Памяти маленьких героев большой войны посвящается...
классный час (3, 4 класс) на тему

Классный час для учащихся 3-4 классов на основе системно-деятельностного метода: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Мероприятие построено с использованием технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyati_malenkih_geroev_bolshoy_voyny.docx108.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 станицы Выселки

муниципального образования Выселковский район

   Единый Всекубанский классный час «Гордимся, помним!»

Памяти маленьких героев большой войны посвящается….

 

Классный час

в начальной школе

ПОДГОТОВИЛА  УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

   МАОУ СОШ №1 ст. Выселки

Ухарских Татьяна Викторовна

2015 ГОД

Памяти маленьких героев большой войны посвящается….

Цели:

-актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;

-расширение   знаний учащихся о детях – участниках войны;

 -формирование основ гражданской идентичности личности, патриотизма на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-осознания каждым школьником своей ответственности за судьбу своего края, страны России, «большой и малой» Родины;

- формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением.

Сценарный план классного часа

  1. Организационная часть

Дети входят в класс. Парты расставлены для работы в группах. Обучающиеся становятся в конце кабинета, лицом к интерактивной доске.

Учитель

- Война… Мир… В эти весенние дни, когда оживает природа, все наполняется жизнью, особенно остро ощущается: «…. как прекрасно в мирном мире жить!» Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше и дальше.  Прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет. За плечами этого праздника страшное время войны: разрухи, гибели, потери, слезы, расставания и встречи. Мы вспоминаем тех, кого с нами нет, и поздравляем тех, кто дошел до этого светлого дня.    

Ученик читает отрывок из стихотворения….

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты подарили всей планете

Великий Май, победный Май!

- Наш класс в течение всего учебного года работал над проектом «День Победы» и накопленный материал мы сможем использовать на Едином Всекубанском классном часе «Гордимся, помним!».

/В рамках проекта организована была агитбригада, отдельные фрагменты её выступлений используются на классном часе: чтение отрывков стихотворений обучающимися/. 

- Ребята, вы понимаете, что сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне, а более точную   тему нашего классного часа определим позже.

- Посмотрим слайд-монтаж и поделимся впечатлениями.

 (Слайд № 2 является основным. Выбираете объект из списка и по щелчку мышкой переход к выбранной теме. Возврат осуществляется по управляющей кнопке)/

- Ребята, вы просмотрели материал. Поделитесь своими впечатлениями.

 (Дети могут высказать предположение, что материал можно разделить на группы: Родина-Война-Победа-Память.) или задаем вопрос:

- На какие группы вы хотели бы разделить материал? (Родина-Война-Победа-Память).

- Я вам предлагаю занять места в составе той рабочей группы, которую вы выбираете.

Учитель расставляет на парты таблички со словами

 

 

Дети рассаживаются за столы.

- У вас на партах лежат конверты. Откроем конверт №1.  В нем находится лист, который вы сможете заполнить все вместе, учитывая мнение каждого члена группы и находя совместное решение. Прочитав слово, которое соответствует названию группы в которой вы работаете, определите свои задания. (Дети высказывают предположения).

-Задание у всех одно: какие ассоциации вызывает у вас это слово. (Первые слова, возникающие при прочтении данного слова.)

Приложение №1 (в каждом конверте изменено ключевое слово: Родина-Война-Победа-Память). Можно начинать работать. Выполнившая группа поднимает руку.

 

- Итак, вы справились с заданием. Заслушаем работу первой группы, можно вносить свои дополнения.

Родина – это … (дом, мама и папа, любимый кот, кошка, сестра, речка, сад, поле, церковь).

- Сделаем вывод, что для нас Родина? (Россия, Кубань, станица Выселки, место где живём).

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Родиной зовётся...

Есть такое чудо:

Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

Отчий дом родимый...

Видя это чудо,

Сердце жарко бьётся,

В жизни это чудо —

Родиной зовётся!..   (Вадим Семернин)

- Представьте на миг, что у вас хотят из составленного цветка (Родина) забрать хотя бы один лепесток? Какой вы отдаете? (Все важны). Происходит конфликт, который двум людям очень сложно разрешить, а если он возникает между двумя государствами, то в некоторых случаях начинается война.

-Свою работу представляет вторая группа. (Показ на экран с использованием документ-камеры)

Война-разрушения, голод, смерти, слезы, боль, страх, ужас, потери….

  1. Мотивация.

