Главные вкладки

    «Школьная кунсткамера: прошлое в настоящем». Методический проект формы воспитательной работы.
    методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Филимонова Татьяна Федоровна

     

    Содержание:

    1.      Введение…………………………………………………………………3

    2.      Замысел идеи (описание)……...………………………………………..5

    3.      Педагогические (воспитательные) возможности ……………..…….10

    4.      Возрастные границы применения …………………………………....10

    5.      Методика подготовки ………………………………………………....11

    6.      Приложение (Презентация)……………...………………………..…..12

    Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является ее результат. Результатом воспитания является личность воспитанника, а именно “всестороннее развитие личности подростка”. Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.

    Ø  Цель:  – воспитание личности:

    • Творческой - обладающей способностями, развитым интеллектом;
    • Гуманной - стремящейся к миру, милосердию и доброте, способной к состраданию;
    • Практичной - владеющей компетентностью, грамотностью, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;

    Ø  Цель проекта: Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости.

    Ø  Задачи:

    1.      Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

    2.      Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманистических межличностных отношений;

    3.      Способствовать совместной работе педагога, родителей и учащихся;

    4.      Оптимально сочетать индивидуальное воспитание, воспитание в коллективе и самовоспитание.

    Выполнение проекта приведёт к совершенствованию и развитию воспитательной системы класса, обеспечивающей целенаправленное формирование социальной активности воспитанников.

    Проект состоит из нескольких мини - проектов, потребность в которых возникает по ходу работы (экскурсия и КТД). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.kunstkamera.docx35.19 КБ
    Файл prezentatsiya_kunskamera.pptx2.4 МБ

    Предварительный просмотр:

    «Школьная кунсткамера: прошлое

    в настоящем».

     Методический проект формы воспитательной работы.

    Разработчики:

    Бубнова Татьяна Федоровна

    Учитель начальных классов

    первой квалификационной категории ГБОУ СОШ № 86 Петроградского р-на, г. СПб

    БубновАнатолий Николаевич

    Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 653  с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского р-на, г. СПб

    СПб, 2015 г.

    Содержание:

    1. Введение…………………………………………………………………3
    2. Замысел идеи (описание)……...………………………………………..5
    3. Педагогические (воспитательные) возможности ……………..…….10
    4. Возрастные границы применения …………………………………....10
    5. Методика подготовки ………………………………………………....11
    6. Приложение (Презентация)……………...………………………..…..12

    Введение

    Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном отношение общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. Без надлежащей поддержки любому подростку трудно сориентироваться в себе и в системе отношений между людьми, трудно выработать критерии, по которым он сможет определить своё место среди окружающих.

    Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является ее результат. Результатом воспитания является личность воспитанника, а именно “всестороннее развитие личности подростка”. Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.

    • Цель:  – воспитание личности:
    • Творческой - обладающей способностями, развитым интеллектом;
    • Гуманной - стремящейся к миру, милосердию и доброте, способной к состраданию;
    • Практичной - владеющей компетентностью, грамотностью, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
    • Цель проекта: Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости.
    • Задачи:
    1. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
    2. Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманистических межличностных отношений;
    3. Способствовать совместной работе педагога, родителей и учащихся;
    4. Оптимально сочетать индивидуальное воспитание, воспитание в коллективе и самовоспитание.

    Выполнение проекта приведёт к совершенствованию и развитию воспитательной системы класса, обеспечивающей целенаправленное формирование социальной активности воспитанников.

    Проект состоит из нескольких мини - проектов, потребность в которых возникает по ходу работы (экскурсия и КТД).

    Замысел идеи

    Это форма приобщения учащихся к искусству, первоначально организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным в целях предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого. Ребята в течение коротких, но насыщенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько экспонатов.

    Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент представления, вступительное слово, расположение педагога, видимого подростками в момент восприятия, заключительный финальный момент. Очень важна и поставленная перед ними перспектива будущей "пятиминутки": "В следующий раз мы с вами…"
    Назначение "Пяти минут с искусством" не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры. Такую активность следует поощрять и помогать вести "Пять минут с искусством" этим ребятам, через некоторое время в коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное – преобразуется в сознании школьника образ достойного человека и его достойной жизни.

    Описание идеи (3 фазы)

    Фаза 1. Посещение музея   /   Темы игровых экскурсий:

    Название игры

    Описание

    «Играем в эскимосов»

    В игровой форме проходит знакомство с традиционной культурой эскимосов, живущих на крайнем севере нашей планеты. Экскурсия-игра проводится на экспозиции «Коренное население Северной Америки». Ребята делают праздничные маски и разыгрывают праздник встречи солнца.

