Рабочая программа по правилам дорожного движения для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Сапогина Светлана Юрьевна

Цель данной программы – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 


Рабочая  программа

по  правилам дорожного движения

для 4 класса

1 час в месяц  ( 9  часов, дополнительно инструктаж в конце и в начале каждой четверти)

            Пояснительная записка

   

Цель данной программы – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы  школы. Изучение правил осуществляется с 1 класса  вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся один раз в месяц, дополнительно по 1 часу в конце и в начале каждой четверти по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 45 минут, в I классе – 35минут. В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.

Обучение ПДД можно включать в общий учебный  процесс, т.к. в намеченную программами краеведческую тематику, особенно на  уроках окружающего мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с изучением транспортных средств. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства можно создавать тематические композиции, связанные с движением транспорта и людей по  улицам города и т.д.

Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения учеников сводки о ДТП на улицах вашего района,  случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей  давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.

Сейчас в настоящее время существует огромное количество разработок веселых занятий по ПДД. Важно, чтобы данные уроки не были скучной лекцией, но в то же время  нельзя каждое занятие превращать в развлекательное мероприятие. Часть занятий может носить  теоретический характер. Дети должны чувствовать серьезность данных уроков и знаний, которые они получают.

Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки  лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения  по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.

Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация  их во многом зависит от  хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом нет надобности специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени учитель многократно водит  детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы можно использовать и для проведения целенаправленных экскурсий  и тренингов по правилам дорожного движения.

Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.

Планируя учебную  работу в начальной школе, учитель должен предусмотреть различные упражнения, выполнение самостоятельных  заданий, работу в индивидуальных тетрадях по ПДД, организацию работы и привлечение отрядов ЮИД, проведение в дошкольных образовательных учреждениях игр и бесед  с малышами, изготовление учебно-наглядных пособий. При этом важно продумать использование учебно-наглядных пособий: макетов, моделей, кинофильмов.

На занятиях учащиеся приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.); усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее); учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;        

усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;

учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила

ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);

знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной

разметки проезжей части улицы (дороги).        

Знания и навыки, полученные детьми в 1 и 2 классах, расширяются в 3 и 4 классах. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).

Для подготовки и проведения занятий и экскурсий учитель может привлекать общественных автоинспекторов, сотрудников автоинспекции, водителей транспорта.

                                                          Основные понятия.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.

Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.        

Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население планеты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Как видно из определения, к понятию «водитель можно отнести лиц, которые сидят за рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д. Но как только водитель покинул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на  дороге.        

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Пассажир -  лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

Дорога -  обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный  для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги.

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.

Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.

Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.

Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающей территории.

        Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.

Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обычной дороги.

        Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:

        1. Она имеет (за исключением отдельных местных участков) самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделенные друг от друга разделительной полосой.

2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопасность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.

Перекресток  -  место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

 Пешеходный переход -  участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дороги.

        Полоса движения         -  любая из продольных полос проезжей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.        Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в  зависимости от категории дороги).

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей и пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и самоходные машины.

 В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех  типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.

Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы  относятся к немеханическим транспортным  средствам.

Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водителям механических транспортных средств.        

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед - двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3, имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. .

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.        

Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требованиями Правил (например, у закрытого шлагбаума железнодорожного переезда), к данному понятию не относится.

Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..

Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».

Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.

Организованная перевозка детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт, ном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».

Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.

        Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении.

        Железнодорожный переезд - пересечение дорог с железнодорожными путями на  одном уровне.

Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых, оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.

Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью.

  Литература, рекомендуемая для проведения занятий в начальной школе.

1.Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».

2.Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».

3.Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».

4.Газета «Начальная школа» 2005г. №23. Ребусы.

5.Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе.  - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г. Сборник содержит разработки викторин, брейн-рингов, тестов, оригинальные авторские сценарии агитбригады отряда ЮИД, праздников.

6.Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2006г. В книге понятным и доступным языком рассказывается об общих положениях ПДД.

7.Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению младших школьников  с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.

                                     Тематическое планирование для 4 класса.