- 22 июня 1941 года. Тишину мирного утра разорвали выстрелы, разрывы мин, снарядов, бомб. Началась Великая Отечественная война. Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

1 вариант дальнейшей работы: Нашей стране пришлось воевать с жестоким и сильным противником.  Враг, в течение нескольких месяцев, продвигается в глубь советской территории.  В декабре 1941 года состоялась битва под Москвой, советская армия перешла в наступление. Участником той битвы был ветеран Великой Отечественной войны Танко П.Б., он присутствует на нашем классном часе. 16 –летним юношей Петр Борисович уходит на фронт. В военное время многие мальчишки, кто по возрасту не был призван на фронт, добавляли себе 2-3 года и уходили добровольцами. (Если не сможет прийти, то 2 вариант).

Слайд №2 (тема «Великая Отечественная война»)

2 вариант работы: начало Великой Отечественной войны можно рассмотреть по фрагменту фильма «Священная война». (Щелчок мышкой на черный прямоугольник).

- С первого дня войны на борьбу поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории, -партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу. Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на головы, начался голод, школы стали закрываться, гибли семьями, появилось много сирот. Но страна не сдавалась!

«Все для фронта! Все для победы!» - этот призыв звучал в те годы. Судьба Родины решалась не только на полях сражений. Рядом со взрослыми на заводах, в госпиталях, на полях трудились без устали и дети. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. На борьбу с врагом встал весь советский народ и среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. По разным данным несколько десятков тысяч.

У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена миллионов защитников Отечества, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашей Родины. Некоторым из них было по 10 лет, а другим- 15-17… Разве можно ставить рядом слова дети-война-смерть…?

-Посмотрим слайд-монтаж и выполним задание из конверта №2.

(Слайд №2 тема «Два мира – два детства»).

Задание: заполнить таблицу «Война и дети», «Мир и дети».

Учитель

- Таблица остается у каждой группы на парте, в ходе дальнейшей работы мы сможем её дополнять, изменять.

-Мир…Война…Дети…. Сложно представить, что происходит, когда видишь жестокость, когда на твоих глазах убивают маму, брата… Вчерашние школьники, обыкновенные мальчишки и девчонки стали солдатами, партизанами, подпольщиками. Памяти маленьких героев великой войны посвящается наш классный час.

  1. Основная часть.

Учитель

- Издавна на территории Кубани проживали представители разных национальностей, но Родина у них одна – Россия. И адыги, и украинцы, и армяне, и греки и представители других национальностей уходили на фронт и сражались рядом, помогая и выручая друг друга.

Откроем конверт №3. В нем листы с информацией о пионерах – героях и карта Краснодарского края и Адыгеи.

Задание: прочитать информацию о пионерах – героях, подготовить рассказ для одноклассников.

 По ходу работы члены группы отмечают звездочками на карте Краснодарского края и Адыгеи населенные пункты в которых сражались пионеры – герои.

Слайд №2 (тема «Витя Новицкий»)

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Война и детство – страшное слиянье.
И счастье, что его не знаем мы!
Но было очень  много на Кубани
Детей, навек оставшихся детьми.
                                                       Н. Тананко

Витя Новицкий

Когда фашисты вступили в Новороссийск, в городе начались уличные бои.

В башне по улице Октябрьской, где проживала семья Вити Новицкого, разместился небольшой отряд краснофлотовцев.

 - Я буду помогать стрелять, - сказал юный герой, подскочив к пулемету.

Два часа он держал оборону, но гитлеровцам все же удалось пробраться к башне. Они схватили Витю, облили спиртом и подожгли.

Слайд № 2 (тема «Надя Гнездилова)

Надя Гнездилова

Надя Гнездилова жила в станице Даховской.  Когда началась война, отец Нади ушел в партизаны. За это Надю и её мать бросили
в подвал, но девочке удалось бежать. Она ушла в партизаны и стала разведчицей. Благодаря её сведениям партизаны освободили станицу.
Надя погибла, подорвавшись на немецкой мине.

Слайд № 2 (тема «Муся Пинкензон»)

Муся Пинкензон

В Усть-Лабинске фашисты вывели на расстрел около трехсот граждан. Среди них были и дети. Пионер Муся Пинкензон нес с собой скрипку, на которой любил играть.

Отец Муси крикнул немецкому офицеру:

- Не убивайте мальчика. Из него выйдет большой музыкант!

Эсэсовец ответил:

-Хорошо! Пусть играет, а я послушаю!

Муся взмахнул смычком и раздались торжественные звуки «Интернационала». В ответ раздалась автоматная очередь.