    «Вместе с Иссумбоси»

    Экскурсия-игра проходит на экспозиции зала «Япония». Используя методику рассказа народной сказки, детям дается представление о традиционной повседневной жизни японцев. Ребята играют в игры японских девочек и мальчиков, узнают, как в Японии отмечают дни рождения и примеряют на себя национальный костюм.

    «Ганеша-победитель»

    Знакомство с индийскими традициями и обрядами при участии персонажа индийской мифологии – Ганеши – проходит на экспозиции в зале «Индия». В игровой форме школьники получают представление об иной мировоззренческой культуре, в которой нет деления на одушевленные и неодушевленные явления, прививается чувство уважительного и бережного отношения к предметам, которые окружают их в повседневной жизни. Подростки разыгрывают сказку в традициях театра Катхакали.

    «В стране, где живут павлины»

    Экскурсия-игра на экспозиции в зале Индии на основе сюжета индийской сказки. Ребята играют на традиционных музыкальных инструментах и одеваются в национальные костюмы.

    «Почему в Индии не боятся змей»

    Экскурсия-игра  с участием куклы-змеи основана на сюжетах традиционных индийских сказок и мифов. Знакомит с традиционной культурой Индии. В ходе игры  школьники выполняют несложное задание.

    «Ларец мудрости»

    Игра проводится на экспозиции в зале «Китай». На основе древних китайских басен, притч и сказок детей знакомят с традициями и искусством этой страны.

    «Китайский Новый год»

    Цель игры - не только ответить на поставленный вопрос, но и создать у ребят первое впечатление о китайской традиционной культуре. В ходе игры они погружаются в хорошо знакомую им атмосферу новогоднего праздника, узнают о происхождении новой новогодней обрядности в России (счет лет по животным, залпы, фейерверки, салюты, бумажные украшения). В Китае непременным участником новогоднего праздника является дракон. Ребята знакомятся с образом дракона и разыгрывают танец с бумажным драконом.

    Фаза 2.  Рефлексия в классе   /   Сценарий развития событий

    1. Спрашиваем ребят, что им больше всего запомнилось? Понравилось? Почему?

    После экскурсии ребята принимают решение участвовать в школьном спектакле, с целью показа прошлой жизни людей. В этом деле принимают участие абсолютно все школьники группы и делают все легко, весело, успешно. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него будет роль – поэтому его поведение свободно. Театр - экспромт в качестве ведущей имеет психологическую задачу. Она состоит в раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности.

    1. Предлагаем разыграть понравившиеся сцены (по странам)

    3.   Класс делится на 4 - 5 команд (зависит от количества учеников в классе) по 5 — 6 человек (ребята распределяются сами — по интересам)

    4.  Ребята сами распределяют роли:  режиссер, декоратор, актеры, музыкальный редактор и т.п. (сами пишут сценарий действа, делают костюмы и т.д.) - возможны диалоги, а может это будет пантомима и голос за кадром (вариантов много)

    Например:

    • Индия — это могут быть танцы или заклинатель змей (змеей тоже может быть ребенок)
    • Америка — стрельба из лука по мишеням (при выходе в среднюю школу — это можно разыграть с детьми), (лук можно заменить дротиками, а мишени сделать в виде зверей; можно бросать лассо (его заменить на обруч и попросить накинуть на шест который стоит на определенном расстоянии). Разучить некий ритуальный танец и т.п.
    • Китай — многие занимаются единоборствами — показать упражнения под музыку или показать чаепитие — как оно проходит именно в этой стране.

    Роль учителя — помощник, направляющий, можно присутствовать на репетициях, давать советы — но только когда спрашивают, ненавязчиво.

     Фаза 3. Выход в среднюю школу 

    Показ учащимся средних классов с включением их в театральную постановку.

    Цель — преемственность старшей школы и средней. Было бы интересно, если это дети одного учителя (шефство над маленькими) — один учитель в средней школе, что способствовало бы смене поколений, передачи традиций и т.д.

     Закончить все можно на Китае — всеобщим чаепитием.

    А школьники (радостные и счастливые) предлагают своему классному руководителю обязательно посетить музей антропологии и как можно скорее, что бы все увидеть своими глазами!!!


    Педагогические (воспитательные) возможности

    Интересное дело, участниками которого являются сами ребята, обладает колоссальной силой влияния:

    1. создает сильнейшее поле эмоционального заряда, в которое попадает ребенок, приобретая при этом опыт эмоциональных переживаний;
    2. оно концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой пленительной значимости;
    3. реальное взаимодействие школьника подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство "своей" группы, где только он и способен ощущать свое "я" среди других и осознать себя как некую индивидуальность;
    4. в деятельности группы легко и незаметно формируется умение взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

    Возрастные границы применения

    Данный проект предназначен для учащихся музыкальной школы от 12 до 16 лет.

