Классный час "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
классный час по теме

Князева Надежда Ивановна

      У каждого человека есть Родина – место, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Но в настоящее время стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом  патриотического сознания.

   Данный классный час имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитании  гражданина и патриота своей Родины, в  формировании нравственных ценностей. Ребёнок,  будет знать историю своего села, своей малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_moya_malaya_rodina.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Цель:

способствовать формированию представлений учащихся о малой родине.

Задачи:

  • способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения: малая родина;
  • способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, формированию гражданской позиции,  любви к своей стране и малой родине;
  • развивать  речь, желание больше узнавать о своем крае.

Ход классного часа

1. Организационный момент.  

Начинается занятие с включенного видеоролика и чтения одного из учеников стихотворения З. Александровой «Родина»:

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

2.  Сообщение темы и цели классного часа.

Учитель.   Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать?  (дети формулируют тему занятия, учитель обобщает)

Учитель.   Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой Родине.  (Слайд 1)

Родина- это улица наша и дом,

 Где ты играешь с любимым котом,

 Где твой излюбленный ящик с песком,

 Луг, чтоб бежать босиком,

 Речка со светлым леском,

 Зимний денёк со снежком,

 Лёд под блестящим коньком,

 Садик и школа потом.

- У слова родина есть родственные слова – род, родился.

- А где вы родились?

Это и есть ваша малая родина.

3.  Актуализация знаний обучающихся.

  - Ребята, как называется наша страна?

   Дети.   Россия. (Слайд 2)

  Учитель.   А какая она, наша Россия?

  Дети.  ( по очереди) Большая, красивая, огромная, богатая, сильная.

  Учитель.   Как называется область, в которой мы с вами живём?

  Дети.  Саратовская. (Слайд 3)

  Учитель.  Ребята, если мы с вами скажем, что живём в России, в Саратовской  области, то наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок, так как Саратовская  область большая, поэтому нам надо уточнить наш адрес.

  Кто хочет продолжить, уточнить наш адрес, подробно указать, где же мы с вами живём?

  Дети.  Мы живём в Краснопартизанском районе. (Слайд 4)

   Дети.  В деревне, селе Большая Сакма. (Слайд 5)

 Учитель.  

( обращает внимание детей на карту Краснопартизанского района) 

- Кто может показать своё село на карте? 

4. Исторический экскурс.

 Учитель.  

 Ребята! А вы любите путешествовать? Мы предлагаем вам отправиться в необычное путешествие – в далёкое время, когда наша малая родина –село Большая Сакма только родилось.   

Учитель.  

  История села Большая Сакма  уходит в глубокую старину.

- Кто знает, сколько лет нашему селу?  ( Сакма образовалась в годы царствования Екатерины Второй. Датой образования села считается 1773 год. (Слайд 6) Поэтому нашему селу более 200 лет, а точнее 241 год.)

Учитель. Почему наше село имеет такое название – Сакма? (Первыми поселенцами были кочевники – киргизы. (Слайд 7) Что и говорить – место для будущего поселения было выбрано со знанием дела: левый берег Большого Иргиза в месте впадения в него Сакмы – живописный уголок! Вокруг – степное раздолье с богатыми пастбищами, а значит – в достатке кормов для животных (первые поселенцы занимались овцеводством). (Слайд 8)

Позже киргизов из устья реки Сакмы вытеснили татары. (Слайд 9) До сих пор сохранилось татарское название речушки Рамзай (впадает в Большой  Иргиз), а также Татарская Лука – берег реки, когда-то заселённый татарами… (Слайд 10)

Нет полной ясности  в вопросе: «Кто же окрестил село Сакмой?» То ли это были овцеводы-киргизы, называющие себя сакманщиками, то ли татары. «Сакма» (в переводе с татарского) - свежий след на траве.) (Слайд 11)

Учитель. Как вы думаете, почему река Сакма  получила такое название? (Слайд 12)

(Вероятно, от названия села, которое здесь расположилось).

Учитель. А откуда у реки Иргиз такое название? (Слайд 13)

Учитель. Научного объяснения на этот счет нет, но есть много легенд. Вот одна из них. Было это давно. О тех временах ныне из древних летописей узнают. В ту лихую годину на Русь, как чёрные вороны, налетели с востока вражеские полчища хана Батыя. Много зла нашей земле причинили тогда татаро-монгольские племена. (Слайд 14) В пользу хана собиралась с бедного люда большая дань. Для сбора дани хан Батый разослал во все концы обширного Русского государства своих наместников, стоявших во главе вооружённых отрядов. Один из отрядов раскинул свои шатры в приволжской степи на зелёном берегу реки, впадающей в Волгу. Руководил отрядом приближённый хану зажиточный монгол Танчабай. Богатство у ханского наместника имелось немалое. Но всего драгоценнее он считал свою дочь.    Иргиз – такое имя носила дочь наместника Танчабая. Красавицей она слыла по всей Монголии. Самые лихие и бесстрашные воины преклонялись перед ней и просили её руки. Но никому из них не отдал Танчабай своей любимой дочери. Жаден был Танчабай, при   помощи своей дочери надумал он  нажить новые богатства, приобрести громкую славу. Потому-то и сказал ей:

- Ты должна быть женой хана Батыя. Никому, кроме него, я не позволю быть твоим мужем.

