они появились, видоизменялись.

Тематическое занятие, использование исторических сведений, рассказ, сказки, рассматривание альбомов

Октябрь

- знать историю, причины возникновения денег, купюр;

- развитие умения работать с различными  заданиями по теме экономика;

- уметь различать деньги разных стран;

- знать функцию денег;

- знать функцию электронных денег и способов безналичного расчёта;

- уметь пользоваться деньгами в жизненной ситуации;

- знать основное назначение денег и как их заработать, за что получить.

- различать основные понятия: бюджет, доход, расход;

- осознанно включать эти понятия в произвольную речь ученика;

- уметь считать расходы и доходы на одного человека и группу людей;

- знать из чего складывается бюджет семьи;

- учиться экономии.

Бумажные купюры

Ознакомить с разнообразием бумажных купюр.

Тематическое занятие, рассматривание альбомов, творческие задания.

Октябрь

Монеты.

Монетный двор

Дать сведения о производстве монет

Сюжетно- дидактическая игра, рассказ, рассматривание альбомов, карточки

Октябрь

Валюта

Познакомить с валютой как денежной единицей других стран

Путешествие, использование игровых

ситуаций, использование сказочных героев, кроссворд. Словарь.

Ноябрь

Зачем нужны деньги?

Выявить значение денег в нашей жизни, дать адекватную оценку деньгам.

Игра – занятие, проблемные ситуации, пословицы, поговорки, дид. игры.

Ноябрь

Покупательная сила денежных знаков

Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков.

Игра- занятие, проблемные ситуации, стихотворения, сказка, словарь, дид. игра

ноябрь

3 блок.

Доход и расход.

Бюджет семьи

Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета. Воспитать уважительное отношение к людям, честно зарабатывающим деньги.

Игра – занятие, использование схем, словаря, сказки, дид. игры.

ноябрь

Доход Семьи

Закрепить представления детей о доходах

Игра – занятие, проблемные ситуации,

словарь, сказка, схема, задачи.

Декабрь

Расходы семьи дяди Фёдора

Дать представление о сущности и видах расходов.

Игра – занятие, схемы, проблемные ситуации, задачи, карточки

Декабрь

«Я – дорогой ребенок»

Дать представление о расходах на ребенке в семье.

Сюжетно- ролевая игра «Семья», проблемные ситуации.

Декабрь.

4 блок.

Труд. Средства труда.

Игра – соревнование

«Поле – Чудес»

Развивать быстроту реакции, смекалку, сообразительность, умение соблюдать правила игры.

Развлечение, загадки, ребусы, кроссворды.

Декабрь

 - уметь участвовать в коллективной работе и осознавать свою значимость;

- осознание деятельности руками;

- знать что такое труд, формы труда, результат, труда;

- уметь осознавать свой труд, видеть свой результат;

- ориентироваться в оборудовании труда, разбираться в рабочих инструментах;

- уметь по предмету труда определить профессию и род деятельности человека;

- умение рационально использовать материал;

-  знать для чего служит материал людям;  

- осознание совместного труда;

- умение работать в коллективе;

Для чего руки нужны

Подвести детей к пониманию и осознанию того, что руки нужны для труда.

Развлечение, стихи, пословицы, беседа

ребусы.

Январь

Что такое труд?

Познакомить детей с разнообразием

труда, результатом труда.

Игра – занятие, рассматривание иллюстраций, пословицы, поговорки,

высказывания, стихи, проблемные ситуации.

Январь

Кому, что нужно для работы

Закрепить знания об орудиях труда повара, шофера, столяра, кассира, выделить их роль в изготовлении товара

Игра- занятие, дид. игры, ребусы, загадки, игра «кто больше назовет»…

Январь

Материалы (ресурсы).

Экономия.

Сформировать умение рационально использовать материал, развивать воображение, фантазию.

Сюжетно- ролевая игра «Ателье»

Февраль

Количество и качество результатов труда

Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека.

Мастерская гнома Эконома

 

Февраль

Совместный труд

Показать детям, что совместный труд и использование рациональных его способов уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время.

Игра- занятие, пословицы, проблемные ситуации, изготовление коллективной поделки, инсценировка «Репки»

Февраль

                                            5 блок

Товар.

Товар – продукт труда

Дать представление о многообразии товаров, раскрыть процесс их изготовления, развивать познавательный интерес.

Игра – занятие, стихи, проблемные ситуации, схемы, путешествие.

Март

- развивать понимание понятий: реклама и её виды, листовки, баннеры.