(Дополнительно проводятся в начале и в конце каждой четверти инструктаж)

Дата проведения урока

Тема урока

Основное содержание , вводимые понятия

1

Наш путь в школу и новые маршруты.

Составление маршрутного листа  от дома до школы. «Маршрут»

2

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Несчастные случаи на улицах и дорогах.

3

Движение учащихся группами и в колонне.

Правила движения по улицам и дорогам группами

4

Труд водителя.

Знакомство  учащихся с трудом водителя.

5

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

Правила поведения при пользовании грузовыми автомобилями.        

6

Предупредительные сигналы водителей.

Предупредительные сигналы водителя.

7

Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.

Правила поведения учащихся на улицах и дорогах при проезде автомобилей и мотоциклов, оборудованных сигналом «сирена».

8

На железной дороге.

Правила поведения вблизи железной дороги.

9

Практические занятия на специально размеченной площадке.

наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов. Ознакомление с дорожными знаками, установленными по маршруту движения экскурсии.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Поурочное планирование занятий в  4 классе

Занятие №1. Тема: «Наш путь в школу. Новые маршруты».

Цель: разбор наиболее безопасных маршрутов в школу, магазин и другие места следования детьми.

Учебно-наглядные пособия: макет микрорайона школы, модель транспортных средств, фигурки пешеходов. Схемы перекрестков, улиц и дорог.

Ход беседы.  Учитель рассказывает о характерных нарушениях правил дорожного движения и происшествиях в районе, связанных с этими нарушениями.        

Далее  учитель объясняет, что представляет собой микрорайон школы, какие улицы и дороги связывают зрелищные, культурные,  спортивные организации, в каких направлениях идет движение транспорта и пешеходов, чем регулируется движение (наличие светофоров, дорожных знаков, указателей и линий разметки, их значение); какие виды транспорта преимущественно проходят здесь; имеются ли тротуары, пешеходные переходы,. обозначенные указателями (плоскими, объемными, светящимися и т. д.).

Далее учитель рассказывает о маршрутах движения в школу, библиотеку, магазин и задает вопросы школьникам: где наиболее опасные места? Где и какие поставлены дорожные знаки, светофоры. Какие линии разметки нанесены на участках?  Какой транспорт движется на участках маршрута? Каким транспортом вы пользуетесь, направляясь в школу, кинотеатр, бассейн и т.д.?

Используя макет микрорайона школы или его схему, учитель помогает детям выбрать наикратчайший и наиболее безопасный путь в школу, магазин и другие места.

Детям предлагается изобразить свой путь от дома, до школы.

Контрольные вопросы и задания.

1. Почему опасно  переходить улицу перед  стоящими машинами или позади них?

2. Какие виды перекрестков вы встречаете на своем пути в школу? Как  на них регулируется движение?

3. Опишите и нарисуйте свой путь в школу. Нарисуйте дорожные знаки, встречающиеся на этом пути.

Занятие №2. Тема: «Причины дорожно-транспортных происшествий».

Цель: объяснить учащимся, почему происходят  несчастные случаи на улицах и дорогах.

        Ход занятия. Автомобиль стал неотъемлемым спутником прогресса         общества, он оказывает неоценимую помощь человеку как в перевозке хозяйственных грузов, так и в перевозке пассажиров. Вместе с тем автомобиль, стал  и причиной несчастных случаев.        

        Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и до рогах нашей планеты погибло более 2,5 миллиона человек. Сейчас в автомобильных катастрофах гибнет ежегодно до 250 тысяч, человек. К этому нужно добавить, что в результате дорожно-транспортных происшествий миллионы людей получают разного рода травмы. Вот почему вопросам безопасности движения уделяется сейчас такое серьезное внимание почти во всех странах мира.

Водители автомобилей  являются участниками движения, они проходят специальное обучение, сдают экзамены по правилам движения. Пешеходы же, которые тоже являются участниками  движения,  и которых гораздо больше, чем водителей, часто не имеют твердых знаний по правилам движения, они  менее дисциплинированны. Видимо, этим и  можно объяснить тот факт, что пешеходы чаще нарушают        порядок на улицах и дорогах, чем водители.