Он выжидал удобный момент, чтобы представить дочь-красавицу своему всесильному наставнику. (Слайд 15)

    В один из пасмурных дней, когда отца не было в лагере (Танчабай уехал собирать дань с крестьян), из степи пригнали русских пленников. Иргиз вышла из шатра посмотреть на них.

   В пёстрой изнурённой толпе пленников Иргиз неожиданно заметила юношу, рослого и красивого. Она подошла ближе и ясно разглядела его голубые, как весеннее небо, глаза, курчавые русые волосы, по-мальчишески веснушчатый, слегка вздёрнутый нос и упрямый подбородок. (Слайд 16)

   Иргиз полюбила Ивана, так звали русского юношу. Влюблённые стали тайно встречаться.  О многом говорили они. Иван рассказывал о родной деревне, об отце и матери, с которыми разлучили его ханские наместники, о Волге-матушке, на берегу которой родился и вырос он. Иргиз слушала и глубоко переживала за него.  Она решила сбежать вместе с Иваном. (Слайд 17)

 Но вернулся отец и торжественно сказал своей дочери:

- О, дочь моя, к нам едет сам хан. Тебя возьмёт в жёны самый великий человек.

- Отец, я не хочу быть женой хана Батыя.  

Мольба и слёзы дочери не тронули сердце  отца.  

- Нет, лучше погибнуть, чем стать женой жестокого хана! – твёрдо решила Иргиз.

    Дождавшись ночи, потихоньку выскользнула она на улицу и побежала к обрывистому берегу речки.  Долго и безутешно она плакала и рассказывала о своём горе безмолвным волнам.

- Прощай, Иван! – крикнула Иргиз. – Не забывай меня…

  Волны сомкнулись, навсегда спрятав в своих водах монгольскую красавицу Иргиз.

 Река, в которой  погибла девушка, получила название Иргиз.  (Слайд 18)

Учитель. На следующих классных часах вы узнаете другие странички истории нашей малой родины. А сейчас подведём итоги.

5. Подведение итогов классного часа.

Учитель. Что такое малая родина?

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Слышишь песенку ручья?
Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя.
Школа, где мои друзья,
Это Родина моя!
Руки матери моей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина
Это тоже – Родина.

(Слайд 19)

- Сколько лет нашему селу?

-Кто были первыми поселенцами?

-Чем они занимались?

-Кто вытеснил киргизов из устья реки Сакмы?

- Кто его так назвал?

- С какой легендой о реке Иргиз вы познакомились на классном часе?

- Ребята, а с чем у вас ассоциируется   «малая родина»? Запишите на листочках  и приклейте на доску. (С домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.)

Затем все вместе читают.

- На этом наш классный час заканчивается. Я думаю, каждый из вас сегодня открыл для себя что-то, чего  не знал раньше. Дома расскажите,  о чем вы узнали.

Литература и интернет ресурсы

  1. Введение в историю. 4 кл.: Учебник  для общеобразовательных учебных заведений. – М.:  Дрофа, 1999.
  2. Материалы из музея МОУ  «ООШ с. Большая Сакма».
  3. Газета «Заволжские степи»  от 24 июля 2014 года. Легенда «И дали реке имя девичье», автор Владимир Разумневич
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/02/23/klassnyy-chas-milyy-serdtsu-ugolok-moya-malaya 
  5. http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/104459
  6. Фотографии  из личного архива автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Наша малая родина"

Классный час «Наша малая родина» знакомит обучающихся с историей возникновения северного села Перегрёбное, находящемся в Ханты-Мансийском округе.      Кла...

Классный час: « Моя малая Родина».

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Милый сердцу уголок - моя малая родина"

Классный час по краеведению (3 класс)...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Классный час "Малая Родина"

Классный час "Малая Родина"...

Классный час "Малая родина - большая любовь"

Классный час - путешествие по страницам альбома, посвященного Республике Марий Эл: "Край, в котором я живу", "Начало истории республики", "Люблю тебя, мой город", "З...