Папа, мама, я - читающая семья
методическая разработка (3 класс) на тему

Полковникова Галина Леонтьевна

Сценарий семейного конкурса посвящён Международному Дню детской книги.  В конкурсе участвуют  дети совместно с родителями, представляя домашние конкурсные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Полковникова Галина Леонтьевна,

учитель начальных классов МБОУ «ОСОШ № 2», г. Очёр

Папа, мама, я – читающая семья

Конкурсная программа, посвящённая Международному дню детской книги

(2 апреля) для учащихся 3 классов и их родителей

Цели: повышение мотивации семейного чтения и читательской самостоятельности обучающихся; расширение читательского кругозора; развитие художественно-эстетического вкуса; раскрытие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Оборудование: ширма для кукольного театра для выступления детей с показом инсценировок, карточки с заданиями для пантомимы, плакаты с пословицами и афоризмами о книге, чтении, портрет Г.-Х. Андерсена, презентация с детскими фото русских поэтов и писателей.

  • Книга для ума – что тёплый дождь для всходов
  • Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Не красна книга письмом, красна умом
  • С книгой поведешься – ума наберешься
  • Книга – твой друг, без нее как без рук
  • Книги книгой, да и своим умом двигай
  • Книга поможет в труде, выручит в беде
  • Испокон века книга растит человека

Домашнее задание семейным командам (от 3 до 6 команд):

  • рассказать о книге, которая запомнилась на всю жизнь;
  • создать рекламу автору и его книге;
  • представить  старую сказку на новый лад на тему чтения.

Учитель.  Здравствуйте, дорогие друзья!

Здравствуйте, дети!

Самые лучшие на свете!

Добрый день вам, папы!

(Не надо, не снимайте шляпы).

Поклон вам, мамы –

Лучшие самые!

Бабушкам – внимание,

Дедушкам – почтение,

А тем, у кого день рождения,

Тому поздравления.

Ещё в 19 веке общественность признала, что детям нужны свои собственные книги и этого момента начался расцвет детской литературы. Детская литература очень нравилась и взрослым, так как отличалась живым языком, бурной фантазией и юмором. Интересно, а знаете ли вы, у какого известного зарубежного детского  писателя сегодня 2 апреля отмечается день рождения. (Ответы детей.)  Правильно, у датского сказочника  Г.-Х. Андерсена. Самым великим сказочником всех времен признан Ганс Кристиан Андерсен, в день рождения которого 2 апреля по решению Международного совета по детской книге отмечается Международный день детской книги.

День книги — очень важный праздник,

Ведь знания нам всем не зря даны.

Малыш, читающий и познающий — словно странник,

Шагающий в волшебные миры.

Хочу поздравить с праздником прекрасным

Всех тех, кто верит в чудеса,

Всех деток, взрослых и поменьше,

Всех тех, чьи знанием горят глаза.

(Дети читают стихотворение «Писатель».)

1. С книжками мы все дружны:

И ты, и я – читатели.

И, конечно, знаем мы,

Что пишут их писатели.

2. Писателем не просто стать,

Как и музыкантом –

Непременно обладать

Надо тут талантом.

3. Как в профессии любой,

Здесь свои секреты:

В книге действует герой

Строго по сюжету.

4. Сочиняет свой сюжет

Автор, сидя в кресле.

Выдумке предела нет –

Лишь бы интересней.

5. Он Незнайку на Луну,

Словно маг, отправит,

И волшебную страну

Полюбить заставит.

6. Из нее приходят к нам:

Винни-Пух, Мальвина,

Айболит, Гиппопотам,

Храбрый Чипполино.

7. Здесь, за письменным столом,

Место их рожденья,

Оживают под пером

Все их приключенья.

8. Вот дописана строка,

И готова книжка…

Прочтут ее наверняка

Девчонки и мальчишки!

Учитель. Я надеюсь, что сегодня вы, возможно, узнаете о новых писателях и книгах, а также вам захочется их почитать, обсудить  в своей семье или рассказать о них друзьям. Ну и, конечно, посоревноваться, а кто больше знает книг, литературных героев, писателей и поэтов. А сейчас я предлагаю выбрать жюри. (В состав жюри приглашаются 3 человека: родитель, ученик, приглашённый учитель.) Оценивание заданий будет происходить от 1 до 5 баллов.

У всех нас была в жизни книга, которая запомнилась нам своим сюжетом и героями, на которых нам хотелось быть похожими или наоборот. И мы начинаем наше первое для семейных команд конкурсное испытание «Расскажите нам  о книге». Приглашаем первую семейную команду _________ и т.д.

(Идёт выступление семейных команд.)

Учитель. Книга – источник знаний, книга – советчик, книга – друг, книга всегда помогает украсить наш досуг. Вот и сейчас мы предлагаем вашему вниманию кукольный театр с инсценированием сказок Н. Сладкова.

(Идёт выступление учащихся класса.)

Инсценировка «Барсук и Медведь»

Б. - Что, Медведь, спишь ещё?