Нарушение правил движения приводит не только к гибели и травмированию людей, но и приносит большой материальный ущерб государству, повреждаются транспортные средства, дорожное покрытие, осветительные устройства, зеленые насаждения и т. д.

Анализ показывает, что на дорогах немало происшествий, в которые попадают дети. В 100 дорожно-транспортных происшествиях, при которых страдают дети, в 71 случае оказываются школьники. (Здесь следует зачитать сводку дорожно-транспортных происшествий в районе за летнее-осенний период в районе города.)

По каким же причинам чаще всего происходят несчастные случаи?

Вот статистические данные о причинах дорожно-транспортных происшествий по стране:        

  • переход улицы перед близко, движущимися транспортными средствами - 27%,
  • переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах,         где не разрешается пересекать проезжую часть - 27%,
  • невнимательность при переходе улиц - 17%,
  • нетрезвое состояние пешехода - 14%,
  • неожиданный выход из-за транспортных средств - 9%,
  • прочие причины  -  6%.

Как видно из этих данных, большинство несчастных случаев происходит по причинам, связанным   с грубым нарушением правил Д.Д. Если пешеходы будут хорошо знать правила движения, точно их выполнять, этого можно избежать. Изучение причин детского транспортного травматизма показывает, что чаще всего несчастные случаи случаются, когда дети переходят улицу в неположенном  месте и перед движущимися транспортными средствами.

По этой причине происходит более половины всех дорожно-транспортных происшествий с детьми. Если школьники хорошо изучат правила перехода улиц и дорог, будут точно соблюдать их, то по указанным выше причинам число дорожно-транспортных происшествий  сократится.        

ДТП по месяцам распределяются следующим образом: с наступлением весны, особенно в мае месяце, количество случаев детского транспортного травматизма резко возрастает, затем в июне, с начала летних каникул, увеличивается,

Практика показывает, что несчастные случаи происходят не только с теми детьми, которые не знают основ правил движения, но и с такими, которые хорошо их изучили, однако не всегда выполняют, ведут себя на улице невнимательно и недисциплинированно.

Рост количества транспортных средств, числа пешеходов, скоростей движения машин, конечно, усложняет борьбу с несчастными случаями. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицы и дороги опасно выходить. Главное - хорошо знать правила дорожного движения, вести себя на улицах и дорогах внимательно, дисциплинированно, и тогда количество дорожно-транспортных  происшествий, несчастных случаев резко сократится.

Занятие №3. Тема: «Движение учащихся группами и в колонне».

Цель: ознакомить школьников с правилами движения по улицам и дорогам группами.        

        Учебно-наглядные пособия: таблица «Движение группы детей,         организованных шествий и колонн». Красные флажки.

Ход беседы. Передвижение групп детей дошкольного возраста и младших школьников допускается только по тротуару и пешеходным переходам, а при их отсутствии в светлое время суток  по обочине по два человека в ряд, придерживаясь правой стороны.

Группу должны сопровождать взрослые - впереди и сзади, с красными флажками в руках.

Переход через улицу групп учащихся разрешается только по подземным переходам, пешеходным мосткам, пешеходным переходам, 6бозначенных разметкой или дорожным указательным знаком «Пешеходный переход», а если их нет - по линии тротуаров или обочин.

На нерегулируемом пешеходном переходе или перекрестке при переходе через улицу руководитель должен убедиться, что нет приближающегося транспорта, и только после этого переводить группу детей.

        Переход через регулируемый перекресток разрешается только по сигналам светофора и регулировщика.

Если необходимо перейти улицу с интенсивным движением, необходимо обратиться за помощью к регулировщику. С его помощью безопаснее выполнить переход улицы.

Учитель напоминает учащимся о том, что  двигаться группами по улицам необходимо с особой осторожностью, соблюдая дисциплину, идти шагом, не отвлекаться и не задерживаться на проезжей части, начиная переход улицы, смотреть налево, а дойдя до середины - направо. Без разрешения руководителя нельзя выходить из группы.