- воспитывать нравственность, понимание связей экономики с другими предметами;

- знать права и законные интересы продавцов, покупателей и уметь применить их в жизни;

- уметь оперировать экономическими понятиями;

- научатся взаимодействию в коллективе;

- проявят инициативу при получении и выборе творческих заданий;

- испытывать интерес к талантам народных умельцев;

- формирование первичных представлений о предприятиях города, выпускающих продукцию;

- уметь различать товары по стоимости;

- знать из чего делают товары;

- уметь различать особенности производства товаров;

- уметь производить операции купли- продажи;

- уметь участвовать в коллективной работе;

- уметь выделять свою работу и осознавать свою значимость при выполнении общего дела;

- уметь оперировать экономическими понятиями при создании общего «Экономического дела»;

- умение подводить итоги своей деятельности.

Производство товаров

Сформировать понятие о производстве товаров (на заводах- название, продукция).

Игра - занятие, дид. игра, карта, фотографии предприятий.

Март

Товары нашего города

Сформировать у детей первичные представления о предприятиях города, выпускающих продукцию.

Занятие – игра, карта города, дид.игра.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Март

Совместный труд

Показать детям производственный цикл изготовления товара

Сюжетно- ролевая игра «Откуда пришла книга».

Март.

Товар и цена

Развивать умение производить операции купли- продажи, уточнить представление о цене товара в магазине.

Сюжетно- ролевая игра «Магазин», проблемные ситуации, задания.

Март

Товар и изделие.

Подготовка к бизнес дню

Познакомить детей с нескорыми видами народных промыслов, вызвать интерес к талантам народных умельцев.

Игра – занятие, рассказ, рассматривание иллюстраций, произведений народных умельцев, изготовление изделий.

Апрель

Путешествие в страну товаров.

Подготовка к бизнес дню

Обратить внимание детей на то, что есть много необходимых товаров и есть, товары, украшающие наш быт, рассказать о них, обратив внимание детей на их красоту.

Путешествие – игра, задания, проблемные ситуации, творческие задания.

Апрель

Путешествие товаров в разные страны.

Подготовка к бизнес дню

Дать детям первичные представления об экспорте, импорте.

Игра- занятие, схемы, дид. игра, задания, проблемные ситуации.

Апрель

Товар и бережное отношение к нему.

Подготовка к бизнес дню

Воспитывать бережное отношение к вещам, природе.

 

Игра- занятие, сказка, проблемные ситуации, пословицы, стихи.

Апрель

К.В.Н.

Подготовка к бизнес дню

Развивать у детей сообразительность и самостоятельность, доставить им радость ;

Развлечение.

Апрель

Ярмарка – бизнес день

Показать значение произведений умельцев, показать специфику ярмарки и товарообмена.

Деловая игра

Май

       

Литература:

1.Т.Смирнова, Т.Проснякова. Методические   рекомендации   в  помощь  учителю  экономики  2-4  классов.(ФНМЦ   им.Л.В.Занкова)  

2.Т.Смирнова. Белка  и  компания. Экономика   в   сказках, играх и  задачах. Учебник, задачник-тетрадь  в  2-х  частях. Самара,  корпорация  «Фёдоров», 2000г.

3.Н.Зайченко.  Экономика.  Задачи, упражнения,  тесты,  кроссворды. Санкт-Петербург, 1998г.

4.Т.Смирнова. Экономический   сказочный   словарь.- Самара: Издательский  дом  «Фёдоров». Издательство  «Учебная   литература», 2009г.

5.Журнал «Начальная   школа», №1,  2010г.

6.Н.Романовская. Экономическая   игротека. М: «Финансы   и  статистика», 1994г.

7.Т.Попова, О.Меньшикова.  Сказка  о  царице  Экономике,  злодейке  Инфляции, волшебном  компьютере  и  верных  друзьях. М. «Просвещение», 1993г.

8.Журнал «Миша».

9.Методическое  руководство  для   учителя.  Наш   город.  МОО «Достижения   молодых». Москва. 1999г.

10. Кушина А.П., Кушин М.А. Семейная экономика, Тула, книжное издательство, 1991

11. Завистовская С.А.  Простое лечение пищей,  М: Фирма «Алеся», 1993

12. Жуковская В.И. Учимся готовить экономно и вкусно, - М.: Общество «Знание» России, 1993

13. Азрилияк А.Н. коммерческий словарь.- М : «Правовая культура», 1992

14. Казаков А.П. «Школьнику о рыночной экономике». – М.: Общество «Знание», 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности младших школьников.Кружок "Экономика"

Календарно-тематическое планирование по экономике.3класс.Система В.Л.Занкова....

Воспитание здорового образа жизни и личной безопасности младшего школьника через внеурочную деятельность (кружок « Школа безопасности»)

В соответствии с утверждённым Федеральным государственным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлимая часть процесса образования детей мл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»

Рабочая программа внеурочной деятельностипо  социальному направлению  «Экономика:   первые   шаги»...

Структура учебной деятельностимладшего школьника.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...

Программа внеурочной деятельности для 3 класса " Экономика: первые шаги"

Программа внеурочной деятельности для 3 класса " Экономика: первые шаги"...