Развитие умений диалогового общения, как части коммуникативной культуры младших школьников
статья по теме

Гасникова Наталия Викторовна

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_n.v._gasnikova.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Гасникова

Научный руководитель – к. пед. наук, доцент  К.С.Бажин

Развитие умений диалогового общения,  

как части коммуникативной культуры младших школьников

Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности человека, в том числе и коммуникативной культуры. Процесс школьного обучения ставит ученика перед необходимостью создавать ситуации общения на уроке, вступать в дискуссию, спор, в то время как школьник не владеет необходимыми для этого умениями,  навыками диалогической речи ребенок владеет на бытовом уровне, в пределах опыта окружающих его людей. Диалоговое общение - форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов. Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Исходя из актуальности данной проблемы, была реализована программа «Мастерская общения» для учащихся 4 класса. В основе программы лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемые, прежде всего в диалоге. Цель развития умений диалогового общения у младших школьников научить детей пользоваться диалогом как формой общения. Деятельность по развитию коммуникативных умений диалогового общения у младших школьников выстроена в последовательную систему взаимосвязанных действий педагога и обучающихся и представлена следующими этапами:

  1. Диагностическим, решающим аналитические задачи по определению индивидуальных особенностей, исходного уровня сформированности коммуникативной культуры обучающихся, готовности к взаимодействию.
  2. Подготовительным (этап планирования), решающим задачи по определению цели и содержания учебного диалога, места проведения в плане, по разработке сценария конкретного диалога.
  3. Технологическим, решающим организационно-деятельностные задачи по непосредственному осуществлению диалогической деятельности.
  4. Оценочным, решающим оценочные и коррекционно-регулирующие задачи по анализу результатов учебного диалога, оцениванию личного вклада обучающегося и трудностей, возникших в процессе диалога.

В процессе реализации программы решались следующие задачи:

  • содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения);
  • учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности, действию;
  • формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;
  • формирование умений ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усвоение вариативных формул речевого этикета, обслуживающих эти ситуации, осознанное их использование в соответствии с обстоятельствами и задачами общения.
  • развивать умения следовать правилам ведения диалога.

Немаловажная роль в развитии умений диалогового общения отводилась работе детей в парах. Особое внимание было обращено на умение не только слушать друг друга (педагога), но и слышать. Равноправный диалог возможен только в обстановке доброжелательности. Для формирования доверительных эмоциональных связей между детьми использовались различные игры и упражнения.

Организация работы в паре, работа над коллективными проектами,   нацелены не только на развитие познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли,  устанавливать очередность действий, находить  общее решение. Этот вид работы очень важен, так как способствует формированию коммуникативных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.

По результатам проведенной работы можно сказать, что развитие коммуникативных умений эффективно только тогда, когда у ребенка  формируется осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям,  умение предвидеть ситуацию общения, правильно ее  оценить и, в соответствие  с этим, применять речевые нормы общения.

Таким образом, коммуникативная культура реализуется в  диалоговых формах общения. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности младшего школьника, а общение строится на коммуникативных умениях.

 Примечания

1.      Головина, О.П. Развитие диалогической речи учащихся младших классов [Текст] / О.П. Головина // Вестник ТГУ. – 2009. – №7 (75). – С. 216 – 220.

  1. Якупова, Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников [Текст] / Г.Ш. Якупова // Вестник ЮУрГУ. – 2006. – №3. – С. 146 – 147.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной культуры младших школьников в рамках проектной деятельности

Описание опыта работы по формированию коммуникативной культуры в рамках курса"Учусь создавать проект"...

Формирование и развитие коммуникативной культуры младших школьников на логопедических занятиях

Младший школьных возраст является важным этапом социализации и развитии коммуникативных умений. Главными принципами, необходимыми для успешной деятельности и благополучия будущей жизни ребенка, являют...

Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери.  Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.В связи с тем, что приоритетным направлением ...

Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с па...

Выступление на межрегиональном вебинаре «Формирование и развитие навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ посредством игровой деятельности».

Парадокс игры – в игре ребёнком движет стремление к удовольствиям, с другой стороны он стремится соблюдать правила. Происходит подчинения правилам поведения или партнёра. Поведение и познаватель...