Слайд № 2 (тема «Володя Дубинин»)

Володя Дубинин

Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи Керчи. Фашисты вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами.

Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.

Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Слайд № 2 (тема «Федя Токарев, Леня Таранник»)

Федя Токарев

Учился в школе №3 станицы Абадзехской.  Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.

Леня Таранник

Жил в станице Ключевской Горяче – Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком- следил за расположением огневых точек противника. Леню выследили и после страшных пыток расстреляли в августе 1942 года.

Учитель

-Война – дело мужчин, но юные граждане всем сердцем ощущали свою сопричастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не смогли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Можете ли вы их назвать героями? Совершали ли они подвиг? Какими качествами характера обладали?

ГЕРОИЗМ Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Героизм защитников Родины. /Толковый словарь русского языка/

За проявленный героизм и боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены: орденом Ленина, орденом Отечественной войны, Красной звезды и медалями «Партизану Великой Отечественной войны». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза (наравне со взрослыми солдатами). Особые заслуги… А они были дети! Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигли таких высот мужества, что Родина их награждала «взрослыми» наградами.

Маленькие солдаты великой войны…. Обратимся к карте – памяти, которую мы с вами составили (выбирается одна карата у рабочих групп и проецируется с помощью документ-камеры на экран).  

Жители маленьких станиц, больших городов, разные по возрасту и национальностям, но сплоченные одной идей «Всё для Победы!". Многие из них и отдали всё - ж и з н ь!

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Мир победил! Окончена война!

Ценою крови куплена победа!

Пусть это помнит шар земной всегда!

Победа! Победа! Победа!

- Четыре долгих года, 1418 дней и ночей длилась самая жестокая война.  Велика была цена Победы. Страна потеряла почти 27 миллионов человек!  

Свою работу представляет третья группа «Победа». (Показ на экран с использованием документ-камеры)

Победа – радость, слезы, надежда, родители, встреча, боль…. 

Действительно Победа – « …это праздник со слезами на глазах».

   Слайд № 2 (тема «Карта памяти»)

Учитель

- Ради Победы погибли они - пионеры – герои Кубани. Отдали жизнь за, чтобы вы могли спокойно учиться, расти и жить (перечисляем их имена).

Надя Гнездилова, ст. Даховская

Ваня Масалыкин, ст.Новопокровская

Витя Гурин, ст. Новотиторовская

Толя Алёхин, г. Анапа

Венера Павленко и Клара Навальнева, ст. Кореновская

Лёня Объедко, х. Семисводный и многие другие….

-Почтим их память минутой молчания.

Память о Великой Отечественной войне, о детях – участниках войны живет в чём?

- Заслушаем ответы группы «Память». (Показ на экран с использованием документ-камеры)

Память – фильмы, рассказы, музеи, картины, памятники, книги и наши сердца.

  Учитель (Слайд №10)

-8 февраля в России отмечается как день памяти пионеров – героев, а с 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат. Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу обстоятельств активно участвовать в войнах и вооруженных конфликтах.

  1. Завершающий этап

- А наша память в чём проявляется? (Походы в музей, составление «Книги Памяти», агитбригаде, поздравительные открытки ветеранам, труженикам тыла, вышивание «Платка памяти», конкурсы рисунков, сочинений, чтение книг).

- Наш одноклассник Дима Г. принимал участие в муниципальном этапе краевого конкурса «Лучший урок письма» и стал победителем в номинации «Победы родное лицо». Послушаем отрывок из его письма.

Здравствуй, ребенок мира!

Письмо детям, живущим без войны…

В своем письме я обращаюсь к детям мира, мирным детям, живущим без разрыва снарядов, воя сирен. Надеюсь, что и у вас в стране царит мир.   Самая тяжелая из всех бед, какие только бывают у людей, - это война. Как хорошо, что я живу в мирное время! Но так было не всегда… Все течет, все изменяется, и только история остается нам в наследство. Она связывает, как невидимая цепочка, все поколения нашей семьи в одно целое. Одним из таких звеньев стала страшная и великая война 1941-1945 годов. В ней участвовал мой прадедушка, Игнатков Василий  Гаврилович.

Солдатам чаще всего приходится воевать вдали от дома. Дом у него был на Кубани, а воевал он и в степях Украины, и в лесах Белоруссии. Осенью 1941 года был призван в ряды Красной Армии. Прадедушка гордился тем, что участвовал в освобождении родной Кубани от немцев. После того как закончился бой, и фашисты отступили от Краснодара, боец попросил у командира разрешения побывать дома. Там его ждала старенькая мама и жена с маленькими детьми. Его отпустили на сутки.

