гражданское воспитание начальные классы
материал (4 класс) на тему

Третьякова Марина Анатольевна

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Суворовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида

Сообщение «Организация работы с родителями»

        Подготовила воспитатель Третьякова Марина Анатольевна

г. Суворов 2014 год

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения является повышение роли семьи в воспитании.  В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители даже в нормальных семьях отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а так же многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и , следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях. На содержании и формах взаимодействия семьи и школы-интерната в образовательном и воспитательном процессах.

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно не мыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышения культуры родителей»- утверждал В.А.Сухомлинский.

Успешность воспитательной работы во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями.

Основной формой работы с родителями(в связи с удалённостью школы от места жительства некоторых семей) являются индивидуальные консультации, беседы, на которых обсуждаются проблемы воспитания детей.

На группе 3-4 класса я работаю второй год. Состав группы 16 воспитанников. Для начала изучила социальный состав семей школьников по личным делам. Не маленький процент детей, растущих в неполных семьях, либо в семьях, где один из родителей родным не является-12 семей.

Чаще общение по разным вопросам происходит с родителями: Соловьёва М. Аникеева В., Болотова С., Ивашина А., Шклярова В.. Реже с родителями Калашова А., Новикова М., опнкуном Беловой Д..

Основной проблемой в работе с родителями является низкий социальный статус. В основном в группе воспитываются дети из неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей. Некоторые родители злоупотребляют алкоголем. Очень немногие родители интересуются проблемами в обучении и воспитании своих детей. Есть родители, которые не забирают детей на каникулы, а если забирают, то не привозят к началу учебной четверти. С родителями, допускающими несвоевременное возвращение детей в школу после каникул, проводится следующая работа:

-индивидуальные беседы, выявление причин по которым ребёнка не могут вовремя отправить в школу.

-обращаемся за помощью к социальным педагогам школы-интерната.

-обращаемся за помощью к участковым по месту жительства,

работникам ПДН.

В 2012-2013 учебном году с родителями провели консультации на темы:

  1. «Родителям о правах ребенка»
  2. «Детский стресс. Причины возникновения и профилактика»
  3. «Права и обязанности родителей»

С детьми в течение учебного года проводились занятия по книге «Азбука вежливости» Л.В. Гагнус

После каждого раздела мы распечатывали памятки для родителей 1, чтобы познакомить их с работой, которую мы проводим 2, чтобы родители могли продолжить работу с детьми дома.

В 2013-2014 учебном году с родителями проводили консультирования по  следующим темам:

  1. Консультирование «О защите прав ребенка». Выдержки из закона Тульской области « О защите прав ребенка»
  2. Индивидуальные беседы  с родителями учащихся, находящиеся на учете в ПДН,
  3. Индивидуальное консультирование « Права и обязанности родителей. Семейный кодекс».
  4. Консультирование «Родителям об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В работе с родителями ставим следующие задачи:

-работать над созданием единого воспитательного пространства

-вовлекать родителей в учебную, внеурочную деятельность школы-интерната.

Ожидаемые результаты работы:

-повышение учебной мотивации;

-отсутствие конфликтных ситуаций в системе ( родители-учителя-воспитатели-дети). Отсутствие правонарушений со стороны уч-ся.

-



Предварительный просмотр:

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

 Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества- особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нём.

 Гражданское воспитание предполагает формирование правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. Сформированное гражданское сознание даёт человеку возможность оценивать социальные явления, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

 Вопросы гражданского воспитания в педагогике имеют свою историю и связаны с именами: Платона, Аристотеля, Руссо. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий  для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером. В Российской педагогике цели и задачи нашли отражения в трудах : А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и других.

В известной книге В. А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт по гражданскому воспитанию.

Гражданское воспитание очень тесно переплетается с патриотическим и правовым. Важную роль в воспитании этих направлений играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Знакомство с родным краем, его природой, историческим прошлым эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Содержание гражданского воспитания составляет работа по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.

Задачи формирования правовой культуры заключается в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиваться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

Проблема формирования личности как одна из актуальных начинает осознаваться в России со второй половины XIX века, а духовность личности рассматривается как одна из общечеловеческих ценностей образования и воспитания.

Различные аспекты воспитания духовности в обществе в последние годы рассматривали В. Г. Безрогов, И. Ф. Гончаров, В. А. Караковский, М. В. Богуславский, И. Н. Колесников, Г. Н. Филонов, В. Д. Шадриков и другие исследователи.

Духовно- нравственное воспитание школьников направлено на «возвышение сердца» ребёнка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально- сердечного) воздействия педагога на духовно- нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей  её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний и мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определённой позицией педагога.

Духовное воспитание – это питание духовной оси. Ради этой оси ребёнок пришёл в этот мир. Духовная ось ребёнка питается высшими образами, переживаниями и их осмыслением: любви, сострадания, уважения, сочувствия, в результате чего он обретает целостность, основанную на фундаментальной мотивации, сознании служения и любовном отношении к миру. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведение, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека.

В нашей группе еженедельно проводятся занятия в направлении гражданско- патриотического , правового и личностного воспитания, в работе мы используем программу «право + ответственность» .На занятиях знакомим детей с Конституцией РФ, с правами ребёнка (Конвенция ООН), русскими традициями, традициями семьи, с природой и особенностями родного края. Знакомимся с понятиями «толерантность» , общечеловеческими ценностями.

Воспитание личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих общечеловеческую мораль. Ценности эти : свобода,  достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, истина, красота, экологическая культура, вера, воля, добродетель.

  Возраст учащихся 11-14 лет, поэтому наиболее эффективным и занимательным, на наш взгляд, является использование фольклора как средство для формирования чувства гражданственности, нравственных позиций и качеств личности. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок - всё это открывает путь к уму и сердцу наших детей. Через произведения детских писателей, сказки учимся различать добро и зло, что хорошо, что плохо и почему?

«Удивительное  в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость.» В. Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Она -   сокровищница народной педагогики, поскольку во многих из них содержатся педагогические идеи.

Ежегодно проводим диагностику личностного роста учеников, которая помогает отслеживать динамику развития личности ребёнка, его нравственные, гражданские позиции.

В группе работаем по программе «Дорога жизни», направленность программы - духовно – нравственная.

Из страны детства ребята уйдут в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и способность мужественно переносить трудности закладывается сейчас. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, уметь удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества мы закладываем сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...

"Роль современного учителя начальных классов в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников".

Патриотическое воспитание наиболее актуально для начальной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине....

Гражданско – патриотическое воспитание в начальных классах.

Гражданско - патриотическое воспитание в начальных классах (Из опыта работы Марчук О. А.)...

Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников как фактор духовного развития (из опыта работы МО начальных классов МБОУ «Мар-Кюельская СОШ)

В данной работе описывается опыт работы МО начальных классов МБОУ "Мар-Кюельская СОШ" по гражданско-патриотическому воспитанию...