Диагностические исследования
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Демидова Анжела Викторовна

В помощь классному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_issledovaniya.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

                          Диагностическое исследование

В определении таких ученых, как Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, воспитание - это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий. Соответственно  диагностика и  мониторинг процесса воспитания должны быть направлены на изучение личности ребенка и создаваемые в классе условия ее развития.

Можно  выделить два основных предмета мониторинга:

1. Личность самого воспитанника - главный показатель эффективности процесса воспитания.

В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, можно охарактеризовать таким интегральным понятием, как личностный рост. Личностный рост выражается в развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе.

          Методика « Пословицы».

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, людям, самим себе.

Ход проведения: ученик выбирает ту пословицу, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Обработка полученных данных:

1.а) духовное отношение к жизни.

   б) бездуховное отношение к жизни.

2.а) незначимость материального благополучия в жизни.

    б) материально благополучная жизнь.

3.а) счастливая жизнь.

    б) трудная жизнь.

4.а) оптимистическое отношение к жизни.

   б) пессимистическое отношение к жизни.

5.а) решительное отношение к жизни.

    б) осторожное отношение к жизни.

6.а) самоопределение в жизни.

    б) отсутствие самоопределения в жизни.

7.а) стремление к достижениям.

    б) отсутствие стремления к достижениям.

8.а) хорошее отношение к людям.

    б) плохое отношение к людям.

9.а) коллективистское отношение к людям.

   б) индивидуалистическое отношение к людям.

10 .а) эгоцентрическое отношение к людям.

     б) эгоистическое отношение к людям.

11.а) альтруистическое отношение к людям.

     б) паритетное отношение к людям.

12.а) значимость дружбы.

     б) незначимость дружбы.

13.а) значимость ученья.

      б) незначимость ученья.

14.а) значимость труда.

     б) незначимость труда.

15.а) значимость соблюдения законов.

     б) незначимость законов.

1.а) Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

    б) Стыд не дым, глаза не выест.

2.а) Не в деньгах счастье.

    б) Хорошо живётся, у кого денежка ведётся.

3.а) Кто хорошо живёт,тот долго живёт.

    б) Жизнь прожить – не поле перейти.

4.а) Деньги – дело наживное.

   б) Голым родился, голым и умру.

5.а) Только тот не ошибается, кто ничего не делает.

   б) Бережёного бог бережёт.        

6.а) Всяк сам своего счастья кузнец.

    б) Бьётся как рыба об лёд.

7.а) Добрая слава лучше богатства.

    б) Выше головы не прыгнешь.

8.а) Мир не без добрых людей.

    б) На наш век дураков хватит.

9.а) Один  - за всех , и все – за одного.

   б) Живу,как живётся, а не как люди хотят.

10.а) Своя рубашка ближе к телу.

     б) Моя хата с краю, я ничего не знаю.

11.а) Сам пропадай, а товарища выручай.

      б) Когда хочешь себе добра,то никому не делай зла.

12.а) Не имей ста рублей,а имей сто друзей.

      б) Чёрный день придёт, приятелей не увидишь.

13.а) Ученье – свет, а неученье - тьма.

      б) Много будешь знать – скоро состаришься.

14.а) Без труда нет добра.

     б) Работа не волк , в лес не убежит.

15.а) Где твёрд закон – там всяк умён.

     б) Закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет.

Оценивание: большее количество выборов по ответам «а» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим  себе; по ответам «б» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к себе. Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», тем выше уровень воспитанности учащихся и наоборот.

Вывод:  большое количество выборов ответов «а» свидетельствует о высоком уровне воспитанности учащихся. Следует обратить внимание на выбор ответов «б».

 - материальность (важность денег) – 7 чел.    

- паритетное отношение к людям – 15 чел.    

- трудность жизни – 8 чел.        

- незначимость учения – 1 чел.    

- незначимость труда – 3 чел.                              

- незначимость законов – 3 чел.

Показатель нравственной воспитанности учащихся 4 «В» класса.

Мах – 15 б.(см. таблицу)



Методика:   «Метод ранжирования – это расположение по значимости».