Организованные колонны учащихся старших классов могут выходить на улицу только по письменному разрешению директора школы или внешкольного учреждения для выполнения общественной задачи. Руководство колонной поручается только взрослым (не менее чем двум). Один из них назначается ответственным. Руководители колонны выделяют из состава группы сопровождающих, которые несут флажки.        .

Колонна должна двигаться по проезжей части не более чем в четыре ряда, не создавая помех движению транспорта. Впереди и позади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками.

Контрольные вопросы.

1. Где разрешается идти группам дошкольников и младших школьников?

2. Как должны вести себя дошкольники и младшие школьники в колонне?

3. Где разрешается переход групп учащихся?        

4. Как должны переходить группы школьников через нерегулируемый перекресток?

        5. Как должны переходить группы дошкольников и младших школьников через регулируемый перекресток?        

Упражнения (в зале, на размеченной площадке и на улице). В зале (на площадке) группы учащихся в сопровождении руководителей с красными флажками идут по улице и переходят нерегулируемый перекресток.        

Затем в микрорайоне школы в сопровождении руководителей с красными флажками учащиеся группой  переходят через улицу на одном из ближайших перекрестков, соблюдая правила безопасности движения,  и возвращаются обратно

Занятие №4. Тема: «Труд водителя».

Цель: познакомить учащихся с трудом водителя.

Учебно-наглядные пособия:  фрагменты из фильмов «Время, пространство, движение», «Автомобиль, дорога, ночь».

Ход беседы. В настоящее время профессия водителя - это одна из распространенных профессий. Ни одно промышленное и сельскохозяйственное производство не может обойтись без водителей автомобилей и других машин.

Водителю доверено управление сложной дорогостоящей машиной, в создании которой участвовали многие специалисты - конструкторы, инженеры, рабочие. Чтобы хорошо выполнять свою работу, водитель должен хорошо знать устройство машины и правила дорожного движения; уметь управлять машиной в различное время суток и года; ухаживать за ней, т. е. обслуживать и ремонтировать.

Кроме того, водитель должен обладать точным глазомером, умением быстро принимать нужное решение, иметь выдержку, хорошо ориентироваться в большом количестве дорожных знаков.

Многие учащиеся видели, как работает водитель: постоянно следит за дорогой, за средствами регулирования (светофором, регулировщиком, дорожными знаками, линиями разметки), за показаниями приборов, за движущимся навстречу транспортом, но внимательнее всего он следит за пешеходами.        

Большая ответственность лежит на водителе: он отвечает за машину, за перевозимые грузы и пассажиров; его труд для страны очень важен и почетен.

В течение своего рабочего дня водитель преодолевает большие расстояния, он устает, и внимание его ослабевает, поэтому следует всячески помогать ему в работе. От пешехода требуется немногое - точно выполнять правила дорожного движения, самому и удерживать от неправильных действий на улице других пешеходов. Выполняя важную  работу, водители рассчитывают, что вы будете дисциплинированны на улице и дороге, а они уберегут вас от несчастного случая.

        Учитель рассказывает об одном из лучших водителей района. Для проведения заключительной части беседы рекомендуется пригласить в школу одного из лучших водителей района, предварительно согласовав с ним время проведения беседы в школе, а также план выступления.

Контрольные вопросы.        

1. Почему работа водителей ответственна?

2. Что обязаны делать пешеходы, чтобы улучшить условия работы водителей?

3.Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения?

Занятие №5. Тема: «Перевозка учащихся на грузовых автомобилях».

Цель: изучение правил поведения при пользовании грузовыми автомобилями.        

Учебно-наглядные пособия:  таблица «Правила перевозки людей на  грузовых автомобилях. Перевозка пассажиров ведется на автобусах  и легковых автомобилях. Но иногда, в виде исключения, на  грузовых автомобилях. В этом случае грузовой автомобиль специально подготавливают для перевозки пассажиров.        

Автомобиль, предназначенный для перевозки учащихся, должен быть оборудован тентом, лестницей для посадки и высадки,  освещением кузова. Кузов автомобиля оборудуется сиденьями, бортовые  крючки плотно закрываются и завязываются проволокой.

