Технология проблемного обучения
методическая разработка на тему

Голд Елена Александровна

Технология проблемного обучения - экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16._eksperimentirovanie.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Экспериментирование – это исследовательская деятельность.

На сегодняшний день существует 6 основных подходов к организации обучения:

  1. Синеритический подход.

Используется меньше в отечественной педагогике, больше на западе.

Синергетика – хаос – свободное воспитание, самостоятельное воспитание.

  1. Теория активного обучения.
  2. Развивающее обучение.
  3. Проблемное обучение.

Активное взаимодействие с окружающей средой (сенсорный опыт – через руки) + создание проблемных ситуаций.

  1. Модульное обучение

(Реализуется в средней и высшей системах образование)

Инвариантный набор знаний (обязательный для всех) + дополнительный и + вариативный (на выбор)

  1. Акмеологический подход.

     Акмеология –наука 

     Используется в системе повышения квалификации взрослых. Обучение с

     учетом возрастных особенностей.      

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и самостоятельное их разрешение ребенком.

     Основная цель проблемного обучения не формирование знаний, умений и навыков, а формирование познавательной активности.

Необходимо создать проблемную ситуацию, а сделать вывод должны дети.

Основные показатели познавательной активности:

  1. Интерес
  2. Самостоятельность в организации
  3. Умение задавать вопросы по теме (когда вопросов нет, то познавательная активность не высокая)
  4. Умение замечать ошибки свои и других
  5. Умение выдвигать новую задачу (т.е. самому создать новую проблемную ситуацию)
  6. Способность использовать знания самостоятельно


Тест

на выявление сформированности познавательной активности

(для старших дошкольников)

Можно в среднем возрасте в конце года.

 

Задание: Детям предлагается разделить бумажный круг на 3 части (индивидуально)

Инструкция: Раздели круг на 3 части.

Низкий уровень: Ребенок не задаст вопроса, сразу включится в деятельность и методом «тыка» начнет действовать.

Средний уровень: Ребенок начал задавать вопросы (разные)

Тогда педагог предлагает: давайте подумаем, как это сделать?

Когда пойдет обсуждение, необходимо обсудить как разделить на 3 равные части. Те, кто догадаются как это сделать – высокий уровень.

На столе должны лежать предметы, которые помогут: циркуль, линейка.

Высокий уровень: Ребенок самостоятельно или с помощью подсказки сообразил, додумался как выполнить задание.

Виды проблемных ситуаций.

Познавательная активность детей зависит от познавательной активности взрослого.

  1. Сначала должны быть спонтанные не целевые ситуации (звук, шум, упал какой-либо предмет и т.п.)

А) Ребенок во время прогулки видит паука – это производит на него огромное впечатление. Необходимо заметить эту ситуацию и отреагировать. О чем можно поговорить?: кто это? Что делает? Можно вспомнить стихи, загадки и т.п.

Б) Во время занятия распахивается окно и ветер сдувает со столов какие-либо дидактические пособия. (если занятие по математике – можно измерить как далеко улетели предметы, посчитать сколько и т.п.)

В) Ребенок постоянно хочет слушать какую-либо песню. Задача педагога включиться и поговорить, узнать почему нравится.

Чем больше мы будем обращать внимание на какие-либо вещи, которые интересуют ребенка, тем больше у него будет интерес. (т.е. возникает очаг)

Г) У ребенка есть любимая сказка, которую он просит читать постоянно.

Основой экспериментирования является не целевая ситуация, т.е. умение педагога увидеть то, что интересует ребенка.

  1. Целевые проблемные ситуации.

1 вариант:

Подвести к противоречию и предложить самостоятельно найти решение.

Это ситуация: чем лучше, тем хуже; чем больше, тем меньше.

2 вариант:

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос: что в этом хорошего, что плохого.

3 вариант:

Рассматривание явления с позиции людей разных профессий.