М. - Сплю, Барсук, сплю. Пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!

Б. - А может, Медведь, нам вставать пора?

М. - Не пора, не пора – спи ещё!

Б. - А не проспим мы с тобой весну-то?

М. - Она сама нас разбудит.

Б. - А что она – постучит, растолкает или песенку нам споёт?

М. - Весна знает, как нас поднять. Она как даст ведро воды под бока – небось сразу вскочишь, не залежишься! Спи уж, пока сухой…

Инсценировка «Лиса и Ёж»

Л.  - Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

Ё.  – А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Л. – Да не чтобы некрасивый…

Ё. – Может, я с колючками неуклюжий?

Л. – Да не чтобы неуклюжий…

Ё. – Так какой же я такой, с колючками-то?

Л. – Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный!..

Заяц и козерог

З. – Хорошо тебе, Козерог, с такими рогами-рожищами! Никого, поди, в горах не боишься?

К. – Боюсь, Заяц, ой как боюсь! Ушки на макушке держу, как и ты!

З. – Лисицу, наверное, зубатую боишься? А?

К. – Э-э-э, что мне твоя Лисица – как наподдам копытом!

З. – Рысь, что ли, когтистую? А?

К. – Э-э-э, что мне Рысь – как поддену рогами!

З. – Так страшнее Лисы да Рыси и нет никого!

К. – А мухи, а слепни, а комары? Ни рогами, ни копытами не отбиться! Как услышу – бегу без оглядки на самую высокую гору, на снег и ветерок. Только тем и спасаюсь!

Учитель. А сейчас наступает время второго этапа нашего конкурса «Реклама книги и её автора».

(Идёт выступление команд с рекламой книги. Жюри оценивает выступление.)

Учитель. Ну а сейчас самый сложный конкурс для семейных команд. Им предстоит продемонстрировать свои знания в области биографий детских поэтов и писателей.

(Идёт викторина « Детство русских поэтов и писателей» с презентацией их фото в детские годы.)

Викторина «Детство русских поэтов и писателей»

1. Он рос в доме бабушки, ничего не жалевшей для его воспитания и образования. Он стал военным, но прославился как поэт. Одно из первых стихотворений, принесших ему известность, было написано на смерть другого великого русского поэта. (Правильный  ответ: М.Ю. Лермонтов.)

2.  С детства он писал стихи, но, окончив школу, решил стать археологом. Работал на раскопках в древнем Новгороде, Хорезме, но продолжал писать стихи. Одно из самых известных его стихотворений завершает школьную «Азбуку». (Правильный  ответ: В.Д. Берестов.)

3. Мальчика звали Колей. Писать он начал как журналист, придумав себе новое имя и фамилию. Эта фамилия перешла потом к его детям, двое из которых тоже стали писателями. Его слава писателя-сказочника настолько величава, что отчасти заслонила его как писателя-литературоведа, критика, лингвиста, автора интересных мемуаров. (Правильный ответ: Коля Корнейчуков - К.И. Чуковский.)

4. Его отец был орнитологом, изучал птиц, и он с детства интересовался природой. Детским писателем он стал благодаря знакомству с С.Я. Маршаком. Его сказки особенные – многие названия содержат в себе вопрос, а прочитав их, можно узнать много достоверных фактов о природе. (Правильный  ответ: В.В. Бианки.)

5. Этот талантливый ребёнок научился читать, наблюдая за занятиями старшего брата, он играл на скрипке и мандолине, увлекался химией и фотографией, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал.

Прежде чем стать писателем, он освоил много профессий: землекопа, газетного торговца, рабочего кирпичного завода, кинорежиссёра… Его сказку про малышей и малышек знают и любят дети вот уже более полувека. (Правильный ответ: Н.Н. Носов.)

6. «В детстве у меня не было детства», - так говорил он  о себе. Гимназистом он вынужден был готовить уроки в бакалейной лавке отца, где было так холодно, что чернила в чернильнице превращались в лёд. Став писателем, он написал, среди прочего, и несколько рассказов о детях. Самый известный из них назван именем главного героя. (Правильный ответ: А.П. Чехов.)

7. Его путь в литературу лежал через Гражданскую войну, где он был командиром полка в Красной армии, затем работал журналистом и только потом пришёл в детскую литературу.

 В одной из книг он придумал игру, которая вошла из книги в жизнь и захватила множество детей Советского Союза. (Правильный ответ: А.П. Гайдар.)

8. В детстве со своим младшим братом Осей они придумали сказочное государство.

Потом он стал известным детским писателем, а детская выдумка воплотилась в книге: первая часть её названия – гимназический журнал, куда записывали провинившихся учеников, вторая – название фантастической страны. (Правильный ответ: Л.А. Кассиль.)

9. Она мечтала стать балериной, а стала детским поэтом. Её стихи про игрушки знает наизусть любой малыш. (Правильный ответ: А.Л. Барто.)