В грузовике должны быть огнетушитель и аптечка первой медицинской помощи, спереди и сзади автомобиля должны быть установлены соответствующие опознавательные знаки.

Перед выездом автомобиль проходит, технический осмотр.

 Учащихся сопровождают двое взрослых, которые размещаются у заднего борта машины. Управляет автомобилем опытный водитель.

Число  пассажиров в кузове не должны превышать числа оборудованных для  сидящих мест. Перевозить пассажиров в кабине грузового автомобиля в количестве, большем, чем положено по норме для данной машины не разрешается.

Посадку в грузовой автомобиль  можно начинать лишь тогда, когда он подойдет к бровке тротуара и остановится, а за городом, когда остановится  на обочине дороги.        Посадка в кузов  разрешается со стороны тротуара  или обочины, а также через задний борт. Войдя в кузов,  каждый должен занять место для сидения.

        Во время движения  категорически запрещается стоять в кузове, сидеть на бортах, перемещаться с места на место.        

Сиденья кузова автомобиля должны быть оборудованы так, чтобы сидя на скамейке, ученик мог упираться ногами в пол, тем, кто не достает  ногами пола кузова, устанавливают подставки для ног. Заднее сиденье должно иметь прочную спинку. При приезде в пункт назначения выходить из кузова нужно в порядке очередности в сторону тротуара или обочины или через задний борт с последующим переходом в сторону тротуара или обочины дороги. Выход из кузова автомобиля в сторону проезжей части улицы или дороги строго  запрещается.

Контрольные вопросы.

1.Когда можно начинать посадку пассажиров в кузов грузового автомобиля?

2.Как должен себя вести ученик в кузове грузового автомобиля?

3.Как должны быть закреплены бортовые крючки кузова?

4.Как нужно выходить из кузова грузового автомобиля

Занятие №6. Тема: «Предупредительные сигналы водителей».

Цель: изучить с учащимися предупредительные сигналы водителя.

Учебно-наглядные пособия: таблица «Предупредительные сигналы водителей».

Ход беседы. По улицам и дорогам непрерывным потоком движется транспорт. Одни машины останавливаются, другие начинают путь прямо, делают повороты и развороты.        

        Водители транспорта предупреждают окружающих о своих  действиях сигналами. Для этого автомобили оборудованы специальными средствами сигнализации. Каждая машина снабжена звуковым сигналом и световыми указателями. (Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещается.)

Предупредительные сигналы перед началом и перед изменением направления движения автомобиля (поворотом, перестроением, обгоном и т.п.) подаются световыми указателями поворотов, а при торможении также используется световой указатель сзади машины - стоп -  сигнал.

Во время движения автомобиль часто делает левые и правые повороты. О них нужно ставить в известность как водителей, так и пешеходов. Для этого служат световые сигналы автомобиля. С правой и с левой сторон автомобиля имеются специальные мигающие лампочки: две сзади и две спереди. Сигналы поворота включаются водителями вручную с помощью переключателей. Если автомобиль делает правый поворот, то загораются мигающие лампочки сзади и спереди на правой его стороне, а при левом повороте - на левой стороне. А как подать сигнал поворота, если нет сигнального устройства или он вышел из строя?

Если водителю нужно повернуть налево, а левый сигнал поворота не работает, то он вытягивает левую руку горизонтально в сторону. Если же водитель собирается повернуть вправо, то тогда он вытягивает левую руку и сгибает ее в локте. Таким  же образом поступают водители мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов, для того чтобы предупредить о левом повороте, подают сигнал левой рукой, вытянув ее в сторону поворота. Если же им необходимо подать сигнал, предупреждающий о правом повороте, то они должны вытянуть в сторону левую руку и согнуть ее в локте.

Часто по улицам и дорогам автомобили идут потоками, одна за другой, развивают высокие скорости. А если водитель впереди идущей машины обнаружил на пути препятствие и резко затормозил ее? Или вообще замедлил ход? В стремительном движении водитель машины, идущей сзади, может и не заметить замедления, особенно в темное время суток. При такой ситуации легко совершить наезд. Поэтому все автомобили снабжены стоп-сигналом, который предупреждает водителей сзади идущих машин о замедлении хода автомобиля, едущего впереди. Когда водитель нажимает на тормоз, сзади машины в фонарях вспыхивает красный свет.