4 вариант:

Учим сравнивать, обобщать, классифицировать: все что… (чем необычнее классификация, тем лучше)

5 вариант:

Постановка проблемной задачи с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными (задачи на сообразительность, на смекалку) и с заведомыми ошибками, с ограничением времени выполнения задания.

Игры на развитие сенсорных представлений ребенка.

  1. Чудесный мешочек
  2. «Волшебный город» (конец младшей группы)

Цель: развитие наблюдательности (доска с магнитами); формирование сенсорных представлений ребенка; развитие сенсорных каналов (зрение, тактильный, обоняние, слух)

Методика: игра длится min – 5 дней (5 анализаторов)

Используется лист бумаги большого формата или наращивать

Закрепить лучше не на доске, а в зоне территории детей.

1 день

Найти все, что соответствует какому-либо признаку.

Чем больше найдем, тем быстрее построим город.

Если ты хочешь что-то увидеть, посмотри вокруг.

Самый простой вариант: Кто, что увидит, то и называет.

Усложнение: все круглое, все красное.

В старшей группе: круглое-большое-красное

Условные обозначения:   + ,  I ,          I

 Самая простая задача: ищем все, что вокруг нас.

На другой день (слуховой канал) и т.д.

Услышать все, что вокруг тебя (можно на прогулке)

Дальше может сам ребенок рисовать

В последний день – обобщение:

Обыграть то, что получилось, украсить и т.д.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ.

Занятие является итоговой формой работы с детьми.

Сначала идет совместная деятельность (показ вариантов опытов и экспериментов), затем самостоятельная деятельность детей (предметы остаются в группе) и только потом организация занятия как обобщения.

В экспериментировании важно не количество опытов, а качество рассмотрения проблемы. Лучше рассмотреть одно явление с разных точек зрения, чем разные явления, но только с одной точки зрения.

Например: Влияние воды на жизнь растений

  1. Разная вода по разному влияет на рост растений (по количественному состоянию, чистая, грязная)
  2. Комплекс факторов, влияющих на жизнь растения (вода + воздух;+ тепло)
  3. Влияние воды на жизнь растений, разных условий произрастания.

Для проведения занятия необходимо провести min 3 варианта.

Структура занятия.

  1. Предварительная работа.
  • совместная деятельность с детьми, чтение литературы.
  • Эвристическая беседа: вспомнить о том, что было (не рассказать, а восстановить в памяти с помощью вопросов) – либо до занятия, либо 5 мин. на занятии.

          -  Тренинг

  • игры

Необходимо учитывать особенности восприятия:

Глаза

Рассмотреть 3 предмета и запомнить, а вопрос задать о предмете, который посередине.

  1. Постановка проблемной ситуации.
  2. Самостоятельная деятельность детей.

Это большая часть времени, отведенная на занятии.

  1. Обсуждение, обобщение. Теория вопроса.
  2. Фиксация результатов опыта (пиктограммы, самоделки, фотоматериалы)

Игра «Рассуждалки»

Варианты проблемных вопросов:

  • Елка – это дерево? (потому что…)
  • Имеет ли воздух вес?
  • Что такое мыльный пузырь?
  • Может ли человек (животное, растение) долго находиться без воздуха?
  • Что такое ветер?
  • Дым – это воздух?
  • Почему появляется иней на стеклах?
  • Как сделать туман в своей комнате?
  • Когда быстрее сохнет мокрое белье?
  • Почему двигаются облака по небу?
  • Чем растениям помогает ветер?
  • Когда от ветра польза, а когда вред?
  • Как сделать ветер?
  • Почему не замерзают под снегом растения?
  • Зачем размешивают ложкой соль и сахар?
  • Какая вода называется минеральной?
  • Почему вода в реках имеет разный цвет?
  • Как можно объяснить пословицу: «Вода всему голова»?
  • В море впадает много рек. Почему же оно не переполняется и не заливает сушу?
  • Для чего в крышках чайника делают отверстия?
  • Почему летом после дождя легче дышится?
  • Гриб - это растение?
  • Что такое Африка?


ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

  1. Центр науки (отдельное помещение)
  1. Место для постоянной выставки (мини-музей: коллекция минералов и т.д.)
  2. Место для приборов, отдельные столы (одноместные)
  3. Место для выращивания растений
  4. Место для хранения материалов
  5. Место для проведения опытов
  6. Место для неструктурированных материалов (глина, песок, вода)
  1. В группе

Зона экспериментирования включает 2 части:

1часть: Зона сенсорных и перцептивных действий (доминирует в младшей группе)

  • Бусины, пуговицы (найти нетрадиционный способ использования)
  • Веревки, шнурки, тесьма, нитки
  • Пластиковые бутылочки разного размера
  • Разные прищепки из разного материала
  • Камешки разного размера
  • Семена фасоли, бобов, гороха, семечки, крупы
  • Косточки, скорлупа орехов
  • Спилы дерева разных пород
  • Винтики, гайки, шурупы
  • Пух и перья
  • Пробки разноцветные
  • Упаковки от киндер-сюрпризов
  • Вода и пищевые красители
  • Бумага разного сорта, ткань разной фактуры, материалы
  • Песок и глина
  • Фотобумага, фотопленка
  • Разные резинки
  • Игры-Монтессори

2 часть: Зона опытов и экспериментов (доминирует в старшей группе)

  • Мерные ложки разного размера, материала
  • Сито и воронки
  • Резиновые груши разного размера
  • Упаковки контейнеров от яиц, из-под конфет, из-под мыльниц
  •  Резиновые и пластиковые перчатки
  • Пипетки с закругленными концами
  • Шприцы без игл
  • Резиновые и пластиковые трубочки, соломки для коктелей
  • Прихватки, пинцеты с закругленными концами
  • Увеличительные стекла, микроскопы, спиртовки, пробирки
  • Портновский метр, рулетка, линейка
  • Свечки, подсвечники
  • Часы разнообразные, календари
  • Степлеры, дыроколы
  • Магниты, фартучки, нарукавники
  • Щеточки, савочки
  • Бумага для записи

Классификация методов.

  1. Проблемный вопрос.

      (Например: Зачем у кошки мягкие лапки?)

      Что выше прыгнет: деревянный кубик или резиновый мячик?

  1.  Давай проверим? – это превращает проблемный вопрос в эксперимент.
  2. Опыт.  (например: Как можно узнать, что растворено в стакане: соль или сахар?)  

Содержание исследовательской деятельности детей в «Программе воспитания и обучения в детском саду»

Младший дошкольный возраст (4-ый год жизни)

      Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

     В процессе формирования элементарных обследовательских действий детей, педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию(ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах и пр.) (дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»)
  • Сравнивать сходные по внешнему виду предметы(шуба – пальто, чай – кофе, туфли – босоножки) (дидактическая игра типа «Не ошибись»)
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?)
  • Активное использование опыта практической деятельности, игрового опыта детей (Почему песок не рассыпается?)

Основное содержание «исследований», производимых детьми предполагает формирование у них следующих представлений:

  1. О материалах – глина, бумага, ткань, дерево.
  2. О природных явлениях – ветер, снегопад, солнце (игры с ветром, со снегом).
  3. О мире растений  
  • способы выращивания растений (из семени, листа, луковицы);
  • проращивание растений (гороха, бобов, семян, цветов).
  1. О способах исследования объектов

 -   как заварить чай

 -   как сделать салат

 -   как сварить суп

  1. Об эталоне – «1 минута»

     В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки свойства явления или объекта природы (цвета, формы, величины): мнется, ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твердый – теплый).

