Сценарий праздника «Помоги зимующим птицам!»
методическая разработка (3, 4 класс) по теме

Кислова Наталья Владимировна

В сценарии подобран познавательный материал о зимующих птицах, викторины о птицах, пословицы, приметы.  Материал можно использовать на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika.sinichkin_den.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

               

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

___________________________________________________________

306251, с.Быканово, ул. Молодежная, 14  Обоянского района  Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42

bickanovsсkaja @yandex.ru. www.obo-buk.

                                                                        

Сценарий праздника

«Помоги

зимующим

 птицам!»

Подготовила

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Кислова Наталья Владимировна

                                                          2013 г.

                                              Сценарий праздника «Помоги зимующим птицам!»
Цели:
1.    Познакомить детей с зимующими птицами.
2.    Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.
3.    Развивать у детей внимание.
4.    Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.
5.    Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.
6.    Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
                                                                  Ход праздника
(
Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир”. На стене рисунки синичек, рисунки зимующих птиц, плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок”. Входит Матушка – Природа в русском народном костюме. (Далее – М.П.)


М.П. Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
      С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали,  если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.
(Звучит голос синицы)
Синицы летали пред избой моей,
Словно песни пели о судьбе своей.
Поднимались в небо, будто звали нас,
С ними веселится в этот поздний час,
Будто звали вместе звёзды посчитать.
Долго я в окошко, сидя на печи,
На небо смотрела, ела калачи!

         -
Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.
Дети:
Си-нич-ка
Си-нич-ка
(входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, на голове кокошник)
Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу  здесь много рисунков о птицах, да какие разные, какие хорошие!  А какая выставка книг!

М.П. Дорогая Синичка, послушай, что мы про тебя знаем.
(Выходят юннаты, у каждого на голове кокошник Синички)
1 юннат: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
2 юннат: Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
3 юннат: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А, живущие в парках и садах, селятся в синичниках  или походящих закрытых постройках.
1 юннат: Ребята, я хочу вам показать гнездо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (глядя на гнездо)
Дети: Из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями.
2 юннат: Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.
3 юннат: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.
М.П. Видишь синичка, как много мы о тебе знаем. Знаем и то, что у тебя есть сестрички. Это: (показывает плакат, где нарисованы разные виды синиц):
•    Гаичка
•    Московка
•    Лазоревка
•    Хохлатая
-
На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, прилетевшие с севера, а какие вы узнаете, разгадав загадки и решив  кроссворд: (Кроссворд « Зимующие птицы» в презентации).

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Чистит все стволы подряд.

Поползень

Голубая спинка,

  Рыженький бочок.

По стволу осинки,

За скачком скачок,

Поползень вертлявый

Скачет вверх и вниз;

В ствол залез дырявый,

Клювом вниз повис.

Вертит он головкой,

К дятлам заглянул,

Из-под черной бровки

Искоркой сверкнул,

Свистнул: “Эй вы, дятлы!

Клювом вниз скачу…

Вам такое вряд ли,

Дятлам по плечу!”

  • Он в своей лесной палате

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче.

(Дятел)
•    Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки.           (Свиристель)

Свиристели

Опять осеннею порой,

К нам в гости прилетели

И сели дружною семьей

На ветках свиристели.

Издалека летят они,

Сквозь ветры, дождь и град.

Рябины красные огни,

Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном

Повесим для гостей,

А вдруг и к нам заглянет в дом

Веселый свиристель.

***

Флейты зимние запели

На морозе голубом.

Прилетели свиристели,

Засвистели о своём.

Все рябины облепили –

Свиристят над головой,

С веток сбили кучи пыли

Лёгкой, звонкой, снеговой.

  • Спиной зеленовата,

Брюшком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

• На окне дремала птица:

“Галка-галка, что вам снится?”

Отвечала птица сонно:

“Я не галка, я… ….(Ворона)

Чик-чирик- к зёрнышку – прыг,

клюй, не робей-

кто это? (Воробей)

Не робей, воробей!

На дворе белым-бело,

Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,

Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,

Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она

Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,

Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,

Угощайся, не робей

•    Сероспинный, красногрудый

не боится он простуды,

в зимних рощах обитает,

с первым снегом прилетает. (Снегирь)
•    Верещунья, белобока,

а зовут её …..(Сорока)

М.П. Ребята подготовили небольшие сообщения о зимующих птицах, послушайте их.

Снегирь- очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся. Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири  легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.

Синица- это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса- галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.

Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с  сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из- за синих перьев на теле.

Воробей- это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным- давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: «Вора бей». Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.

Дятел- у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой- семенами хвойных деревьев.


М.П. Давайте  послушаем стихи про зимующих птиц.
Синицы
Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?
Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.

Мой приятель воробей
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.


Голуби
Голуби, голуби
Раз, два, три
Прилетели голуби – сизари
Сели и нахохлились у двери
Кто накормит крошками сизарей?
Снегири
Тихо-тихо сидят
На снегу снегири –
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди
Отраженье зари,
Скромно – серые перья
На самочке.

М.П.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду

Тревожно за Жучку в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц

Ведь очень уж холодно в воздухе им

Поможем ли мы беззащитным таким?

Ребенок

Поможем! Их надо кормить и тогда

Им будет легко пережить холода!  (Е. Благинина)

Ребенок

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Ребенок

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

Ребенок

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Ребенок

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей… (К. Мухамадиший)

М.П.

Насыпь-ка, Сёма, семечек синичкам!

Теперь пойдем - и будем наблюдать.

Смотри в окно: вон прилетели птички.

Так хочется им семечки склевать!

Ребенок

Глянь, смелая синичка прилетела,

туда-сюда головкой и - к кормушке.

Схватила семечку, на ветку села

чтоб там спокойно, не спеша, покушать.

Ребенок

За ней другие тоже осмелели

и налетели дружною гурьбой.

Воробышки, синички, коростели -

всем птичкам очень голодно зимой.

Ребенок

Мы их покормим в это время года,

они нас летом отблагодарят.

Вредителей садов и огородов,

всех червяков и гусениц съедят. (А. Панасюк)

Ребенок

Все короче зимний день

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки,

Всюду только снег, да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек! (Ю. Синицин)

Ребенок (в накидке, в руках - кормушка. Я - повелитель птиц. Захочу, и птицы сами ко мне прилетят. Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. На вид она очень проста. Простая фанерка с простыми бортиками. Надо только сделать её и повесить на дерево. Насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. И на неё сразу прилетят птицы.

М.П.  Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Каждый из нас может сделать для птиц   кормушку. Каких только птиц не увидишь в таких столовых.

Сценка « Жалобы птиц»

«Повелитель птиц» стоит с кормушкой и на неё слетаются птицы. Дети в шапочках птиц поочередно выходят вперед.

Сорока. Тра-та-та-та. Что я видела? Что я слышала? Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную сделали, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Капризничают.

Воробей. Семечки и пшено в столовой надавленные. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Синица. Сало, то сало какое. Могли бы повесить и несоленое. У нас от солёного - животы болят.

Снегирь. Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали.

Ворона. Осталась голодная. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков. Ветер у него в голове.

Снегирь. А где семена сорняков? Где  рябина,  калина, бузина?  Где арбузные и дынные семечки?

Сорока. Тра-та-та-та. Ой, что будет. Ой, кто-то рассердится.

М.П. Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. (Показ кормушек, сделанных ребятами).

Кормушки могут быть в виде домиков с крышками и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

А теперь мы приглашаем  наших гостей в кафе “Синичкино”, где для них  специально составили праздничное меню.

(Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку птицам без вреда для их здоровья).

1. Рябина.

2. Макароны

3. Семечки.

4. Ягоды шиповника

5. Ржаной хлеб.

6. Белый хлеб

7. Шоколадные конфеты

8. Яблоко

9. Пшено (крупа)

10. Гречневая каша

11. Сало соленое

12. Кусочки сырого мяса и др.

М.П. Проверка задания: с блюда с "угощением "для  птиц выбираются полезные и вредные  продукты.

«Кто что ест?» (Дети рассказывают, какой корм предпочитает  каждая птица).

- Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

- Пшено и просо любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, крапивы репейника охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.


Ребята, чтобы наше кафе всегда работало, будем наполнять наши кормушки, помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

М.П. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть  своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в  ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось  заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым  урожаем,  спасенным птицами  от вредителей  вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее  будете относиться ко всему живому.

М.П. Ребята, тут мне синичка оставила письмо. Давайте прочитаем.

«Поделитесь с птицами едой!».

Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнуться.

Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить то интересней,

До ста лет все будешь молодой…

Поделитесь с птицами едой! ( М. Глазков)

М.П. Спасибо, ребята, за стихи, за заботу о наших пернатых друзьях.

Скажите, а вы в приметы верите?  В старину по приметам определяли погоду. Знаете ли вы какие-нибудь приметы, связанные с птицами?
Д
ети:

1. Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
2. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
3. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
4.  Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
5.  Ворона кричит зимой – к метели.
6.  Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
7.  Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
8.  Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
9.  Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
10.Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
11. Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.
М.П. (Синичка что-то шепчет на ухо М.П.)
Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.
(А для этого необходимо разгадать кроссворд).
Кроссворд “ Перелётные птицы”
М.П. Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту.
М.П. Хоть зимой и холодно, но наши зимующие птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим «Птичий концерт».


Игра  “Птичий концерт» Каждой группе ребят из 2-3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
•    Воробьи – чирик – чирик
•    Синицы – тинь – тинь
•    Ворона – кар – кар
•    Дятел – тррр – тррр
•    Снегирь – дю – дю – дю
•    Клёст – цок – цок – цок
•    Свиристель – тюр –тюр – тюр
Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.
М. П. Славный у нас получился концерт.

Ребята, однажды я стала свидетелем такого разговора.

(Сценка).

Автор: Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес.  Долго они ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель подозвал ребят к себе.

Учитель: Ребята, посмотрите на дереве гнездо.

Автор: Эдик засмеялся.

Эдик : Похоже, это какая-то птица ошиблась, приняв зиму за весну, и строит гнездо.  Вот чудачка, чем же она кормить будет птенцов зимой?

Автор: Но тут вперёд выступила Алёна и сказала.

Алёна:  А я знаю, как называется эта птица. И вовсе она ничего не спутала. Она всегда птенцов зимой или глубокой осенью выводит. Только названия её я вам не скажу, сами вспомните.

Автор: Учитель поддержал предложение Алёны и добавил:

Учитель: Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они откочёвывают каждый год с места на место. С урожаем их связано и размножение  этих птиц. Так как семена хвойных пород созревают только к осени, а то и зимой, то птицы начинают гнездиться в самое, казалось бы, неподходящее для этого время, как вы сейчас видели. Но для них оно самое удобное, потому что птенцов они выкармливают  тоже семенами. А весной чешуйки еловых шишек поднимаются ёжиками и семена из них высыпаются.

- О какой же птице идёт речь? (Клёст)

Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Клесты

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

Игра “Узнай птицу!” (По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.)

Воробей: подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица:  очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел:  красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клёст: небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

М.П.А сейчас мы проверим ваше внимание и память. Проведем викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

  1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)
  2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
  3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
  4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
  5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
  6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла).
  7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
  8. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовый и полевой)
  9. Название  какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
  10. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
  11. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
  12. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
  13. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
  14. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
  15. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
  16. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
  17. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьины

«Сложи пословицу» (пословицы разрезаны)

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой.

Как сорока хвостом, так болтун языком.

Птице даны крылья, а человеку - разум.

М.П.- Ребята, а вы знаете пословицы о птицах? А героями каких произведений они являются?(Басни И.А.Крылова)

Молодцы ребята, я вижу вы очень много знаете о птицах, любите их и заботитесь о них.

Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать  им выживать в холодное время, будем развешивать кормушки для них и не забывать насыпать корм, приговаривая:

« Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».

Воробей

Воробей повесил нос,

Перышки взъерошил:

Хорошо б иметь в мороз

Тёплые калоши!

На морозе на таком

В них приятно бегать,

А попробуй босиком

Поскачи по снегу!

Заползает холод в перья

Что весна придет-не верю.

Глупый, глупый воробей,

Ведь мороз уже слабей.

Потерпи-ка малость-

Много ли осталось!...

«Потерпи-ка, тоже скажет.

Не хочу чирикать даже…

И уселся  весь всклокочен,

Он на ветку мрачный очень…

Так мы жили день за днём

С невесёлым воробьём.

Мне напомнил о весне

Светлый зайчик на стене.

Я на улицу скорее:

Вижу - солнце сильно греет,

Вижу - небо стало выше.

Вижу - тает снег на крыше,

Вижу - мой приятель скачет

Не по-зимнему – иначе.

И кричит: «Живи-живи,

Всех на улицу зови:

Лужи, посмотри-ка!

И давай чирикать!

Покормите птиц!  
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать-

Улететь могли.
А остались зимовать

Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз

К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.


Исполняется песня.

Если б только- только- только

Если б только на планете

Если б только все земляне

Все живое берегли.

То, возможно-можно-можно,

То, наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели.

П: А-а! Здравствуйте,  горы вот такой вышины!

А-а! Здравствуйте, реки  вот такой ширины!

А-а! Крокодилы! Бегемоты!

А-а! Обезьяны! Кашалоты!

А- а! И зеленый попугай! (2 раза)

И пускай у этой речки,

И пускай в зеленой роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай!

Ты запомни-помни-помни,

Что б сберечь природу-надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

Припев:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция "Помоги зимующим птицам"

Как построить кормушку и чем подкармливать птиц зимой"...

Помогите зимующим птицам

Внеклассное занятие...

Экологический проект Помоги зимующей птице

Учителю отводится ответственная роль – не только научить языку своего предмета, но и развить лучшие стороны личности ученика, заложить стремление познать и улучшить мир, в котором мы живём. Поэтому оч...

Классный час в 1 классе по теме: "Помоги зимующим птицам"

Цель: Познакомить учащихся с многообразием пернатых: дать представление о разновидностях птиц, их питании, образе жизни; развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе...

Классный час "Помоги зимующим птицам"

Классный час посвящён зимующим птицам.Рассказывается. кто такие зимующие пицы,чем их кормить,из чего делать кормушки.Прививается любовь к природе....

Проект "Помоги зимующим птицам"

Учитывая индивидуальные и творческие способности обучающихся, моего класса мы приступили к исследовательскому проекту "Помоги зимующим птицам". Тема проекта была выбрана не случайно, так как...

Проект "Помоги зимующим птицам"

Дидактические цели проекта:1.  Привлечь внимание учащихся школы и родителей к проблеме зимующих птиц.2.  Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в...