    Классы идеальные, энергичные, учащиеся этого класса дети, стремящиеся к новому, интересному, впечатляющему, участвующие во всех соревнования, конкурсах и концертах.

    Методика подготовки

    По просьбе учащихся 8го класса дети отправляются на экскурсию с классным руководителем в Кунсткамеру. В музее подростков встречает экскурсовод и проводит их по всему музею, рассказывает про экспонаты, которые там находятся.

    • Посещение музея — экскурсия
    • Рефлексия в классе (сам проект) — театральное представление
    • Выход в начальную школу (показ детям, возможно с их участием)
    • Составление текста для «голоса за кадром» – сказочного, так, чтобы на сцене разворачивались занимательные события;
    • Фиксирование всех персонажей, обозначение на карточках – они распределяются среди ребят;
    • По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром»;
    • Действующими лицами являются: люди, звери, растения, вещи и природные явления.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Разработчики : Бубнова Татьяна Федоровна Учитель начальных классов первой квалификационной категории ГБОУ СОШ № 86 Петроградского р-на, г. СПб БубновАнатолий Николаевич Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского р-на, г. СПб Методический проект формы воспитательной работы. «Школьная кунсткамера: прошлое в настоящем»

    Слайд 2

    Цель проекта: Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости. Задачи: 1. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся; 2. Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманистических межличностных отношений; 3. Способствовать совместной работе педагога, родителей и учащихся; 4. Оптимально сочетать индивидуальное воспитание, воспитание в коллективе и самовоспитание.

    Слайд 3

    Описание идеи: Фаза 1: Посещение музея – игровая экскурсия Фаза 2: Рефлексия в классе Фаза 3: Выход в среднюю школу

    Слайд 4

    Темы игровых экскурсий Играем в эскимосов Вместе с Иссумбоси Ганеша-победитель В стране, где живут павлины Почему в Индии не боятся змей Ларец мудрости Китайский Новый год Фаза 1:

    Слайд 5

    Япония

    Слайд 6

    Используя методику рассказа народной сказки, детям можно дать представление о традиционной повседневной жизни японцев. Дети могут играть в игры японских девочек и мальчиков, и узнать, как в Японии отмечают дни рождения.

    Слайд 8

    Китай

    Слайд 9

    Цель игры - создать у ребенка первое впечатление о китайской традиционной культуре. В ходе нее дети погружаются в хорошо знакомую им атмосферу новогоднего праздника, узнают о происхождении новой новогодней обрядности в России ( счет лет по животным, залпы, фейерверки, салюты, бумажные украшения). В Китае непременным участником новогоднего праздника является дракон. Дети знакомятся с образом дракона и разыгрывают танец с бумажным драконом.

    Слайд 10

    Коренное население Америки

    Слайд 11

    Фаза 2: Опрос детей после экскурсии Розыгрыш сцен (страны) Деление на команды Распределение ролей

    Слайд 12

    Фаза 3: Показ учащимся средних классов с включением их в театральную постановку Цель — преемственность старшей школы и средней Всеобщее чаепитие в Китае Радостные школьники предлагают своему классному руководителю посетить музей антропологии и как можно скорее, что бы все увидеть своими глазами!!!

    Слайд 14

    Педагогические (воспитательные) возможности Приобретение опыта эмоциональных переживаний Концентрация внимание Ощутить своё «Я», осознать себя индивидуальностью Умение взаимодействовать с людьми

    Слайд 15

    Методика организации посещение музея — экскурсия рефлексия в классе (сам проект) — театральное представление выход в среднюю школу (показ детям, возможно с их участием) составление текста для «голоса за кадром» – сказочный, так, чтобы на сцене разворачивались занимательные события; фиксирование всех персонажей, обозначение их на карточках – они распределяются среди детей; по ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает "голос за кадром«; действующими лицами являются: люди, звери, растения, вещи и природные явления.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация и формы воспитательной работы в младших классах.

    В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...

    Презентация "Формы воспитательной работы в малокомплектной школе"

    Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприяти...

    "Нетрадиционные формы воспитательной работы"

    Материал из опыта воспитательной работы с учащимися начальных классов....

    Новые формы воспитательной работы

    Выступление на педагогическом совете по теме: "Новые формы воспитательной работы"....

    Школьная линейка - как одна из форм воспитательной работы

    Благодаря такой форме формируются эмоционально-ценностные отношения, задаётся определённый настрой на дальнейшие мероприятия....

    Мини-проект как форма воспитательной работы

    Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёно...