Совесть и раскаинье
план-конспект урока на тему

Совесть и раскаинье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsekt_uroka_sovest_i_raskayanie.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Основы православной культуры».

М.Н.Мощенко,

учитель начальной школы

МОУ СОШ № 8

С. Новоселицкое,

Новоселицкий район                                                                    

Тема: «Совесть и раскаяние».

Цель: знакомство обучающихся с православными представлениями о добре и зле и  внутреннем состоянии человека.

Задачи:

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре.

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Воспитывающая: понять, что значит вести диалог со своей совестью.

Ключевые понятия: добро, грех, совесть, покаянные молитвы.

Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, инсценирование, творческая  работа.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация «Совесть и раскаяние», словарь Ожегова С.И., сигнальные карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Приветствие гостей учениками.

Разыгрывает ситуация.

Два мальчика толкая, обидели друг друга. Другой не отреагировал на силу одного, сказав: «Ты наверное нечаянно». Тот лишь отмахнулся.

-В эту ситуацию вступает учитель. Выясняет причину ссоры.

-У. Ч то  сейчас произошло между вами?

Д. Ничего, это он нечаянно.

-У.Какой поступок совершил Дима, добрый или злой?

-У. Хорошо.  Я сейчас хочу рассказать по этому поводу вот такую сказку.

Сказка.

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай и сказало: «Что-то сахар у Вас не очень сладкий. Вот Вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром.

-У. Что общего между нашей ситуацией и сказкой.

(Добро отплатила Злу добром).

-У. В основе всех наших поступков лежат понятия «Добро» и «Зло».

-У.Чтобы лучше понять характер наших поступков, нам надо поработать над этими понятиями.

-Для этого разделимся на группы.

1 группа. Литераторы

2группа .Правоведы

3 группа. Философы

Задания по группам.

1.Литераторы.

-Узнать значения слов по словарям, вспомнить пословицы и сказки о добре и зле.

Слайд 3.

Добро. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок чувством. Не делай добра, не увидишь зла(пословица).От добра добра не ищут – (пословица).

Зло. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Отплатить злом за добро. 2. Беда, несчастье, неприятность. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого).

2.Правоведы.

-Узнать у гостей, очевидцев нашей ситуации, что они думают:

-Кто поступил из мальчиков  правильно ?

3.Философы.

-Узнать о значении данных слов со страницы 36 учебника .

 В православии «добро»- это то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

-  Антоним слова «добро». (зло)

- Зло-нечто дурное, вредное.

- В православии у слова «зло» есть синоним. Это слово грех.

- В православии  грех – это:

- недобрые чувства;

- недобрые мысли;

- недобрые дела.

-В православии на грех человека указывает совесть.

-Что вы понимаете под понятием « Совесть»?

-Как вы понимаете выражение  «Жить в ладу со своей совестью»

II.Сообщение темы и цели урока.

А справедливы ли наши предположении,  мы узнаем чуть позже.

Кто догадался, о чём же мы будем говорить на уроке?

Слайд 4.

Тема урока: «Совесть и раскаяние»)

III.Открытие новых знаний. 

Слайд.5

Работа с понятием «совесть».

 - Поработаем в группах

1группа -Литераторы.

-Работает над понятием совесть анализируя рассказ А. Гайдара «Совесть»

- Какой плохой поступок совершила Нина Карнаухова из рассказа Аркадия Гайдара? (не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).

- По православным понятиям она совершила грех.

- Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»)

- Как вы понимаете это предложение? (её мучает совесть).

- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (нет, она раскаялась в своём поступке).

2группа.Правоведы.

Проанализируйте житейскую ситуацию.

 

 Случай в школе.

  Петя списал  диктант  у соседки Ани по парте и нашёл   три ошибки, но «соседке» не сказал. Поэтому «соседке» поставили «3», а Пете «5». Как должен поступить Петя?

Дети высказываются по поводу ситуации.

3 группа-Философы.

Дать определения по словарям.

Словарь Ожегова.

 Совесть - осознание человеком своего долга и ответственности перед обществом и перед самим собой.

Слайд 6.

Совесть.

Слайд 7.

-Показ видеофильма из цикла « Библейские сюжеты»,

« Отречение апостола Петра».

Слайд 8.

-Прослушивание инструментальной музыки « Молитва о тебе».

-У.: Сядьте поудобнее, закройте глаза и немного отдохните, слушая эту приятную музыку.

-У.: А теперь откройте глазки и посмотрите на экран.

Слайд 9.

Вы видите репродукцию с картины художника  Рембрандта  « Портрет апостола Петра».