А если на машине нет стоп сигнала или он испортился? Тогда водитель машины должен перед торможением поднять левую руку вверх. Водители велосипедов, мопедов, мотоциклов, мотороллеров подают сигнал торможения также поднятием вверх левой руки.

Предупреждающие сигналы поворота водитель обязан подавать заблаговременно до начала изменения направления в движении. После того как водитель сделал поворот или закончил перестроение, подача  светового сигнала поворота  должна быть немедленно прекращена. Сигнал же, подаваемый рукой, может быть прекращен непосредственно перед выполнением маневра.

Звуковым сигналом водитель может воспользоваться только в исключительных, случаях для предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Контрольные вопросы.

1. Для чего транспортные средства оборудуют сигналами поворота?

2. Как узнать, куда повернет автобус - направо или налево?

З. Как водитель подает сигнал поворота налево (направо) рукой?

4. Как подает сигналы поворота велосипедист?        

5. О чем сигнализирует загоревшийся красный огонек сзади автомобиля?

Занятие №7. Тема: «Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами».

 Цель: изучить правила поведения учащихся на улицах и дорогах при проезде автомобилей и мотоциклов, оборудованных сигналом «сирена».

Учебно-наглядные пособия: таблица «Специальные автомобили», схемы перекрестков, модели специальных автомобилей и фигуры пешеходов и регулировщиков.

Ход беседы. Для срочного выполнения спасательных работ, ликвидации пожара, оказания скорой медицинской помощи, прибытия работников  милиции к месту происшествия используются специальные автомобили и мотоциклы.        

К таким автомобилям относятся: пожарные, скорой медицинской помощи, милицейские, горно-спасательные и др. К специальным мотоциклам относятся милицейские.         На крыше кузова этих автомобилей устанавливают  мигающий фонарь-маяк. У милицейских - синий, пожарных - красный, у скорой  медицинской  помощи - желтый.

При выполнении заданий (такие задания называются оперативными) специальные автомобили и мотоциклы могут допускать отклонения от действий дорожных знаков и линий разметки, ехать с повышенной скоростью.        

Для беспрепятственного проезда такие машины оборудуют сигналами типа «сирена». Услышав этот сигнал, пешеходы и водители других транспортных средств обязаны уступить дорогу этой машине, пешеходы не должны сходить с тротуара на проезжую часть улицы (дороги) до тех пор, пока машина не пройдет.

Контрольные вопросы.

1. Какие  автомобили оборудуют сигналом «сирена»?

2. Как должны поступать пешеходы, услышав сигнал «сирена»?

3. Могут ли автомобили с сигналом «сирена» двигаться с повышенной скоростью?

Занятие №8. Тема:  «На железной дороге».

Цель: познакомить учащихся правилам поведения вблизи железной дороги.

Учебно-наглядные пособия: таблицы с правилами проезда через железнодорожный переезд.

Ход беседы.  Поезд движется с большей скоростью, чем городской электротранспорт, и если на путях неожиданно появляется препятствие, то поезд мгновенно остановить совершенно невозможно. Тормозной путь поезда в несколько десятков раз превышает тормозной путь городского электротранспорта. Поэтому на железной дороге надо быть особенно внимательным.        

В последнее время на большинстве участков железных дорог введены высокие скорости движения, опасность наезда на людей возрастает, особенно вблизи крупных городов. При движении поезда с высокой скоростью, воздушные потоки могут затянуть пешехода под колеса состава. Поэтому действующими правилами безопасности запрещается нахождение пешеходов вблизи железнодорожных путей.

Многие несчастные случаи на железных дорогах происходят от того, что люди неправильно переходят пути! На станциях для перехода через пути устраиваются переходные мосты или тоннели. Там, где они имеются необходимо пользоваться ими, в обязательном порядке. На станциях, где нет переходных мостов и тоннелей, железнодорожное полотно нужно переходить по пешеходным настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути», при этом необходимо соблюдать осторожность. Переходить пути в непосредственной близости от идущего поезда категорически запрещается.