Средний дошкольный возраст (5-ый год жизни)

     Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования являются:

  • Активное исследование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?)
  • Группировка объектов по функциональным признакам (обувь, посуда) (Для чего она необходима? С какой целью используется?)
  • Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда: чайная – столовая)

Основное содержание «исследований», проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  1. О материалах – глина, дерево, ткань, бумага, металл.
  2. О природных явлениях – явлениях погоды и объектов неживой природы (песок, снег, лед: игры с цветными льдинками).
  3. О мире растений – овощи – фрукты, условия необходимые для роста и развития растения (свет, влага, тепло).
  4. О предметном мире – игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.

      В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого детей знакомят с этимологией (происхождением) слов (таких как: сахарница, мыльница и т.д.)

     Активно в этом возрасте используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма и т.д.).

Старший дошкольный возраст (6 и 7 год жизни)

     Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других.

     Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования являются:

  • Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой деятельности: Как быстрее построить прочный дом для кукол?)
  • Классификация на основе сравнения по: длине (чулки – носки), форме (шарф –платок – косынка), цвету – орнаменту (чашки – разноцветные и т.д.), материалу (платье шелковое, шерстяное), плотности, фактуре и др. («Кто назовет больше качеств (свойств)?»)

Основное содержание «исследований», проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  1. О материалах – ткань, бумага, стекло, Фарфор, пластик, металл, керамика, поролон.
  2. О природных явлениях – явлениях погоды, круговорот воды в природе, движение солнца и снега, времени (сутки, день – ночь), снегопад.
  3. С агрегатными состояниями воды – вода – основа жизни; как образуется град – снег – лед – иней – дождь – роса – туман – радуга; рассматривание снежинок (в лупу).
  4. О мире растений – об особенностях поверхности овощей – фруктов, а также, форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений, цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
  5. О предметном мире – родовые – видовые признаки (транспорт – грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и т.д.)

     В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого детей знакомят с этимологией слов (словообразования; сахарница – хлебница); с омонимами (ключ – многозначность слова); синонимами (красивый, прекрасный, чудесный); антонимами (легкий – тяжелый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

Примерная тематика элементарных опытов и вариантов игр-экспериментирований в дошкольном возрасте

ОПЫТЫ

             Средний дошкольный возраст:

  1. Как рыба в воде (тонет, не тонет).
  2. Животные (определить обоняние у кошки, слух у кошки и собаки).
  3. Растения (выбрать среду для посадки).
  4. Камни (разбор по величине, по однородности составов).
  5. Превращение воды в лед и обратно.
  6. Защитные свойства снега.
  7. Посадка лука в различную почву.

              Старший дошкольный возраст:

  1. Опыт с почвой, песком.
  2. Маленькие айсберги.
  3. Замораживаем почву.
  4. Как обнаружить ветер?
  5. Почему дует ветер?
  6. Воздух вокруг нас.
  7. Свойства воздуха.
  8. Испытание магнитом.
  9. Извержение вулкана.
  10. Фонтан из бутылки (нагретый воздух).
  11. Плавающие монеты.
  12. Гром и молния.
  13. Смена времен суток, года.
  14. Круговорот воды в природе.
  15. Опыты с растениями (посадка в различные растворы, выбор почвы).

Формы работы по итогам экспериментирования.

  1. Схемы (старший дошкольный возраст)
  2. Дневник наблюдений:
  • в виде рисунка;
  • в виде таблицы.
  1. Коллажи.
  2. Составление рассказов и сказов, рисунки по сказкам.
  3. Составление загадок.
  4. Моделирование.
  5. Фотоматериалы (во всех возрастных группах).
  6. Фиксация наблюдения (в виде зарисовок).
  7. Работа с палитрой (смешивание красок), составление цветовой таблицы (синяя + желтая = зеленая…)
  8. Самоделки.
  9. Зарисовка поделок, построек.
  10. Выставка итогов опыта.
  11. Пиктограммы.
  12. Проведение режиссерских игр.
  13. Показ фокусов на основе полученных знаний. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Реферат "Технология проблемного обучения"

в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...

Технология проблемного обучения

В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...