Цель: выяснение ценностных ориентаций.

Ход проведения: школьникам даётся список черт характера, состоящий из следующих качеств:

Трудолюбие

Ум

Доброта

Смелость

Честность

Патриотизм

Сила воли

Скромность

Находчивость

Чувство товарищества

Задание: расположить выбранные качества в порядке важности.

1 место                                   2 место                           3 место                             4 место                                5 место

Список 3 «г» класса

Трудо -

любие

Ум

Доброта

Смелость

Честность

Патрио  

тизм

Сила воли

Скром -

ность

Наход - чивость

Чувство товарищ

п/п

Ф.И. учащегося

1.

Басова Анна

2.

Белоножкин Герман

3.

Вересов Глеб

4.

Голубинская Анаст.

5.

Калмыкова Саша

6.

Ельцова Анна

7.

Карабанов Даниил

8.

Кузьмук Дарья

9.

Кушакова Диана

10.

Лапшина Анна

11.

Макарова Евгения

12.

Марукян Владислав

13.

Набиев Самир

14.

 Новиков Дмитрий

15.

Паршакова Дарья

16.

Пилько Валерия

17.

Преображенская М

18.

Плотников Илья

19.

Родионов Дмитрий

20.

Рюмин Максим

21.

Самарянов Даниил

22.

Смирнов Юрий

23.

Спирина Екатерина

24.

Строгонов Егор

25.

Тостамбекова Света

26.

Христолюбов Даня

27.

Шолтышева София

28.

Чубуков Даниил

39.

Юшкин Илья

2. Детский коллектив - одно из важнейших условий развития личности ребенка. Отечественная система воспитания традиционно складывалась как система воспитания в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединении, отряде детского оздоровительного лагеря и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах - разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других - развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений, на мой взгляд, целесообразно использовать методику социометриии).


              В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

     2 класс.

звёзды

5

предпочитаемые

3

принятые

16

непринятые

1

отвергнутые

4

                                                                   

   

   

 

3 класс

звёзды

5

предпочитаемые

8

принятые

11

непринятые

3

отвергнутые

2

                                                         

 

  4 класс

звёзды

5

предпочитаемые

10

принятые

13

непринятые

2

отвергнутые

0

                                       

                                                               


Анкета по выявлению трудностей в общении.

1.Испытываешь ли ты трудности в общении с (со):

 - родителями

 - другими членами семьи

   - учителями

  - сверстниками

(да, нет, никогда, иногда)

2.В чём заключаются трудности в общении:

 - не понимают меня

 - требуют только хороших оценок

 - мало друзей

 - нет общих интересов

 - не замечают моих хороших качеств

 - испытываю страх в общении

 - избегаю общения из – за своих комплексов

3.В трудную минуту к кому обращаешься за помощью :

 - к родителям

 - к учителю

 - к другу по классу

 - к другу во дворе

Литература

Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М., 1999.

Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. - Псков, 1997.

Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М.. 1997.

Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. - Москва-Тула, 2002.

Григорьева AM. Педагог как профессиональный воспитатель - Тула, 1999.

Детское движение - Словарь-справочник (ред.-сост. Т.В.Трч -хачева). - Москва-Минск, 1998.

Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.. 1997.

Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М.. 1986.

Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы /Под ред. А.М.Моисеева. - М.. 2001.

Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: в 2 тт. - М., 2000.

Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.. 2000.

Современные ориентиры деятельности классного руководителя / Под ред. М.В.Шакуровой и В.В.Лактионова. - Воронеж, 1997.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой. Н.Л,Селивановой, Е.И.Соколовой. - М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое исследование. Агрессивность.

Диагностика направлена на  исследование того, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка. Выполнить данную диагностику может родитель, психолог, педагог....

Статья "Диагностическое исследование нравственной сферы младших школьников"

Статья содержит диагностики развития нравственной сферы младших школьников....

Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...

Диагностическое исследование будущих первоклассников

Задания, позволяющие определить уровень готовности будущих первоклассников к обучению в школе....

Диагностические исследования исходного уровня УУД

Примеры исследований, которые можно проводить при подготовке проекта урока....