 -Работа с репродукцией картины Апостол Пётр.

-Посмотрите на портрет.

-Какое выражение лица у него?( Мученическое, т.к он совершил грех)

-Какой он совершил грех? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал Его)

-Спокойно ли у него было на душе?(он мучился)

-Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучение ? (совесть)

-У. Откройте учебники на странице 36. Давайте обратимся к понятию «совесть» и её работе в православии.

-Работа в группах над содержанием статьи.

1.Литераторы.

Литературный портрет апостола Петра.

Апостол Пётр самый близкий ученик Христа.

Христос ему предсказал, что когда петух прокричит 3 раза он отречётся от Него. Но тот ему не поверил. Апостол Пётр оказался слабым человеком, испугался и сказал не правду , но затем всё осознал он раскаялся.

2.Правоведы.

Оценка поступка апостола Петра с точки зрения права.

-С точки зрения права он не совершил никакого преступления и может быть спокойным, но душа мучается. Он совершил Грех.Его мучает совесть.

3.Философы.

Душевное состояние апостола Петра

Апостол Пётр Трижды отрёкся от Христа.Он совершил грех. На душе у него было не спокойно , он мучился. Он заплакал от горького стыда.И в этих слезах обновилась душа.Теперь он никогда не предаст Христа и будет казнён за его учения.

-У.Когда человек предаёт тех, кто любит его душа не может радоваться.

Даже разум может оправдать твой поступок.

Но у человека есть главный судья- это совесть.

-У: Какие важные дела совершает совесть?

Слайд 10.

Важные дела совести.

1.Литераторы.

   1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

2.Правоведы

   2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

3.Философы.

3.Быть в ладу со своей совестью.

Особенность совести.Учитель

Слайд 11.

 Главное в жизни человека-быть в ладу со своей совестью.

- Какая особенность есть у совести?

   Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.

- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? (Можно попросить простить Господа Бога, прочитать молитву).

- А верующие люди ходят исповедоваться в храм.

- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться?

   Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

(Надо совершать поступки , чтобы потом нам не было стыдно за них).

Если совесть стала нам досаждать, мы постоянно помним о чём, то нам надо обратится к одному лекарству. Оно называется раскаивание.

-Ситуация.

Дима тянет руку.

У.Что ты хотел,Дима?

Д.Я хотел попросить прощение у Вовы, за то , что я его обидел.

 -Я вас слушал и  меня «замучила» совесть.

Д.Прости меня,Вова, я поступил плохо.

У.Что сейчас сделал , Дима?

( Он раскаялся, всё осознал).

-О раскаяние мы подробнее поговорим на следующем уроке.

  1. Рефлексия.Итог урока.

Назовите тему сегодняшнего занятия

-Составьте синквейн по этой теме:

-Одно существительное- самое главное на уроке.

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение , выражающее основную мысль урока

Слайд 12.

Синквейн  

Совесть.

Вечная, мудрая.

Спрашивает, мучит, учит.

Совесть – главная  судья.

Покаяние.

-Наш урок подходит к концу.

-Давайте вернёмся к нашей ситуации.

-И обобщим её, имея уже некоторые знания о совести и раскаянии.

-Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых видите на экране, и которые я попрошу вас закончить:

-Теперь я знаю…

-Теперь я умею

-Теперь я не буду…

Оценка своего познания.

-У.: А сейчас оцените свои познания.

На листе ватмана нарисована гора. Поставьте себя ( силуэты человечков) на неё.

1.-Если «человечек» у подножия горы»-я вначале пути познания себя, своих поступков.

2. -Если «человечек» занял середину горы- я уже могу оценить свой поступок, но не всегда поступаю правильно.

3.-если «человечек» достиг вершины горы- я всегда поступаю правильно.

Слайд 13.

IV.Домашнее задание:

-По выбору:

1.Сочинить сказку на тему «Совесть пропала».

2.Сочинить стихотворение по теме «Совесть и раскаяние».

    Конспект урока

 по курсу «Основы православной культуры».

Тема: «Совесть и раскаяние»

М.Н.Мощенко,

учитель начальной школы

МОУ СОШ № 8,

С. Новоселицкое,

Новоселицкий район

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть

Урок по основам православной культуре в 4 классе....

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

«Совесть - это...»

Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....

час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"

Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....

Тема: Живи по совести. Пословицы о совести. П.В. Засодимский «Гришина милостыня». "Литературное чтение на родном русском языке". Школа России. 3 класс.

В период дистанционного обучения очень удобными для работы учителя являются рабочие листы. Предлагаю Вашему вниманию один из таких листов. На нём представлен не только текстовый материал, но и фотогра...