…Детишек заметил издали, подошла мама, на крики выбежала жена. Радость была великая! Пусть несколько часов, но дома и живой! Маленький сынишка не отпускал руку, как будто знал, что отпустит – и папа уедет вновь. Время близилось к вечеру, необходимо было собираться в дорогу, снова на фронт. Раздав всем гостинцы, прадедушка сел на коня и долго-долго смотрел на семью, дом, словно прощался навсегда.

Я знаю, что он дошел с нашими войсками до города Будапешта, был контужен, лечился в госпитале. И пришел с войны живым.  К сожалению, мне не удалось услышать его рассказов о фронтовых буднях.  

Мой дедушка, когда умер прадедушка, посадил молодой саженец дуба. Он его посадил в память о героическом прошлом отца, а еще его называют в нашей семье «деревом мира».  Каждый год, в день Победы, вся наша семья собирается под тенью его ветвей и вспоминает прадедушку. У моей бабушки сохранились орден Красного Знамени, медали «За оборону Будапешта», «За отвагу».  И вместе с наградами мы с увлечением рассматриваем фронтовые фотографии, письма и открытки, подписанные четким уверенным почерком, которые присланы из разных городов, где проходили бои. С замиранием сердца я слушаю рассказы взрослых и, некоторые из них, уже сам пересказываю своему двоюродному брату. Историческая цепочка нашей семьи не прерывается – не прервется и история России. Мы – мирное будущее нашей страны, земли! Нам беречь то, что наши прадеды отстояли на поле боя.

Пусть во всем мире будет мир!

                                                 Твой сверстник Дима.

Учитель

- Пусть во всем мире будет мир. За мир отдали свои жизни маленькие герои великой войны! Долг юного поколения – помнить имена тех, кто защищал нашу Родину.

- У вас на столах лежат листы бумаги и карандаши, каждая группа выполняет предметные рисунки по темам, которые они защищали «Родина-Война-Победа-Память». Вырезаем и составляем одну работу «Мы помним!».

/Если на встрече присутствует ветеран Великой Отечественной войны, то он подводит итог коллективной работы «Мы помним!» /

  1. Заключение. Рефлексия

- Вернёмся к теме нашего классного часа «Памяти маленьких героев большой войны посвящается…». Какие слова вам бы хотелось изменить? (Маленькие по возрасту, но огромны по делам, по проявленному подвигу).

-Какими чертами характера обладали юные герои?

-Что вы узнали нового в ходе классного часа?

- Определите будущие этапы работы по теме «Гордимся, помним!»

Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!

- У вас в конверте № 4 лежат звезды белого цвета. Раскрасив их, вы оцените свою работу: белый цвет- удовлетворен, желтый – могу лучше, красный – работал отлично. Прикрепляем вокруг коллективной работы.

 (Праздничный салют вокруг рисунка).

- Война…Разрушенные судьбы, оборвавшиеся жизни… Пока мы помним прошлое у нас есть будущее! Идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Отечественной войне суждено навсегда остаться в памяти народа. Жизнь продолжается…Пройдет совсем немного лет и это вам будет суждено писать новые страницы в истории нашей Родины, Краснодарского края. Во имя памяти павших -  эти страницы должны быть только мирными!

Список литературы

  1. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т. – М.: Сов. Энциклопедия
  2. Грезин В.И. Народные мстители. Краснодар, 1982.
  3. Документы отваги и героизма. Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов. Краснодар, 1965.

Интернет – ресурсы

  1. Сайт ГБОУ КК ККИДППО Акция «Победа деда - моя победа!»

http://pobeda.kkidppo.ru

  1. Туапсе. «Битва за Кавказ»

        http://victory.rusarchives.ru/video.php

  1. Анапа. «Память сердца»

http://anapacity.com/anapa-video/video-pamyat-serdtsa.html

  1. Сайт Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

http://rusarchives.ru/federal/rgakfd/index.shtml.

  1. Герои страны

http://www.warheroes.ru

  1. Сайт «Победа. 1941–1945»  http://victory.rusarchives.ru/index.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие герои большой войны

Внеклассное мероприятие к Дню Победы....

Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)

Классный час на тему:  «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной         войны.2) ...

Маленькие герои большой войны (о детях в Великой Отечественной войне)

Этот материал можно использовать на классном часе, посвященном Великой Отечественной войне, можно использовать как выступление ребят на празднике о пионерах – героях в В...

Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ...

Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20

Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...