        Проезд  транспорта через полотно разрешается только на железнодорожных  переездах.        

Железнодорожные переезды бывают охраняемые и неохраняемые. На охраняемых железнодорожных  переездах устанавливаются светофоры, сигналы, шлагбаум.  Это обычно такие места, где имеется большое движение. На таких переездах даже дежурят железнодорожники.

        Подходя к железнодорожному переезду, пешеходы должны руководствоваться сигнализацией и указаниями дежурного по переезду.

        На охраняемых железнодорожных переездах устанавливаются двухсекционные горизонтальные светофоры.

При приближении поезда в каждой секции попеременно загорается красный свет, предупреждая водителей машин, велосипедистов, пешеходов, что к переезду  движется поезд, и запрещая им движение.

Существует много переездов, где нет шлагбаумов, на них нет и постов железнодорожников. Их называют неохраняемыми железнодорожными переездами.

На неохраняемых железнодорожных переездах переходить железнодорожное полотно можно лишь в том случае, когда с обеих сторон нет приближающегося поезда.

Хождение по железнодорожным путям и насыпи очень опасно и категорически запрещается. Некоторые учащиеся в зимнее время катаются с железнодорожной насыпи на санках и лыжах. Увлекаясь игрой, они не замечают приближения поезда и попадают в аварии. Правила безопасности на железнодорожном транспорте  запрещают подобные игры вблизи железнодорожных путeй.  Находиться посторонним на насыпи не разрешается. Соблюдение правил безопасности - залог бесперебойной работы железнодорожного транспорта.

Контрольные вопросы и задание.

1. Расскажите о правилах поведения на железной дороге.

2. Где можно переходить железнодорожные пути?

3. Какие правила необходимо соблюдать при переходе охраняемого железнодорожного переезда?

4. Какие правила необходимо соблюдать при переходе неохраняемого железнодорожного переезда?

Занятие №9. Тема: «Практические занятия  на специальной площадке».

Цель: закрепить полученные в IV классе знания и умения по правилам движения.        

Оборудование: специальная площадка с нанесенными элементами улиц и дорожной разметкой; транспорт - самокаты, велосипеды, педальные, автомобили (со световыми указателями).

Ход занятия. Класс делится на группы «водителей транспорта» и «пешеходов». «Водителям транспорта» вручают транспорт и инструктируют о подаче предупредительных сигналов. «Пешеходы» выстраиваются на тротуарах.        

По команде «Движение!» учащиеся на транспорте объезжают площадку и при каждом маневрировании подают предупредительные сигналы. Водители самокатов, велосипедов и не оборудованных световыми указателями педальных автомобилей подают сигналы рукой. «Пешеходы» при переходе улицы должны обращать внимание на эти сигналы. Затем группы меняются ролями и занятие продолжается. В заключение практических занятий учитель подводит итоги и оценивает действия учащихся.        

Экскурсия по городу в 4 классе.

Цель: наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов. Ознакомление с дорожными знаками, установленными по маршруту движения экскурсии.

Ход занятия. План экскурсии см. выше. Учащихся на экскурсии сопровождает звено юных инспекторов движения, родители. Время экскурсий не следует выбирать в часы «пик» на транспорте.

Перед экскурсией учитель напоминает порядок следования в группе. В заключение он задает вопросы и оценивает, как учащиеся самостоятельно восприняли увиденное во время экскурсии.

Контрольные вопросы.

1.Какие транспортные средства вы увидели на улице?

2.Какие дорожные знаки вы встретили на своем пути?

3.Почему нельзя переходить проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом?

4.Какие предупредительные сигналы подает водитель перед поворотом на перекрестке?

5.Почему нельзя играть на проезжей части улицы?

6.Почему все пешеходы идут по тротуару?

7.Где должна двигаться группа учащихся при переходе улицы?

8. Почему учащиеся должны идти парами в колонне?

9.Какие меры надо предпринимать при переходе улицы групп учащихся?

Организация уроков контроля знаний учащихся.

Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 3 – 4 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки.  В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.

Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».

1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, как  подает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.

        5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому  кому подчиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

        9.Какие  знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода? 13. Как  называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?        

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором нарисованы  вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?

17. Какие легковые автомобили  вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20. Расскажите о  правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.

Викторина по теме: «Пешеход».

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?        

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

9. Как и где надо переходить улицу?        

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить  переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?

Тесты для пешеходов.

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?        

           А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

           А - нет;  В - да;  С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

           А - да;  В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал;  С  - нет.        

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

           А - четыре (красный, желтый,  зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

               А - нет;  В - да;  С - да, т. к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?        

            А - по правой стороне дороги; В - навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

           А - после открытия дверей;  В - после остановки трамвая;  С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

           А  - да; В - нет; С - погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

               А - левой; В - правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

            А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

            А - да;  В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

            А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых;         С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

                    А – пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают  светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

            А пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов;  С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

             A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

             А - да; В - да, если нет травы и деревьев;  С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак  «Дети» ?

             А  - 1-й; В – 3-ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

             А - нет; В - да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?

              А на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и  пешеходов.

Тесты  для велосипедистов

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

                А -    нет;  В - да;  С - да, пропустив транспорт.

2. К какой  группе дорожных знаков  относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

                 А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.

3. Регулировщик - это ...

                 А дружинник,  имеющий соответствующую экипировку; В - дежурный по проходной;

С  - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

                 А - да;  В - нет;  С - да,  при наличии оборудованного сиденья.

5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

                А - да; В - нет;  С -  да,  при наличии удостоверения на право управления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте        под углом в 900?

                А правый  поворот; В - левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

                А - да; В - да, за спиной регулировщика;  С - нет.        .

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

                   А -  да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

                А - да;  В - нет; С - да, не старше 7 лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

                А - да, не создавая помех пешеходам;        В - нет;        С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

                А - да;         В - нет;  С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

                А - да;  В - нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

                А - да;  В -  да, если он  предназначен для велосипеда; С - нет.        

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?        

                        А - остановка запрещена;  В - стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных  средств.        

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

                         А - да;                В - нет;  С - да, если экиnирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

                 А - да;  В - нет;  С - да, не мешая пешеходам.

17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка» ?

                А - 1-й; В - 3-й;  С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

                А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железнодорожные пути вне железнодорожного поезда?

                     А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.

20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной  3,5 м?

                 А   - нет;  B -  да; С - да, если хорошо закрепить.

Ответы на тесты:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Для

 пешеходов

А

В

С

А

А

С

В

С

В

В

С

А

С

С

С

С

С

А

А

С

Для велосипедистов

В

С

А

В

В

А

С

В

С

А

С

С

В

В

С

С

С

С

В

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Скорость движения. Знаки дорожного движения ( 3 класс

Интегрированный урок по математике и окружающему миру.На уроке дети идут спасать дорожные знаки. Во время путешествия они выполняют задания злой Помехи- Неумехи, которая похитила дорожные знаки....

Занятие по правилам дорожного движения 3 класс

Занятие по правилам дорожного движения 3 класс.Тема: « Перекрестки.»Цель: Изучить основные п...

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения. 2 класс.

Данное мероприятие проводится в виде викторины, где ребята вспоминают правила, находят выход из ситуации....

Конспект занятия по ПДД «Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором» класс «Особый ребёнок»

Цель занятия: Объяснить учащимся назначение светофоров. Рассказать о значении светофора....

Внеклассное мероприятие "Знай и выполняй правила дорожного движения" 2 класс. Разработала Красник Светлана Анатольевна, ГБОУ НШ-ДС № 624 СПб

Внеклассное мероприятие проводится в виде игры, в которой участвуют две команды. Цель - формировать представление о безопасном поведении на дорогах, познакомить с участниками дорожного движения....

Презентация "Правила дорожного движения" 2 класс

Презентация для проведения классного часа или тематического часа в группе продлённого дня....