10. Этот ребёнок в детстве был очень неровного характера: то молчалив, ленив и вял, то, наоборот, резвился, шалил, упрямился. Более всего о нём заботились бабушка и няня, крепостная крестьянка. Он рано научился читать, причём по-русски и по-французски, и первые стихи написал на французском. Писать стихи по-русски он начал в годы учёбы, и все, ученики и педагоги, уже тогда знали, что он будет поэт. Он стал великим поэтом, «Солнцем русской поэзии». (Правильный ответ: А.С. Пушкин.)

11. Она была дочерью и внучкой известных русских художников, женой поэта, автора слов гимна России, матерью двух известных сыновей-кинорежиссёров. Она и сама была писательницей, поэтом, переводчицей. Её перу принадлежит поэма для детей о древней Москве. (Правильный ответ: Н.П. Кончаловская.)

12. Этот юноша в 13 лет был уже студентом Московского университета. Музыкант, поэт, гусар, дуэлянт, дипломат… Это всё о нём. Сейчас же его помнят, прежде всего, как автора бессмертной комедии, текст которой «разобран» на «крылатые слова» и поговорки. (Правильный ответ: А.С. Грибоедов.)

13. Больше всего на свете он любил животных и книги. Его весёлую поэзию любят многие. Он пересказал по-русски замечательную английскую сказку про медведя с опилками в голове, его кричалки, сопелки, пыхтелки знают все дети. (Правильный ответ: Б.В. Заходер.)

14. Он рос в большой семье, где любили книги и чтение. Трое из шестерых детей в этой семье стали писателями. Он был старшим из них и писал под своей настоящей фамилией. Двое других, брат и сестра, взяли псевдонимы.

Его перу принадлежат стихи для детей и взрослых, сказки, пьесы, переводы. «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет», - пожелал он друзьям и читателям. (Правильный ответ: С.Я. Маршак.)

15. Этот мальчик с очень известной в русской литературе фамилией стал тоже писателем. Его перу принадлежит немало книг и для взрослых, и для детей. По мотивам сказки итальянского писателя он создал свою оригинальную сказку, которую знают и любят все дети нашей страны. (Правильный ответ: А.Н. Толстой.)

Учитель. Сказки любят все и взрослые и дети. Давайте проведём в нашем классе социальный опрос с вопросом « За что любят сказки, и какая любимая сказка?  (Идёт опрос родителей и учеников.) А теперь настала пора нашим командам показать своё мастерство в инсценировании старой сказки на новый лад на тему книги и чтения.

(Идёт выступление команд с инсценированием сказок. Жюри оценивает выступление.)

Учитель. Наши семейные команды очень старались и очень нам понравились их выступления. Настала пора подвести итоги нашего семейного конкурса «Папа, мама, я – читающая семья» по номинациям. По результатам нашего жюри в номинации «Самая творческая семья» стала семья _______________________,  в номинации «Самая дружная семья» стала семья _____________________, в номинации «Самая весёлая семья» стала семья ______________________, в номинации «Самая находчивая семья» стала семья ______________________, в номинации «Самая читающая семья» стала семья_____________.

Мы поздравляем победителей и вручаем им дипломы и подарки.

(Идёт вручение дипломов и подарков.)

И завершаем мы свой праздник песенкой книголюба, которая станет гимном Международному Дню детской книги.  (Все исполняют песню.)

 

Песенка книголюба  

(На мотив «Марша веселых ребят»)

Как много книг интересных бывает!

И мы стремимся их все прочитать.

Как друга лучшего книгу встречаем

И рады тайны ее открывать.

Мы с книгой вместе по жизни шагаем,

Она наш верный союзник и друг.

Любимых книг мы страницы листаем,

Не представляем без них мы свой досуг.

Герои книжные словно живые

Нас заставляют смеяться, страдать.

Одни становятся нам как родные

И помогают проблемы решать.

Дух укрепляет нам книжное слово,

Оно его к совершенству зовет.

И штурмовать мы высоты готовы,

Идти туда, где победа нас ждет.

Чтоб все мечты в жизнь могли воплотиться

И чтоб короткими стали пути,

Мы будем к знаниям с книгой стремиться,

Нам друга лучше, чем книга, не найти.

(Т. Бондаренко)

Источники:

Родительское собрание по детскому чтению/Сост. Т.Д. Жукова. – М.: Русская    школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 288 с.

Семейное чтение: Популярный информационно-методический журнал. № 4, 2008.

http://zanimatika.narod.ru/DetKniga.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Папа, мама, я - читающая семья"

Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».Цель:Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей ...

"Папа, мама, я - читающая семья!"

Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников. Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа. Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, ш...

Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"

Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...

Классный час "Папа,мама,я-читающая семья"

разработка классного часа с родителями...

внеклассное мероприятие "Папа, мама, я - читающая семья"

Заседание семейного клуба "Росинка" - бенефис книги...

приложения к внеклассному мероприятию "Папа, мама, я - читающая семья"

Задания, сценка, памятка для родителей, таблица для жюри, загадки для зрителей.....